Файл: Косачев Г.Г. Экономическая оценка сельскохозяйственной техники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
|
|
Новая |
тех н и ка |
может |
с ч и т а т ь с я |
экономически |
достаточн о |
|||||||||||||
эффективной, |
если |
полученный |
kp3 |
|
, т . е . |
|
> |
0 ,0 8 . |
||||||||||||
Если |
|
О * |
kp? |
|
, |
то |
т а к а я |
техн и ка но своим резер вам |
|
|||||||||||
находится |
в |
зо н е малой |
эффективности |
и решение |
о ее вн едре |
|||||||||||||||
нии должно приниматься исходя из |
других соображений (р о ст |
|
||||||||||||||||||
производительности |
живого |
т р у д а, |
улучшение |
условий |
тр у д а |
и |
||||||||||||||
т . п . ) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Граничному соотношению |
производитель нс от ей |
с о о т в е т с т в у е т |
||||||||||||||||
годовой экономический |
эффект, |
равный |
нулю, |
а ф актическом у |
со |
|||||||||||||||
отношению |
- |
равный |
потенциально |
возможному. С ледовательно, |
||||||||||||||||
нормативному |
значению |
коэффициента |
потенциального |
р е зе р в а |
эф |
|||||||||||||||
ф ективности |
должно |
со о т в е т с т в о в а т ь |
и |
минимально |
необходимое |
|||||||||||||||
соотношение |
производительности |
сравниваемых машин |
( £ « ) : |
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
* г£ |
|
|
|
|
1 ,0 8 Г£ |
|
(1 0 .3 2 ) |
|||||
|
|
И этому |
значению |
£н должен |
с о о т в ет ст в о в ат ь |
и |
минимально |
|||||||||||||
необходимый |
экономический |
эффект |
новой машины |
O r „ - J : |
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
^ г т ;и |
- |
|
|
|
|
|
~ |
^Гг |
|
|
|
(1 0 .3 3 ) |
||||
|
|
П реобразуя формулу |
1 0 .3 3 |
и |
п о дставл яя |
зн ачен ия |
£ н |
и |
||||||||||||
Г£ |
, |
получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
7Г |
■ |
Уто<у ' |
|
|
( и £ рЗН) |
|
|
|
|
|
|
|
1 0 .3 3 а) |
|||||||
|
У lac* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
МіИ - 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
Это очень важный момент. Минимально необходимый годовой |
||||||||||||||||||
экономический эффект |
от |
машины,независим |
от |
базы |
д л я |
ср а в н е |
||||||||||||||
н и я, |
|
а о п р ед ел яется |
только лишь |
годовыми приведенными |
за т р а т а |
|||||||||||||||
ми по |
новой |
машине. Покажем н а примере, что это |
т а к . |
Пусть |
||||||||||||||||
Эг»с7 |
|
= 10 |
р у б /ч а с , |
t y , |
= ЮО |
ч а с , |
= |
15 |
р у б /ч а с . |
|
||||||||||
|
|
Т огда |
|
Г£ = 1 5 :1 0 |
= |
1 ,5 ; |
£н = |
1 ,0 8 .1 ,5 |
= |
1 ,6 2 . |
|
|
||||||||
|
|
|
|
= |
(Ю .1 ,6 2 |
- |
15) |
. 100 = 120 руб . |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
= |
0 ,0 8 |
. |
15 . |
100 |
= |
120 р у б . |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
На р и с . |
1 0 .6 |
показаны |
зоны |
эффективности |
новой машины и |
определяющие их параметры .
Эг pVS.
Р и с. 1 0 .6 . Зоны экономической эф ф ективности.новей машины и определяющие их параметры .
І ^ ^ з о н * |
неэф фективности |
Ьд)о6лх>)зо н а |
малой эффективности |
'У'/ / / / / зо н а |
достаточной эф фективности. |
|
1 0 .3 . В заим освязь цены и производительности машины |
|
||||
|
Экономическую эффективность |
сельско х о зяй ствен н о й техники |
||||
в |
конечном |
и тоге определяют д в а |
парам етра - |
производительность |
||
машины и ее |
ц ен а . |
|
|
|
|
|
|
Рассмотрим границу экономической эффективности по второму |
|||||
парам етру, |
т . е . по цене |
машины. |
|
|
|
|
|
О п ять -таки , исходя |
из условия р ав ен с тв а |
приведенных |
за т р а т |
||
по |
базовой |
и оцениваемой |
машинам |
и , п о л агая |
неизменными |
други е |
параметры, определим верхнюю лимитную цену машины. |
|
|||||
|
Впервые р асч ет верхней лимитной цены (Цв) был предложен |
А .П .Колотуш ш ной а нашел отражение в м етодике экономической оцен
ки, |
выпущенной ВИСХОМом в 1961 г . |
Затем |
она со в ерш ен ствовалась, |
||||||||||
и в |
1969 |
г . |
приобрела |
следующий |
вид: |
|
|
|
|
|
|||
|
|
Че.< = |
|
■С*і |
- |
|
|
|
|
|
(1 0 .3 4 ) |
||
|
|
|
а- і- г |
ч. £. |
|
|
|
|
|
|
|||
или |
|
|
|
(W |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 g.,. - |
И- ( а - + г ) Т н |
|
|
|
|
|
( 1 0 .3 4а) |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
где |
U-і |
- |
эксплуатационные |
затраты |
по |
старой |
машине, |
||||||
|
|
|
р у б /е д .р а б о ты ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Тн |
|
нормативный |
коэффициент |
капитальных |
вложений, |
|||||||
|
|
нормативный |
срок |
окупаемости дополнительных |
|||||||||
|
|
|
капиталовложений ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
п остоянная |
в р а с ч е т е |
|
на |
единицу |
работы |
часть |
||||
|
|
|
эксплуатационных |
за т р а т |
по |
новой |
машине |
(б ез |
|||||
|
|
|
амортизационных и |
ремонтных |
о тч и сл ен и й ), |
||||||||
|
|
|
р у б /е д .р а б о т ы ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
- |
перем енная |
в р а с ч е т е |
н а |
единицу |
работы |
ч а ст ь |
|||||
|
|
|
эксплуатационных |
за т р а т |
по новой машине (амор |
||||||||
|
|
|
тизационные и ремонтные отчисления в виде коэф |
||||||||||
|
|
|
фициента |
от |
балансовой стоимости |
машины (Б ) . |
|||||||
|
В.С.Антошкевич предложил другую |
формулу определения ве р х |
ней лимитной цены ( т . е . цены, гарантирующей равные затраты по требителю при использовании новой и старой машины):
( Я - % ' ) * $
г д е |
- |
приведенные затр аты по стар о й машине, р у б /е д . работы ; |
||
* |
- |
ч а с т ь |
приведенных за т р а т по новой машине, |
не за в и |
|
|
сящ ая |
от цены машины (приведенны е затр аты |
б е з амор |
|
|
ти зац и и , ремонтных з а т р а т и норм атива эф ф ективности |
|
капитальны х влож ен и й ), |
р у б /е д .р а б о т ы . |
|
|
|||
|
Формула 1 0 .35 |
более у до б н а, |
чем предыдущие |
1 0 .ЗѴ и |
ІО .З Ч а, |
||
но |
она о б я зат ел ьн о |
т р е б у е т |
р а с ч е т а приведенных |
з а т р а т |
н а |
едини |
|
цу |
работы , и кроме |
т о г о , не |
учиты вает изм енения |
з а т р а т |
н а ремонт |
в сл у ч ае |
отклонения |
ф актической |
годовой за г р у зк и машины о т |
нор |
||||||||||||||||
м ативной. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наиболее удобной |
в |
пользовании я в л я е т с я следующая |
формула: |
||||||||||||||||
|
|
|
, , |
|
|
СУгвг-г '£<г> |
|
|
|
|
|
|
|
|
(1 0 .3 6 ) |
|||||
|
|
|
Це.-і. - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
У, |
|
|
|
|
|
|
|
|
Hi. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
гд е |
|
|
приведенные |
затр аты |
н а |
I |
ч ас |
работы стар о й |
машины, |
|||||||||||
|
гос. |
|
р у З /ч а с і |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
у ' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
ч а с т ь |
приведенных з а т р а т , |
н е |
зависящ их о т |
цены |
ма |
||||||||||||
|
|
|
|
шины (приведенны е затр аты |
б е з ам о р ти зац и и , |
за т р а т |
||||||||||||||
|
|
|
|
н а р емонт |
и |
норм атива |
|
эф ф ективности капвлож ений) , |
||||||||||||
|
|
|
|
р у б /ч а с ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
' У |
|
го д о в а я |
з а г р у з к а |
с о о т в ет ст в ен н о ф а к ти ч ес к а я |
и |
нор |
|||||||||||||
|
|
«г |
м ати вн ая |
по |
новой машине, |
ч а с . |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
Р а с ч е т , проведенный |
по |
любой |
|
и з |
эти х |
формул (при |
неизм ен |
||||||||||||
ности исходных |
данных) д а е т |
один |
и |
т о т же |
р е з у л ь т а т . |
Но |
мы |
уже |
||||||||||||
отм ечали , |
что |
п рои зводи тельн ость |
- |
в е л и ч и н а, меняющаяся |
в |
з а |
||||||||||||||
висимости |
от |
условий |
эк сп л у атац и и . Видимо, |
эти изм енения |
долж |
|||||||||||||||
ны |
быть |
учтены |
и |
при |
р а с ч е т е |
вер х н его |
лимита цены . А при |
у ч е |
||||||||||||
т е |
эти х |
изменений |
п о л ь зо в а т ь с я |
формулой |
10.36. г о р а зд о |
у д о б н ее, |
||||||||||||||
т а к |
к ак |
мы связаны |
с |
коэффициентом, а |
н е |
с |
абсолю тной |
величиной . |
||||||||||||
|
Данный |
верхний |
лимит цены |
будет |
х а р а к т е р и зо в а т ь |
момент, |
||||||||||||||
к о гд а при |
заданном |
|
годовой |
экономический эффект |
со с та в и т |
|||||||||||||||
вели чи н у, |
равную нулю. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Чтобы обеспечить |
необходимый |
минимум |
го д о во го эко н о м и ч ес |
||||||||||||||||
к ого эф ф екта, |
верхний |
лимит |
цены |
должен |
принять н еско л ько |
м ень |
||||||||||||||
шее |
зн ачен ие |
( |
|
|
|
) : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
' в.* |
- |
|
|
|
~ Углсг |
* kp3n)J^q> г_ |
|
(1 0 .3 7 ) |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МІ
- I l l -
|
При исп ользован и и |
&рэн |
= |
0 ,0 8 |
формула примет |
ви д : |
||||||||||||
|
|
_/ |
|
|
|
|
|
|
|
Угас2 ) |
^9*2 |
|
|
|
|
|
||
|
|
ье.-4 |
- |
-------------------- |
|
|
— |
|
|
( 1 0 .3 7 а) |
||||||||
|
|
|
|
|
|
W |
( |
*г |
9 г, |
-Н г. |
+ Ем) |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И сп ользуя в |
р а с ч е т а х |
нормативную |
цену |
новой |
машины, |
н е |
|||||||||||
обходимо ч е тк о |
им еть |
в ви д у , |
что |
р е а л ь н а я ц е н а машины |
может |
|||||||||||||
о т л и ч а т ь с я |
о т |
принятой в |
р а с ч е т е , |
как |
в |
большую, |
т а к |
и |
в |
мень |
||||||||
шую с т о р о н у . При |
изм енении |
|
цены изм ен и тся и |
величина |
годового |
|||||||||||||
экон ом и ческого |
эф ф е к т а . |
При |
у сл о ви и , |
что |
о с т а е т с я |
|
неизмен |
|||||||||||
н о й , |
можно |
п острои ть |
граф ик |
зависим ости |
го д о во го |
экономическо |
||||||||||||
го эф ф екта |
от |
цены |
машины |
( р и с .1 0 . 7 ) . |
На оси аб сц и сс |
отложим |
||||||||||||
зн ач ен и е цены |
машины, |
а |
н а |
|
оси ординат - |
го д о во го экономичес |
||||||||||||
к о го |
эф ф екта. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П остроение |
э т о г о |
граф и ка |
такж е п р о и зво д и тся |
по двум |
то ч |
||||||||||||
кам . Н аиболее |
удобно |
принять |
первую то ч ку с координатами Ц = |
|||||||||||||||
Ц в.лим и Эг |
= |
0 , т . е . верхнюю |
лимитную ц ен у ,п р и |
которой |
годо |
|||||||||||||
вой |
экономический |
эффект |
р авен нулю. Т очка |
о тк л ад ы вается |
на |
|||||||||||||
оси |
а б с ц и с с . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В к а ч е с т в е |
второй точки |
может быть |
принята |
то ч к а |
|
с |
коор |
||||||||||
ди н атам и : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а ) н орм ативная ц ен а |
(то ч н ее |
б а л ан с о в ая |
сто и м о сть) |
- |
|
||||||||||||
|
и соответствую щ ий |
ей |
годовой |
экономический эффект - |
Э г;
б) или верхний лимит цены, обеспечивающий минимально н е обходимый годовой экономический эффект и сам эффект,
|
Т.е. |
|
|
|
■ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Но д л я т о г о , чтобы |
повысить |
то чн ость |
п о стр о ен и я, наиболее |
|||||||||||
удобно |
в з я т ь |
вторую то ч ку |
н а |
оси |
ор ди н ат. |
Для |
э т о г о условно |
|||||||
счи таю т, |
ч то |
б а л ан с о в ая |
стоим ость |
новой машины р ав н а нулю, |
||||||||||
Eg = 0 . Экономический эффект |
в |
этом |
сл у ч ае |
3rg_Q рассчиты |
||||||||||
в а е т с я |
очень |
п р о с т о . Для |
э т о го |
необходимо |
в зя т ь зн ачен ие |
чис |
||||||||
л и те л я |
и з |
формулы верхней |
лимитной |
цены (ф орм .10.36): |
|
|||||||||
|
|
|
~ |
Г, |
' |
|
- ^гегсг )І<рг |
|
(10.38) |
|||||
В с л у ч а е |
изм енения |
|
|
можно |
построи ть |
сем ейство прямых. |
||||||||
Для э т о г о |
д о с т а т о ч н о п р о и звести |
р асч ет |
д л я |
дву х значений |
£ і . |
|||||||||
Н аиболее |
удобно принять |
|
= |
I и |
|
£-1 |
- |
£<р |
. В |
этом |
сл у ч ае |
ось |
||
ординат |
и |
ось |
абсц и сс м огут |
служить |
дополнитетьно |
масштабными |
Р и с . 1 0 .7 . Зависим |
ость го д |
о во го |
эконом ического эф ф екта |
от цены |
машины, |
Эг = |
-f (Ц ); £<р = |