Файл: Шабалин Н.Н. Оптимизация процесса переработки вагонов на станциях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

частоты

появления

интервалов

указанных

разря­

д о в В

третьей графе

показана вероятность попадания

интервалов в данный

разряд, полученный как

произве­

дение величины разряда 0,1 ч на плотность теоретиче­ ского распределения интервалов, определяемую по формуле (6). Теоретическая частота отражена в графе 4 в виде произведения числа испытаний на вероятность попадания в соответствующий разряд. В графе 5 пока­ зано отклонение теоретической частоты от статистиче­ ской в виде разности данных граф 2 и 4.

Т а б л и ц а 3 Расчеты для определения критерия согласия у}

I

 

РТ=0,Щ1)

пт=пРт

Л ; л Р т

( И , - Л Р Т ) 2

< л г - п Р т ) а

"1

л Я т

 

 

 

 

 

0,05

129

0,291

151

22

484

3,2

0,15

143

0,275

137

6

36

0,26

0,25

97

0,179

94

3

9

0,096

0,35

60

0,115

58

2

4

0,07

0,45

35

0,069

36

1

1

0,03

0,55

21

0,043

22

1

1

0,046

0,65

13

0,026

13

0

0

0

0,75

8

0,016

8

0

0

0

0,85

5

0,010

5

0

0

0

0,95

5

0,006

3

2

4

1,33

1,05

4

0,004

2

2

4

2

1,15

2

0,002

1

1

1

т

522

8,03

В графе 6 помещены квадраты отклонений, а в

гра­

фе 7 взвешенные

квадраты

отклонений

теоретических

•частот от статистических. Итог

графы 7 и дает

значе­

ние х2' определяемое формулой

(15).

Число степеней

свободы находится как разность между

числом

разря­

дов и числом наложенных связей. В нашем случае

оно

•будет z=l—3

= 12—-3=9. По специальной таблице

[2]

находим: при z=9

и %2—8,03

значение

Я = 0,54,

что

свидетельствует о том, что распределение

по обобщен­

ному закону Эрланга не противоречит

опытным

 

дан­

ным. При Р < 0 , 0 5

гипотеза

о

предполагаемом

законе

распределения

отвергается.

Следовательно,

распределе-

34


ние интервалов, показанное в табл. 2, можно аппрокси­ мировать по обобщенному закону Эрланга с параметра­ ми 7,1 = 4,8 и 7,2=24. На рис. 11 показана гистограмма статистического распределения интервалов ( ) ) . По оси абсцисс откладываются интервалы разрядов, кото­ рые в примере равны 0,1 ч (6 мин). По оси ординат от­ кладываются значения частостей соответствующих ин­ тервалов в разрядах из 8-й графы табл. 2, деленных на ширину разряда 0,1. Через ординаты середины каждого разряда проведена кривая теоретического распределе­

ния вероятностей (2) по

формуле

(6).

Из

рис.

11

видно, что теоретическая

кривая

плотности

распре­

деления интервалов по обобщенному закону

Эрланга

с

коэффициентом вариации

0,85 является

как

бы конту­

ром гистограммы статистического распределения, сви­ детельствуя о близости этих распределений. Площадьпод кривой и гистограммы равна единице.

Аналогично осуществляется анализ интервалов об­ служивания: времени расформирования, формирования, обработки поездов и т. д. Однако при этом следует учитывать следующие особенности анализа времени обслуживания. Если поток требований неравномерный,

Pi

J

25i

2

I

Рис. 11. Гистограм­ ма статистическо­ го распределения пг интервалов и тео- / ретическая кривая плотности вероят­

ностей

0,2

Ofi

0,5

0,8

1,0 t,4.

2* 35-

то устройства обслуживания так ж е загружены нерав­ номерно. Поэтому для определения мощности обслужи­

вающих устройств необходимо учитывать

работу

толь­

ко в периоды интенсивных загрузок.

Так,

при анализе

распределения

времени

расформирования

(горочного

интервала) для

учета принимаются

только 2—3-часо­

вые периоды интенсивной

работы,

для которых

нахо­

дится среднее значение горочного интервала и его ко­ эффициент вариации. В этом случае только и можно определить действительную мощность горки и характе­ ристики ее работы. Если же мы суточный период раз­ делим на количество расформированных поездов, то тем самым поставим мощность горки в зависимость от фактически поступивших поездов, которая по суткам меняется, а значит и не установим фактического рас­ четного горочного интервала.

В результате анализа потоков определяется закон распределения интервалов и числовые характеристики: •среднее значение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации. По коэффициен­ ту вариации интервалов в потоке можно определить ги­ потезу о законе распределения и затем проверить по критерию согласия соответствие выбранного теорети­ ческого распределения статистическому.

С увеличением рассеивания интервалов увеличивает­ ся и коэффициент вариации, отражающий степень не­ равномерности потока событий. В связи с этим коэф­ фициент вариации не только наиболее удобно н очевид­ но оценивает степень неравномерности, но и довольно определенно указывает и наиболее подходящее теорети­ ческое распределение потока.

4.ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРВАЛОВ

СЗАДАННЫМ ЗАКОНОМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Обязательным элементом каждого моделирования является формирование потоков различных событий; в системах массового обслуживания это прежде всего потоков требований и потоков обслуживания. Примени­ тельно к станциям — это образование потоков прибы­

тия

поездов, окончаний накопления вагонов на соста­

вы,

на подачи под выгрузку и других требований, а

36


также потоков расформирования, обработки, подачи и уборки вагонов и т. д. Если интервалы между события­ ми одинаковые, то, зная момент появления первого со­ бытия, молено получить и остальные путем последова­ тельного прибавления равных интервалов. Но при не­ равномерном потоке событий интервалы между ними

будут разные

с определенным

законом распределения.

Для формирования интервалов

с заданным

законом

распределения

используется преобразование

случайных

чисел, имеющих равномерное распределение в интерва­ ле от 0 до 1. При этом используется то положение, что значение интегральной функции распределения любой непрерывной случайной величины равномерно распре­ делено в интервале от 0 до 1. Так, например, функция

распределения интервалов по показательному

закону

(3) имеет равномерное распределение в границах

(0,1).

Это однопараметрическое распределение является наи­

более простым и используется для

образования

пото­

ков, имеющих другие

распределения.

Интегральную

функцию распределения

(3)

можно

переписать в

виде

у =

1 -

е-1'.

 

 

 

Если решить это уравнение относительно t, то получим формулу для аналитического вычисления величин ин­ тервалов, распределенных по показательному закону

* = — - Ц - 1 п К = — l l n K .

(16)

Здесь первый множитель представляет собой среднюю величину интервала между событиями, а второй — на­ туральный логарцфм случайного числа Y, распределен­ ного равномерно ;в интервале 0,1. За счет второго мно­ жителя и образуется отклонения интервалов от средне­ го значения по показательному закону. Выбирая слу­ чайные числа Y, будем получать по формуле (16) интер­ валы, последовательное нанесение которых на ось вре­ мени будет моделировать поток с показательным распре­ делением. Такой способ удобен при использовании ЭЦВМ, на которой автоматически генерируются случай­ ные числа Y и вычисляются по формуле (16) интервалы для любой интенсивности потока.

При ручном моделировании удобнее применять гра­ фический способ. При этом строят график интеграль-

37


ной функции распределения для заданного закона распределения. Возьмем для примера прибытие поез­ дов с показательным законом распределения интерва­ лов и средней интенсивностью К—4 поезда в час. Ин­ тегральная функция распределения в этом случае имеет вид

 

F ( t ) = l - е - 4 ' .

 

 

 

 

 

На

рис. 12 показаны

результаты расчетов

по этой

фор­

муле. На оси абсцисс

откладывается

время t

в ч,

а по

оси

ординат — соответствующее

значение

функции

распределения. Из таблицы случайных

чисел

выбираем

одно число, которое отмечаем на оси

ординат; напри­

мер, случайное число

Yi=0,453 из

числа

равномерно

распределенных в интервале 0,1 находим, двигаясь по направлению стрелки, на оси абсцисс соответствующий интервал 0,15 ч (9 мин). Затем по специальной табли­

це выбираем второе число

У = 0 , 9 0 9

и на оси

времени

находим

второй

интервал

0,6 ч (36 мин) и т. д. Таким

образом

будем

получать

интервалы

прибытия

поездов

с заданным, в данном случае показательным, законом распределения. Таким же способом можно моделиро­ вать интервалы с любым законом распределения. Сре­ ди потоков обслуживания часто встречается нормаль­

ный закон распределения интервалов, если

коэффици­

ент вариации их не больше 0,33. Так, если

требуется

0,903

0,8

0,6

)

Ofi

/\

 

 

 

 

 

 

 

 

/ !

 

Рис. 12.

Схема

0,2

 

формирования ин­

 

 

 

тервалов,

распре­

 

 

 

деленных по пока­

 

 

 

зательному

закону

 

0,150,2 OA • 0,5

0,8

1,0 t,4

 

38


моделировать интервалы времени расформирования

составов

при

среднем

горочном

интервале

tr=\2

мин,

среднем

квадратическом

отклонении о—З мин, при

ко­

торых

коэффициент

вариации

составит

V—0,25,

то

можно применить нормальный

закон

распределения.

Интегральная

функция

распределения

для

него имеет

вид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

f

-St*

 

 

 

—со

Вспециальных таблицах [2] приведены значения

нормированной нормальной функции распределения при ( = 0 и о = 1 для следующего вида:

— ОС

Для построения функции распределения на интер­ вале 0,оо, где по оси абсцисс откладывается время, ко­ торое в таблицах выражено в долях а и обозначено че­ рез х, используется зависимость

t = t + ах,

откуда табличное значение определится

Так, для / = 0 х=—4, для / = 1 2 х=0 и т. д.

На рис. 13 приведена построенная при помощи таб­ лицы интегральная функция распределения для рассмат­ риваемого примера, при помощи которой формируются интервалы. Выбирая из специальной таблицы случайные, равномерно распределенные в интервале (0,1) числа на оси ординат и, двигаясь, как указано стрелкой, получим на оси абсцисс значения горочных интервалов, распреде­

ленных по нормальному

закону с заданными числовыми

характеристиками.

Так,

при

7i = 0,1587

 

получим гороч­

ный интервал / г = 9

мин,

при

У 2 = 0 , 8 4 1

3

получим t r =

15 мин и т. д.

Однако для некоторых распределений целесообразно

применять другой способ формирования интервалов в по­ токе, вытекающий из особенностей законов распределе-

39