Файл: Бродовский В.Н. Приводы с частотно-токовым управлением.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
Введем |
обозначения для н. с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
wl\0 |
( ип |
cos — £ — |
sin ~Y |
t |
|
•F, |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
2wK0un |
cos — t •• |
|
F„ |
|
|
|
|
|
|
|
|||
где Fi — и. |
с. |
статора; |
FQ—результирующая |
|
|
н. |
с. |
ма |
|||||||||
шины. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Так |
как |
должно выполняться |
равенство Fi + F-> = F0 |
||||||||||||||
(F2—н. |
с. ротора), |
то |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
F„ = |
K0w |
I uD |
cos ~t-\-uQ |
|
sin ~y-.t |
|
|
|
|
|
||||||
По полученным уравнениям для фазного напряже |
|||||||||||||||||
ния и для п. с. машины построены |
|
векторные |
диаграм |
||||||||||||||
r,J, |
|
|
|
|
|
мы: |
на рис. |
1-15 |
для |
двига |
|||||||
|
|
|
|
|
тельного режима |
|
работы |
при |
|||||||||
jx. |
|
|
|
|
|
вода, а на |
рис. |
|
1-16 |
для |
гене |
||||||
|
|
|
|
|
раторного. |
Отметим, |
что |
пол |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
- 5 |
|
|
|
|
ное |
напряжение |
|
преобразова |
||||||||
|
|
|
|
|
|
теля энергии в 2 раза |
больше |
||||||||||
|
my * |
\\ |
|
|
напряжения, |
|
|
определяемого |
|||||||||
|
|
|
(1-84), при |
п = г 2 |
и |
L M a |
i ; c |
= L |
|||||||||
|
|
|
|
\ |
|
(1-43). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Но |
\ |
|
Выше |
отмечалось, |
что |
ма |
|||||||||
|
|
У |
|
||||||||||||||
|
V |
|
/ |
|
|
шина |
двойного |
питания |
позво |
||||||||
|
|
|
|
|
ляет |
получить |
большие |
|
пере |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
грузочные |
|
моменты, что |
|
явля |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ется |
важным |
качеством |
|
для |
|||||||
|
|
|
|
|
|
приводов |
|
замкнутых |
|
систем |
|||||||
Рис. 1-15. Векторная |
диа |
регулирования. |
|
|
Применение |
||||||||||||
грамма асинхронного |
двига |
асинхронной |
машины |
|
с |
фаз |
|||||||||||
теля с фазным ротором при |
ным |
ротором |
в |
приводе |
|
явля |
|||||||||||
питании |
от одного |
источни |
ется |
оправданным |
и из-за |
воз |
|||||||||||
ка тока. |
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
можности |
|
использовать |
стати |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
ческие преобразователи |
|
энер |
|||||||||
гии с малыми |
выходными частотами, |
так |
как |
угловая |
скорость машины в рассмотренном приводе в 2 раза выше угловой скорости поля в статоре (в роторе).
Более выгодным становится применение распростра ненных преобразователей энергии на тиристорах с непо средственным преобразователем напряжения промышлен ной сети 50 г ц в напряжение регулируемой частоты,
52
а также преобразователей энергии на МУ при питании от сети с частотой 50 или 400 г ц .
6) Питание от двух источников частоты
В тех случаях, когда задача регулирования сводится к изменению частоты вращения нагрузки на относитель но небольшую величину (в обе сторо ны) от некоторой номинальной часто ты, целесообразно использовать при вод, в котором асинхронная машина питается от двух источников частоты:
от сети промышленной частоты и от источника регулируемой частоты. При этом частота промышленной сети опре деляет номинальную частоту враще ния нагрузки, а частота регулируемо го источника задает требуемое откло нение частоты вращения от номиналь ной. В этом случае основная мощность потребляется приводом из сети, а мощ ность регулируемого источника состав ляет небольшую долю от основной мощности.
В приводе с машиной, имеющей фазный ротор, к промышленной сети могут быть подключены либо статорные, либо роторные обмотки. Для
определенности и для общности с рассмотренными выше приводами будем считать, что к сети подключены обмот
ки |
ротора, а |
обмотки |
статора |
питаются |
от источника |
||
регулируемой |
частоты. |
|
Пусть |
на обмотки |
ротора Wd и |
||
wq |
(рис. 1-4) |
поступают |
напряжения |
|
|
||
|
|
uq — U„т cos О.J; |
| |
(1-85) |
|||
|
|
«d = |
— |
Угт S i n O j , |
J |
|
где Q.2—круговая частота промышленной сети; U2m — амплитуда напряжения сети.
-- Фазы напряжений ud и uq выбраны таким образом, что обеспечивается отрицательное направление враще ния поля ротора относительно ротора. При этом ротор машины 1 вращается в положительную сторону (против часовой стрелки) с номинальной угловой скоростью Р.?. При необходимости обратного вращения с номинальной
53
скоростью Q-2 надо изменить очередность фаз напряже
ний Ud И |
Uq. |
|
токов id |
и iq обратимся |
|
Для |
определения |
к (1-17), |
|||
(1-18) и учтем |
(1-43). Тогда |
|
|
||
L -^г (id) + |
rJd= |
Ud — Гамаке -jf (h cos 0 4- ig sin 6); |
|||
1ЧГ |
+ ' v ? = "«— |
4г (h s i n 9 — '* c o s |
6 )- |
Полагая коэффициент редукции К равным единице, можем пользоваться для токов if и ig выражениями (1-24), подставляя которые в найденные выражения, по сле преобразования получим:
1 |
4t |
W + |
R"-ID= |
~ |
L i А«кЛ, |
К |
C |
0 S Y —UQ |
S''n t)i |
1 |
~dl |
+ |
Г Л = |
+ |
L . d M n K c ^ „ |
К |
sin |
у + « Q cos |
y). |
(1-86)
Эти выражения представляют собой линейные неодно родные дифференциальные уравнения, из которых мож но определить токи id и iq: Отметим, что (1-86) анало гичны уравнениям (1-46) для токов ротора короткозамкнутой машины. Для упрощения выкладок примем /'2 = 0. Это допустимо, так как падение напряжения на актив ном сопротивлении любой из обмоток ротора мало по сравнению с напряжением питания этих обмоток. Заме тим, что токи id и iq должны изменяться с частотой Q2, а это в приводе рис. 1 -4 возможно лишь в случае, когда угол у изменяется с частотой Й2 , т. е.
Y =—Ш- |
(1-87) |
Необходимость знака «—» в (1-87) объясняется сле |
|
дующим образом. Пусть ротор машины / |
вращается |
с номинальной частотой, определяемой частотой сети Qz,
т. е. 0 —Q2^. Тогда |
токи статора должны |
иметь нулевую |
частоту — должны |
быть постоянными токами. Это воз |
|
можно тогда, когда датчик 4 остается |
неподвижным, |
а дифференциал 5, вводящий угол у, вращается с угло вой скоростью Q2 в обратную сторону по отношению к вращению вала машины /.
54
После интегрирования (1-86) при /"2=0 получаем:
Ь : Ё г г c o s а-* ~ |
к° К 0 |
0 3 |
(аЛ-Ь«Q sin(Qi)]; |
|||
/, = g ^ s i n Q 3 f + |
/ < „ [ - « 0 |
s i n ( O J ) + V o s ( 0 - ^ " |
||||
|
|
|
|
|
|
(1-88) |
Если |
принять |
UD И M Q равными нулю, то и токи в ста |
||||
торных |
обмотках |
двигателя |
// |
и ig |
будут равны пулю |
|
(1-24). Такой режим работы назовем |
режимом холостого |
|||||
I хода привода и соответственно |
токи id и iq 'будут токами |
|||||
Г А О Л О С Т О Г О хода |
машины /. Из |
(1-88) |
получаем выраже |
|||
ния для токов |
холостого хода |
|
|
|||
|
= Щ-c o s |
= <£ts i n Q^" |
Эти токи являются токами возбуждения машины. Однако они могут и не потребляться из сети, если на вход датчика 4 подать сигнал uD соответствующей вели чины.
Если принять
|
|
|
|
A . 0 M 2 i - | J м о к о |
|
|
||
то выражения |
(1-88) примут вид: |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
k l-90) |
При сопоставлении (1-90) с (1-85) |
следует, |
что по |
||||||
лученные токи |
в |
обмотках ротора |
являются активными |
|||||
и определяются только |
сигналом |
UQ. |
При ив, |
отличном |
||||
от определяемого |
выражением |
(1-89), |
можно |
получить |
||||
в токах |
id и iq |
реактивные составляющие как индуктив |
||||||
ного, так и емкостного |
характера. |
|
|
|
||||
Определим момент привода, воспользовавшись выра |
||||||||
жением |
(1-44) |
для момента короткозамкнутой |
машины. |
|||||
"Подставляя в это выражение токи из |
(1-24) с учетом |
|||||||
(1-87) и токи |
из |
(1-88), после |
преобразований будем |
|||||
иметь: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
M = |
LldMKC^f-K0uQ. |
|
|
|
(1-91) |
55
Как видно из этого выражения, момент машины не зависит ни от угла 0, ни от величины и направления скорости его изменения. Момент линейно зависит от сиг нала UQ. Сигнал UD, как было показано, влияет «а реак тивные составляющие токов id >и iq, потребляемые обмот ками ротора из сети. Механические характеристики при вода являются мягкими и аналогичны характеристикам рис. 1-5. Необходимо только принять во внимание, что они смещены по оси скоростей на величину номиналь ной скорости Qo. На рис. 1-17 показаны эти характери стики.
Определим активную мощность Р , потребляемую из сети:
|
|
|
|
|
P = udid + uqiq. |
|
|
|
|
||||
Или, принимая |
во |
внимание |
(1-85) и |
(1-90), |
имеем: |
||||||||
|
|
|
P — U |
L4»™<> ft и |
|
|
|
|
|
||||
Таким образом, мощность, потребляемая из сети, про |
|||||||||||||
порциональна сигналу UQ |
(моменту |
машины) |
и не зави |
||||||||||
|
|
Я |
л с |
|
|
сит от угловой скорости ма |
|||||||
1 |
|
|
|
шины. Изменение |
выходной |
||||||||
|
|
|
|
|
мощности привода |
при изме |
|||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
нении |
скорости |
происходит |
|||||
|
|
|
|
|
|
за счет мощности |
преобразо |
||||||
|
|
|
|
|
|
вателя |
|
энергии. |
При |
UQ>0 |
|||
1' |
|
|
|
|
|
и при Q>iQ2 мощность на ва |
|||||||
|
|
|
|
|
|
лу |
привода |
образуется за |
|||||
-м |
|
|
|
|
м |
счет |
мощностей, |
потребляе |
|||||
|
|
|
|
мых из |
сети и от |
преобразо |
|||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||
Рис. 1-17. Механические ха |
вателя энергии. При |
« Q > 0 H |
|||||||||||
рактеристики |
привода |
с |
асин |
при Q<jQ2 , мощность, по |
|||||||||
хронной машиной с фазным ро |
требляемая из сети, преобра |
||||||||||||
тором |
при питании |
от |
двух |
зуется в выходную мощность |
|||||||||
источников. |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
привода |
и потребляется пре |
||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||
uQ<0 |
|
|
|
|
|
образователем |
энергии. При |
||||||
и при |
Й > й 2 |
мощность, поступающая |
с вала при |
||||||||||
вода, |
потребляется |
сетью |
и преобразователем |
энергии. |
|||||||||
При « Q < 0 « |
при Q<Qz сетью поглощается |
мощность, по-* |
ступающая с вала привода и от преобразователя энер гии.
Сравним момент привода с короткозамкнутой асин хронной машиной с моментом рассматриваемого приво да. Ранее было показано, что в приводе с короткозам-
56