Файл: Косачев Г.Г. Экономическая оценка сельскохозяйственной техники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
|
|
При построении граф иков масштаб |
вы бирается |
произвольны м, |
||||
но |
т а к , |
чтобы возможный ди ап азон изм енения п р о и зво д и тельн о стей |
||||||
был |
отражен |
полностью . |
|
|
|
|
||
|
|
На |
р и с . |
1 0 .4В п р ед ставл ен |
граф ик |
Эг = /( < £ ) |
д л я |
у н и вер сал ь |
ных |
машин и |
т р а к т о р о в . В этом |
сл у ч ае |
зави си м ости |
с т р о я т с я о т д е л ь |
|||
но |
по |
каждой |
и з операций, причем их п остроение может |
п р о и зво д и ть |
||||
с я |
н а |
одном |
граф и ке. По н аклону прямых можно судить |
от "отзы вчи |
во сти " |
т е х |
или иных операций |
на |
увеличение |
п р о и зво д и тельн о сти . |
|||||||||||||||
Чем |
круче |
наклон |
прямой к |
оси |
аб с ц и с с , |
тем |
тщ ательнее необходимо |
|||||||||||||
р азр аб аты вать м ероприятия |
по |
увеличению п р о и зво д и тельн о сти |
уни |
|||||||||||||||||
версальн ой |
машины н а данной |
операции . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
П остроение |
граф иков |
по |
универсальным |
машинам ничем не о тли |
|||||||||||||||
ч а е т с я |
от |
построен и я подобных |
граф иков |
д л я |
специализированны х |
|||||||||||||||
машин. |
При |
построении |
граф ика |
д л я ср ед н его |
|
зн ачен и я эф ф ективнос |
||||||||||||||
ти по |
сумме в с е х |
операций |
(Э г) |
п рои зводи тся |
р а с ч е т ср е д н е го |
со |
||||||||||||||
отношения |
ф актических |
п р о и звод и тельн остей |
( |
£<р ) |
аналогично |
том у, |
||||||||||||||
как |
рассчиты валось ср едн ее |
зн ачен и е |
границы |
экономической |
эффек |
|||||||||||||||
ти вности |
(см .ф орм улу 1 0 .2 5 ) : |
|
|
|
е, |
а ; |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
± |
J L ^ L - - |
|
|
|
|
, |
|
|
(1 0 ,2 8 ) |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
~ |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
£ j |
|
|
j,-r |
•> |
|
|
|
j t f |
|
> |
|
|
|
|
|
|
|||
где |
- |
ф акти ческое |
соотнош ение п рои зво д и тельн о стей |
на каждой |
||||||||||||||||
|
|
|
У -то й операции . |
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Построенные |
графики |
позволяю т |
судить |
о |
величине |
го д о во го |
|||||||||||||
эконом ического эф ф екта, который |
будет |
получен |
от |
прим енения |
но |
|||||||||||||||
вой |
машины в самых различных |
условиях |
эк сп л у атац и и . |
По сущ еству |
||||||||||||||||
они |
представляю т |
номограммы д л я |
определения |
величины |
эконом ичес |
|||||||||||||||
к ого |
эффекта и устанавливаю т |
то |
соотнош ение |
п р о и зво д и тел ь н о стей , |
||||||||||||||||
ниже к о торого машина |
буд ет |
о бесп ечи вать убы ток. Все |
зн а ч е н и я с о |
|||||||||||||||||
отношений п рои зводи тельн ости |
£ |
> f \ |
образую т о бл асть |
эффективно |
||||||||||||||||
го применения техн и ки , а |
в с е |
зн ачен и я |
£ < |
Пі |
- |
о бл асть |
неэф |
|||||||||||||
ф ективного применения |
тех н и ки . Х о зяй ства, |
использующие |
новую |
|||||||||||||||||
тех н и ку , |
должны |
ч етк о |
се б е |
это |
п р ед ставл ять |
и о б е с п е ч и в а т ь |
|
т а |
||||||||||||
кие |
условия ее эк сп л у атац и и , |
которые п о зво л ят |
получить |
о т |
нее |
|||||||||||||||
годовой |
экономический |
эф ф ект. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Особое зн ачен ие |
зд ес ь |
может приобретать |
ан али з |
при зн а ч е |
|||||||||||||||
нии |
£ |
= |
I , |
т . е . |
к о гд а |
х о зяй с тво |
р а с п о л а га е т |
неизменным |
объемом |
|||||||||||
р а б о т , |
а |
потребное количество к ак с т а р о й , |
т а к |
и новой |
техники |
- Ï0 5 -
не м е н я е т с я . |
Например, |
в с е г о |
и м еется 300 |
г а , |
с т а р а я |
машина |
||||||||||||||||||
им еет |
годовую |
вы работку |
500 |
г а и |
о бесп еч и в ает |
приведенные |
з а |
|||||||||||||||||
траты |
5 р у б /г а |
при годовой |
вы работке |
300 |
г а ( 2 ,5 0 |
р у б /ч а с ) . |
||||||||||||||||||
Н овая |
машина |
- |
с о о т в ет ст в ен н о 900 |
г а |
и |
4 |
р у б /ч а с . |
Граничное |
||||||||||||||||
зн ач ен и е соотнош ения |
годовы х |
вы работок |
Г~ь |
- |
4 ; 2 ,5 |
= |
1 ,6 , |
а |
|
|||||||||||||||
ф акти ч еско е д л я |
дан н ого |
х о з я й с т в а |
|
|
3 0 0 :3 0 0 |
= |
I . |
О чевидно, |
||||||||||||||||
что в |
у сл о в и ях |
дан н ого х о эя й с т в а |
|
новая |
машине |
не |
сможет |
эф |
||||||||||||||||
ф ективно |
и с п о л ь зо в а т ь с я |
вви ду т о г о , |
что |
ее |
возможности |
не |
|
|||||||||||||||||
обеспечены |
наличным объемом |
р аб о т . В те х |
же |
х о зя й с т в а х , |
г д е , |
|||||||||||||||||||
наприм ер, |
объем |
р аб от |
с о с т а в л я е т |
|
900 |
г а , |
она |
будет |
весь м а |
эф |
||||||||||||||
ф екти вн а, |
т а к |
к ак |
|
|
|
= |
2 ,0 |
|
(р ан ее |
тр ебо вал о сь 2 машины |
||||||||||||||
н а объем |
р аб о т |
900 |
г а |
и |
го д о в а я |
з а г р у з к а |
каждой |
машины |
с о с т а в |
|||||||||||||||
л я л а 9 0 0 :2 |
= |
450 г а ) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Рассм отрим |
сл у ч ай , |
к о гд а взам ен |
стар о й |
машины |
м огут |
и споль |
||||||||||||||||||
з о в а т ь с я |
д в е |
новые |
машины, |
причем |
гран и ц а |
по |
£ |
и |
для |
одной |
и |
|||||||||||||
д л я другой |
машины |
о ди н ако в а, |
т . е . |
|
|
|
|
|
|
, |
а |
годовой |
эк о |
|||||||||||
номический |
эффект |
такж е |
оди н аков, |
т . е . |
|
Эгд |
= |
3 r g . |
В озникает |
|||||||||||||||
в о п р о с , |
какую |
машину |
сл е д у е т |
реком ендовать |
д л я |
внедрения |
в з а |
|||||||||||||||||
мен с т а р о й . Обычно г о в о р я т , |
что |
машины |
равноэффективны |
и при |
||||||||||||||||||||
м енять |
можно |
любую. Рассм отрим , |
т а к |
ли |
э т о . |
О писанная |
выше си |
|||||||||||||||||
ту ац и я п р ед ст ав л е н а н а р и с . 1 0 .5 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
О чевидно, |
что |
машина |
Б |
п р ед п о чти тел ьн ее, |
т а к |
к а к |
ее |
фак |
||||||||||||||||
ти ч ес к о е соотнош ение |
прои зводи тельн ости |
о тс то и т |
го р а зд о |
д а л ь |
||||||||||||||||||||
ше от |
границы , |
чем |
у |
машины |
А. В |
с л у ч а е , |
если |
в |
услови ях |
хо |
||||||||||||||
зя й с т в а |
соотнош ение п рои зводи тельн ости |
ухудш ится, |
то |
машина Б |
||||||||||||||||||||
д о п у с к ает |
отн о си тел ьн о |
большее снижение |
величины |
£ |
, |
чем |
маши |
|||||||||||||||||
на А. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О пределение гран и ц |
эконом ической |
эф ф ективности |
с |
неизбеж |
||||||||||||||||||||
ностью |
приводит |
к |
необходим ости |
введ ен и я |
еще |
одного |
п о к а за т е |
|||||||||||||||||
л я , характеризую щ его |
экономическую эффективность |
се л ьс к о х о зя й |
||||||||||||||||||||||
ственной |
те х н и ки . |
Это |
потенциальный |
р е з е р в |
эф ф ективности |
маши |
||||||||||||||||||
ны ( Rp) ) , |
т . е . |
за п а с прочности |
машины |
по |
эф ф екту, |
если |
выра |
|||||||||||||||||
ж аться |
инженерным |
язы ком . |
Он |
о п р ед ел яется |
к а к |
р азн и ц а между |
||||||||||||||||||
фактическими |
и |
граничными |
значениями |
п ар ам етр а |
(д о п у с к а етс я |
|||||||||||||||||||
и сп о л ьзо ван и е |
вм есто |
ф актических |
и тео р ети ч ески х |
значений |
по |
|||||||||||||||||||
сравниваемым маш инам): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р и с . 1 0 .5 . Потенциальный р е зе р в экономической эф ф ективности.
Зо н а эффективного применения.
ЕШ машина А.
ш т машина Б.
иля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пр3іл |
- |
|
|
~ Гиі / |
та- / г « с |
|
|
( ІО .2 9 а) |
|||||||||||||
или |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПР>п/ |
- |
U V * |
- |
|
, |
|
г л |
|
|
|
|
|
(1 0 .2 9 6 ) |
||||||||
ід е |
|
|
потенциальны й |
р е з е р в эф ф ективности |
по |
исследуемому |
|||||||||||||||||||
|
|
|
парам етру |
(соотношению |
прои зводи тельн остей |
- |
£ |
|
, |
|
|||||||||||||||
|
|
|
п рои зво д и тельн о сти |
- |
to |
или |
годовой |
вы работке |
|
- W |
|
||||||||||||||
|
|
|
в |
соответствую щ их |
им |
единицах |
и зм ер е н и я ). |
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
Но |
и з |
со п о ставл ен и я |
значений |
величин |
п отенциального |
р е з е р |
||||||||||||||||||
в а эф ф ективности |
трудно |
вы брать |
более |
предположительный |
|
в а р и ан т, |
|||||||||||||||||||
т а к |
к ак |
они |
м огут |
быть |
и |
несопоставим ы |
(наприм ер, Пр3ь> |
|
= |
10 |
|||||||||||||||
г э /ч а с , |
|
а ПрэШх |
|
= |
І о |
т / ч а с ) . |
Кроме |
т о г о , |
его |
величина |
|
зави си т |
|||||||||||||
и о т точки |
границы |
эф ф ективности. |
Поэтому |
более удобно |
п о л ьзо |
||||||||||||||||||||
в а т ь с я |
при |
выборе |
вар и ан то в |
м еханизации |
относительным |
значением |
|||||||||||||||||||
потен ц и альн ого р е з е р в а |
эфф ективности в виде коэффициента, выра |
||||||||||||||||||||||||
жающего отношение абсолю тной величины |
Пр і |
к |
граничному |
|
значению |
||||||||||||||||||||
п ар ам етр а ( |
kp .3 |
): |
|
|
|
оА> л - Ги> _ |
|
|
- |
Гуу |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
£ QO— |
|
|
|
(1 0 .3 0 ) |
||||||||||||||
|
|
|
|
4 > , = J |
Q. |
|
|
|
|
' u' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Вполне |
п о н ятн о , |
что |
п отенциал |
экономической эффективности |
||||||||||||||||||||
машины |
в |
конечном |
и т о ге |
буд ет |
р еал и зо ван в |
х о зя й с тв а х |
в |
виде |
|||||||||||||||||
оп ределен н ого |
го д о во го |
эконом ического |
эф ф екта, |
который |
может |
||||||||||||||||||||
быть меньше |
или |
р ав ен р е з е р в у , |
т . е . |
ЭГір ^ / 7 ^ (зд е с ь |
Пр і |
с л е |
|||||||||||||||||||
д у е т выражать |
в |
единицах |
эф ф екта, |
т . е . : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
п |
„ |
-- |
|
|
|
■і т - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Но |
и з |
это й |
формулы |
о чеви дн о, |
что |
Пр ,3 |
и |
ес ть |
н е |
что |
иное |
|||||||||||||
к ак |
годовой |
экономический |
эф ф ект. |
А зн ачи т |
рассчитанную |
обычно |
|||||||||||||||||||
величину |
Эг мы можем |
р ассм атр и вать |
|
то л ько |
к ак потенциально |
в о з |
|||||||||||||||||||
можную, |
|
но |
отнвдь |
не |
о б я зат ел ьн о |
реализуемую |
(е с л и |
приняты |
у с |
||||||||||||||||
л о ви я |
данных |
испытаний |
или |
те о р ети ч ес к и е |
зн ачен и я |
|
|
|
) . |
|
|||||||||||||||
|
Знать |
зн ач ен и е |
k P.? |
еще |
н ед остаточн о |
д л я |
т о г о , чтобы |
с у |
|||||||||||||||||
дить об эф ф ективности новой машины в полной |
м ер е . Для |
т о г о ,ч т о |
|||||||||||||||||||||||
бы |
судить об |
эф ф ективности |
машины и |
о |
том , |
у до в л етв о р яет |
или |
||||||||||||||||||
н е т |
н ас |
|
та к и е |
зн ач ен и я |
п отенциального |
эф ф екта, |
необходимо |
соп о |
|||||||||||||||||
с т а в и т ь |
|
е г о |
с |
каки м -то |
минимально |
необходимым |
(нормативным) з н а |
||||||||||||||||||
чением . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если |
> b p » » |
, |
то |
данный |
за п ас |
эффективнос |
|
ти будет достаточны м, чтобы м аш н а |
эффективно эксп луати рова |
||||||
л ась в |
народном х о зя й с т в е . |
Такой |
нормативной величиной может |
||||
служить |
сам а |
граница эф ф ективности, |
дл я которой, |
очевидно, |
|||
коэффициент |
потенциального |
р е зе р в а |
эффективности |
будет равен |
|||
нулю. |
|
|
|
|
|
|
|
К.Маркс |
отм ечал, что |
"если |
не |
счи тать |
средние ежедневные |
||
издержки машин и орудий, или т у |
составную |
часть |
стоим ости, ко |
торую они присоединяют к продукту ежедневным средним износом и
потреблением |
вспомогательны х |
м атер и ал о в, |
например, |
м асл а, у гл я |
|||||
и т . д . , |
то окаж ется, |
что они |
действую т даром , к ак |
силы |
природы, |
||||
существующие |
без |
со д ей стви я |
чел о веческ о го |
труд а" |
|
|
|||
"Д аровая |
сила природы ", |
которой |
обладает сравниваем ая с |
||||||
базовой |
машина, |
о п р ед ел яется |
потенциальным резервом эффектив |
||||||
н о сти . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Но |
К.Маркс |
д а л ее |
п о дч ер ки вает, |
"что |
если производство и з |
||||
вестн ой |
машины сто и т |
та к о го |
же к оли ч ества |
т р у д а, какое |
с б е р е га |
||||
е т с я ее |
применением, |
то происходит просто |
перемещение |
т р у д а, |
т . к . общая сумма |
т р у д а , необходимого дл я п р ои зводства то в а р а не |
|||
ум еньш ается, |
или |
п роизводительная |
си л а тр у д а не |
в о з р а с т а е т " ^ '. |
Исходя |
и з э т о г о , общество не |
заи н тересован о |
во внедрении |
такой техн и ки , ко то р ая обеспечит нулевой годовой экономический
эффект |
( т . е . п росто перем естит т р у д ) . |
И выбор норм атива, |
исхо |
||||||
д я из значения границы эф ф ективности, |
н ец ел есо о бр азен . |
|
|
|
|||||
Нормативное значение коэффициента |
потенциального |
р е зе р в а |
|||||||
эффективности должно приниматься |
в со о тветстви и с |
теми |
средне |
||||||
годовыми темпами р о с т а производительности |
т р у д а, |
которые |
в |
пла |
|||||
новом порядке устанавливаю тся Директивами |
съ езд о в |
КПСС по |
|
пяти |
|||||
л еткам . |
На период 1 9 7 0 -75 г г . в |
со о тветстви и |
с Директивами |
ХХІУ |
|||||
с ъ е зд а |
КПСС нормативное значение |
коэффициента потенциального |
|||||||
р е з е р в а |
эффективности принимают |
равным |
0 ,0 8 |
)исходя и з |
Ш/о по |
||||
вышения |
производительности тр у д а |
в сельском |
х о зяй с тв е |
з а |
пяти |
л ет к у ) : |
|
|
|
|
|
|
|
b p ™ |
= xuu'.tr * |
°»08 |
|
К.Маркс |
и |
Ф .Э нгельс. |
С о ч ., |
т . 2 3 , |
с т р . 3 9 9 . |
^ К .М ар к с |
и |
Ф .Э нгельс. |
С о ч ., |
т . 2 3 , |
с т р .4 0 2 . |