Файл: Богомолов С.И. Взаимосвязанные колебания в турбомашинах и газотурбинных двигателях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.07.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соотношение (151) связывает параметры деформиро­ ванного и напряженного состояния в крайних сечениях пролета ротора и пролета корпуса. Матрица пролета корпуса (А/), как и матрица пролета ротора (Bj), явля ­ ется при этом произведением матриц отдельных элемен­

тов

пролета — невесомых

упругих стержней (132) участ­

ков

оболочки

вращения

(140), массовых

элементов (133),

а также матриц

упругих

опор

(134),

учитывающих

под­

веску

корпуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчетной моделью связи между ротором и корпусом

может

служить

круглая

пластина,

участок

конической

оболочки, либо

упруго-массовый элемент

с

произволь­

ным

числом

масс. Связь

может

состоять

также из

раз­

личных

элементов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Если Д /

 

матрица связи, определяющая

соотношение

между

параметрами

деформированного

состояния

(при­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

веденными

к

осям

координат

ротора

и

корпуса)

в ее

крайних сечениях, то переход через связь можно осуще­

ствить с помощью

матрицы

 

 

 

 

 

 

 

7

d &

 

0

d,-

- rfjrf3

]di

 

 

Ri

О

/

 

0

 

0

 

 

 

0

-

 

/

 

df^d,i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-0

0

 

о

 

I

 

 

При этом

/ — единичная

матрица

второго

порядка;

di — блоки

2 x 2 матрицы

Д /

=

1, 2,

3,

4),

 

"

d u

d12

'

 

 

"^13

du

'

 

.

4 i

 

,

d%

=

. 4 з

d2i

_

 

. d%2.

 

 

 

'

d31

di2_ .

d\

=

~di3

d34

 

 

 

du

_ d^

da\

 

Матрица

Rj

связывает параметры в сечениях

ротора

и корпуса за

и

перед связью.

Получена

матрица

путем

элементарных

преобразований

условий

равновесия сил

и моментов в узлах сопряжения связи с ротором и кор­

пусом и условий равенства перемещений

и углов пово­

рота элементов в узлах.

 

 

Матрица

системы — произведение матриц

пролетов

(Fj) и связей (Rj), полученное с учетом

их

количества

и порядка

следования.

 

 

7*

151


Пример

расчета. Выполнен

расчет критических

с к о ­

ростей системы ротор — связи — корпус

одного из

ГТД,

дискретная

расчетная схема

которой

приведена

на

рис. 63, а. Модель представляет собой систему сосредо­ точенных масс, соединенных невесомыми упругими участ­ ками стержня . Поскольку основное внимание уделялось

 

 

 

качественному

 

анализу

вза-

а

 

 

пмосвязанных

 

 

колебаний,

 

©

участки

оболочки

в

рассмо­

 

трение

не

вводились.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исходные

данные

 

диск­

 

 

 

ретной модели ротора приве­

 

 

 

дены в

табл. 39,

корпуса — в

 

 

 

табл. 40,

связи

иммитирова-

 

 

 

лнсь

пружинами,

жесткость

 

 

 

которых

с, =

 

0,5

• 108

 

н/м,

 

бмофшн сч = 1

0 8

"А"- Жесткость

под­

 

 

 

весок

 

корпуса

с3

 

=

2 X

 

 

 

X Ю8

 

н/м.

 

 

 

 

 

 

 

Корпус

 

 

 

 

 

п,=тОо51иин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

nt'7200

ев/юн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ротор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п3*

I2IOO об/иин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оотор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 63. Колебания

системы

 

 

 

Рис.

64.

Низшие

 

ротор—связи—корпус.

 

 

 

 

критические

ско­

 

 

 

 

 

 

 

рости

 

ротора

 

на

 

 

 

 

 

 

 

упругих

опорах.

 

На рис. 63, б приведены значения критических ско­ ростей и соответствующие формы колебаний ротора, которые определялись с учетом упругих и инерционных свойств корпуса с подвеской.

На рис. 64 представлены низшие критические ско­ рости рассматриваемого ротора на упругих опорах.

152


 

 

Т а б л и ц а

39

03

 

h

m,,

г4

 

S" §

 

h - £ / ,

кг

о

 

X 10« MHM

 

 

ai

 

 

 

1

0,104

15,96

21,07

2

0,121

1,442

3

5,94

6

.—

4

6,10

5

0,111

1,27

8

—.

6,20

7

0,104

1,095

9

0,085

0,437

10

5,40

11

0,1005

0,286

12

0,0825

0,204

12,16

13

 

14

13,34

15

0,0765

0,318

16

19,97

17

0,0675

0,260

18

19,97

19

0,0685

0,308

 

20

10,01

21

0,1245

1,729

Номер элемента

Т а б л и ц а

40

h

-10»,

/П/, кг

 

 

 

 

 

 

I/HM

 

1

 

 

1,21

4

0,126

0,842

2

 

3

0,147

1,089

 

 

0,41

5

0,147

1,340

8

0,126

0,860

6

7

0,147

0,799

10

0,37

9

0,147

0,713

13

0,207

0,447

11

0,066

0,454

12

0,147

0,452

0,97

16

14

0,126

0,386

15

0,147

0,255

0,99

 

 

 

17

0,147

0,165

20

0,24

18

21

0,126

0,228

19

 

0,147

1,03

 

 

0,32

22

0,147

1,08

23

0,33

§ 5. МАТРИЧНОЕ УРАВНЕНИЕ ДЛЯ РАСЧЕТА КРИТИЧЕСКИХ СКОРОСТЕЙ РОТОРА С УПРУГО ПОДВЕШЕННЫМИ ДИСКАМИ

Алгоритм расчета взаимосвязанных колебании систе­ мы ротор — связи — корпус может быть использован для расчета критических скоростей ротора с упруго подвешенным диском или системой дисков (рис. 1, б, в).

Расчетные схемы системы представлены на рис. 65. Ось подвески рассматривается как ось некоторого фик­ тивного корпуса.

В случае одного упругого подвешенного диска (рис. 65,6)

пролет фиктивного корпуса состоит из одного

массового

элемента — облопаченного диска.

В

случае

системы

упруго

подвешенных дисков матрица

пролета фиктивного

корпуса

формируется как произведение

матриц

массовых

153


элементов и участков оболочки либо безмассовых упругих стержней. Как и для системы ротор — связи — корпус,

. . . . И Н Н , фиктиеный корпус

Ротор

 

 

Сбязб^

и/ Фиктидныа

 

 

 

корпус

X

 

0~

-J^''

Ротор

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 65.

Расчетные

схемы

для

определения критических

ско­

ростей

роторов с упруго подве­

 

шенными дисками.

 

связью может быть круглая пластина,

участок коничес­

кой оболочки и упруго-массовый

элемент.

Г Л А В А VI

ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ КОЛЕБАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ РОТОРА ТУРБОВИНТОВОГО ДВИГАТЕЛЯ

§1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Рассматривается система, состоящая из винта, редук­ тора, компрессора и турбины (рис. 1, г).

Исследуются взаимосвязанные крутильно-продольные колебания валопровода системы, сопровождающиеся изгибными колебаниями гибких облопаченных дисков и лопастей винта. Редуктор заменяется приведенной одновальной системой. Лопасти винта, как и рабочие лопатки,

рассматриваются

как закрученные

стержни

переменного

поперечного сечения. Д л я

 

описания упругих и инерци­

онных свойств

валопровода

используется теория продоль­

но-крутильных

 

колебаний

стержней

и

продольно-кру-

тнльно-изгибных колебаний участков замкнутой

кони­

ческой

и цилиндрической

 

оболочки.

Связь

крутильных

и продольных

колебаний

 

валопровода

осуществляется

при

наличии

в

системе

естественно

закрученной

или

незакрученной

лопатки, у

 

которой

ни одна

из

главных

осей

инерции

не

совпадает с плоскостью

диска.

 

Синфазные

колебания таких лопаток в плоскости

диска,

возникающие в результате

крутильных

колебаний

валопровода,

сопровождаются

изгибом

в

плоскости,

перпендикулярной диску.

 

Силовые

параметры

этой де­

формации вызывают продольные колебания валопровода. Задача, как и ранее рассмотренные, решается методом начальных параметров в матричной форме. Получены матрицы перехода через отдельные элементы системы. Матрица системы — произведение матриц отдельных эле­ ментов, полученное с учетом порядка следования и усло­ вий сопряжения элементов.

1 55


§ 2 . МАТРИЦА КРУТИЛЬНО-ПРОДОЛЬ НЫХ КОЛЕБАНИЙ

УЧАСТКА

 

 

ВАЛА

 

 

Д л я перехода

через

участок вала

последний

заменя ­

ется дискретной

моделью (рис. 66, а).

Матрица

перехода

через отдельный элемент

вала (рис.66,

б) формируется из

m„Л n,Jpi

в к,Sx

1*1

MКПП <

Рис. 66. Дискретная модель участка вала.

матриц несвязанных продольных и крутильных колебаний элемента. Матричное соотношение имеет вид

 

 

 

- 1 0 кр2

 

 

0 -

- Рх -

 

/Икр

 

0

1

о

 

 

 

ркр*

 

 

 

 

и

 

гк0 1

тк р2

е

к

0

 

и

9

_

ѳ

_ к+1

_ 0 е к 0

 

 

 

\—1ркрЧк-

_

0

- H

где Рх, МІ<Р,

U, 0 — соответственно

 

силовые

и

геомет­

рические

параметры

крутильно-продольных

колебаний

элемента,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

» -

І к

„ -

 

1«

 

 

 

 

156