Файл: Егоров С.В. Основы автоматики и телемеханики. Конспект лекций учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П р и

« г < 0

эта

составляющая будет затухать

во времени

(рис. 5-2,а),

п р и « j > 0

— нарастать

( б ) ,

а

п р и

с и = 0

полу­

чим н е з а т у х а ю щ и е

к о л е б а н и я

(в)

или

п о с т о я н н у ю

состав­

л я ю щ у ю

(если

р\- = 0).

Т а к и м

образом,

исследуемый про ­

цесс состоит из суммы апериодических

или

колебательных

составляющих .

П о н я т н о , если

каждая

составляющая

будет

затухать

(все

а г < 0 ) ,

то ч и

переходная

составляющая

затухнет

со

временем .

О д н а к о ,

если хотя

бы

 

один

корень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

)

 

 

Рис. 5-2. Связь

устойчивости с

корнями

характеристического

уравнения

 

 

 

 

 

 

 

системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

имеет п о л о ж и т е л ь н у ю

действительную

часть,

н о

 

переходная

составляющая будет нарастать во времени, что

соответст­

вует неустойчивой

системе. П р и

ia2- =

0

система

находится

на

границе

 

устойчивости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если

х а р а к т е р и с т и ч е с к о е

у р а в н е н и е

(5-4)

имеет

поря ­

д о к

N <3,

то

 

к о р н и

м о ж н о

н а й т и аналитически,

однако

для

Л / > 3

н а х о ж д е н и е к о р н е й

затруднительно . Н а с

выручает

тот

факт, что

для

исследования

устойчивости

 

надо

знать

н е

сами корни,

а лишь

з н а к и

действительных

частей и

д а ж е

м е н е е того — все л и к о р н и

л е ж а т

слева от м н и м о й

оси и л и

есть хотя

бы

один

справа.

П р а в и л а ,

п о з в о л я ю щ и е

ответить

на

этот

вопрос,

н е

находя

с а м и х

 

корней,

 

называются

критериями

устойчивости.

П о с л е д н и е

 

могут

быть

алгебраи­

ческими

( с у ж д е н и е

об

устойчивости

выносится

по

рассмот­

р е н и ю характеристического

у р а в н е н и я )

и

 

частотными

(об

устойчивости

судят

по

частотным

х а р а к т е р и с т и к а м

системы) . П р е ж д е

чем

рассмотреть к р и т е р и и устойчивости,

обратим

в н и м а н и е

на

вид

характеристического

у р а в н е н и я

(5-4): правая

часть

его совпадает

со

 

знаменателем

переда-

91.



т о ч н о й ф у н к ц и и

исследуемой системы. Ка к

было

у к а з а н о

в

гл. 4, в результате структурных

п р е о б р а з о в а н и й

л и н е й н у ю

систему

 

м о ж н о

привести

к

т и п о в о м у

виду

(см. рис.

4-16).

Замечаем,

что

передаточная

ф у н к ц и я р а з о м к н у т о й

системы

(разрыв

 

о б р а т н о й

связи)

равна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Wp(p)=-^EL,

 

 

 

 

 

 

 

(5-6)

 

 

 

 

 

 

 

 

p

w

D(p)

 

 

 

 

 

 

х

'

а для з а м к н у т о й —

,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

WP(p)

 

 

К(Р)

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Wa(P)

= - 1 + Wp (р)

К

(р) +

D (р)

 

 

 

 

 

 

П о э т о м у х а р а к т е р и с т и ч е с к о е

у р а в н е н и е

имеет

вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D(p)=Q

 

 

 

 

 

 

 

(5-7)

— для р а з о м к н у т о й

системы,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

K(p)+D(.p)=0

 

 

 

 

 

 

 

(5-8)

— для з а м к н у т о й

системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§

5-3. К р и т е р и й устойчивости

Р а у с а — Г у р в и ц а

 

 

 

Э т о т

 

к р и т е р и й

является алгебраическим . В ф о р м е ,

пред­

л о ж е н н о й

Гурвицем

(1895),

из

к о э ф ф и ц и е н т о в

х а р а к т е р и ­

стического

у р а в н е н и я

(5-4)

составляется

квадратная

мат­

р и ц а (таблица)

Гурвица,

и м е ю щ а я

N

столбцов

и

 

строк,

 

 

 

 

 

 

 

CZJV-1

<2лг

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

aN-з ам-2

a^-i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ujf-s

 

а^-г

•••

 

 

 

 

 

 

п р а в и л о

 

п о с т р о е н и я

к о т о р о й

очевидно .

О т с у т с т в у ю щ и е

к о э ф ф и ц и е н т ы

з а м е н я ю т с я нулями .

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

устойчивости

 

системы

необходимо

и.

достаточно,

чтобы

все

главные

 

диагональные

 

 

миноры

Л„

 

матрицы

(определители

Гурвица)

 

были

 

положительны:

 

 

 

 

A i = a j v - i > 0 ,

 

Дг =

ajv-i ajv

 

> 0 ,

Д * > 0 .

 

(5-9)

 

ON-3 UN-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ы ч и с л е н и е о п р е д е л и т е л е й

Г у р в и ц а

 

довольно

т р у д о е м к о

п р и

N^5.

 

В

этом

случае

у д о б н е е

ф о р м а Рауса

(1875),

для

чего

составляется

таблица

Рауса,

и м е ю щ а я N+1

строку,

92

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

cn=a.N

 

 

J

 

c 2 i=aiv - 2

 

 

c 3 i = a w - 4

 

 

 

 

 

 

Cl2 =

dN-\

 

 

C22 =

QiV-3

 

 

C32 — 0-N-5

 

 

Аз =

Сц -Cl2

1

Cl3 = C2 l— I3C22

C23=pC31 —X3C32 C3 3 =

C41 —Я,зС42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С24 =

С32 — Л4С33

C34 =

C42 — Я4С43 | ...

 

• •

 

 

 

 

. . .

1

 

 

. . .

 

 

]

 

. . .

 

 

1...

правил о

построени я

 

к о т о р о й

очевидно

из

примера .

К о э ф ­

ф и ц и е н т а м

с

 

отрицательными

индексами

соответствуют

нули .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

устойчивости

 

 

системы

необходимо

 

и

 

достаточно,

чтобы

коэффициенты

 

 

первого

 

столбца

 

таблицы

 

Рауса

были

 

положительны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

c i „ > 0 ,

п=1,

 

 

izV.

 

 

 

 

 

(5-Ю)

Если

система

неустойчива,

 

то

число

 

перемен

 

знаков

в

первом

столбце

 

равно

 

числу

 

правых

корней

 

 

характеристи­

ческого

 

уравнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К р и т е р и й

 

Рауса — Г у р в и ц а

у д о б е н

 

для

 

определени я

предельных значени й параметров С А Р , п р и

которы х

систе ­

ма находится на г р а н и ц е устойчивости .

Э т и значения

нахо ­

дятся л и б о

из

условий

А „ = 0 ,

л и б о c i „ = 0 .

Заметим ,

что в

(5-9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ajv=ao!Aiv-i,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п о э т о м у

при

Ajy = 0

система

находится

л и б о

 

н а

г р а н и ц е

апериодической

 

устойчивости

( а о = 0 ) ,

когда оди н

из

 

к о р ­

н е й

характеристического у р а в н е н и я

раве н

н у л ю ,

л и б о

на

г р а н и ц е

колебательно й

устойчивост и

(AN-I = 0),

когда

два

с о п р я ж е н н ы х

корня

находятся

н а м н и м о й

оси.

 

 

 

 

 

П р и м е р

5-1

|[1]. Рассмотри м

условия

устойчивости

стати­

ческой

С А Р скорост и

двигателя .

П е р е д а т о ч н а я

ф у н к ц и я

р а з о м к н у т о й

системы

равна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1 + РП) (1 + Р Г 2 ) (1 + р Г з ) '

 

 

 

 

 

 

где

к=1гэму

'ku-krr—

 

статический

к о э ф ф и ц и е н т

усиления .

Х а р а к т е р и с т и ч е с к о е

у р а в н е н и е

(5-8) з а м к н у т о й

системы

в данно м случае

имеет

вид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а 3 р 3

+ а2р2

+ а\р

 

+ ю о = 0 ,

 

 

 

 

 

 

 

аде

а з = Т 1

Г 2

7 ,

з ,

a2=TxT2

+ TxTz

 

+ T2Tz,

 

 

ах =

 

Тх

+

Т2г,

а о = 1 + & .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

93


О п р е д е л и т е л и

Гурвица

равны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д, =

а 2 > 0 ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д 2 = а , а 2

- а 0 а 3

=

(Тх + Т2

+ Т3)

х

 

Т2 + TiТ3

+ Т2Т3)

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-{\+k)TxT2T3,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д з = о д Д 2 -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н а й д е м предельный

к о э ф ф и ц и е н т

k. И з

условия

Д г = 0

получаем

предельное

 

з н а ч е н и е

 

k,

 

п р и котором система

н а х о д и т с я ' н а

г р а н и ц е

к о л е б а т е л ь н о й

 

устойчивости,'

 

 

 

 

 

 

npi

 

 

 

 

 

 

 

Т1Т2Т,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= ( ! + ' . +

т.) (1

+

т Г 1

+

т3 -! ) -

1,

 

 

 

 

(5-11)

где х22Тг\

 

 

Т з ^ Г з Г г " .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И з

условия

Л з = 0 ,

т. е.

а о = 0

находим

другое

предель­

н о е з н а ч е н и е

knp2

1

( о т р и ц а т е л ь н о е

£

соответствует

п о л о ж и т е л ь н о й

 

о б р а т н о й

связи), п р и которо м система

находится

на

г р а н и ц е

апериодической

устойчивости .

Ана ­

л и з и р у я п о л у ч е н н ы й

результат,

 

приходи м

 

выводу,

что

С А Р

устойчива

п р и & n p2 < & < ^ n p i -

 

 

'

 

 

 

 

 

 

 

 

И з

(5-11)

следует,

что

предельный к о э ф ф и ц и е н т

усиле ­

н и я системы определяется

лишь

с о о т н о ш е н и е м

постоянньйс

времени . З а м е т и м ,

что п р и

Т\ =

Т2

— Т3

получаем

минималь ­

н о е з н а ч е н и е

&лрмин =

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н а п р а к т и к е

стремятся

получить

системы

с

весьма

боль­

ш и м и предельными

к о э ф ф и ц и е н т а м и

усиления .

Э т о

объяс­

няется

ж е л а н и е м

иметь

у

системы

большо й

к о э ф ф и ц и е н т

усиления, что приводит, как увидим

далее,

к п о в ы ш е н и ю

точности

регулирования .

П о с к о л ь к у

увеличивать

 

к о э ф ф и ­

ц и е н т

м о ж н о

только д о

предельного,

то

и

стремятся

увели ­

чить последний . Д л я

такого

увеличения,

как

следует

из

(5-11),

н у ж н о

«раздвигать»

п о с т о я н н ы е

времени .

Н а п р и м е р ,

п р и

Ti =

T2=№0

 

Т3

получае м

Р 1>200.

О д н а к о

этот

путь

практическ и

нереален .

Д е л о

в

том,

что

п р и

конструирова ­

н и и а п п а р а т у р ы

 

стремятся

уменьшить п о с т о я н н ы е

 

времени,

и поэтом у и х дальнейшее

у м е н ь ш е н и е

почти

н е в о з м о ж н о .

Вполне

в о з м о ж н о

увеличить

п о с т о я н н ы е

времени

(напри ­

мер,

для

увеличения

п о с т о я н н о й

в р е м е н и

двигателя

надо

насадить

на

его

ось

массивный

 

маховик,

что

приведет

к

у в е л и ч е н и ю

момента

и н е р ц и и

 

и,

,как.

следует

из

(3-9),

к у в е л и ч е н и ю п о с т о я н н о й

в р е м е н и ) ,

однако

это

 

приведет

к с н и ж е н и ю

быстродействия

системы,

что

нежелательно .

Н а и б о л е е

о б щ и й

путь

увеличени я

 

предельного

 

к о э ф ф и -

9 4