Файл: Косачев Г.Г. Экономическая оценка сельскохозяйственной техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

При построении граф иков масштаб

вы бирается

произвольны м,

но

т а к ,

чтобы возможный ди ап азон изм енения п р о и зво д и тельн о стей

был

отражен

полностью .

 

 

 

 

 

 

На

р и с .

1 0 .4В п р ед ставл ен

граф ик

Эг = /( < £ )

д л я

у н и вер сал ь ­

ных

машин и

т р а к т о р о в . В этом

сл у ч ае

зави си м ости

с т р о я т с я о т д е л ь ­

но

по

каждой

и з операций, причем их п остроение может

п р о и зво д и ть ­

с я

н а

одном

граф и ке. По н аклону прямых можно судить

от "отзы вчи ­

во сти "

т е х

или иных операций

на

увеличение

п р о и зво д и тельн о сти .

Чем

круче

наклон

прямой к

оси

аб с ц и с с ,

тем

тщ ательнее необходимо

р азр аб аты вать м ероприятия

по

увеличению п р о и зво д и тельн о сти

уни­

версальн ой

машины н а данной

операции .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П остроение

граф иков

по

универсальным

машинам ничем не о тли ­

ч а е т с я

от

построен и я подобных

граф иков

д л я

специализированны х

машин.

При

построении

граф ика

д л я ср ед н его

 

зн ачен и я эф ф ективнос­

ти по

сумме в с е х

операций

(Э г)

п рои зводи тся

р а с ч е т ср е д н е го

со ­

отношения

ф актических

п р о и звод и тельн остей

(

£<р )

аналогично

том у,

как

рассчиты валось ср едн ее

зн ачен и е

границы

экономической

эффек­

ти вности

(см .ф орм улу 1 0 .2 5 ) :

 

 

 

е,

а ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

±

J L ^ L - -

 

 

 

 

,

 

 

(1 0 ,2 8 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

~

 

 

 

 

 

 

 

 

£ j

 

 

j,-r

•>

 

 

 

j t f

 

>

 

 

 

 

 

 

где

-

ф акти ческое

соотнош ение п рои зво д и тельн о стей

на каждой

 

 

 

У -то й операции .

 

 

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построенные

графики

позволяю т

судить

о

величине

го д о во го

эконом ического эф ф екта, который

будет

получен

от

прим енения

но­

вой

машины в самых различных

условиях

эк сп л у атац и и .

По сущ еству

они

представляю т

номограммы д л я

определения

величины

эконом ичес­

к ого

эффекта и устанавливаю т

то

соотнош ение

п р о и зво д и тел ь н о стей ,

ниже к о торого машина

буд ет

о бесп ечи вать убы ток. Все

зн а ч е н и я с о ­

отношений п рои зводи тельн ости

£

> f \

образую т о бл асть

эффективно­

го применения техн и ки , а

в с е

зн ачен и я

£ <

Пі

-

о бл асть

неэф ­

ф ективного применения

тех н и ки . Х о зяй ства,

использующие

новую

тех н и ку ,

должны

ч етк о

се б е

это

п р ед ставл ять

и о б е с п е ч и в а т ь

 

т а ­

кие

условия ее эк сп л у атац и и ,

которые п о зво л ят

получить

о т

нее

годовой

экономический

эф ф ект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особое зн ачен ие

зд ес ь

может приобретать

ан али з

при зн а ч е ­

нии

£

=

I ,

т . е .

к о гд а

х о зяй с тво

р а с п о л а га е т

неизменным

объемом

р а б о т ,

а

потребное количество к ак с т а р о й ,

т а к

и новой

техники

- Ï0 5 -



не м е н я е т с я .

Например,

в с е г о

и м еется 300

г а ,

с т а р а я

машина

им еет

годовую

вы работку

500

г а и

о бесп еч и в ает

приведенные

з а ­

траты

5 р у б /г а

при годовой

вы работке

300

г а ( 2 ,5 0

р у б /ч а с ) .

Н овая

машина

-

с о о т в ет ст в ен н о 900

г а

и

4

р у б /ч а с .

Граничное

зн ач ен и е соотнош ения

годовы х

вы работок

Г~ь

-

4 ; 2 ,5

=

1 ,6 ,

а

 

ф акти ч еско е д л я

дан н ого

х о з я й с т в а

 

 

3 0 0 :3 0 0

=

I .

О чевидно,

что в

у сл о в и ях

дан н ого х о эя й с т в а

 

новая

машине

не

сможет

эф­

ф ективно

и с п о л ь зо в а т ь с я

вви ду т о г о ,

что

ее

возможности

не

 

обеспечены

наличным объемом

р аб о т . В те х

же

х о зя й с т в а х ,

г д е ,

наприм ер,

объем

р аб от

с о с т а в л я е т

 

900

г а ,

она

будет

весь м а

эф­

ф екти вн а,

т а к

к ак

 

 

 

=

2 ,0

 

(р ан ее

тр ебо вал о сь 2 машины

н а объем

р аб о т

900

г а

и

го д о в а я

з а г р у з к а

каждой

машины

с о с т а в ­

л я л а 9 0 0 :2

=

450 г а ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассм отрим

сл у ч ай ,

к о гд а взам ен

стар о й

машины

м огут

и споль­

з о в а т ь с я

д в е

новые

машины,

причем

гран и ц а

по

£

и

для

одной

и

д л я другой

машины

о ди н ако в а,

т . е .

 

 

 

 

 

 

,

а

годовой

эк о ­

номический

эффект

такж е

оди н аков,

т . е .

 

Эгд

=

3 r g .

В озникает

в о п р о с ,

какую

машину

сл е д у е т

реком ендовать

д л я

внедрения

в з а ­

мен с т а р о й . Обычно г о в о р я т ,

что

машины

равноэффективны

и при­

м енять

можно

любую. Рассм отрим ,

т а к

ли

э т о .

О писанная

выше си­

ту ац и я п р ед ст ав л е н а н а р и с . 1 0 .5 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О чевидно,

что

машина

Б

п р ед п о чти тел ьн ее,

т а к

к а к

ее

фак­

ти ч ес к о е соотнош ение

прои зводи тельн ости

о тс то и т

го р а зд о

д а л ь ­

ше от

границы ,

чем

у

машины

А. В

с л у ч а е ,

если

в

услови ях

хо ­

зя й с т в а

соотнош ение п рои зводи тельн ости

ухудш ится,

то

машина Б

д о п у с к ает

отн о си тел ьн о

большее снижение

величины

£

,

чем

маши­

на А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О пределение гран и ц

эконом ической

эф ф ективности

с

неизбеж ­

ностью

приводит

к

необходим ости

введ ен и я

еще

одного

п о к а за т е ­

л я , характеризую щ его

экономическую эффективность

се л ьс к о х о зя й ­

ственной

те х н и ки .

Это

потенциальный

р е з е р в

эф ф ективности

маши­

ны ( Rp) ) ,

т . е .

за п а с прочности

машины

по

эф ф екту,

если

выра­

ж аться

инженерным

язы ком .

Он

о п р ед ел яется

к а к

р азн и ц а между

фактическими

и

граничными

значениями

п ар ам етр а

(д о п у с к а етс я

и сп о л ьзо ван и е

вм есто

ф актических

и тео р ети ч ески х

значений

по

сравниваемым маш инам):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Р и с . 1 0 .5 . Потенциальный р е зе р в экономической эф ф ективности.

Зо н а эффективного применения.

ЕШ машина А.

ш т машина Б.

иля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пр3іл

-

 

 

~ Гиі /

та- / г « с

 

 

( ІО .2 9 а)

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПР>п/

-

U V *

-

 

,

 

г л

 

 

 

 

 

(1 0 .2 9 6 )

ід е

 

 

потенциальны й

р е з е р в эф ф ективности

по

исследуемому

 

 

 

парам етру

(соотношению

прои зводи тельн остей

-

£

 

,

 

 

 

 

п рои зво д и тельн о сти

-

to

или

годовой

вы работке

 

- W

 

 

 

 

в

соответствую щ их

им

единицах

и зм ер е н и я ).

 

 

 

 

 

 

Но

и з

со п о ставл ен и я

значений

величин

п отенциального

р е з е р ­

в а эф ф ективности

трудно

вы брать

более

предположительный

 

в а р и ан т,

т а к

к ак

они

м огут

быть

и

несопоставим ы

(наприм ер, Пр3ь>

 

=

10

г э /ч а с ,

 

а ПрэШх

 

=

І о

т / ч а с ) .

Кроме

т о г о ,

его

величина

 

зави си т

и о т точки

границы

эф ф ективности.

Поэтому

более удобно

п о л ьзо ­

в а т ь с я

при

выборе

вар и ан то в

м еханизации

относительным

значением

потен ц и альн ого р е з е р в а

эфф ективности в виде коэффициента, выра­

жающего отношение абсолю тной величины

Пр і

к

граничному

 

значению

п ар ам етр а (

kp .3

):

 

 

 

оА> л - Ги> _

 

 

-

Гуу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£ QO—

 

 

 

(1 0 .3 0 )

 

 

 

 

4 > , = J

Q.

 

 

 

 

' u'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вполне

п о н ятн о ,

что

п отенциал

экономической эффективности

машины

в

конечном

и т о ге

буд ет

р еал и зо ван в

х о зя й с тв а х

в

виде

оп ределен н ого

го д о во го

эконом ического

эф ф екта,

который

может

быть меньше

или

р ав ен р е з е р в у ,

т . е .

ЭГір ^ / 7 ^ (зд е с ь

Пр і

с л е ­

д у е т выражать

в

единицах

эф ф екта,

т . е . :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

--

 

 

 

і т -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но

и з

это й

формулы

о чеви дн о,

что

Пр ,3

и

ес ть

н е

что

иное

к ак

годовой

экономический

эф ф ект.

А зн ачи т

рассчитанную

обычно

величину

Эг мы можем

р ассм атр и вать

 

то л ько

к ак потенциально

в о з ­

можную,

 

но

отнвдь

не

о б я зат ел ьн о

реализуемую

(е с л и

приняты

у с ­

л о ви я

данных

испытаний

или

те о р ети ч ес к и е

зн ачен и я

 

 

 

) .

 

 

Знать

зн ач ен и е

k P.?

еще

н ед остаточн о

д л я

т о г о , чтобы

с у ­

дить об эф ф ективности новой машины в полной

м ер е . Для

т о г о ,ч т о ­

бы

судить об

эф ф ективности

машины и

о

том ,

у до в л етв о р яет

или

н е т

н ас

 

та к и е

зн ач ен и я

п отенциального

эф ф екта,

необходимо

соп о ­

с т а в и т ь

 

е г о

с

каки м -то

минимально

необходимым

(нормативным) з н а ­

чением .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Если

> b p » »

,

то

данный

за п ас

эффективнос­

ти будет достаточны м, чтобы м аш н а

эффективно эксп луати рова­

л ась в

народном х о зя й с т в е .

Такой

нормативной величиной может

служить

сам а

граница эф ф ективности,

дл я которой,

очевидно,

коэффициент

потенциального

р е зе р в а

эффективности

будет равен

нулю.

 

 

 

 

 

 

 

К.Маркс

отм ечал, что

"если

не

счи тать

средние ежедневные

издержки машин и орудий, или т у

составную

часть

стоим ости, ко­

торую они присоединяют к продукту ежедневным средним износом и

потреблением

вспомогательны х

м атер и ал о в,

например,

м асл а, у гл я

и т . д . ,

то окаж ется,

что они

действую т даром , к ак

силы

природы,

существующие

без

со д ей стви я

чел о веческ о го

труд а"

 

 

"Д аровая

сила природы ",

которой

обладает сравниваем ая с

базовой

машина,

о п р ед ел яется

потенциальным резервом эффектив­

н о сти .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но

К.Маркс

д а л ее

п о дч ер ки вает,

"что

если производство и з­

вестн ой

машины сто и т

та к о го

же к оли ч ества

т р у д а, какое

с б е р е га ­

е т с я ее

применением,

то происходит просто

перемещение

т р у д а,

т . к . общая сумма

т р у д а , необходимого дл я п р ои зводства то в а р а не

ум еньш ается,

или

п роизводительная

си л а тр у д а не

в о з р а с т а е т " ^ '.

Исходя

и з э т о г о , общество не

заи н тересован о

во внедрении

такой техн и ки , ко то р ая обеспечит нулевой годовой экономический

эффект

( т . е . п росто перем естит т р у д ) .

И выбор норм атива,

исхо­

д я из значения границы эф ф ективности,

н ец ел есо о бр азен .

 

 

 

Нормативное значение коэффициента

потенциального

р е зе р в а

эффективности должно приниматься

в со о тветстви и с

теми

средне­

годовыми темпами р о с т а производительности

т р у д а,

которые

в

пла­

новом порядке устанавливаю тся Директивами

съ езд о в

КПСС по

 

пяти­

л еткам .

На период 1 9 7 0 -75 г г . в

со о тветстви и

с Директивами

ХХІУ

с ъ е зд а

КПСС нормативное значение

коэффициента потенциального

р е з е р в а

эффективности принимают

равным

0 ,0 8

)исходя и з

Ш/о по­

вышения

производительности тр у д а

в сельском

х о зяй с тв е

з а

пяти­

л ет к у ) :

 

 

 

 

 

 

 

b p ™

= xuu'.tr *

°»08

К.Маркс

и

Ф .Э нгельс.

С о ч .,

т . 2 3 ,

с т р . 3 9 9 .

^ К .М ар к с

и

Ф .Э нгельс.

С о ч .,

т . 2 3 ,

с т р .4 0 2 .