Файл: Григолюк Э.И. Устойчивость и колебания трехслойных оболочек.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
то изгибающий |
|
момент |
равен |
нулю |
( М = 0 ) . |
В |
докрптическом |
||||||||||
состоянии |
N<NKp |
все |
слои |
претерпевают |
одинаковую |
продоль |
|||||||||||
ную д е ф о р м а ц и ю без изгиба |
(у = 0). В послекрнтическом состоя |
||||||||||||||||
нии, когда w=£0, |
из (1.68) имеем |
в ы р а ж е н и е |
для |
изгибающего |
|||||||||||||
момента |
(&'о — прогиб в начале |
координат) |
|
|
|
|
|
||||||||||
M |
(х) = |
N |
[w |
(х)-W0] |
|
= |
- D |
( |
1 |
- |
— |
— |
) |
Ä |
. |
(1 . 167) |
|
|
^ |
|
1 |
к J |
|
0 1 |
|
\ |
|
|
ß |
dx2 I dx2 |
|
|
y |
||
Д и ф ф е р е н ц и р у я |
|
это |
уравнение |
д в а ж д ы |
|
и |
используя |
в ы р а ж е н и я |
|||||||||
прогиба через |
функцию |
перемещений, |
|
приходим |
к |
уравнению |
|||||||||||
устойчивости в форме |
Эйлера |
для трехслойного стержня |
|||||||||||||||
ч |
ß |
|
dx2 |
) |
dx* 1 |
|
dx2 |
\ |
|
|
ß |
dx2 |
I • |
|
|
|
к которому необходимо присоединить однородные краевые усло
вия, о т р а ж а ю щ и е влияние закрепления |
торцов (разд. |
7). |
|||||||
Перейдем в (1.129) к безразмерной |
координате g и |
безраз |
|||||||
мерной |
функции перемещений |
X |
(/ — длина |
стержня) |
|
|
|||
|
5 = - і Н _ ; |
* |
= |
J L Z . |
|
|
(1.169) |
||
Кроме |
того, введем безразмерный |
параметр |
продольной |
силы %2 |
|||||
и коэффициент сдвига к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
, |
NI |
. k |
= |
l ± _ _ |
|
( L |
m y |
|
|
|
Dn2 |
|
|
$1 |
|
|
|
|
Теперь уравнение (1. 129) |
примет вид |
|
|
|
|
||||
|
XVi — J—^Lxiv |
|
|
—Х" = 0. |
(1.171) |
||||
|
|
k% |
|
|
/г» |
|
|
V |
|
Здесь штрих означает дифференцирование по £. Характеристическое уравнение, соответствующее (1.171)
{X=expVSk),
S (S*— l ~ y M S - ~ ) = 0 |
(1.172) |
имеет нулевой и два действительных корня разных знаков . Пусть
S, = — К2, |
5 2 = ѵ 2 . |
(1.173) |
|
Т о г д а , используя теорему |
Виета, |
найдем |
|
Г 2= ? 2 |
Ѵ 2 = = _ І _ 1 ± І ^ 2 _ |
(1 174), |
|
1 + |
kl2 ' |
kb 1 + k\2 |
|
Эти соотношения позволяют принять в качестве искомого па раметра корень К2. Коэффициент Х - 1 имеет привычный физичес -
40
кий смысл — он является коэффициентом приведения длины. Дей
ствительно, |
согласно |
в ы р а ж е н и я м |
для |
х 2 и /г по (1. 174) |
крити |
||
ческую силу можем определить |
так: |
|
|
|
|||
|
|
|
ал2 я2 |
1 4 |
/ і 2 Л 2 |
(1.175) |
|
|
к р |
/„2 |
(»о2 |
M |
ß/o2 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
где / 0 = /А-'. |
|
|
|
|
|
|
|
Остается дл я каждог о конкретного |
случая опирания |
стержня |
|||||
определить |
минимальное значение |
А, |
соответствующее |
нетри |
|||
виальному |
решению |
уравнения |
(1.171). |
|
|
. 7777,
Х=А:П=ХІГ=0 У=хш=хш-шЩ |
Х-кХп=Х!=Хш=0 |
|
|
|
||||
х=х"=х^о |
Х-кХЧ'=Хш=0 |
Х-кХп=Х'=Хш=0\Х-кХ=Х=Х=0 Х-кх'^Х'-Ш^Х^О |
||||||
|
|
|
05 |
|
1,Щ1-0,1К) |
|
|
|
Рис. 8. Критическая сила NKp |
продольного сжатого стержня при пяти видах |
|||||||
краевых условий |
на концах стержня ( | = 0 |
и | = з т ) |
||||||
З а п и ш е м |
общее решение уравнения ( I . 171) |
в |
форме |
|||||
|
X |
(й = |
А, ^ |
|
+ Ал cos Х£ 4- Л 3 - |
^ І |
+ |
|
|
|
|
|
Л |
|
V |
|
|
|
|
|
+ |
Л 4 |
с п ѵ 5 + Л 6 е + Д І . |
|
|
(1.176) |
Удовлетворяя |
однородным |
краевым условиям |
при |
£ = 0 и | = я , |
||||
приходим сначала |
к однородной системе линейных |
уравнений |
относительно А-„ для существования нетривиального решения ко
торой требуем д а л е е |
равенства нулю ее определителя, в |
резуль |
||
тате получаем трансцендентное уравнение относительно |
пара |
|||
метра А[ѵ2 и у? через |
X2 в ы р а ж а ю т с я посредством (1.174)]. |
Мини |
||
мальное значение А будет соответствовать критической |
|
силе. |
||
В табл. на рис. 8 |
приведены пять случаев |
опирания |
стержня . |
|
Д л я к а ж д о г о случая |
дан ы краевые условия |
и значения |
Ат щ- За |
метим, что в двух последних случаях формулы для Amin практи чески пригодны при ограничениях / г ^ 1, f><Cl. Кроме того, разни-
41
ца м е ж д у первым и пятым случаем состоит в наличии у послед него бесконечно жестких д и а ф р а г м
( x r a I n = l + 0 , 6 4 Ä | / [ 1 + 1,43 T/A&U + * ) ] ) .
Критическая сила, приведенная на рис. 8, равна
hP |
и? |
\ |
^ w ! [ |
|
|
|
|||
В случае ефе0 |
на |
торцах |
|
|
|
|
|
M = N(e—е0) |
(1. 177) |
и уравнение (1.168) при неоднородных краевых условиях (1.177) имеет единственное решение для произвольных N за исключени ем N=NKp. Так, дл я свободно опертого стержня прогиб в сере дине пролета равен
+ |
( 1 - ^ ) ^ 1 Л _ ( 1 . 1 7 8 ) |
cos — Хл |
с h - ^ - ѵл |
при стремлении À—-1 он интенсивно возрастает, становясь не ограниченным. В частности при іЭ=0 наибольший момент и наи больший прогиб равны (х = 1/2)
cos —^-Хл
(1 . 179)
W„ с= (*-«о)
cos-^- Хд
Формально в ы р а ж е н и я (1.179) совпадают с соответствующи ми в ы р а ж е н и я м и дл я однородных стержней, однако в силу со отношения
Х.2 =- |
; і . 180) |
1 — А%2
эти формулы учитывают влияние поперечного сдвига и свиде тельствуют о том, что при приближении ./V к своему критическо му значению прогибы в трехслойном стержне нарастают менееинтенсивно, чем в однородном. Действительно, пусть
2 _ N _ |
*2(1 + ft) |
• < l . |
(1.181) |
|
î -s- ш |
||
|
|
|
|
отсюда |
|
|
|
1 + |
Ä(1 —(i)2 |
|
(1.182*) |
|
|
42
что и д о к а з ы в а е т предыдущее утверждение, поскольку в случае однородного стержня в (1. 179) будет фигурировать не А, а и,.
Аналогичная ситуация складывается и при наличии попереч ной нагрузки q(x), только теперь отлична от нуля п р а в а я часть уравнения (1.132)
А ' ѵ і _ |
1 — kr? |
ѵ.2 |
• X" - |
qß |
(1.183) |
|
|
|
Поскольку это обыкновенное дифференциальное уравнение с постоянными коэффициентами, его интегрирование не представ ляет труда il мы не будем здесь на этом останавливаться . При ведем только в ы р а ж е н и я для максимального прогиба и макси мального момента свободно опертого стержня, загруженного со средоточенной сплои Р в середине пролета.
IJ_ |
|
/7/3(1+ k\2) |
(1 + кЩ ig и — и |
|
|
|||
w —- = |
16D(1 + |
2/гѵл2 |
+ |
|
|
|
|
|
\ |
2 |
|
|
|
|
|||
|
(1 _ / г ѵ 2 ) thv — v |
|
|
|
|
|
||
|
|
t/3 |
|
|
|
|
; i . |
184) |
M |
|
|
|
|
( 1 + Ш Я ) |
|
||
|
4(1 + 2 Ш 2 + |
ЬкЧі) |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
V |
J |
|
|
|
|
|
поэтому |
t g U-+00 при А,->-1 |
{и = л%/2; ѵ = |
лѵ/2). |
|
|
|||
П о л а г а я |
іУ=0 |
и \ = оо, из (1 . 145) |
находим |
|
|
|
||
|
|
_Pß |
(1 + кЩ |
(1 + kW) ig и —и |
|
|
||
|
|
|
16D |
|
|
|
[I. |
185) |
|
|
_ pl{\+ |
k)fi) |
ig и |
|
|||
|
M |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формулы, соответствующие однородному стержню, получим, |
||||||||
•положив |
в (1. 185) k = 0. |
|
|
|
|
|
||
|
|
11. КОЛЕБАНИЯ ТРЕХСЛОЙНОГО СТЕРЖНЯ |
|
|
||||
Вернемся к рассмотрению динамических уравнений |
(1.51)-— |
|||||||
(1.53). Эти уравнения |
в рамках |
принятых |
гипотез, учитывают |
|||||
полную инерционную силу и представляют |
собой довольно слож |
|||||||
ную систему параболического типа. Заметим, что если |
считать |
|||||||
несущие |
слон |
мембранами |
(А = / 2 = 0 ) , то система становится ги |
|||||
перболической. В общем случае |
эта система уравнений |
может |
быть сведена к одному уравнению восьмого порядка с четными производными, коэффициенты которого могут быть проанализи
рованы. Однако здесь мы |
ограничимся учетом |
только главного |
инерционного члена, имея |
в виду, что влияние |
остальных инер- |
4 3
ционных членов на первые |
частоты |
незначительно. Д л я |
этого в |
||||||||||||
(1.51) — (1.53) следует |
положить |
/ ё = 0 , D = 0 , в |
результате при |
||||||||||||
ходим к следующей системе |
уравнений: |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
J ^ L _ B |
* |
¥ L |
= |
O. |
|
|
|
|
(1.186) |
||
|
|
|
|
дх |
|
|
dt2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
д Н |
, Q 3 = 0 ; |
J ^ _ ß * |
J |
^ + |
( 7 = |
0. |
|
(1.187) |
|||||
|
|
дх |
* |
|
дх2 |
|
|
|
dß |
|
|
|
|
|
|
Вводя функцию у и в соответствии с |
(1.65) |
функцию |
перемеще |
||||||||||||
ний %, приходим к двум |
независимым |
динамическим |
уравнениям- |
||||||||||||
|
|
|
|
^ Ü _ _ L . ^ L = |
0 |
; |
|
|
|
(1.188) |
|||||
|
|
|
|
дх* |
а* |
dß |
|
|
|
|
|
|
ѵ |
|
|
D ( |
l - |
M |
JL)»1 |
+ |
1± JL(l-JLJL)x=g. |
|
J A |
|
|
(1.189) |
|||||
|
V |
ß |
дх* J dx* ~ |
cfi |
dß |
\ |
|
? |
dß |
7 |
v |
|
|||
Здесь |
введена |
скорость |
распространения |
продольных |
волн |
||||||||||
|
|
|
|
а = | |
/ |
у . |
|
|
|
|
|
(1.190) |
|||
Рассмотрим свободные поперечные |
колебания |
стержня . |
|||||||||||||
П р е о б р а з у е м уравнение (1.190), используя безразмерную ко |
|||||||||||||||
ординату |
1 = лх/1 |
и записывая |
функцию yv (£, t) |
в |
ф о р м е |
||||||||||
|
|
|
г{\,і)=±-Х{\)ысШ. |
|
|
|
|
|
|
(1.191) |
|||||
Вводя в |
полученное уравнение |
безразмерные |
п а р а м е т р ы |
||||||||||||
|
|
|
k = |
]*!L. |
tt« |
|
= |
J |
2 |
^ , |
|
|
|
(1.192) |
|
получаем |
обыкновенное |
дифференциальное |
уравнение |
относи |
|||||||||||
тельно Х(%) |
(штрих означает дифференцирование |
по g) |
|
||||||||||||
|
|
X*1 |
— X™ —?s-X" |
|
4--^-Х |
= |
0. |
|
|
(1.193) |
|||||
П о л о ж и в д а л е е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
X® |
= expVst, |
|
|
|
|
|
|
(1.194) |
приходим к кубическому характеристическому уравнению, соот ветствующему (1. 193)
|
|
0. |
(1.195) |
A» |
ft |
' Aft |
^ |
44