Файл: Бродовский В.Н. Приводы с частотно-токовым управлением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принимая во

внимание

(1-7),

(1-59), получаем для

н. с. ротора по осям d и q:

 

 

 

 

 

F2q = up, b i f E . K 0 u o

cos fty.

(1-60)

 

Проекции суммарных н. с. статора « ротора на осях

dug находим

из

(1-58)

и (1-60):

 

 

 

Fd =

/(„до,

cos C1J — uQ sin Q„t -4-

 

 

+ — ^ ' Л Г ' ,

С "nSin о /

;

 

F„ = K.0w, ^ — uD

 

 

 

 

(1-61)

sin

 

H q cos Q,/-j-

Можно принять:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1-62)

Действительно, для / ^ м а к с

и L имеем:

 

^id„aK c =

May2 , L =

(X-)rX1)wl,

 

где Я — основная

проводимость

машины; Яа — проводи­

мость рассеяния

ротора.

 

 

 

 

 

Тогда

 

w2

L i d

 

 

X

 

 

 

 

м а к е

 

 

 

 

 

L

 

Х+ Х2

 

 

Так как Яг во много раз меньше Я (примерно

в 20—

25 раз) [Л. 27, 32], то выражение

(1-62) является допу­

стимым. Из (1-61) с учетом

(1-62) получаем:

 

 

Fd = Kaw1uDcosClJ;

 

|

 

 

Fч = — KawluD

sin ClJ.

J

 

Из этих выражений следует,

что суммарный

вектор

н. с. статорных и

роторных обмоток вращается с угло­

вой скоростью Q 2

по отношению к ротору, опережая его.

Величина вектора

н. с, а следовательно, и поток маши-

41


ны определяются сигналом LID независимо от сигнала UQ, от которого зависит только скорость Q 2 вектора н. с. Другими словами, линейное регулирование момента при

изменении сигнала

uQ и при « D = e o n s t в приводе

с асин­

хронной машиной

происходит при постоянном

потоке

машины.

Заметим, что этот вывод справедлив при выполнении условия (1-62), т. е. при пренебрежении индуктивностью рассеяния роторных обмоток. В [Л. 19] показано, что ес­ ли учитывать индуктивность рассеяния роторных обмо­ ток, то при определении моментов и режимов работы асинхронной машины необходимо принимать во внима­ ние нелинейность кривой намагничивания магннтопровода (учитывать насыщение машины).

На рис. 1-11 представлена структурная схема приво­ да с короткозамкнутой асинхронной машиной. Эта схема получена на основе схемы рис. 1-4, в которой механиче-

Рис. 1-11. Структурная схема асинхронного при­ вода с частотно-токовым управлением.

ский дифференциал заменен на дифференциальный дат­ чик углового положения 12— дифференциальный СКВТ. Формирование момента машины происходит на основе (1-56) и (1-57) при uD =const. Датчик 12 приводится во вращение вспомогательной электромеханической систе­ мой 13, на вход которой подается сигнал uQ. Угловая скорость Q2 датчика 12 определяется сигналом uQ в со­ ответствии с (1-56). Момент на валу этого привода является линейной функцией сигнала UQ. При этом, как

42

было показано, магнитный поток в машине можно счи­ тать постоянным. Такой режим работы асинхронной машины аналогичен режимам работы синхронных ма­

шин при UD=const (•§ 1-4).

В [Л. 19] рассмотрены статические законы частотнотокового управления асинхронным 'Приводом, при кото­ рых можно обеспечить либо минимальные потери в асин­ хронной машине, либо максимум момента при заданном токе преобразователя энергии с учетом насыщения ма­ шины, либо наиболее простую схему управления приво­ дом. Для всех названных в :[Л. 19] примеров регулирова­ ния момента характерно, что шюток машины не остается постоянным. Кроме того, в некоторых случаях из (Л. 19] зависимости тока статора, частоты Qz и момента от сиг­ нала UQ оказываются нелинейными.

Известно, что если управление машиной связано с изменением ее магнитного потока, то динамические свойства привода будут хуже свойств 'привода, в кото­ ром управление машиной осуществляется при постоян­ стве потока. Нежелательно с точки зрения динамиче­ ских режимов работы привода и наличие нелинейных звеньев в контуре управления машиной. Поэтому в при­ водах замкнутых систем регулирования, для которых по­ казатели качества регулирования, как правило, важней энергетических показателей, рассмотренный способ фор­ мирования момента (закон управления) является наибо­ лее удобным.

Рассмотрим работу асинхронной машины в приводе рис. 1-11. Согласно (1-57) момент машины не зависит от частоты и направления вращения ротора и, следова­ тельно, механические характеристики привода являются мягкими, как и характеристики рассмотренных выше син­

хронных

приводов (рис. 1-5). Асинхронный привод

рис. 1-11

удовлетворяет требованиям, предъявляемым

к приводам замкнутых позиционных и скоростных си­

стем регулирования.

Как в

заторможенном

состоянии

(0 = const, Q = 0), так

и при

любом значении

скорости

ротора Q в пределах рабочей зоны привод

развивает

момент, линейно зависящий

от сигнала UQ. Изменение

знака момента происходит при изменении знака сигнала UQ. При этом изменяется направление вращения датчи­ ка 12.

На валу 'Привода могут 'быть получены значительные перегрузочные моменты, для чего в схеме привода пре-

43


дусматривается формирование соответствующих значе­ ний токов статора и скоростей 0,2 датчика 12 (частот то­ ков ротора). Линейная зависимость перегрузочных мо­ ментов от сигнала uQ нарушается из-за насыщения при токах статора, превышающих номинальный ток в 4 и более раз. В реальном приводе с асинхронной машиной предусматривается ограничение сигнала UQ, что позволя­ ет ограничить величину токов статора и частоту токов ротора Q2, т. е. ограничить и токи ротора. Ограничение происходит по эффективному значению.

В замкнутой системе регулирования скорости или по­ ложения вала нагрузки (рис. 1-3) на основе асинхронно­ го привода возможно скачкообразное изменение сигнала на входе системы (на входе привода), а также ударное приложение нагрузки. Асинхронная машина не будет при этом опрокидываться — не будет провала момента. Объ­ ясняется это тем, что в названных режимах работы в приводе будет формироваться максимально возможный сигнал г/<гмаксПри этом токи в статоре, частота токов ротора (токи в роторе) и момент машины будут строго определены этим максимальным значением сигнала uQ.

Следует отметить, что при частотно-токовом управ­ лении в роторе асинхронного двигателя не бывает боль­ ших значений частот и токов, поэтому конструирование асинхронных машин специально для использования в приводах с частотно-токовым управлением можно про­ изводить без учета обычных требований пуска машины при больших частотах и токах т потере. При конструи­ ровании асинхронной машины для частотно-токового управления нужно стремиться к уменьшению индуктив­ ности рассеяния обмоток ротора. При малой индуктив­ ности рассеяния роторных обмоток будет обеспечиваться практически линейная зависимость перегрузочных мо­ ментов машины от сигнала щ.

Что касается активного сопротивления роторных об­ моток, то с целью уменьшения потерь его целесообразно уменьшать. Согласно (1-55) и (1-56) это сопротивление влияет «а регулировочные характеристики асинхронного привода. Если оно будет сильно изменяться с температу­ рой, то и момент привода также будет изменяться. Это обстоятельство является нежелательным для приводов замкнутых систем регулирования.

Рассмотрим установившийся режим работы привода рис. 1-11, который характеризуется постоянством скоро-

44


стей Q и

 

П У С Т Ь

Д Л Я углов 6 и у имеем:

 

 

 

 

 

 

 

0 = Q M

 

 

 

 

 

(1-64)

Круговая частота Qi токов статора для двухполюсной

машины в

приводе

рис. 1-11 определится как

 

 

 

 

 

 

Q,=Q + Q2.

 

 

 

 

 

(1-65)

Из (1-20)

чтри

К= 1 с учетом

(1-64),

(1-65)

имеем:

 

ii — Кв

п cos Cl.t — ип

sin Cl.t);

I

)

 

(1-66)

 

 

i

 

«

 

"

 

 

 

t e = / C 0 ( u o s m Q 1 f - f - u Q c o s

 

J

 

 

 

Принимая во внимание (1-43), а

также выражения

для токов (1-59), (1-66), из (1-15)

получаем:

 

 

 

Uf =

rlK0 (tiD cos O.f — uQ sin Q,0 -f-

 

 

+ 4 i a « e

 

[K0 (UD C 0 S Q i ' " Q S I N Q i 0 l +

 

 

 

 

 

+ % ^ - 5 r ( ^ . " Q s i n Q , f ) .

 

 

 

(1-67)

С тем чтобы упростить выкладки,

примем:

 

 

 

 

 

 

Wi = w2=w.

 

 

 

 

 

(1-68)

При выполнении (1-68) выражение для Fd из (1-61)

имеет вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Fd = K0w

(uD

cos Ш - uQsin C1J +

bi™™ u^ s

i n

£ ц j _

Учитывая, что при 0 = 0 оси обмоток

Wf и Wa совпа­

дают, получаем для результирующей

н. с. Fd}, приведен­

ной к обмотке

W/, следующее выражение:

 

 

 

Fdj = w

К0

fuD

cos n,t - uQ sin Q,f +

b s p i uQ

sin Q,^

где в квадратных скобках заключено выражение для намагничивающего тока /о асинхронной машины.

Выделив в выражении

(1-67)

ток to, после дифферен­

цирования получим:

 

 

 

iif = r^K0

(uD cos Cltt — uQ sin Q.,t) —

— (£Мпкв — L i d

м а к с ) Q,/C0 (uD sin +

uQ cos Q,f) —

« D s i n Q ^ +

« Q ( l -

bi^sL^

CQSQJ (1-69)

45


Воспользуемся обозначениями из (1-30) и введем но­ вые

Ч — h!

К OUD cos Q,/ =

ioX;

макс

— L u

i м а к с ) Q, — л",;

l 5 , a K 0

A>Q sinQ,^:

4

 

— A 0 « Q

 

 

 

 

X

sin QJ — ioy;

(1-70)

4d макс^.К,

uD

sin Q,f +

« Q ( 1

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

X

cosO,i!

 

 

Тогда (1-69)

можно

записать в

комплексной форме

причем

 

^

=

 

 

 

(1-71)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IQ I ох

 

(1 - 72)

 

 

 

~Ь^оУ-

'

В соответствии с (1-71), (1-72) на рис. 1-12 построена векторная диаграмма для двигательного режима работы привода, а на рис. 1-13 — для генераторного (сигнал UQ взят со знаком минус). Так как при выполнении (1-68) приведенные значения токов и напряжений равны истин­ ным величинам тех же токов и напряжений, на вектор­ ных диаграммах 'рис. 1-12 и рис. 1-13 использованы обо­ значения истинных токов и напряжений.

Определим электромагнитный момент двигателя. Для асинхронного двигателя из [Л. 27] момент равен:

 

М = ml'

rJQs.

(1-73)

Из

(1-70) получаем:

 

 

 

 

^ 1 dмакс

^"о

V

(1-74)

 

L

у 2

 

 

Тогда, принимая во внимание

(1-56)

и (1-74), при

т=2

имеем:

 

 

 

Это выражение совпадает с (1-57). Из (1-70), пре­ небрегая индуктивностью рассеяния обмоток ротора (L =

46