Файл: Васильев Н.М. Научные основы, принципы и методы управления и планирования на автотранспорте [Текст] 1973. - 106 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
верхдаемыми директором. Положениями обычно предусматри ваются функции, выполняемые п^шшм структурным подразде лением, объем полномочий его руководителя, указывается
место подразделения в общей организационной структуре
управления, порядок взаимоотношения по "вертикали" и "горизонтали" с другими подразделениями. В положениях
предусматриваются также инструкции, которыми определя ются служебные обязанности каждого работника.
Всякая нечеткость, допущенная в таких документах,
приводит к тому, что за дело не с кого будет спросить, ответственность с конкретного лица как бы переносится на некий аморфный круг безымянных исполнителей и служб.
Разграничив функции и ответственность, наделяют служ бы и должностных лиц соответствующими правами. Здесь надо соблюдать простое правило науки управления: права
нижестоящих руководителей не подменяются правами выше
стоящих. К примеру, в пределах своей компетенции на чальник цеха обладает правами, которыми не располагает директор предприятия. То же самое относится и к другим
"этажам" управления.
Распределение функций и разработка положений о струк турных подразделениях с указанием их линейных, функцио нальных и межфункциональных связей являются важнейшими
условиями построения правильной и рациональной органи
зационной структуры управления. Только выполнение опре
деленных функций и объема работ должно определять струк
туру предприятия и количество работников, но никогда ни
количество работников, ни структура подразделений не
должны и не могут определять объем выполняемой работы.
Как это ни странно, но практика показывает, что, сколь
ко бы дополнительных работников не появилось в управле нии, все они найдут для себя работу. Но вопрос заключа ется в том, нужны ли выполняемые ими обязанности для предприятия. Поэтому очень важно при разработке органи зационной структуры отобрать строго необходимые для
данного предприятия функции и выполняемые работы, четко
75
их разграничить, устранить параллелизм, обезличку, уста
новить объем прав и обязанностей каждого работника, ко торые были бы известны не только ему, но и всем другим
работникам управления.
Анализ организационной структуры управления автохо
зяйств свидетельствует о необходимости и возможностях ее дальнейшего совершенствования. В ряде случае нынешняя структура управления на предприятиях весьма раздроблена,
в ней существуют подразделения или должностные лица,
дублирующие функции других, нет должной четкости в за креплении за отдельными работниками определенных служеб ных обязанностей, не решены вопросы соподчиненности и
т.д. Расходы на управление предприятий составляют 8-12 процентов от общих затрат на транспортное производство.
Отдельные звенья управления небольших автохозяйств иногда механически копируют структуру управления крупны
ми предприятиями, хотя принцип демократического центра лизма допускает разнообразие применяемых систем управле
ния. Нет различий в структуре в связи с географическими, производственными и другими особенностями деятельности предприятия.
Часто при формировании структуры управления создается
много мелких самостоятельных структурных подразделений. Эта тенденция часто связывается со стремлением утвердить побольше должностей начальников, заместителей заведующих, старших, главных и т.п. с целью повышения заработной платы работникам.
В других случаях дробная структура объясняется обо соблением отдельных функций. Как показывает опыт, слиш ком дробная структура управления неизбежно порождает па раллелизм, увеличивает объем выполняемых работ без про
изводственной необходимости и существует лишь для оправ дания существования структурного подразделения.
Один из существенных недостатков в организационной структуре управления автохозяйствами заключается в том, что однородные функции иногда дробятся по различным структурным подразделениям. Функции социально-культурно-
76
го характера, например, возлагаются на отдел кадров, на отдел труда и заработной платы и на отдел планирования.
Следует отметить, что создание на автотранспорте
производственных объединений не всегда сопровождается
соответствующими изменениями в организационной структу ре управления предприятий.
Что касается расходов на управление, хотя их уровень
в автохозяйствах по сравнению с другими видами транспор
та и предприятиями других отраслей экономики невелик, то и здесь имеются возможности удешевления. Относитель но невысокий уровень затрат на управление автохозяйства
ми в значительной степени объясняется рядом специфиче ских особенностей организации деятельности автомобильно
го транспорта. На автотранспорте, например, занято мень шее количество ИГР относительно рабочих, чем в других
отраслях экономики. Один инженерно-технический работник на автотранспорте приходится на 10-12 рабочих, на же
лезнодорожном - на 8-10 рабочих, а в машиностроении - на 5-7 рабочих. Что касается служащих, то на автотранс
порте один служащий приходится на 20-23 работника, а на промышленных предприятиях - на 25-30 работников. Труд
работников управления на автотранспорте пока недостаточ
но оснащен техническими средствами - ЭВМ, АСУ и другой оргтехникой. А о возможностях удешевления и совершенст вования аппарата говорит хотя бы тот факт, что на авто транспортных предприятиях, работающих в примерно равных
условиях, количество работников управления на один ав
томобиль колеблется в значительных пределах (на грузо
вом транспорте, например, на одного работника управле
ния приходится примерно от 4 до 6 автомобилей).
§ 4. Управление предприятиями автомобильного транспорта за рубежом
Автомобильный транспорт общего пользования во всех
странах Запада является сферой капиталистического пред
принимательства, где функционируют десятки тысяч пред-
77
приятии: частнокапиталистических, муниципальных и сме шанных.
Возникновение и вся деятельность предприятий и фирм по перевозке пассажиров подчинены действующим при капи тализме экономическим законам - закону получения приба вочной стоимости, закону анархии и конкуренции. Пред
приятия организуются для получения прибыли, функциони
руют ради получения прибыли и ликвидируются, если не дают необходимой прибыли.
Деятельность предприятий автомобильного транспорта происходит в постоянной острой конкурентной борьбе меж
ду отдельными предприятиями автомобильного транспорта, а также между автомобильным и другими видами транспор
та - железнодорожным, воздушным, водным. Конкуренция приводит к огромным материальным потерям, хроническому неполному использованию подвижного состава, снижению
эффективности функционирования транспортной системы в
целом и безудержной эксплуатации трудящихся. На капита листических предприятиях до минимума сведены функции социального характера. Предприятия, как правило, не за
нимаются сами подготовкой персонала, повышением его
квалификации, социально-культурным обслуживанием. Ка питалистические предприятия и фирмы являются обособлен
ными экономико-производственными единицами, и их отно шения с органами государственного управления обычно ог раничены, связаны лишь с налоговым ведомством. В послед ние годы в связи с новым наступлением монополий на пра ва трудящихся в целях усиления эксплуатации на авто транспорте все большее распространение получают так на зываемые "человеческие отношения". На основе этих "че ловеческих отношений", используя социальную демагогию
и обманывая трудящихся, капиталистические предпринима тели усиливают эксплуатацию и добиваются колоссальных прибылей.
Однако для разработки "человеческих отношений", то есть форм и методов материального и морального сти-
78
мулирования труда применительно к условиям деятельности данного предприятия и их внедрению, капиталистические фирмы приглашают специальных экспертов со стороны. К
специализированным фирмам автотранспортные предприятия
обычно обращаются и за услугами юридического характе ра - провести анализ финансовых результатов и определить
суммы подлежащих выплате налогов, изыскать пути снижения издержек производства и т.д.
Многие предприятия автомобильного транспорта входят
в крупные транспортные компании, теряя полностью или частично свою самостоятельность. В этих случаях централь
ное правление компании принимает на себя многие функции административного, финансового и планово-распорядитель
ного характера, оставляя за предприятием лишь функции производственно—технического характера.
Все это в определенной степени уменьшает объем вы полняемых управлением функций и способствует упрощению
организационной структуры управления.
С другой стороны, конкуренция и стихия капиталисти ческого рынка, погоня за прибылью как движущий мотив
всей предпринимательской деятельности обусловливают для капиталистических предприятий ряд дополнительных функ ций: реклама, "связь с публикой", изучение конъюнктуры
ит.п.
Вусловиях капитализма организационная структура
фирм, сфера их деятельности, формы организации труда,
численность и структура персонала определяются фирмами
самостоятельно, на основе трезвых деловых расчетов. Го
сударство, как правило, не вмешивается в производствен
ную и финансово-хозяйственную деятельность фирм. Сущест вующие в капиталистических странах Запада различные транспортные организации (Министерство транспорта, ко
миссары по транспорту в муниципалитетах, межведомствен ные комитеты и комиссии) ограничивают свою деятельность общими вопросами: разработкой транспортного законода тельства, увязкой систем единого транспортного комплек-
79
са "водитель-автомобиль-дорога", выдачей лицензий на право вождения автомобилей, разработкой правил движения и технических норм эксплуатации, контролем за их соблю
дением. Важнейшей задачей этих органов является органи
зация строительства, эксплуатации и планирования дорож ной сети, которая является в большинстве случаев собст
венностью государства.
Организационные формы эксплуатации автобусов и грузо вых автомобилей и размеры транспортных предприятий в ка
питалистических странах Запада отражают противоречивые тенденции развития капиталистической экономики. С одной
стороны, проводятся мероприятия по национализации авто бусных перевозок, передача их в ведение муниципалитетов
и государственная поддержка этих предприятий, с другой - концентрация и централизация перевозок в руках крупных
монополистических транспортных компаний. Вместе с тем в отличие, пожалуй, от всех других отраслей экономики
на транспорте значительный удельный вес еще занимают мелкие предприниматели, имеющие в своем распоряжении
один-три автомобиля и часто эксплуатирующие их на осно вах "семейного бизнеса". Мелкие предприниматели посте пенно вытесняются с рынка перевозок. Этому в значитель ной степени способствует существующее в большинстве
стран (Англия, США, Австралия, Франция) законодательст
во, ограничивающее выдачу разрешений на расширение пар
ка автомобилей, принадлежащих предпринимателям-водите
лям.
В Англии, например, насчитывается 96 тысяч автобусов, находящихся в ведении 4,8 тысячи автобусных предприятий.
Из общего числа автобусно-транспортных предприятий - 55
крупных, с 250 и более автобусами в каждом. Эти пред приятия владеют 41 тысячью автобусов. Наряду с крупны ми и средними предприятиями имеются 3,4 тысячи мелких предприятий с одним-пятью автобусами в каждом. Эти мел кие предприятия в общей сложности владеюи 7,4 тысячи автобусов. В ФРГ имеется около 4,5 тысячи предприятий
80
в сфере автобусных перевозок, располагающих 22 тысячами автобусов*. Еще больше раздроблен между многочисленными предприятиями грузовой автотранспорт. В Англии, напри
мер, имеется всего 17 предприятий с парком свыше 700 автомобилей. Примерно 85-90 процентов всех автотранспорт
ных предприятий США, Англии, Франции, ФРГ, Италии распо лагают парком в один-пять автомобилей.
Структура фирм автомобильного транспорта общего поль
зования весьма разнообразна и подвергается частым изме нениям в зависимости от условий, в которых функциониру
ет фирма, конъюнктуры рынка, величины фирмы, вида пере возок и т.д.
Следует также отметить некоторые общие для всех капи
талистических стран тенденции в работе аппарата управле ния крупными фирмами за два последних десятилетия, обусловливающие рост численности занятых в нем работни
ков. Развитие государственно-монополистического капита лизма, государственное регулирование экономики, вмеша
тельство государства в деятельность монополий, предприя тий и отношения между трудом и капиталом ведет к увели
чению и усложнению по характеру и объему различной до кументации, представляемой фирмами государственным орга нам.
Усложняются технологические процессы в производстве
и организационные формы оказываемых услуг, увеличивает
ся объем производства и оказываемых услуг, в связи с чем усложняются связи в руководстве и для успешного ру ководства требуется больше текущей информации. Сущест вует и еще один, по-видимому, наиболее существенный
фактор роста численности работников, занятых управленче ским трудом. В условиях существующей системы капитали
стического налогообложения и распределениядоходов вла дельцы и директора частнокапиталистических и муниципаль-
1В. М. Васильев, Ю.М. Брошок, В. П. Дорохов. Зарубежный пассажирский автомобильный транспорт
и организация его работы. М., "Международные отно шения", 1970, стр. 40.
81
ных фирм, по существу, не несут личных потерь от дополни
тельных расходов в связи с ростом расходов по управлению, перекладывая их на правительство или акционеров. Эти рас ходы составляют издержки производства и управления, и, естественно, их уровень сказывается на окончательной сумме прибылей, подлежащих распределению в качестве ди
видендов и облагаемых государственным подоходным налогом.
Вусловиях высокопрогрессивной шкалы налогообложения капиталистической фирме иногда выгоднее нанять дополни тельный персонал, уменьшив тем самым доходность, чем
выплачивать дивиденды и налоги со всей суммы полученных прибылей. Этот последний фактор характерен прежде всего
для крупнейших монополистических объединений, завоевав ших прочные позиции на капиталистическом рынке. Все это,
естественно, налагает отпечаток на организационную струк туру управления транспортных фирм, увеличивая количество
персонала и объем выполняемой им канцелярской работы.
Вмелких фирмах, с небольшим количеством автомобилей
ичисленностью персонала в 20-30 человек, организацион
ная структура очень проста, директор такой фирмы в боль шинстве случаев является ее же владельцем, а помощники
директора - совладельцами. В этих фирмах директор со своими помощниками осуществляет все функции по организа ции транспортного процесса и обеспечению его необходимы ми материальными ресурсами, осуществляет финансовую и экономическую деятельность, заключение договоров, а иног да и функции по техническому обслуживанию и ремонту и т.д.
По мере укрупнения фирм численность управленческого персонала по общему руководству увеличивается. Функции организации транспортного процесса постепенно отделяются от функций по техническому обслуживанию и ремонту авто мобилей, по обеспечению фирмы материально-техническими
ресурсами, плановой, финансовой и экономической работы. В центральном аппарате фирм создаются отделы и группы, которые ведают набором персонала, организацией и безопас ностью движения, материально-техническим снабжением, фи нансовой политикой, техническим надзором и контролем,
82