Файл: Павловский М.А. Влияние погрешностей изготовления и сборки гироприборов на их точность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
Следовательно, радиус спирали или окружности при изме нении знака aj или ßj скачкообразно получает определенное приращение, причем приращение радиуса спирали может быть значительно больше приращения радиуса окружности. Это значит, что главная ось ГВ в режиме запуска, при про чих равных условиях, быстрее, чем в установившемся режиме, будет приходить в положение равновесия. Преиму щество ГВ в режиме запуска при вираже объекта тем ощу тимее, чем больше переключений системы коррекции про изойдет за время разгона гиромотора. Характер движения гировертикали на вираже показан на рис. 35.
Эффект применения ГВ в режиме разгона ротора при больших начальных рассогласованиях достигается благо даря форсированию системы коррекции из-за больших пу сковых токов и малого кинетического момента, а также бла годаря полезному действию проекции момента реакции
статора на наружную ось \—г sin ß] , который, действуя
аналогично коррекции по рамке, сильно демпфирует колеба ния ГВ.
§6. Влияние моментов сил сухого трения
иинерционности маятников на автоколебания ГВ
Во многих случаях при тщательных лабораторных ис пытаниях наблюдаются автоколебания гировертикалей и курсовых гироскопов с коррекцией от ЖМП . Отличитель ной особенностью автоколебаний является малая амплитуда (несколько угловых минут) и большой период (десятки се кунд) [7] . В случае использования гироприборов в режиме разгона ротора амплитуда автоколебаний на начальном этапе разгона достигает нескольких градусов, а период уменьшается до нескольких секунд. Это существенно влияет на точность показаний гировертикалей (см. рис. 36). Как будет показано ниже, инерционность Ж М П при наличии моментов сил сухого трения в опорах карданового подвеса является основной причиной возникновения в некоторых случаях устойчивых автоколебаний гировертикали относи тельно положения равновесия. Впервые одна из постоянных времени Ж М П была определена в работе [55], в которой ЖМП представлен в виде апериодического звена первого порядка. В работе [7] Ж М П представляется в виде звена второго порядка.
147
При исследовании движения ГВ в режиме разгона ро тора будем пользоваться методом «замораживания» коэф фициентов.
Уравнения движения ГВ вблизи положения равновесия запишем в виде
Ясс — /СхѴаН-Мат sign Р = 0;
(IV.75)
— Щ — Яр + /C2 vß - f M I T sign а = 0.
К этим уравнениям необходимо добавить уравнения дви-
Л
град
2 |
4 |
S |
8 |
/0 |
12 |
/4 %сек |
Рис. 36.
жения жидкости Ж М П [7] в пределах зоны пропорциональ ности
(ТУ |
+ |
2g7> + |
1) ѵа |
= |
- (ТУ |
+ |
1) а; |
|
(ТУ |
+ |
2£Тр + |
l ) v ß |
= |
— (ТУ |
+ |
1) р, |
(IV. 76) |
где 7\ і — постоянная времени и относительный коэффи циент демпфирования Ж М П , Т = 0,4 сек, I = 6 [8] .
Системы уравнений (IV.75), (IV.76) содержат существен но нелинейные члены, обусловленные трением, наличие ко торого в данном случае может стать одной из причин авто колебаний гировертикалей. Покажем это. Используя ме тод гармонической линеаризации, выражения, содержащие
148
трение, |
представим в |
виде |
|
|
|
|
|
|
|
соіт sign а = q±pa; |
со2 |
т sign ß = ^2 pß, |
(IV.77) |
||||
|
4Л*,Т |
|
4 М 2 т |
|
|
|
|
|
г д е Ii = |
-ШІГ |
• 1* = |
ü t o F |
> a > b |
- |
амплитуда |
автоколе- |
|
баний соответственно |
наружной и внутренней рамок; |
со — |
||||||
частота |
автоколебаний. |
|
|
|
|
|
||
Подставив |
(IV.77) |
в исходные |
уравнения, |
после |
ряда |
элементарных преобразований получим следующее характе ристическое уравнение системы:
а0рв |
+ ахръ + а2р4 |
|
+ а3ря + а^р2 |
+ аьр + ав |
= |
О, (IV.78) |
||||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а0 |
= Т% |
а± |
= |
4СГ*с + (kt + k2) 7 м + |
k0T\ |
||||
а2 |
= |
2 £ Г 3 (kx |
+ k2) + T%k2 |
+ |
2T2c(l |
+ 2g2) + |
||||
|
|
|
|
+ |
k0kxT* + |
4t,T%, |
|
|
|
|
a3 = 4£Tc + 2(k,+ |
|
k2) T2 + 4t?T% |
+ 2T% |
+ |
kak%T\ |
|||||
at = с 4- 2kxk2T2 |
|
+ 21T (kx + k2) |
+ 4СГк0 |
+ |
|
2k0k1T2; |
||||
«5 = k l + К + К + 4 T k 0 k V |
a0 = k A + |
k0kl> |
||||||||
|
|
« i , 2 = -jf- |
|
, k0 = -yj- ; с = 1 - f qiq2. |
|
Д л я отыскания параметров автоколебаний подставим в ха рактеристическое уравнение (IV.78) р = /со и приравняем вещественную и мнимую его части нулю
ßjCo5 — а3 со3 -(- а5со = О, |
|
— а0со° 4- а2 со4 — а4 соа 4- а 0 = 0. |
(IV.79) |
Из первого уравнения (IV.79) получим
®І2
2а,
Подставляя в это выражение значение коэффициентов ха рактеристического уравнения и учитывая, что
* о О і - 2 ; (kx + |
k2)T*^Tc, |
после ряда элементарных преобразований получаем сле дующие приближенные формулы для определения частоты
149
автоколебаний: |
|
|
|
|
|
|
||
г,2 |
~ |
1 . |
г? ~ |
/ г і + К + К + ilTkJi^ |
|
. |
,тѵ |
я т |
wi |
« - j T j - , |
CÛ2 Ä ; |
^рт^ |
|
(IV.ou; |
|||
Подставляя |
|
значение частот (IV.80) во второе |
уравнение |
|||||
(IV.79), легко убедиться, что для частоты ах |
с |
= 0, |
что |
не |
||||
имеет физического |
смысла. |
Д л я частоты |
со2 |
получается |
следующее уравнение для определения амплитуды автоколе баний:
|
|
|
V 2 |
+ |
V |
+ |
ö 2 |
= |
0, |
|
|
(IV.81) |
|
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ь0 = я с г 2 - |
г, Ъ, = |
2 Г 2 |
( 1 + 2g2) - |
г (а., - |
с), |
|
|
|||||
|
Ь2 = а 2 |
- 2 Г с ( 1 + 2 ? ) - ^ , |
|
г = ^ - . |
|
|
|||||||
Очевидно, |
что |
при |
указанных |
значениях |
параметров |
||||||||
Ж М П |
(или близких к |
ним) |
Ьх |
> |
0, |
Ь2 < |
0. |
|
|
|
|||
Необходимым и достаточным условием существования |
|||||||||||||
автоколебаний |
при |
с = |
1 + |
|
|
будет неравенство |
с > |
1, |
|||||
которое может выполняться как при Ьи > |
0, так и при Ьи |
< |
|||||||||||
< 0. Можно |
показать, |
что |
условие |
с > |
1 сводится |
к |
не |
||||||
равенствам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ \Ь2\>Фо |
|
+ ьі)>0 |
|
|
при |
Ь 0 > 0 ; |
|
|
||||
|
+ |
I b21 > |
I Ь 0 — Ъг I |
|
при £>0 < |
0, |
|
|
|||||
которые выполняются в довольно широком диапазоне |
пара |
||||||||||||
метров |
гировертикалей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Отметим, что автоколебания будут наблюдаться и в том |
|||||||||||||
случае, |
когда одна |
из коррекций |
отключена, но частота |
их |
|||||||||
будет |
меньше. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приведенные формулы |
для |
частоты и |
амплитуды |
авто |
колебаний являются довольно сложными. В некоторых слу чаях определенное упрощение дает следующее представле-
ление уравнений движения Ж М П |
[55]: |
|
|
|
|||||||
|
( 7 > + |
1) ѵ« = |
- |
а, |
(Т2р |
+ |
1) v ß |
= |
- ß, |
(IV.82) |
|
где Т2 = |
2\Т. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тогда |
характеристическое |
уравнение |
примет |
вид |
|||||||
|
а 0 р 4 |
+ |
аіР* |
+ |
а2р2 |
+ |
а3р |
+ а, = |
0, |
(ІѴ.83) |
|
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а0 |
= |
Т\с; |
|
= |
2 7 V |
+ |
kjl |
|
|
150
|
|
|
/ |
|
ai |
= c + (k1 |
+ k2) T2 |
+ 2T2k0, |
|
аз — К + |
k2 + k0 + |
Га^^!, |
a4 = /e^2 |
+ |
Частоту автоколебаний |
можно |
найти из |
выражения |
|
ю = | / " f e l + |
/ l + f e ° t l 2 2 f e ° > |
( I V - 8 4 ) |
||
|
|
2T2c+k0T22 |
|
|
которое с точностью до величин второго порядка малости совпадает с выражением (IV.81) для частоты со2.
Амплитуда автоколебаний может быть определена из равенства
2 ( 2 ГТ „ ^Л - а3) |
(IV.85) |
После элементарных преобразований, пренебрегая влия нием проекции момента реакции статора на наружную ось /г„ = 0, получим
n h _ J 2 |
м 1 т с о 2 т Г | ( ^ +k2) |
|
я 2 (/e, + /г2 )2 |
Г 2 — AT2ktk2 + 2(kt + |
k2) • ( V 0 > |
Если предположить, исходя из физических |
соображений, |
|
что |
|
|
4 - |
= - ^ - , |
(ІѴ.87) |
то амплитуды автоколебаний рамок гировертикали можно определить по формулам
|
4 |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
а = — ш 2 |
т Д ; |
Ь = — |
со1 т Д, |
|
(IV.88) |
||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2Т\ |
+ |
k2) |
|
|
|
Из первой |
формулы |
(IV.86) |
следует, |
что |
автоколебания |
|||
|
|
k |
k |
> |
I |
|
|
равен- |
возможны только при 2 -:—W— |
, что в случае |
|||||||
|
|
«j -f- Й2 |
У , |
kx |
= к2 = |
k дает |
||
ства угловых |
скоростей |
коррекции |
при |
151