Файл: Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. Инженерные методы расчета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.07.2024

Просмотров: 188

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

направлением скорости набегающего потока, зависят только от величины обтекаемого угла и не зависят, например, от скорости набегающего потока.

В случае обтекания прямого угла экспериментальные данные дают следующие значения углов: со= 5°, (Х2=10о.

Разность давлений по обе стороны турбулентной области очень мала; при обтекании прямого угла она составляет р1 — 0,006(qüi2/2). Это значит, что давление в начальном се­ чении широкой части канала при внезапном расширении практи­ чески одинаково.

Газ в

турбулентную

зону

свободного

перемешивания

(см. рис. 8)

втекает как со стороны струи, так и из окружающего

 

 

пространства; скорость

втекания

 

 

газа из

пространства сь^О.ОЗщ.

 

 

В случае внезапного расширения

І

 

газ

из

застойной

зоны

втекает

 

в вихревую область. Отсюда сле­

 

дует, что в застойной зоне суще­

 

ствуют обратные токи [2].

 

Рис. 8. Отрыв потока при внешнем

Рассмотрение процессов сво­

обтекании угла

бодного перемешивания в турбу­

 

 

лентной зоне необходимо не толь­

ко для анализа течений газа в местных сопротивлениях. Резуль­ таты теории свободных турбулентных струй оказываются суще­ ственными для исследования таких сложных явлений, как отрыв потока от стенок сопла при противодавлении (гл. Ill), как «поро­ говая» скорость потока при горении твердых топлив. Сводка используемых в книге данных о турбулентной зоне при обтека­ нии прямого угла приведена в табл. 8.

Таблица 8

Наименование

Угол при вершине турбулентной области

Разность давлений по обе стороны турбулентной области

Сила трения внутри турбулентной зоны свободного перемешивания („по­ луструя“), отнесенная к единице по­ верхности

Обозначение

Величина

а1 + а2

15°

\ р

Q V -

0,006—^-—

 

2

Ттр

0 ,025 -^ —

 

Детальная теория турбулентных течений приведена, напри­ мер, в монографиях [2, 8].

32


1.8.ОБ ИНТЕГРАЛЬНЫХ МЕТОДАХ ТЕОРИИ СТРУЙ

Сцелью исследования влияния сжимаемости и смешения на распространение газовой струи в канале рассмотрим истечение че­ рез удлиненную (ср. с рис. 5) трубку Борда (рис. 9, а, LmlOd).

Во входном участке канала 12 струя сжимается до FCiK<iF‘, в сжатом сечении 2—2 скорость имеет только осевую составля­ ющую. В задаче об истечении из относительно короткой трубки (выходное отверстие вблизи сечения 2 2) предполагается, что смешения нет, давление торможения в струе постоянно (Роі=Ро2),

£

\ А

 

J

 

-1

 

 

 

ъ|-

и

И

- ~ Г ^

■S'

1

2

 

£|£ -

^

'

t

r

 

 

S)

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

h-

| Н ~

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

2

2

 

 

в)

 

 

-4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 9.

Режимы

торможения

газовой

струн

в канале:

 

 

 

 

 

 

а

д о з в у к dо oв uа cя c m

к а н а л е

е

р

с т р у п ;

в

я

, . р

<

( р

2/ р 0 і )

< 1 ;

0 , 7 6 < (

с о

г

р

а н

и

ч е

н

н

ы

м

с

в

х

з в

у

к о

ы

м

с

я

д

р

о м

; <0.7ß:0 ,

2

6

<

( р .

в— г

р

а н

и

ц

ы

с

в

е

р х з

в у к

о

в

о

г

о

у

ч

а с

т

к а

т

р

у

н

64;к

а гсаи юз

т­

с

я

с

м е н е н и е

д а в л е н и я I — п бо е з к ау нч ае лт уа ;

с IмI —е шс

 

е ун чи ея т; о м

с м е ш

 

е н

газ вне струи неподвижен и давление в нем равно атмосферному

 

 

(эти же предположения используются при решении краевой за­

 

 

дачи теории потенциальных течений)

[10, 28].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В случае истечения через длинный канал смешением можно

 

 

пренебречь только на начальном участке 12. Вниз по течению

 

 

от сечения 2—2 струя перемешивается с газом, находящимся ѵ

 

 

стенок, давление торможения падает из-за потерь на вихреобра-

 

 

зование, а статическое давление у стенок изменяется немоно­

 

 

тонно; оно минимально в области

максимального сжатия струи

 

 

(сечение 2—2):

р2<Рз<Роз<Р(а = Роі-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из уравнения сохранения полного импульса газового потока в цилиндрическом канале (А,і~0, ro = const; Fсж — площадь сжа­ того сечения в плоскости 22)2

2

3734

33


Pm.F = PoJ M

 

- ^сж) =

к

O z{\) a KP-|-

 

- f Pi (F - ^ с ж ) =

^ о з / w

^ =

~ ~ r

=

(X 8

 

 

л (X3)

ft

 

 

получаем соотношения для определения:

 

 

 

— коэффициента расхода

 

 

 

 

 

IX

fe«

1— Р2

 

 

 

■Роі

 

 

 

 

/=■

(Х2) ■

Р2

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

Ро\

 

 

 

— взаимосвязи между приведенными скоростями в сжатом Яг и выходном Яз сечениях

1 р-2

Роі/ (Хг)

z (Х3)— z (^2)

Р01

— коэффициента восстановления полного давления в выход­ ном сечении (5—3)

Роз 1 Рз

р (Х3)-

Р01 / (Хз) Роі

До тех пор пока р2/Роі> яКр, давление одинаково по всему поперечному сечению канала в плоскости 2—2 и приведенная скорость Я2 в сжатом сечении определяется по я (Яг) 2ІРоі- С помощью соотношения для потерь полного давления при вне­ запном расширении (42)

~ 1

Ц ( 1 _ f ™ - ) 2 sä 1

2

--------- Х32 1—---------

Р02

ft -Г 1 \

Р J

ft + 1 \Рсж

можно получить новую формулу для коэффициента ц:

•где приведенная скорость в выходном сечении Я3 определяется іпо газодинамической функции л(Я3) = Рз/Роі=Рв/Роі (давление в выходном сечении 3—3 равно давлению окружающей среды, т. е.

■Ра=рж).

При рг/^оі^Якр (рис. 9, б) скорость потока в сжатом сечении іравна критической (Яг=1; /(Яг)=/кр), а давление неоднородно

34


по сечению 22: давление в струе больше (или равно при р2= = ЛкрРоі). чем давление вне ее. Критический режим течения в сжатом сечении устанавливается при относительном давлении в

сечении

33 большем,

чем Р2ІРоі = яі;р: р3/роі= 0,76 (/г=1,4;

№//001 =

0,528; FC-,JF— 0,638). При І 2 = 1 имеем

 

 

Р о і ^ сж = Р і ) $

F

или

iS*. — iShÈ ==---- 1---- .

 

F

f ( h ) г (X3)

/кр

При №/Роі<Яіф газовая струя расширяется после сжатого сечения (Ä2= l) и появляется участок со сверхзвуковыми скоростя­ ми. При некотором относительном недорасширении в сжатом сечении (роіЯІф>-/?2) границы сверхзвукового участка коснутся стенок трубки (например, в сечении 2'2' рис. 9, е), область око­ ло сечения 22 изолируется от внешнего давления и трубка за­

пустится (процесс, аналогичный запуску выхлопного

диффузо­

ра). В этом случае приведенная скорость Ло >1

в сечении 2'2'

определяется расширением от Fcm до F \q ().') =

FC>JF], а на уча­

стке 2'—3 уменьшается

до дозвуковой Ха =

]/л^. Коэффициент

восстановления давления

торможения

при

смешении

розІРоі =

= 1//(Аз)

равен в момент запуска коэффициенту восстановления

полного давления в прямом скачке Pw/Pw— f i K V f O l K )

(поте­

рями на

участке расширения 22'

пренебрегаем);

получаем

X' = l,50;

Fcm/F=q(l’2) = 0,731; Ä,3= 1/>-â=0,667;

РзІРоі = г(\/К) =

= 0,64. Давление в изолированной отрывной

области

р2

после

запуска

трубки (рис. 9, в) существенно зависит от структуры

местных возвратных течений.

 

 

 

 

 

Следовательно, коэффициент сжатия и режим распростране­

ния газовой струи в канале (см. рис.

9) изменяются

с измене­

нием относительного давления ро/роі, связанным с изменением давления окружающей среды pjpoi (Рп/р<н= Рз/Рм):

Р2 _

z(k3) — z(k2)

Poi

z(h) — i/[fKlq(h)]

На рис. 9, г представлено изменение давления у стенки канала в сечении 22 в зависимости от давления окружающей среды

Р2ІРоі=}(Рп/Роі)\ кривая

II соответствует длинному каналу

(Рз — Рп)] кривая I — короткому (р2=р1,). Эта зависимость после

запуска длинного канала

(pJpoi<l г( 1/Д) =0,64) не может быть,

рассчитана без знания возвратных потоков. Уменьшению относи­ тельного давления р2ІРоі от 1 до 0, обусловленному уменьше­ нием противодавления окружающей среды ри/Рои соответствует:

увеличение коэффициента сжатия от 0,5 до 0,789;

уменьшение коэффициента восстановления полного дав­ ления от 1до 0,789 (при Х3= 1);

2*

35


— переход от дозвукового течения по всему каналу до сверх­ звукового і(вниз по течению от сжатого сечения).

В результате рассмотрения газовой струи в длинной трубке Борда выявляется логическая связь различных частных случаев движения газа по каналам с местными стеснениями потока на докритических и сверхкритических режимах. При этом важные характеристики струи (коэффициент расхода, неоднородность статического и полного давления) определяются с помощью ин­ тегральных законов сохранения в широкой области изменения противодавления и геометрических соотношений.

1.9. ПЕРЕМЕШИВАНИЕ СТРУЙ В КАНАЛЕ ЗАРЯДА ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Рассмотрение двухмерного течения газов в канале порохово­ го заряда необходимо для обоснования одномерной модели, ис­ пользуемой при газодинамическом расчете РДТТ, и анализа эрозионного горения твердого топлива.

п

- 1

Рис. 10. Схема течения газов в канале заряда

В приближенной, квазистационарной, постановке двухмерное течение в канале порохового заряда рассматривается как тече­ ние в канале с неподвижными стенками при отсутствии термо­ химических процессов на боковых стенках [65]. Газы оттекают от стенок со скоростью v+= q-iu/q. Канал предполагается круглым, цилиндрическим. Вследствие симметрии течения относительно оси характеристики потока зависят только от л: и г. Течение в та­ ком проницаемом канале можно схематически разделить на три

участка (рис. 10).

равна нулю, но

В начальном сечении (х = 0) скорость газов

в дальнейшем, по мере поступления газа через

боковые стенки,

36

скорость потока возрастает. На участке, непосредственно примы­ кающем к начальному сечению канала, интенсивность массопро­ вода через стенки j = Q V + = QTu велика по сравнению с осевым течением, и линии тока оттесняются так, что у стенок находится только газ, поступающий в данном сечении. Из рассмотрения такого струйного течения на начальном участке Ln~20 duan сле­ дует:

— распределение скорости по поперечному сечению канала имеет косинусоидальный вид:

ѵ { х , г) = — ѵ ср cos ■

2гк а н

— зависимость давления от расстояния х является парабо­ лической:

р( х ) = р ( 0 ) - — ех;2р;

двухмерным уточнением инженерных методов газодинами­ ческого расчета РДТТ, основанных на одномерной модели, на начальном участке можно пренебречь.

Вдальнейшем интенсивность осевого течения возрастает. Вследствие неустойчивости тангенциального разрыва границы между отдельными струйками размываются в турбулентные об­ ласти, возникают турбулентное перемешивание и перенос массы

впоперечном направлении. Как только количество движения, переносимое турбулентными пульсациями тТр ~ 0,025(qd2/2) ста­ нет по порядку величины равным осевой составляющей количе­ ства движения, переносимого оттекающим от стенок газом j v , частицы газа из основного потока начнут проникать к стенке и тормозиться около нее. При этом возникает пограничный слой (сечение я — я). Оценки показывают, что пограничные слои бы­ стро утолщаются и заполняют все поперечное сечение канала [3], и на следующем, третьем, участке вязкое взаимодействие газа со стенками распространяется по всему сечению. Для ко­ личественной оценки влияния подвода массы на распределение скорости по поперечному сечению канала используем метод ма­ лых возмущений (разлагая касательные напряжения в погра­ ничном слое в ряд по параметру ѵ) и соображения теории подо­ бия [91]. Получим (при малых параметрах вдува на третьем

участке &= 2/7(е<хШсоС,„) < 1 [51])

 

V _

t/0

b_

 

V со

[

4

где

fco — скорость потока на оси канала;

 

ѵ0 и С/0 — скорость

потока и коэффициент трения без под­

 

вода газа через стенки.

37