Файл: Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. Инженерные методы расчета.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.07.2024
Просмотров: 203
Скачиваний: 1
Для |
вычисления |
vcpjv^ |
на третьем |
участке воспользуемся |
|
степенным профилемѵ0/ѵ„ = |
[53]: |
|
|||
Ѵ~ |
ПГ1™ Нкан 2 |
^co |
I-!+ 1)(и + 2) |
8(2л3 |
+ 1) • (55) |
|
n r v d r |
|
|
nb |
|
|
3 |
|
|
|
|
В табл. 9 приведено сравнение расчетных значений Ѵо°/ѵср по формуле (55) с опытными по работе [61] в зависимости от b при д=1/7, откуда видно, что неоднородность скорости на треть ем участке меньше, чем па первом (где й = 6,ф= 4 ). Следователь но, поправками на двухмерность потока можно пренебречь и на третьем участке канала заряда.
|
|
|
|
|
|
Таблица 9 |
ь |
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
t'co |
(55) |
1,22 |
1,27 |
1,33 |
1,39 |
1,45 |
t'cp |
[61] |
1,24 |
1,30 |
1,35 |
1,40 |
1,4-1 |
Схема рис. 10 предусматривает разграничение областей тече ния как в осевом, так и радиальном направлениях. В соответ ствии с этой схемой закон конвективного теплообмена изменя ется по длине канала, а именно:
—па начальном участке L = Ln поток находится в условиях изоляции от конвективного теплоподвода вследствие инжекции продуктов сгорания;
—на втором участке длиной Ls, на котором нарастает по граничный слой, начинается увеличение теплового потока к
стенке;
— на третьем — закон конвективного теплообмена близок к соответствующим соотношениям теории турбулентного течения на основном участке трубы; влияние инжекции является относи тельно слабым и может быть учтено.
Вследствие изменения теплового потока по длине канала из меняется скорость горения твердого топлива — возникает «эро зионное» увеличение скорости горения [14].
Однородность газового потока в канале заряда твердого топ лива существенно нарушается там, где газы втекают с больши ми поперечными скоростями — на входе в канал или в районе поперечной щели (§ 2. 4). Поперечная струя отрывается от кром ки (вниз по потоку), образуется застойная зона А и поток сжи мается (рис. 11). На некотором расстоянии от щели (сечение 3—3) площадь сжатия потока Fcm минимальна, скорость не име ет поперечной составляющей, а статическое давление одинаково по всему поперечному сечению канала.
38
Оценим перепад давления рзІРи исходя из уравнений непре рывности и сохранения полного импульса газового потока в ци линдрическом канале Л = ^ 4 (<х=90°, F0— const):
P\F\ |
А і/ ( ?ч) Л = Л (/?4—^сж |
Р з^ сж |
||
г а і) |
г(Щ |
|||
|
|
|||
|
= Рз (Fi — F сж) + |
Аіз^сж/ Р-э). |
где раз и Аз — средние давление торможения и квадрат скорости в сжатом сечении Fcn<— F + F причем
|
P03F +P03F' |
P03F' |
|
|
|
|
Раз; |
Роз |
• Роз |
|
Т(>1-А32) |
||
Frw |
: Раз" |
|
k + |
|||
|
|
2 — -----------Ф Г+ ---------------(*з)2' ?' |
= ,,A“-------------------------------,Ч F‘ [(Хз)2- ^ ] |
|
Рис. II. |
Истечение из радиальной щели в канал: |
|
а—схема; |
б—изменение |
давления по длине канала; |
— --------- |
при равномерном |
подводе газа на всеіі длине |
Смешением струй на участке 1—3 можно пренебречь; при этом давления торможения осевого р0 и втекающего потоков p'Qпосто
янны: роз=Роі'- Р а з /?02’Тогда потери полного давления на смеше ние на участке 1—4
1 |
|
|
|
1---- |
Роі |
f (^4) |
k + 1 |
^ |
Х~ J |
будут равны потерям при внезапном расширении потока от Fсж до Fl= F i на участке 3—4 (42):
В |
первом |
приближении |
роі — роз=роз |
[следовательно, |
^з=(^з)2—^з]-
Сравнивая потери на смешение (участок 1—4) и на расширение, получим для относительной площади сжатия потока
39
^еж |
k ч~ 1 |
/ а о -1 |
H Y ' 4 |
^4 |
1+ V kil |
/а*) |
В случае втекания в канал со стороны торца, находящегося вблизи переднего дна, Хі= 0 и относительное сжатие потока равно
ТСж |
+ + - ( 1 — |
— |
1 + 1 |
||
|
*х= V |
/ а * ) |
При известном FcnJFi определяется перепад давления в об ласти сжатия потока [p03Fcmq (Х3) = РоЛт(Х/,); Fcmh ~ F4h,]:
ря _ |
Розд аз) |
I _ k |
)2 |
Р1 |
РтЯ(Ф) ~~ |
к -!- 1 |
1 |
Отсюда видно, что падение давления в области сжатия боль ше, чем перепад на всем участке 1—4:
ü± = f i + ] ~ 1 |
2к |
(1 |
|
Р\ г (>ч) |
к -і- 1 |
у |
>4 ) |
^ = 0,8X2; Дсж//\,= 0,69; —^+Х— 0 ,1; |
см. |
также рис. 22j . |
Перепад давления между щелыо и застойной зоной р2— рз> >Рі — рз может привести к деформации заряда, сужению кана ла (около сечения 3—3) и дальнейшему росту неоднородности газодинамических параметров. Во избежание возможных анома лий в работе РДТТ целесообразны скругление кромки (ближней к 3—3) и наклон щелей по потоку. При этом уменьшается сжа тие потока и, следовательно, перепад давления р\/р3 [25]:
Таким образом, течение газа в канале заряда РДТТ с доста точной точностью описывается моделью одномерного потока. Местные газодинамические неоднородности, обусловленные при током газа в канал от поперечных элементов горящей поверх ности, сглаживаются выбором рациональной формы заряда твер дого топлива.
40
1.10. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГАЗОДИНАМИКИ РДТТ
Задачи газодинамики РДТТ не всегда удается свести к ма тематическим. Для ряда сложных течений вообще отсутствует математическая постановка задачи. В этих случаях главную роль играют экспериментальные методы, включающие модели рование газодинамических процессов в РДТТ и огневые стендо вые испытания натурных двигательных установок. Основные экспериментальные проблемы газодинамики РДТТ включают:
— до- и сверхзвуковые течения с местными отрывными зо нами;
•— неравновесное течение двухфазных продуктов сгорания в соплах;
—распространение асимметричных возмущений в потоке;
—переходные процессы при запуске двигателя, воспламене нии и гашении заряда;
—тепломассоперенос на обтекаемых поверхностях элемен тов газового тракта (унос теплозащитных материалов и эрози онное горение твердого топлива).
Условия, которые должны соблюдаться в опытах с моделью, а также характерные и удобные параметры, определяющие ос новные эффекты и режимы течения, устанавливаются на основе соображений теории подобия и общефизических предпосылок [70]. В соответствии с характером исследуемого процесса и целя ми эксперимента применяются:
—■методы гидродинамической аналогии [25];
—«холодные» испытания путем продувки моделей [82, 97];
—«горячие» испытания моделей, использующие продукты сгорания топлив в газогенераторе [42, 92];
—запуски экспериментальных двигателей и ракет (29]. Рассмотрим типичные примеры экспериментальных работ по
газодинамике РДТТ.
Для исследования взаимодействия между потоком, движу щимся в осевом канале топливного заряда, и течением из ра диальных щелей в работе [25] использован горизонтальный гидролоток со свободной поверхностью. Поле давления в газовом потоке определяется по результатам измерения толщины водя ного слоя h и по соотношениям метода гидродинамического по добия: р ~ Д 2 '[25]. В соответствии с результатами, полученными в гидролотке, найдено, что в области щели происходит сжатие потока и образование местных отрывных зон: малой •— у перед ней кромки щели — и более протяженной, начинающейся за задней кромкой. Давление в щели, по существу, равно давле нию в центральном канале до зоны взаимодействия. Расстояние вдоль оси, требующееся для полного завершения гидродинамиче ского взаимодействия, относительно мало. Все эти данные дают возможность построить кусочно однородную теоретическую мо-
41