Файл: Ефимычев Ю.И. Экономические проблемы повышения качества, надежности и долговечности литых деталей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
структуры литых заготовок, сложившейся в Горьковском эконо мическом районе, который характеризуется как машинострои тельный с преобладанием автомобилестроения (табл. 2.6). С по зиций отмеченных выше прогрессивных тенденций в развитии литейных сплавов структура отливок, производимых на пред приятиях г. Горького и области, более совершенная, чем в целом по стране. Высокий удельный вес отливок из цветных металлов и соотношение стали и чугуна 1:5,5 (против 1:3,3 по СССР и 1:8 по США), значительная доля ковкого чугуна, намного превы шающая среднюю,— в этом сказывается специфика района.
Т а б л и ц а 2.6-
Структура литых заготовок и ее динамика по предприятиям |
|
|||
Горьковской |
области, |
% |
|
|
Вид отливок |
1968 г. |
1969 г. |
1970 г. |
1971 г. |
Отливки из чугуна |
77,18 |
77,03 |
76,9 |
76,76 |
Из них: |
17,67 |
16,47 |
18,2 |
18,97 |
легированный чугун |
||||
высокопрочный чугун |
1,75 |
2,10 |
2,35 |
2,47 |
ковкий чугун |
21,64 |
21,75 |
21,49 |
22,54 |
Отливки из стали |
15,04 |
14,69 |
14,60 |
14,02 |
Из них: |
32,61 |
33,44 |
31,00 |
32,04 |
легированные стали |
||||
Отливки из цветных металлов |
7,78 |
8,28 |
8,50 |
9,22 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Динамику производства литых сплавов также молено считать положительной: увеличивается производство легированных и вы сокопрочных чугунов, цветных металлов. В то же время ей при сущи недостатки, свойственные общесоюзной структуре литых заготовок. Так, из 11,8 тыс. тотливок из высокопрочного чугуна (2,47% от общего выпуска чугуна), произведенного в области в 1971 г., 82% приходилось на коленчатые валы для автомобилей и дизелей. Большинство машиностроительных предприятий не используют этот литейный сплав, хотя для этого имеются техни ческие и экономические предпосылки.
Экономическая целесообразность замены высокопрочным чу гуном серого и ковкого чугунов, стали и цветных сплавов обус ловливается правильным выбором плавильного агрегата, спосо бом модифицирования, составом шихты, а также повышением степени специализации и концентрации производства отливок из магниевого чугуна.
Технические возможности применения чугуна с шаровидным графитом, как показывает анализ номенклатуры выпускаемых изделий, значительны и практически не являются препятствием для широкого использования его в народном хозяйстве.
31
Эффективность применения высокопрочного чугуна в конеч ном итоге сводится к улучшению качества средств труда, изго товленных из этого прогрессивного материала, и, следовательно, к снижению общественных издержек производства (изготовление запасных частей, стоимость ремонта, потери от простоев обору дования и т. д.). На XXV Всесоюзной научно-технической кон ференции литейщиков отмечалось, что следует решительно увеличить объем производства отливок из чугуна с шаровидным графитом, используя имеющийся положительный опыт дизелестроения, автомобилестроения, отдельных отраслей металлурги ческого и тяжелого машиностроения. Одним из резервов является использование высокопрочного чугуна с шаровидным графитом в таких металлоемких производствах, как редукторостроение (зубчатые передачи), производство труб, тюбингов и др.
Несмотря на серьезную конкуренцию со стороны новых ли тейных сплавов и других конструкционных материалов, в струк туре выпуска отливок как в нашей стране, так н за рубежом1 доминирующими являются литые заготовки и изделия из серого чугуна, прочностные характеристики которого непрерывно улуч шаются. Высококачественный чугун производится при плавке чушкового чугуна и стального скрапа в вагранкахили в печах других типов при одновременном использовании ферросилиция, силикокальция и других модификаторов. Он отличается мелкоизмельченным пластинчатым графитом на фоне тонкой структуры без свободного цементита или феррита, характеризуется повы шенным сопротивлением абразивному износу, равномерной твер достью по краям и в середине сечения отливки; повышенными демпфирующими свойствами, что имеет важное значение при повышенных скоростях резания; пониженным (почти в 2 раза) сопротивлением резанию по сравнению со сталью. Повышение качества серых чугунов стало возможным благодаря улучшению ваграночной плавки и использованию дуговых индукционных печей.
Высокая прочность в сочетании с хорошим сопротивлением износу и коррозии, а также жаростойкость достигаются путем легирования серого чугуна никелем, молибденом, хромом или другими компонентами, которые обеспечивают получение отли вок с игольчатой, мартенситной и аустенитной структурой.
При легировании кремнием, никелем, хромом жаростойкость серого чугуна значительно возрастает, и отливки из таких чугунов обладают хорошей жаростойкостью даже при температурах до
1000° С.
Одним из направлений повышения качественных характери стик серого чугуна является легирование медыо и оловом. При
1 О зарубежных тенденциях совершенствования структуры литых заго товок см.: Иванов В. В., Ефимычев Ю. И., Прохоров Л. А. Современные процессы литейного производства и качества отливок в зарубежной промыш ленности. Л., 1970.
32
садка 1—2% Cu или совместно 0,25—0,45 Сгпрактически устра няет неоднородность структуры и одновременно повышает проч ность, твердость и износоустойчивость чугуна, улучшает его обрабатываемость и способность к полировке. Аналогичное дей ствие оказывают присадки олова в количестве 0,08%. Такой чугун обладает средней твердостью к коррозии и износу. В отлив ках из медистого чугуна полностью перлитная структура без твердых (карбидных) и мягких (ферритных) участков способ ствует улучшению обрабатываемости и высокой износостойкости при значительном повышении твердости и прочности чугуна. Од нако опыт литейного цеха по производству отливок блоков ци линдров для автомобильных двигателей («АвтоГАЗ») говорит о необходимости разработки технологических мероприятий по устранению усадочных рыхлостей, возникающих даже при 0,5% присадки меди.
Возвращаясь к анализу структуры выпуска отливок в Горь ковской области, необходимо отметить, что впервые в нашей стране на Горьковском автозаводе было осуществлено модифици рование ковкого чугуна висмутом и бором, позволившее в 4— 5 раз сократить цикл отжига отливок. Это открытие, принадле жащее к числу выдающихся в литейном производстве, создало условия для увеличения производства ковкого чугуна.
Основная тенденция в развитии производства ковкого чугуна связана с дальнейшим сокращением цикла отжига и повышением прочностных свойств, которые позволяют выступать этому мате риалу полноценным заменителем стали. Например, в США по явился высокопрочный закаленный и отпущенный перлитный ков кий чугун Об= 70 кг/мм12 и даже выше, отливки из которого обходятся дешевле, чем поковки или стальное литье, и обладают лучшей обрабатываемостью. По ударной вязкости, выносливости, износостойкости отливки из перлитного ковкого чугуна не усту пают стальным. Сопоставление физико-механических свойств ковкого чугуна и других литейных сплавов показывает, что мо дуль упругости ковкого, высокопрочного и серого чугунов мень ше, чем у стали, соответственно на 8—14, 17—24, 33—58%'. По этому при необходимости изготовления тонкостенных деталей, трудно отливаемых из стали, она может быть заменена ковким чугуном. Во всех развитых странах наблюдается рост объема производства ковкого чугуна, главным потребителем которого вы ступает автомобилестроение (35—50% всего выпуска ковкого чугуна).
В отечественном машиностроении основными потребителями ковкого чугуна являются автотракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Поэтому с развитием этих отраслей, особенно автомобилестроения, в текущей пятилетке следует ожидать опере жающего роста производства литых заготовок из ковкого чугуна.
1 «Giebereitechnik», |
1967, 13, Nr 8. |
2 Заказ 6189 |
33 |
Качественный состав отливок из стали в нашей стране также непрерывно улучшается. В сталелитейном производстве разра ботаны многочисленные марки сталей, охватывающие весь комп лекс свойств, предъявляемых к изделиям на современном этапе развития промышленности. Отливки из сталей все шире исполь зуются в самолето- и ракетостроении, заменяя детали из алю миниевых и других сплавов, изготовленных различными метода ми. Применение отливок в современном авиастроении связано с возможностью обеспечения так называемой конфигурационной прочности, т. е. ужесточения отливки ребрами, создания более толстого тела в тех местах, которые несут большие нагрузки. Поэтому при одинаковом весе с деталями, изготовленными дру гими методами, отливки оказываются прочнее их. Все большее значение получают жаростойкие литейные стали с высоким со держанием хрома, никеля, которые могут работать на воздухе и в восстановительных атмосферах при температурах до 1000° С.
Успехи, достигнутые нашими металлургами в создании и ос воении высоколегированных качественных сталей, позволили довести их удельный вес в общем выпуске отливок из стали до 20% (см. табл. 2.5). С другой стороны, нужно шире развивать производство низколегированных сталей, обеспечивающих с до статочной надежностью служебные характеристики изделий, но при значительно меньших затратах на легирующие присадки.
Улучшение качественных характеристик отливок из чугуна II стали — непрерывный процесс, осуществляемый в условиях об щей конкуренции не только между технологическими процессами, но между литейными сплавами.
Совершенствование структуры литейного производства, по явление новых литейных сплавов и освоение производства отли вок из этих сплавов диктуется современной научно-технической революцией н выдвигаемыми ею требованиями производства на дежных и долговечных литейных изделий. Значит, прогнозируе мые нами объемы производства стального и чугунного литья в девятой пятилетке по своему качественному уровню и составу
будут намного |
превосходить отливки, выпускавшиеся ранее. |
|||
Основные |
|
§ |
2 |
|
направления |
|
уровня |
||
повышения |
технического |
|||
производства |
отливок |
из |
черных металлов |
Анализ существующего технического уровня литейного про изводства позволяет выявить степень его соответствия требова ниям металлопромышленности в обеспечении отливками высоко го качества.
34
Основой методики анализа технического уровня производства является определение круга исследуемых показателей. Оценка технического уровня производства включает анализ состояния специализации, оборудования, технологии производства, механи зации и автоматизации, а также анализ технико-экономических показателей1.
К числу важнейших показателей, характеризующих состоя ние литейного производства, относятся следующие:
уровень машинной формовки; удельный вес отливок, получен ных прогрессивными способами; электровооруженность и фондовооруженность одного рабочего; возрастной состав и коэф фициент сменности литейного оборудования; коэффициент обновления и выбытия основных производственных фондов, съем с одного квадратного метра производственной площади, коэф фициент использования металла и коэффициент весовой точности литых заготовок; выход годного от металлозавалки; фондоотдача основных производственных фондов; себестоимость 1 т годного литья; выработка на одного работающего.
Оснащение большинства литейных цехов СССР техникой в настоящее время совершенно недостаточно и существенно усту пает оснащенности их в США и других развитых капиталисти ческих стран.
В отечественном литейном производстве на 1 млн. т литья приходится формовочных машин почти в 2 раза, стержневых— в 3,7 раза меньше, чем в США, и только количество смесепри готовительных машин находится примерно на одном уровне.
Технологическая структура литейного оборудования (табл. 2.7), основные пропорции которой за последние годы для отливок
|
|
Т а 6 л и ц а 2.7 |
Технологическая структура литейного оборудования для литья |
||
в песчано-глинистые формы, 96 * |
|
|
Виды машин |
СССР, 1970 г. |
США, 1969 г. |
Формовочные |
24 |
38 |
Стержневые |
6 |
10 |
Смесеприготовительные |
20 |
13 |
Выбивное и очистное оборудо- |
19 |
12 |
ванне |
|
|
* .G iesserei-, 1972,59, № 8, 269-273;‘.Modern Casting1972, 61, AS 3, 50-53; Шестопал В. М., Поляков Я. Г. Технология и оборудование литейного производ ства. М., 1966; Егоренков И. П. Развитие литейного машиностроения.—В кн.: Ли тейное машиностроение в СССР. М., НИИМАШ, 1967; XXV Всесоюзная научнотехническая конференция литейщиков. Пути решения технологических проблем ли тейного производства. Тезисы докладов. М., 1971.
1 Бялковская В. С., Иванов А. В. Методология прогнозирования научнотехнического прогресса в машиностроении. М., Издательство инженерно-эконо мического института им. С. Орджоникидзе, 1971.
2* |
35 |