Файл: Павловский М.А. Влияние погрешностей изготовления и сборки гироприборов на их точность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 3. О пределе целесообразного уменьшения допусков на относительное смещение центров инерции рамок карданового подвеса

Известно [41 ] , что относительное смещение центров инер­ ции рамок карданового подвеса определяется технологиче­ скими погрешностями рамок и шарикоподшипниковых узлов подвеса. Так как шарикоподшипниковые узлы являются наиболее точно выполненными, то целесообразно моменты дебаланса, обусловленные, например, непересекаемостью

осей, сравнивать с моментами де­ баланса, зависящими от погреш­ ностей формы шарикоподшипнико­ вых узлов, и величины этих по­ грешностей рассматривать как пре­ дел целесообразного уменьшения допусков на непересекаемость осей карданового подвеса.

 

 

Оценим

влияние

погрешностей

 

изготовления

шарикоподшипников

 

и цапф на точность статической ба­

 

лансировки

гироскопов. При этом

 

 

ограничимся рассмотрением эллип­

реннего кольца

 

тичности А э дорожки

качения внут­

шарикоподшипников. Д л я

упрощения

ма­

тематических

выкладок

наружное

 

кольцо

представим

в

виде плоскости. В этом случае задача

сведется

к определе­

нию момента, возникающего при качении эллипса весом G

по плоскости (рис. 9).

 

 

 

 

 

 

 

Очевидно, что для каждой из цапф величину момента де­

баланса можно записать в виде

 

 

 

 

 

 

 

М=-%-р,

= 1 , 2 ) ,

 

(11.23)

где рі — расстояние от

центра эллипса

до

нормали

AB.

Д л я каждой из цапф

в системе

координат,

жестко свя­

занной с цапфой, уравнение нормали можно

представить

так:

 

 

 

 

 

 

 

 

где

y = k(x + dlt

 

 

 

 

(11.24)

1

0 » й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ÉL dx

36


При этом уравнение прямой, перпендикулярной к нор­ мали и проходящей через начало координат, приобретает вид

у = - Л - х .

(11.25)

Координаты точки пересечения хп, уп этих прямых най­ дем, решая совместно систему уравнений (11.24) и (11.25)

_

k[d

_

dj

Х ы

^ q r r :

У п і - ~ ^ Т '

Очевидно,

Pt = V xlt + lf„( ,

а после соответствующих подстановок и преобразований

Р і =

.

(П.26)

В дальнейшем выражение для pt удобно записать в по­ лярной системе координат. Учитывая, что

 

 

bt

та R; at « R; b{

— at

= А;э ;

 

 

 

 

xx=R

 

cos Ѳк ;

y1

= R sin Ѳк ;

 

 

(11.27)

 

x2

= R cos (Ѳк

+ Ф к

) ;

yt

= R sin ( Ѳ В +

Ф К ) ,

 

получаем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P

l «

Аsin 2Ѳк !

р,

«

Д 2 э

sin2

к

+

ф J .

(11.28)

Подставим выражения

(11.28)

в

формулу

для

момента

дебаланса,

тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м з = —

[ ( Д і э

+ Д

2 Э

cos 2фк ) sin 2ѲК

- f А 2 э

sin 2ф к cos 2ѲК ].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(11.29)

При

Д і э =

А2 э

=

Аэ экстремальные

 

значения

момента

(11.29)

равны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мшах =

 

(1 +

sin 2ѲК )

при

Ѳк + Ф к

= nn + -J- ;

 

MMIN

=

 

( -

1 +

sin

20J

 

при

Ѳи

+

Ф к =

 

 

 

=

-=- (2/1 + 1 ) +

-J-

 

(л =

0,

1)

 

 

37


или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Mmax =

САЭ при Ѳк =

-J-;

фк

=

ял,

 

(11.30)

A U ,

=

0 при Ѳк =

Ф к

=

-2- (2л + 1 )

(л =

О, 1).

Из

выражения

(11.28)

следует,

что момент

дебаланса,

вызванный

эллиптичностью

цапф, зависит от взаимного

 

 

 

 

 

положения рамок

карданового

 

 

 

 

 

подвеса,

отчего

значительно

 

 

 

 

 

усложняется

балансировка

 

 

 

 

 

приборов

с

одинаковой

сте­

 

 

 

 

 

пенью точности при произ­

 

 

 

 

 

вольном положении рамок. В

 

 

 

 

 

этом случае для балансировки

 

 

 

 

 

с заданной точностью необхо­

 

 

 

 

 

димо, чтобы

рассматриваемый

 

 

 

 

 

момент статического

дебалан­

 

 

 

 

 

са

был меньше

момента

оста­

 

 

 

 

 

точного

дебаланса,

обуслов­

 

 

 

 

 

ленного трением. При этом

 

 

 

 

 

условии,

используя

выраже­

 

 

 

 

 

ния

(11.14)

и

(11.30),

полу­

чим формулу для назначения допуска на эллиптичность цапф

GA3<-±-kTpm.

(11.31)

Аналогично можно получить формулу для оценки влия­ ния эллиптичности шариков подшипника на величину мо­

мента дебаланса в одной

из опор (рис.

10)

/ И 1 ш

= - § - - ^ - Д ш ,

(11.32)

где А ш — погрешность формы шариков.

Из формулы (11.31) видно, что при прочих равных усло­ виях погрешности формы шариков оказывают значительно большее влияние на величины моментов дебаланса, чем norpeuiHOcfH формы цапф и внутренних колец. Д л я умень­ шения момента дебаланса целесообразно увеличивать диа­ метр шариков и уменьшать диаметр внутреннего кольца шарикоподшипника.

В заключение этого параграфа оценим влияние эллип­ тичности беговой дорожки внутреннего кольца шарикопод-

38


шипника на величину момента трения, считая, что послед­ ний пропорционален нормальной реакции в точке касания колец. Из рис. 9 следует, что величина момента сил сухого трения в первой опоре равна

Мт, = 4-МЛ*,

(11.33)

где ?ц{ — коэффициент трения качения; AM — плечо, на котором создает момент сила трения.

Из Д АОМ (рис. 9)

AM — ѴОАг

— ОМ2 = V

p î

— р ? ,

(11.34)

где р1 — величина радиус-вектора точки

А.

 

Выражение для рх легко

найти

из уравнения

эллипса

- ^

+

- 4 - = 1 .

 

 

(И-35)

о,

 

о,

 

 

 

если вместо х и у подставить их значения в полярной систе­

ме

координат

 

 

 

 

 

 

X = р±

sin Ѳк ;

у = Рх cos Ѳк .

(11.36)

 

При этом уравнение (11.35) примет вид

 

 

 

pï (a? sin2

Ѳк + ft? cos2 Ѳк ) =

a\b] .

 

Отсюда

после ряда элементарных преобразований получим

 

 

P l =

fl2+&2+(62_a2)cos29K

*

( I L 3 7 )

 

Если

воспользоваться выражением

(11.26),

подставив

в него (11.36), то легко

найти выражение для рх

в полярной

системе

координат

 

 

 

 

 

 

 

(b\ -

af) sin е к cos Ѳ,<

(H-38)

 

 

Pi = Pi -,/- .

.

 

 

У b\ sin2 Ѳк + a\ cos3

Ѳк

 

 

Теперь, подставив выражения (11.37) и (11.38) в (11.34),

получим

формулу для вычисления плеча AM при ах жЬх та

«

R; аг

— йі ?» Ах.

 

 

 

 

 

АМъ-щ/

 

( l - - ^ s i n 2 6 K

 

 

 

+

_ ^ L C o s 2 6 K V

 

 

( l _ ^ c o s 2 0 K - ^ s i n * Ѳк