Файл: Ефимычев Ю.И. Экономические проблемы повышения качества, надежности и долговечности литых деталей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
'ной части отливок1. Во-первых, доля отливок с дефектами, как показывает анализ уровня и динамики брака автомобильных 'отливок12, имеет значительные колебания (2 — 10 раз), и, во-вто рых, совершенствование литейной технологии, ее строгое соблю дение и т. п. приводят к минимизации уровня дефектности литья.
Снижение брака чугунного и стального литья — это важный -резерв в повышении экономичности литых заготовок. Эффектив ность снижения брака, а вернее уровня дефектности отливок, проявляется в экономии черных металлов и соответствующих капиталовложений в черную металлургию, трудовых и матери альных затрат в литейных и механообрабатывающих цехах, ■в повышении надежности машин и оборудования и т. п. Как пока зывает анализ, убытки от брака по вине литейного производства ■на машиностроительных предприятиях составляют в зависимости ют объема производства отливок и других факторов 50—80% от -общезаводских, хотя эти цифры не всегда сопоставимы. Прежде всего на многих предприятиях к ним не относятся расходы на исправление дефектов литья, и главное, нуждается в серьез ном совершенствовании сама методика определения убытков от ■брака. Не менее важное значение имеет и обратная задача: экономически обоснованное определение эффективности меро приятий, направленных на снижение брака.
Предлагаемая нами методика определения экономического эффекта от снижения брака отливок применяется для практиче ских расчетов в литейных цехах судостроительной промышлен ности3.
Экономический эффект от снижения брака зависит от содер жания технического решения. Если техническое решение позво ляет исключить причины возникновения брака, то предприятие •не несет дополнительных издержек по устранению брака, эконо мит заработную плату и материалы. Предприятие добивается тем самым снижения себестоимости единицы изделия, так как косвенные затраты распределяются между большим количеством ■изделий4.
В литейном производстве технические мероприятия, как пра вило, не приводят к полной ликвидации брака. Кроме того, при
1 С. Я. Герштенкерн считает, что категория дополнительных операции, -квалифицируемых как исправление брака, должна рассматриваться как эле мент стандартных операций технологического процесса, относимых к опреде ленной части выпуска отливок, и предусматриваться соответственно этой части во всех показателях производства, в том числе в трудовых и материальных затратах («Литейное производство», 1967, № 1).
2 Ройтбурд Л. Н. и Ефимычев Ю. И. Исследование уровня и динамики -брака в литейном производстве.— «Известия высших учебных заведении. Чер ная металлургия», 1968, № 5.
3 См.: Прохоров И. И., Романов Л. И., Ефимычев ІО. И. Пути повышения качества и экономичности литья под давлением.—«Экономика судостроитель ной промышленности», 1971, № 1.
4 Пилявский Б. Определение экономической эффективности новой техники на промышленном предприятии. М., «Прогресс», 1968.
:82
расчетах допускается, во-первых, определенная неточность, вы званная тем, что при большом количестве переменных факторов,, влияющих на образование дефекта отливки, снижение брака мо жет быть вызвано не только в результате действия внедряемого мероприятия, и, во-вторых, возникают значительные трудности при определении величины эффекта из-за отсутствия достовер ных данных о потерях, связанных с возникновением брака на' различных стадиях технологического процесса изготовления ли той детали, включая механическую обработку и сборку узлов- и агрегатов.
Установление экономического эффекта технического решения» облегчает изучение кривой нарастания затрат по каждой литой: детали. Эти кривые могут использоваться при принятии решения о целесообразности организации новых пунктов технического» контроля.
В общем виде годовой экономический эффект Эг мероприятий,, направленных на снижение брака, определяется с учетом нара стания экономии в литейном цехе Эл и механическом цехе Эм,. исключая дополнительные затраты, необходимые для их внедре ния, Бдз-
*3Г= Эл + -Эм— Sn. 3. |
(3.3)- |
Экономический эффект от снижения брака в литейном и меха ническом цехах выражается в экономии заработной платы произ водственных рабочих (соответственно 5Л и 5М) и цеховых расхо дов, начисляемых в процентном отношении к заработной платепроизводственных рабочих по каждому цеху (соответственно Na, и NM), а также учитывается стоимость угара металла при про изводстве бракованных отливок Syr.M-
Экономия от сокращения потерь угара металла рассчитыва ется следующим образом: сначала определяется вес Ум металлаотливок (деталей), которые должны были бы отойти в брак, еслін бы не было проведено данное техническое мероприятие,
цм= — • 100 РПБ, |
(3.4> |
А |
|
где Р — вес одной отливки (детали), г;
Л— годовая программа, шт.;
Б— общее снижение брака, выявленного в литейном и меха нообрабатывающем цехах, % от предъявленного в ли тейном цехе;
А— выход годного литья, %,
азатем стоимость этого металла:
■Syr. м = 0,01 КѵиС, |
(3.5)-* |
где К — угар металла при плавке, %; С — цена за 1 тшихты, руб.
83.
Суммарный экономический эффект технического мероприятия, устраняющего причины возникновения брака, выразится следу ющей формулой:
3- = £ + S„ + + S» + Syr. м - Sa.з . (3.6)
Техническое решение может заключаться в организации контроля скрытых дефектов литых деталей на различных стадиях технологического процесса.
Значительный удельный вес раковин во внешнем браке при скрытом их характере повышает вероятность проникновения детален с этим дефектом на изделие, что при определенных усло виях может привести к его отказам из-за поломки деталей.
Развитие, совершенствование и удешевление таких методов контроля скрытых дефектов отливок, как ультразвуковая и маг нитная дефектоскопия, радиоскопия и другие, позволяют с до статочной точностью определять характер, размеры и месторас положение дефектов в отливке перед ее механической обработкой в литейном цехе.
Контроль скрытых дефектов в литейном цехе снижает убытки от брака за счет более раннего его выявления, но может привести к дополнительным затратам на устранение дефектов, которые не влияют на служебные характеристики литых деталей.
Отливки, подлежащие исправлению, приходится контролиро вать трижды: для выявления дефектов, для оценки качества вы рубки под заварку и после заварки (или другого вида исправ ления). В отношении этого приводится пример1 — полуторатон ный стальной литой корпус задвижки, на который требуются следующие трудозатраты: 1-й контроль — 5 чел-час; вырубка дефектов — 36 чел-час; 2-й контроль — 3 чел-час; заварка — 55 чел-час; снятие напряжений — 4 час нагрев; очистка свароч ных швов — 13 чел-час; 3-й контроль (окончательный) — 5 чел-час.
Выявление в литейном цехе скрытых дефектов, не подда ющихся исправлению после механической обработки и являю щихся признаком окончательного брака, экономически целесооб разно в случае, если затраты на контроль всей партии отливок не превышают затрат на механическую обработку отливок до той операции, где выявляются дефекты.
Организация контроля скрытых дефектов, исправимых в ли тейном цехе известными способами, без ухудшения обрабаты ваемости отливки и качества детали, экономически оправдывает ся в зависимости от ряда факторов: объема и стоимости контролируемых отливок, затрат на производство опытных работ по внедрению контроля, стоимости контрольной аппаратуры, процента брака, обнаруженного при контроле, объема испытаний.
1 «British Foundryman», 58, № 04, 121—129, 1965.
84
Экономический эффект от внедрения контроля скрытых дефек тов партии отливок с учетом этих факторов мы предлагаем опре делять по формуле
|
Э = п (Б, + Б2) 3„ - (Са + Ск + 30 - пБ2С), |
(3.7) |
где |
Э — экономический эффект; |
|
Бі и Б2 — процент брака отливок и исправимых дефектов; п — количество испытанных отливок;
Зм— затраты, связанные с механической обработкой од ной отливки включительно до операции, где выяв ляется брак;
Са — стоимость контрольной аппаратуры, начисляемая на данную партию отливок;
Ск — стоимость контрольной операции одной отливки; 3 0 — затраты на опытные исследовательские работы по
внедрению данного метода контроля, приходящиеся на контролируемую партию отливок;
С — стоимость одной отливки.
Экономическая эффективность метода контроля скрытых де фектов возрастает, если удается подвергнуть все или часть от бракованных отливок исправлению в литейном цехе.
Трудоемкость исправления дефектов отливок незначительна в сравнении с общей трудоемкостью изготовления отливки, по этому экономически целесообразно исправлять любые дефекты при наличии технической возможности даже для отливок неболь шого развеса (0,2—5 кг).
Кроме живого труда, при исправлении дефекта отливки эко номится овеществленный труд (экономия на угаре металла при переплавке бракованной отливки и вспомогательных материа лов). Наибольшие трудности при определении экономического эффекта от исправления дефектных отливок возникают в связи с тем, что косвенные затраты начисляются на большее количество изделий. В этом случае экономический эффект рекомендуется1 увеличить на величину, равную половине косвенных затрат, при ходящихся на исправленные изделия.
Обычно трудовые затраты, энергозатраты и т. п. при исправ лении дефектов отливок незначительны в сравнении с общими затратами на изготовление отливки. Например, по литейному цеху завода им. М. Воробьева трудоемкость исправления соста вила всего от общей трудоемкости в 1967 г.— 3,68%, 1969 г.— 2,72%, 1972 г.— 2,75%. В то лее время выпуск продукции за счет исправления дефектов отливок ежегодно увеличивался допол- ннтелы-ю на 10—1 2 %.
Снижение себестоимости исправления дефектов отливок обес печивается поточной организацией исправления на специальных
1 Пилявский Б. Определение экономической эффективности новой техники на промышленном предприятии. М., 1968.
85
участках и применением прогрессивных методов исправления. В этой связи заслуживает внимания передовой опыт некоторых предприятий страны. На головном предприятии объединения «АвтоГАЗ», например, исправление раковин и других дефектов отливок, обнаруженных в литейном цехе, производится посред ством газовой заварки и электрозаварки монель-металлом с по мощью втулок и ввертышей и металлизации цинком. К прогрес сивным видам исправления дефектов литья следует отнести заварку раковин и других дефектов на обрабатываемых плоскос тях порошковым электродом. Преимущество этого метода в том, что он не дает отбела на чугунных отливках и свойства чугуна
вместах заварки отливок порошковой проволокой очень близки
ксвойствам основного металла.
Широкое развитие получил на предприятиях автомобильной промышленности другой прогрессивный метод исправления ли тейных дефектов — композициями на основе эпоксидной смолы. Этим пользуются некоторые автохозяйства и ремонтные заводы для исправления трещин блоков цилиндров и других дефектов. Расход материала на исправление дефекта незначителен. Так, например, на блоке цилиндров тратится 0,1 кг всех материалов на 1 т отливок с исправимыми дефектами, на мелкое лнтье — 0,2-—0,3 кг. Преимущество этого метода исправления не только в его невысокой стоимости, но и в возможности исправления де фектов без коробления отливок, что особенно важно для механи чески обработанных отливок.
На Заволжском моторном заводе при почти 100%-ном пора жении пороками головки блока цилиндров исправление дефектов; составляет всего 4—5% от общей трудоемкости изготовления отливки. Это обеспечивается за счет пропитки дефектов эпоксид ными смолами.
В настоящее время для получения литых заготовок из стал» большое развитие получает способ литья по выплавляемым моде лям. Крупные отливки в случае обнаружения дефекта обычно« подвергаются исправлению, более мелкие отсеиваются в брак. В механизированном цехе литья по выплавляемым моделям; Горьковского автозавода изыскан эффективный способ исправ ления негерметичиых стальных деталей весом 0,2—0,8 кг путем их пайки медью. На дефектные места отливок усадочного проис хождения накладывается от 2 до 5 г отходов меди, затем они устанавливаются на поддоны в методическую электрическую« печь ЦЭП-156 при температуре 1150° С.
Следует отметить, что широко распространенное мнение о том, что качество исправленной детали не отвечает требованиям проч ности конструкции, не соответствует действительности. Однако следует стремиться к максимальному сокращению брака. Не обходимо совершенствовать и разрабатывать технологические процессы, обеспечивающие значительное снижение уровня де фектности отливок.
« 6