Файл: Шабалин Н.Н. Оптимизация процесса переработки вагонов на станциях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обработка большого количества статистических вы­ борок показывает, что потоки требований на сортировоч­ ных, "участковых грузовых и пассажирских станциях, таких как прибытие грузовых поездов, накопление со­ ставов, поступление грузов и пассажиров к отправле­ нию и т. д., имеют чаще всего коэффициент вариации интервалов, близкий к единице. Потоки обслуживания более управляемы и имеют значительно меньшее рас­ сеивание с коэффициентом вариации, близким к 0,2— 0,3. Все сказанное выше относится к наиболее распро­ страненным одиомодальным распределениям.

3. АНАЛИЗ ИНТЕРВАЛОВ ВРЕМЕНИ В ПОТОКАХ

Конкретное изучение работы станции или ее от­ дельных элементов начинается с анализа потока требо­

ваний (поездов, составов)

и характеристики их обслу­

живания (обработки). В

результате

анализа

определя­

ется закон распределения,

например

прибытия

поездов,

и закон распределения времени их обработки, а также числовые характеристики этих распределений, такие, как математическое ожидание, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и т. д. Число раз­ рядов, на которое целесообразно разделить вариа­ ционный размах изменения интервалов, при котором не будут слишком громоздкими расчеты и не будут утра­ чены характерные особенности данного распределения, можно определить по формуле

а

= I + 3,2 ig

п,

 

где п —• количество

исследуемых

интервалов

(число

испытаний). Интервал группирования в каждом

разря­

де при этом определится делением всего диапазона из­ менения интервалов на число разрядов, т. е.

i= / m " ~ / m l " ,

(14)

l + 3 , 2 1 g n

V '

где /щах, /mm — величины соответственно

наибольшего

и наименьшего интервалов в вариационном ряду (гра­ ницы размаха вариации интервалов). Например, на ос­ нове анализа интервалов между поездами, поступаю­ щими на сортировочную станцию, установлено, что из-

30


меняются они в диапазоне

от 0 до 72 мин. Общее чис­

ло поездов

(число испытаний),

подвергшихся

анализу,

составило

522. Для этих условий оптимальная

величи­

на интервала в разряде составит

 

 

 

 

 

 

72 — 0

 

- о

 

 

 

 

 

i =

= 7,3 мин.

 

 

 

 

l+3,2!g52 2

 

 

 

 

Принимаем близкую к

ней величину 6 мин,

более

удобную для вычислений, так как середины

разрядов

будут

целыми величинами

и кратными

0,1 ч.

При этом

число

разрядов составит

72:6=12 .

Для

примера в

табл. 2 показана последовательность

расчетов

по оп­

ределению

основных числовых

характеристик

рассмат­

риваемого потока прибытия грузовых поездов на стан­ цию. В первой графе указаны границы разрядов, в которые включаются интервалы прибытия поездов, кото­

рые больше нижней границы и меньше или равны верх­

ней границе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 2

Обработка данных статистической выборки интервалов

 

прибытия грузовых поездов на станцию

 

1

"i

l-i

(/- 7)2

(l-jy-ni

* 1/ = ^п-

0 - 6

3

129

387

- 12

144

18 600

0,247

6-12

9

143

1287

—6

36

5 158

0,274

12—18

15

97

1455

0

0

0

0,177

18—24

21

60

1260

6

36

2160

0,115

•24—30

27

35

. 945

12

144

6 040

0,067

30—36

33

21

693

18

324

6 804

0,040

.36-42

39

13

507

24

576

7 500

0,025

42—48

45

8

360

30

900

7 200

0,015

48—54

51

5

255

36

1296

6 480

0,009

54—60

57

5

285

42

1764

8 820

0,009

60—66

63

4

252

48

2304

9 216

0,008

66—72

69

2

138

.54

2916

4 832

0,004

п=522

7824

— •

82 810

0,990

Вторая графа

предназначена

для значений середи­

ны

интервалов разрядов, представляющих

данный раз­

ряд.

В третьей

графе указана

частота

повторения

31


интервалов данного разряда. Сумма частот по всем раз­ рядам равна общему числу поездов (точнее интерва­ лов между поездами), учтенных в период анализа, т. е. 522. Четвертая графа показывает время, занятое интер­

валами данного разряда.

Сумма

по этой графе

равна

времени, в

течение

которого

проводились наблюде­

ния, — 7824

мин. Если

разделить

итог графы 4 на итог

графы 3, то получим среднюю величину интервала

меж­

ду поездами, поступающими на станцию,

 

 

7

S 7 " /

 

7824

г

 

 

 

/ =

п

=

522 ж

15

мин.

 

Следовательно, средняя интенсивность прибытия по­ ездов составляет Х—\ поезда в час. В графах 5, 6, 7 показаны соответственно величины отклонений интер­ валов от среднего значения, квадраты отклонений и удельный вес квадратов отклонений с учетом частоты каждого разряда. Если разделить итог графы 7 на итог графы 3, то получим квадрат отклонений интервалов от среднего значения—дисперсию интервалов (централь­ ный момент второго порядка)

гч

2

HiV

T ? n i

82810

=

1

C Q

2

 

D = а2 =

 

 

= -goo-

 

158

мин .

 

Необходимо

иметь в

виду,

что

при

небольшом

количе­

стве испытаний

для

получения

несмещенной

оценки

дисперсии

интервалов

числитель

выше

приведенной

формулы нужно делить не на п,

а на n — 1 .

 

Квадратный

корень

из

дисперсии

 

представляет со­

бой среднее квадратическое отклонение интервалов от среднего значения, которое в данном случае будет

 

о =

)Л"58~^ 12,6

мин.

Это

значит, что интервалы прибытия поездов в сред­

нем

отклоняются

от

средней

величины (15 мин) на

12,6

мин. Коэффициент вариации V в этом случае

 

у

=

4 - « ^ > =

0,85.

/15

Это значит, что интервалы отклоняются от среднего значения в среднем на 85%. В последней графе 8 приведены значения частостей (относительных частот), которые являются статистическим аналогом вероятно-

32


сти попадания случайной величины (интервала прибы­

тия) в данный разряд. Эти частости затем используют­

ся для построения гистограммы,

которая

является ста­

тистическим аналогом графика

плотности

теоретическо­

го

распределения.

 

 

 

В приведенном примере коэффициент вариации ра­

вен

0,85. Это позволяет сделать

предположение о том,

что распределение интервалов между прибытиями по­ ездов можно аппроксимировать обобщенным распреде­

лением

Эрланга. Для определения

функции плотности

распределения

интервалов

по обобщенному

закону Эр­

ланга

определим сначала

по формуле (6а)

интенсивно­

сти исходных составляющих потоков:

 

 

 

4 _ 4 у 1 - 2 ( 1 - 0 , 8 5 » )

, ~

. о .

 

Л 1 -

1 - 0 , 8 5 2

 

 

 

 

3, _ 4 + 4У 1 - 2 ( 1 - 0 , 8 5 » )

_ 0 .

 

 

Л 2 ~

1 - 0 , 8 5 »

= 2 4 "

 

Затем находим плотность распределения интервалов согласно формуле (6) из зависимости

/(*) = 6(е-4& — е~ш).

Правомерность аппроксимации прибытия поездов обоб­

щенным законом Эрланга по приведенной

зависимо­

сти можно проверить по критерию согласия х 2

(К. Пир­

сона) или по критерию А. Н. Колмогорова.

Наиболее

универсальным, пригодным как для дискретных, так и непрерывных распределений, является критерий согла­ сия х2 - Значение %2 определяется через сумму отноше­ ний квадратов отклонений частот теоретических пРт от

статистических /г; распределений к частотам

теоретиче­

ского распределения

 

 

 

 

 

i •

пр )2

 

 

• *

 

 

- 2

 

 

 

 

£ = 1

 

 

где / —

число разрядов, на которые разбиты

интерва­

 

лы (в приведенном примере/=12).

 

Порядок

проведения

расчетов

по данному

критерию'

приведен

в табл. 3, где время выражено в часах. В пер­

вую графу занесены средние величины интервалов в.раз* рядах, выраженные в часах. Во второй графе пок'азань!

2—2719

:за