Файл: Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. Инженерные методы расчета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.07.2024

Просмотров: 203

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для

вычисления

vcpjv^

на третьем

участке воспользуемся

степенным профилемѵ0/ѵ„ =

[53]:

 

Ѵ~

ПГ1™ Нкан 2

^co

I-!+ 1)(и + 2)

8(2л3

+ 1) • (55)

 

n r v d r

 

 

nb

 

3

 

 

 

 

В табл. 9 приведено сравнение расчетных значений Ѵо°/ѵср по формуле (55) с опытными по работе [61] в зависимости от b при д=1/7, откуда видно, что неоднородность скорости на треть­ ем участке меньше, чем па первом (где й = 6,ф= 4 ). Следователь­ но, поправками на двухмерность потока можно пренебречь и на третьем участке канала заряда.

 

 

 

 

 

 

Таблица 9

ь

 

0

1

2

3

4

t'co

(55)

1,22

1,27

1,33

1,39

1,45

t'cp

[61]

1,24

1,30

1,35

1,40

1,4-1

Схема рис. 10 предусматривает разграничение областей тече­ ния как в осевом, так и радиальном направлениях. В соответ­ ствии с этой схемой закон конвективного теплообмена изменя­ ется по длине канала, а именно:

па начальном участке L = Ln поток находится в условиях изоляции от конвективного теплоподвода вследствие инжекции продуктов сгорания;

на втором участке длиной Ls, на котором нарастает по­ граничный слой, начинается увеличение теплового потока к

стенке;

— на третьем — закон конвективного теплообмена близок к соответствующим соотношениям теории турбулентного течения на основном участке трубы; влияние инжекции является относи­ тельно слабым и может быть учтено.

Вследствие изменения теплового потока по длине канала из­ меняется скорость горения твердого топлива — возникает «эро­ зионное» увеличение скорости горения [14].

Однородность газового потока в канале заряда твердого топ­ лива существенно нарушается там, где газы втекают с больши­ ми поперечными скоростями — на входе в канал или в районе поперечной щели (§ 2. 4). Поперечная струя отрывается от кром­ ки (вниз по потоку), образуется застойная зона А и поток сжи­ мается (рис. 11). На некотором расстоянии от щели (сечение 33) площадь сжатия потока Fcm минимальна, скорость не име­ ет поперечной составляющей, а статическое давление одинаково по всему поперечному сечению канала.

38



Оценим перепад давления рзІРи исходя из уравнений непре­ рывности и сохранения полного импульса газового потока в ци­ линдрическом канале Л = ^ 4 (<х=90°, F0— const):

P\F\

А і/ ( ?ч) Л = Л (/?4—^сж

Р з^ сж

г а і)

г(Щ

 

 

 

= Рз (Fi — F сж) +

Аіз^сж/ Р-э).

где раз и Аз — средние давление торможения и квадрат скорости в сжатом сечении Fcn<— F + F причем

 

P03F +P03F'

P03F'

 

 

 

Раз;

Роз

• Роз

 

Т(>1-А32)

Frw

: Раз"

 

k +

 

 

2 -----------Ф Г+ ---------------(*з)2' ?'

= ,,A“-------------------------------,Ч F‘ [(Хз)2- ^ ]

 

Рис. II.

Истечение из радиальной щели в канал:

а—схема;

б—изменение

давления по длине канала;

— ---------

при равномерном

подводе газа на всеіі длине

Смешением струй на участке 1—3 можно пренебречь; при этом давления торможения осевого р0 и втекающего потоков p'Qпосто­

янны: роз=Роі'- Р а з /?02’Тогда потери полного давления на смеше­ ние на участке 1—4

1

 

 

 

1----

Роі

f (^4)

k + 1

^

Х~ J

будут равны потерям при внезапном расширении потока от Fсж до Fl= F i на участке 3—4 (42):

В

первом

приближении

роі — роз=роз

[следовательно,

^з=(^з)2—^з]-

Сравнивая потери на смешение (участок 14) и на расширение, получим для относительной площади сжатия потока

39


^еж

k ч~ 1

/ а о -1

H Y ' 4

^4

1+ V kil

/а*)

В случае втекания в канал со стороны торца, находящегося вблизи переднего дна, Хі= 0 и относительное сжатие потока равно

ТСж

+ + - ( 1 —

1 + 1

 

*х= V

/ а * )

При известном FcnJFi определяется перепад давления в об­ ласти сжатия потока [p03Fcmq (Х3) = РоЛт(Х/,); Fcmh ~ F4h,]:

ря _

Розд аз)

I _ k

)2

Р1

РтЯ(Ф) ~~

к -!- 1

1

Отсюда видно, что падение давления в области сжатия боль­ ше, чем перепад на всем участке 14:

ü± = f i + ] ~ 1

(1

 

Р\ г (>ч)

к -і- 1

у

>4 )

^ = 0,8X2; Дсж//\,= 0,69; —^+Х— 0 ,1;

см.

также рис. 22j .

Перепад давления между щелыо и застойной зоной р2— рз> >Рі рз может привести к деформации заряда, сужению кана­ ла (около сечения 33) и дальнейшему росту неоднородности газодинамических параметров. Во избежание возможных анома­ лий в работе РДТТ целесообразны скругление кромки (ближней к 33) и наклон щелей по потоку. При этом уменьшается сжа­ тие потока и, следовательно, перепад давления р\/р3 [25]:

Таким образом, течение газа в канале заряда РДТТ с доста­ точной точностью описывается моделью одномерного потока. Местные газодинамические неоднородности, обусловленные при­ током газа в канал от поперечных элементов горящей поверх­ ности, сглаживаются выбором рациональной формы заряда твер­ дого топлива.

40


1.10. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГАЗОДИНАМИКИ РДТТ

Задачи газодинамики РДТТ не всегда удается свести к ма­ тематическим. Для ряда сложных течений вообще отсутствует математическая постановка задачи. В этих случаях главную роль играют экспериментальные методы, включающие модели­ рование газодинамических процессов в РДТТ и огневые стендо­ вые испытания натурных двигательных установок. Основные экспериментальные проблемы газодинамики РДТТ включают:

— до- и сверхзвуковые течения с местными отрывными зо­ нами;

•— неравновесное течение двухфазных продуктов сгорания в соплах;

распространение асимметричных возмущений в потоке;

переходные процессы при запуске двигателя, воспламене­ нии и гашении заряда;

тепломассоперенос на обтекаемых поверхностях элемен­ тов газового тракта (унос теплозащитных материалов и эрози­ онное горение твердого топлива).

Условия, которые должны соблюдаться в опытах с моделью, а также характерные и удобные параметры, определяющие ос­ новные эффекты и режимы течения, устанавливаются на основе соображений теории подобия и общефизических предпосылок [70]. В соответствии с характером исследуемого процесса и целя­ ми эксперимента применяются:

—■методы гидродинамической аналогии [25];

«холодные» испытания путем продувки моделей [82, 97];

«горячие» испытания моделей, использующие продукты сгорания топлив в газогенераторе [42, 92];

запуски экспериментальных двигателей и ракет (29]. Рассмотрим типичные примеры экспериментальных работ по

газодинамике РДТТ.

Для исследования взаимодействия между потоком, движу­ щимся в осевом канале топливного заряда, и течением из ра­ диальных щелей в работе [25] использован горизонтальный гидролоток со свободной поверхностью. Поле давления в газовом потоке определяется по результатам измерения толщины водя­ ного слоя h и по соотношениям метода гидродинамического по­ добия: р ~ Д 2 '[25]. В соответствии с результатами, полученными в гидролотке, найдено, что в области щели происходит сжатие потока и образование местных отрывных зон: малой •— у перед­ ней кромки щели — и более протяженной, начинающейся за задней кромкой. Давление в щели, по существу, равно давле­ нию в центральном канале до зоны взаимодействия. Расстояние вдоль оси, требующееся для полного завершения гидродинамиче­ ского взаимодействия, относительно мало. Все эти данные дают возможность построить кусочно однородную теоретическую мо-

41