Файл: Косачев Г.Г. Экономическая оценка сельскохозяйственной техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

(н+1)

 

_

1 5 .0 0 + 1 .2 0 .2

 

1 ,0 7

 

 

(10.20)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 5 .0 0 + 1 ,2 0 .1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

или

и сп о л ьзу я

зн ачен и е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 „

 

 

 

 

 

 

1 .<»

 

 

 

 

( “

- 2 0 а >

 

Чем

больше

зн ачен и е п

( т . е .

чем

больше транспортны х

 

 

 

ср е д с т в

обслуж ивает маш ину),

тем

меньше

зо н а неэф ф ективности

 

при

переходе

от

п

к

п + 1 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г раница,

о п ределяем ая

по

формулам 1 0 .1 6 - 1 0 .1 7 ,

о тн о с и тся

к одной и той же машине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Граница

экономической

эфф ективности

новой

машины в

ср а в н е ­

нии со стар о й анали ти чески

о п р ед ел яе тс я

следующим

образом

(г р а ­

фический

способ

определения

ясен

и з

р и с .

1 0 . 3 ) :

 

 

 

 

 

 

 

 

а ) п ервоначально исходят и з

п рои зво д и тельн о сти

б азо во й

ма­

 

 

шины

и

определяю т

зо н у е е располож ения,

т . е .

с о п о с т а в ­

 

 

ляют

 

с

Ъ'П

и

в

с л у ч а е ,

если

о н а н ах о д и тся

в д и ап а­

 

 

зон е

от

 

до

 

 

,

т о

принимают

в р а с ч е т

^

 

=

и )

 

 

 

(ес л и

она

н е

п о п адает

в

зо н у н еэф ф ективности,

т о

 

прини­

 

 

м а е т с я ф акти ческое

зн а ч е н и е );

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)

рассчитываю т

предварительную

гран и ц у эф ф ективности

 

 

 

и сходя

и з

предполож ения,

что

новую

машину

обслуж ивает

 

 

т а к о е

же к о ли чество

транспортны х

с р е д с т в ,

ч то

и

базовую

 

 

(примем

 

=

2

т / ч а с ,

а

«

в

этом

с л у ч ае

равн о

I ) :

 

 

 

 

 

 

 

-Ур * ‘г * * Ггас

Пі

=

^

■°-0+.I «2Qt I

= 2 ,9 т /ч а с

(1 0 .2 1 )

 

 

 

 

 

 

Ун,

+ 3г7

 

 

 

5 ,0 0 + 0 ,6 0 -7

 

 

 

 

 

 

в )

сопоставляю т

полученное

зн ачен ие

с

£<->в г( т . е .

с о

зн а ч е ­

 

 

нием

 

 

,

при

котором

т р е б у е т с я

точно

*7 +1

машина;

 

 

в

нашем

сл у ч ае

<+>вг =

2 ,5

т /ч а с )

и

если

ПоП/>ізе

<

<*>вг ,

 

 

т о

граница

найдена

и

 

 

 

 

 

. Если

 

 

 

 

 

,

 

 

т о

рассчитываю т

гран и ц у

д л я

новой

машины

по

моменту

п ер е ­

 

 

х ода

от п

к

*7+1

обслуживающему транспортном у

с р е д с тв у

 

 

по

формуле

1 0 .1 6

нашем примере

 

= 2 , 6 8

т / ч а с ) .

 

 

Затем

сопоставляю т

полученное

п р ед вари тельн ое

зн ачен ие 1

 

 

границы по прои зводи тельн ости

с

моментом

п ер ех о д а

от

п

 

 

к

*7 +1

транспортном у

с р е д с т в у .

Если

 

 

 

г ь>л

,

 

 

то

принимают

з а

значение

границы

 

 

,

т . е .

 

г и>

=

 

 

=

ь>8і .

Если

же

 

 

 

^ > Гип

,

т о рассчиты ваю т

 

окон -


 

ч ател ьн о

границу эф ф ективности по ф ормуле,

ан ал о ги ч ­

 

ной

формуле 1 0 .1 8 ,

но

приняв зн ач ен и е

( я г +

Т )Г

 

 

 

 

 

 

 

сх*

' (hi— =

5 ,0 0 + 0 ,6 0 1

=

3 ,1

т /ч а с (1 0 .2 2 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А налогично изложенному выше порядку п рои зводи тся

р а с ч е т и

гран и ц эконом ической .эф ф ективности

по_соотношению п рои зводи тель ­

н о ст ей .

Но если

раньше

мы

отм ечали ,

что

выбор

исходной

прои зво ­

д и тел ьн о сти

может

быть

произвольным, т о

в

этом

сл у ч ае

имеются о г ­

р ан и чен и я, накладываемые числом обслуживающих

транспортны х с р е д с т в .

Выбор

 

прои зволен то л ь к о и сходя

и з у сл о в и я ,

ч т о

ко ли ч ество

транспортны х

 

с р е д с т в ,

обслуживающих

старую

машину,

о с т а е т с я н е ­

изменным. Для новой машины

рассчиты ваю т

гран и ц у

эф ф ективности

о б я зат ел ь н о

д л я

у с л о в іи

 

 

и гран и ц у

д л я

*>г

= ^

+ 1 .

Если

п редвар и тел ьн о п остроен граф ик

и

и з

н его

я с н о ,

н а к а ­

кой в е т в и

будет

н ах о д и ть ся

зн ачен и е

границы ,

и сх о д я

и з с о о т в е т ­

ст в и я это й

в е тв и

ф актическим

(или ожидаемым)

значениям

произво ­

д и тел ьн о сти

новой

машины,

то можно

определить

с р а з у

гр ан и ц у при

определенном

 

значении

пг (или

■%. =

 

,

или

 

 

 

+1)

r(„ =

 

 

 

 

n i

= I 5 . 0 0 + I . 2 0 . I _ I> 45

 

 

(1 0 .2 3 )

 

 

 

*

 

 

10,00+1,20.1

 

 

 

 

 

 

 

3 * * « ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

^гасг

+ У г ^ (н г +1)

15.00.1.20.2

 

j- 55

 

 

( 1 0 .2 3a)

t i n ">

 

 

 

 

 

 

 

1 0 ,0 0 + 1 ,2 0 .1 "

 

*

 

 

 

иди и сп о л ь зу я

соотнош ение

Г(_

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г !..

=

 

U)

 

 

= 1 ,4 5

 

 

 

 

 

 

 

(1 0 .2 4 )

 

 

tu

 

 

 

2,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г.

 

 

 

ГсCJ

З Л

1 ,5 5

 

 

 

 

 

 

 

( 1 0 .2 4 а)

 

 

 

 

СО,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(■(»*■•)'

2,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гд е

; Ç(h4ij-

гр ан и ц а экономической эфф ективности

по

соотнош е­

 

 

 

 

 

нию п рои зво д и тельн о стей

со о т в ет ст в ен н о

при об­

 

 

 

 

 

служивании

новой машины

п

 

и

п

+1

транспортны ­

 

 

 

 

 

ми с р е д с т в а м и .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•^Можно

при

 

 

< г и)п в

к а ч е с т в е

границы

определить

и

новую

т о ч к у ,

и сходя

и з с д в и г а

границы з а то ч ку Гі>п

по

приводимой

формуле

1 0 .1 9

( т . ѳ . при

условии увели чен и я н а единицу

числа

обслуживающих

новую

машину

транспортны х

с р е д с т в ) .

 

 

 

І0І -


Для универсальны х машин и тракторов границы экономическое эффективности определяю тся отдельно по каждой и з операций. Но данные расчеты являю тся вспомогательны ми, т а к к ак окончательно

от эффективности тракторов и универсальных машин можно судить

лишь

по

сумме эффектов

на

в с ех

операциях. Точно также опреде­

л я е т с я

и

суммарная

гр ан и ц а .

С этой целью все

работы ,

выполня­

емые ун и версальн ой

машиной

или

трактором ,

приводят

к

со п о ста ­

вимому в и д у , т . е .

приравнивают

к каком у -то

одному

виду

р а б о т .

Выбор

б азо во го

ви да раб о т

может

быть произвольным,

но

обычно

д л я

универсальной

машины

принимают основной

д л я

нее

вид

рабо­

ты .

Во

тракторам

д о п у ск ается

приведение в с ех

видов

работ

к ус­

ловным

эталонным

гек та р ам .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_

Средневзвеш енная

граница

экономической

эффективности

(

г і

 

);

 

 

 

ті

 

 

 

 

 

Z

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

2 Г G- а -

-*■

 

 

 

 

 

 

(1 0 .2 5 )

 

 

 

 

 

Л 7

**

 

 

J - i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г(. ~

J-Z1

 

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"

</

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гд е

Qj -

объем

/ - тых

р а б о т ,

выполняемых

в

х о зяй стве

ун и -

 

 

 

 

 

версальной

машиной,

е д .работы ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

производительность

н а каждой / - т о й

операции

 

 

 

 

 

 

 

( <^г -

на

одной

и з

/ - т ы х операций,

принятую

з а

 

 

 

 

 

базовую ),

е д .р а б о т ы /ч а с ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

-

множество,

j

-ты х

о п е р а ц и й - 1,2 ...

т ) .

 

 

 

 

 

 

Граница по

производительности о п р ед ел яется

для тракто р о в

и

универсальны х

машин

только

по

операциям ( G, - )

и и сп о л ьзу ет ­

с я

д л я

дополнительного

ан а л и за .

В целом

по

с у ш е

в с е х операций,

т . е . Ги>

не

о п р ед ел яе тс я,

т а к к ак она практически

лишена

смысла

(

это было подробно

рассм отрено

в р азд е л е

5 ) .

 

 

 

 

 

Таким

образом ,

средневзвеш енная граница

экономической эф­

ф ективности по

сумме в с ех

операций д л я

универсальных

сел ьско ­

хозяйственны х машин

и

тр акто р о в

может х ар а к т е р и зо в а т ь с я только

по соотношению прои зводи тельн остей , но

не по

самой

производи­

те л ьн о с ти .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 0 .2 .

Потенциальный р е зе р в

эффективности

 

 

 

 

 

 

 

 

Выше

уже были рассмотрены п равила

р а с ч е т а

годо во го экон о ­

м ического

эффекта

(см .ф орм улу 4 . 3 7 ) . Но

годовой

экономический


эффект может

быть определен и

исходя и з приведенных

з а т р а т

на

I чао

работы

машины:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Э г

= ( *г.

 

У

Гг

 

(1 0

.2 6 )

где

<f^o -

ф актическое

соотношение

производительностей

сравн и ­

 

 

ваемых машин

(величина

б езр азм ер н ая)

 

 

 

 

 

 

 

<гf

-

 

 

 

 

 

(1 0 .2 7 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зададимся

рядом

значений

£

и

построим график

функции

 

Эг =

f

( £

) .

Учитывая, что

приведенные затраты на

I

час

р аб о ­

ты старой машины неизменны, а при принятом значении балансовой

стоимости новой

машины

они также

неизменны, то

график

будет

п редставлять собой

прямую

линию. С ледовательн о,

д остаточн о

по­

строить две

точки

граф ика

и

провести ч ер ез

них прямую. П осколь­

ку

раоч ету

годового

экономического

эф ф екта

предш ествует

р асч ет

границы экономической

эффективности, а

для

нее

х ар ак тер н о ,

что

 

I f = ^исАи Эг

=

0 ,

то

в

этом

сл у ч ае

£ t

примет

 

значение

Q . Значит

необходимость

в

р ас ч е те

одной

из то ч ек

о тп а д а е т,

т а к

к ак она

будет

р ас п о л агат ьс я

н а

оси

абсцисс

(ось

£

)

в

то ч ­

ке

со

значением

£ t- =

 

. Отыскание

второй

точки

наиболее

удобно

производить

для

ф актически

сложившегося

по

р езу льтатам

испыта­

ний (или проектируемому) значение £<• =

£ г .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий

вид

та к о го

граф ика

д л я

специализированных

 

машин

 

представлен

на

р и с .

1 0 .4А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для сопряженных

операций

тр е б у е тся

построение

большего

числа

т о ч е к . Приведенные

затр аты

по старой

машине

принимаются

исходя

и з зоны

расположения

фактической

ее

производительности

и коли чества потребных обслуживающих транспортны х

с р е д с т в . Для

новой

машины эффект

рассч и ты вается

д м

каждой

из

то ч ек

целочис­

ленного коли чества потребных транспортны х

ср е д с тв

( п

)

и

 

душ

этой же точки при условии

потребности в

транспортны х

 

ср е д с тв а

п + 1 . Р асч ет оформляется

в

ви де

вспом огательной

таблицы

и

 

по­

строению

граф ика (см .табл и ц у

1 0 .4 , рассчитанную

на

 

основании

исходных данных, представленны х в таблице

1 0 .3 ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть

приведенных за т р а т

по

транспортным

ср ед ствам ,

за в и ­

сящая

о т п р о б е га,

в

р асч ет

может

не приним аться,

т а к

 

к ак

они

равны и разница между ними

будет

р ав н а

нулю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий вид

граф ика Эг = f

(£ )

,

х арактерн ого

для

сопряженных

операций, представлен

на

р и с .

1 0 .4Б,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- ЮЗ -


Эл pi<f

Br ?Ч*

Br

Р и с .

1 0 .4 ,

График зависим ости годового экономического

эффекта от

соотнош ения производительностей

(годовых

вы работок)

сравниваемых машин ( г*у = c.onft ;

A,

С пециализированная машина

 

 

Б .

Сопряженные операции

 

 

B .

Универсальные машины

 

 

 

а )

по отдельным операциям

( 1 ,2 ,3 и

4 - номер

 

б)

оп ер ац и и );

операций.

 

 

средн яя по сумме в с е х

 

функции

 

граф ика

 

построению

операций

табли ц а к

сопряжении*

огательная

д л я

В спом

 

о

 

 

 

 

о

о

•ч

о

«ч

ы

 

 

 

см

ю

о

о

 

о

 

о

 

 

ьч

см

in

о

 

ю

СМ

Л

CM

 

 

 

см м

in

о

 

in

СМ

»

CM

 

n

•ч

 

см

 

о

о

*1

о

•>

СМ

 

 

 

см

 

 

(I

С

I

* а" •о

ІІ

Ч)

со

см

см

м

м

с

о

о

 

 

о

«ч

о■Ч

8

о

 

ІП

со

1—1

ы

о

 

о

 

о

о

 

о

 

о

in

см

м

м

о

о

 

 

оЛ

о

 

о

о

ш

см

м

м

о

 

8

 

о

о

•к

ѵч

о

 

см

 

ІП

►н

ы

и

 

о

 

о

 

 

о•ч

о•ч

о

о

 

ІП

см

м

ы

 

м

V.0

иЫ

«0 S H «

Г- Чfi

 

с?

 

Ь

 

 

 

 

1

1

 

 

О

то

о

о

со

р<

И

со

о

ТО

о

о

\

tr

«

-СО

то

N .

ТО е-і F

Р м

Х0

р

Р ч Т О \

21

> і

>>

Н ОЛУ

11щ

Оч

CU

О

н >>

É4

 

 

ТО f t

ТО

о

 

 

о0>8•ч

о

to

со

Й

in

м

о

о

 

о

«ч

8

со

ІП

f i

8

оо

оо

м

г-

S

м

1

о

о

о

о

см

 

см

м

Ю

см

ы

1

о

о

о

см

см

м

•»

о

«0

“?

м

 

чі

о

•N

/Ч»

<т>

чм

м

||

4J

и-

XS

 

Ч)? ъ3

о

 

о

 

и

то о

 

о

sr

то

2

а

 

F

о* N

0)

»

Рц

о

>Ѳ«S

>5

>Ь<о

*

р<

со ТО

 

 

F