Файл: Павловский М.А. Влияние погрешностей изготовления и сборки гироприборов на их точность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отсюда

% = ^ \ { t ~ h ) -

(11.49)

Следовательно, при разарретировании имеет место удар, сообщающий рамке начальную угловую скорость ср0. Ис­ пользуя решения дифференциальных уравнений движения гироскопа [48], получим следующие выражения для вели-

*чин отклонения при одновременном разарретировании ра­ мок прибора:

где \ — круговая частота нутаций; А0, Вп— моменты инер­ ции прибора относительно осей вращения наружной и вну­ тренней рамок соответственно.

Если сначала разарретируется внутренняя рамка, а за­ тем наружная, то

а2

= аѵ ß 2

= ß0 ^2 +

ßx -

(11.51)

Если же вначале разарретировать наружную рамку, то

а з

= <Ѵз +

« 1 . ß 3 =

ßi.

(И.52)

где /2> ^з — соответственно интервалы времени между разар-

ретированием

внутренней и

наружной

рамок.

 

 

П р и м е р

 

5.

Оценить

величины

углов

отклонения

главной оси

гироскопа

при

разарретировании,

если

ß H +

ß K =

2,91

10 — 3 (10');

hUi =

0,1 мм;

8t =

 

Ю - 3

(3');

і и

=

50

мм; гк

=

7,5 лиг,

QT

= 100 Г ;

_^0- = 0,5;

Х 0

=

103

1/сек;

ß 0

= 2

 

Гсмсек?.

 

 

 

 

 

По формулам

(11.47),

(11.48)

найдем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ß T

=

0,23

• Ю - 2 ; М0

8,5 • Ю - 2

Г см.

 

 

В случае одновременного разарретирования рамок прибора, вос­

пользовавшись

 

выражениями

(11.50),

получим ccj

0,6

10~3 (0,2');

ß t =

0. Если же сначала

разарретируется

внутренняя

рамка, а наруж-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М

 

 

 

 

ная

через

0,1

сек,

то а 2

= а 1 = 0 , 2 ' ;

ß 2

= —^-

t2 +

ßj =

29'.

Из формул (11.50) — (11.52) следует, что для получения минимальных отклонений необходимо разарретировать обе рамки одновременно или по крайней мере вначале внут­ реннюю, а затем наружную рамку.

62


Анализируя выражение для возмущающего момента (11.48) с учетом (11.47), приходим к выводу, что возможны следующие пути уменьшения отклонения: во-первых, из­ готовление деталей карданового подвеса с малыми погреш­ ностями (малые Аік, ех (см. рис. 20)) и ограничение угла наклона толкателя по отношению к кулачку; во-вторых, снижение усилия на толкателе и, в-третьих, уменьшение габаритов кулачка.

Рассмотрим теперь погрешности, возникающие при арретировании прибора по оси внутренней рамки, совпадающей

Рис. 21.

сглавной осью гироскопа (рис. 21). В общем случае ось толкателя и ось внутренней рамки не пересекаются. Обозна­

чим непересекаемость осей через h 2

x , Ы 2 ,

а их взаимный пере­

кос зададим углами

ô2 , е2

(рис. 21). В

этом случае будем

иметь следующие

проекции

силы

QT на оси системы коор­

динат xyz, связанной

с внутренней

рамкой:

Q x =

— Qx COS е 2 sin ô2 « — QT ô2 ,

Qy = QT C 0 S e 2 C 0 S ^2 ~ QT>

QZ~

Q T s ' n 6 2 ~ QTe2-

Величины возмущающих моментов относительно осей кар­

данового подвеса

имеют

вид

 

 

 

 

Мх

=

-

(Qyh2z -

<?А)

= QT (h2z +

eA),

 

 

Mz

=

-

(QA -

Qyh2x)

= QT (IA

-

fa)-

.53)

Дальнейшие выкладки аналогичны проведенным ранее

для случая арретирования прибора по рамкам.

 

 

Очевидно, что формулы (11.53) аналогичны по

структуре

формуле (11.48). При этом радиусу кулачка г 0 к

соответству­

ет длина /j

фиксатора.

 

 

 

 

 

53


Отметим, что приведенный здесь анализ носит качест­ венный характер. Д л я количественных оценок необходимы дополнительные теоретические и экспериментальные иссле­ дования.

§ 6. Влияние моментов, действующих вокруг главной оси, на уход гироскопа

Относительно главной оси гироскопа действуют момент, развиваемый гиродвигателем, момент сопротивления и мо­

мент сил

инерции

вращательного

ускорения. Момент сил

аэродинамического

сопротивления

Mz

в случае открытых

гиромоторов состоит из двух слагаемых

[14, 33]: М\с

опре­

деляется

силами

аэродинамического

сопротивления

той

части воздушной среды, обтекающей ротор, которая заклю­ чена между кожухом гиромотора и ротором; Mобусловлен силами сопротивления среды, соприкасающейся с открытой поверхностью ротора. Момент Л42 о является внешним по отношению к гироскопу. Если рамки осей вращения карда­ нового подвеса неперпеидикулярны к главной оси, то момент

Мъс будет

проектироваться на эти оси и вызовет уход

гиро­

скопа

[14,

33].

 

 

 

В

неустановившемся режиме

вращения

ротора наряду

с аэродинамическим моментом М 2

с следует

учитывать

так­

же проекции момента реакции статора на оси вращения ра­ мок карданового подвеса. При разгоне или выбеге ротора последний момент значительно превосходит по величине аэродинамический момент М 2 с .

Укороченные уравнения движения гироскопа относи­ тельно осей вращения рамок карданового подвеса с учетом

их

неперпендикулярности (см.

1.19)

можно записать

в фор­

ме

[14,

33]

 

 

 

 

 

J -

[Я sin (ß + е2 )] +

О Д - ^ -

= M 2 c s i n ( ß + е2 ) -

О Д М 2 с ;

 

 

 

 

 

 

(11.54)

 

 

На cos (ß +

е2 ) + ба

- ^ -

= — ô 2 M 2 c ;

 

 

 

*ä- = MD-(Mlc

+

M2c),

 

где MD

— момент гиродвигателя.

 

 

54


В

качестве

начальных

условий примем

при t = О H =

= Н0,

ß =

ß0 , а 0

=

О

Оценим

влияние

технологических

погрешностей

6lt

ô2 , е2

на погрешности

гироскопа при

раз­

гоне и выбеге

гироскопа, а также в установившемся

режиме

вращения

ротора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неустановившийся

режим вращения

ротора.

Будем

счи-

тать,

что

dt

' ^ > | М 2

с | . Тогда

уравнения

гироскопа

при-

 

 

d H

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мут вид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^dt- [ # s i n ( ß + e2 )| + o A 4 r

 

 

 

(11.55)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dH

 

 

 

 

 

 

Ha cos (ß -4- e2 ) =

— Ô2

 

 

 

 

 

 

 

dt

 

 

 

 

Первое

уравнение

этой

системы не

зависит от

второго

и легко интегрируется:

 

 

 

 

 

 

 

 

sin (ß +

е2 ) =

О Д

( l - -

j f j + - ^ s i n (ß0 +

82 ).

(11.56)

Из уравнения (11.56) следует, что с точностью до техноло­ гических погрешностей е2 и ô\, ô 2 поклон гироскопа будет уменьшаться [14] при разгоне ротора и увеличиваться при выбеге. Заметим, что практически всегда можно пренебречь слагаемым, содержащим произведение 8Ь ô 2 . С учетом ска­ занного

Я„

sin(ß + e2) = a - ^ - s i n ( ß 0 + e2 );

(11.57)

cos (ß + e2) = - L V H> - Hl sin* (ß0 + e2 )

Из второго уравнения (11.55) найдем

- с \ Я

а=

V Я ^ - Я 0 5 І п Ч Р о + е 2 )

Отсюда угол поворота гироскопа относительно оси наружной рамки

н

а = — б .

dH

 

 

 

 

j V №-H20sin*

( ß 0 + 8 2 )

= — о, In

Я - Ь У Я 2 - Я 0 з і п 2 ф о + е2)

 

Я 0 [ 1 + с о з ( р 0

+ е2 )]

65


Последней формуле можно придать вид

 

 

 

 

- т г + л / - p ~ _ s i n 3

( ß o _ 8 2 )

 

 

 

« = - Л » п

°

i + c o s V + B . )

 

( I L 5 8 )

 

Заметим, что если во втором уравнении

(11.55)

положить

cos (ß -J- е2 ) = 1, то формула (11.58) примет вид

 

 

 

 

 

а ^ — 82\п4~

 

 

 

(П.59)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нетрудно видеть, что при разгоне

и выбеге

знаки

погреш­

ности будут

разными.

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е р

6. Оценить влияние сомножителя cos

0 +

So) ВО вто­

ром

уравнении

(11.55).

 

jj

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вычислим значение

угла

а при — = е =

2,718 и ß 0 + е„ = 0, 30°,

 

 

 

 

 

" о

 

 

 

 

 

60°,

80е . По формуле (11.59)

получим а = — б 2 , a по формуле (11.58)

найдем

при ß 0

+ е 2 =

0, 30°, 45°, 60°,

80°

 

=

I; 1,07; 1,12;

1,29; 1,54 соответственно.

 

 

 

 

 

 

 

Из

этого

примера

видно, что при

разгоне

ротора,

если (ß0 + е г) < - J -

» с достаточной для практики точностью

можно пользоваться формулой (11.59). При выбеге гироскопа

результаты,

полученные

по формуле (11.59),

будут

иметь

большее

расхождение

с

результатами,

найденными

по

(11.58), чем при разгоне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Установившийся

режим

вращения

ротора.

В этом

 

слу­

чае

= 0, и уравнения

(11.54)

примут вид

 

 

 

 

 

 

-

Н0 -^-sin (ß + е2 ) = /И 2 с sin (ß + г,),

(11.60)

 

 

 

 

Н0а cos (ß + е2 ) =

82М.

 

 

 

 

 

Из первого уравнения (11.60) при заданных начальных

усло­

виях найдем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

sin (ß + е2 ) =

e~at sin (ß0 +

e2 ),

 

(11.61)

где а =

- 7 7 - .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из

формулы

(11.61)

следует,

что, поскольку

2 с

> 0

и # 0 >

0,

поклон гироскопа будет

уменьшаться.

Второе

56