Файл: Бродовский В.Н. Приводы с частотно-токовым управлением.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
В замкнутой системе регулирования сигнал на входе при вода переменного тока иу образуется как разность сиг нала задания иа на входе системы регулирования и сиг нала обратной связи и0_й, получаемого с датчика обрат ной связи ДОС. Использование в замкнутой системе регулирования привода с частотным управлением не исключает необходимости строгого решения (1-1) — (1-6) и потому не приводит к упрощению схемы управления приводом. Следовательно, реализация этой системы регу лирования остается такой же сложной проблемой, как ц реализация рассмотренной выше разомкнутой системы регулирования скорости.
1-2. ЧАСТОТНО-ТОКОВЫЙ СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ М А Ш И Н А М И ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Рассмотрим привод переменного тока, з котором входному сигналу соответствует электромагнитный мо мент машины, и назовем его приводом с управляемым моментом. В схеме управления таким приводом не нуж
но учитывать |
(1-6), что значительно |
упрощает |
схему. |
|
Однако необходимо иметь в |
виду, |
что для |
решения |
|
(1-1) — (1-5) |
необходимо иметь |
информацию об |
угле 0. |
У привода с управляемым моментом момент не зависит от частоты вращения вала (механические характеристи ки являются идеально мягкими). В разомкнутой системе
регулирования такой |
привод |
может |
быть |
использован |
||
только |
с нагрузкой |
определенного |
вида, |
например |
||
с вентиляторной |
нагрузкой. |
|
|
|
||
Для |
контроля |
мгновенного |
значения скорости или |
углового положения вала нагрузки привод с управляе мым моментом должен быть включен в замкнутую си стему регулирования (рис. 1-3). В приводах с управляе мым моментом на базе синхронных и асинхронных ма шин, используемых в замкнутых системах регулирования, не могут возникнуть такие режимы, при которых син хронная машина выпадет из синхронизма, а асинхрон
ная — опрокинется. Это |
справедливо для любого |
харак |
|
тера изменения |
входного сигнала и нагрузки на |
валу. |
|
И только в том |
случае, |
когда электромагнитный момент |
двигателя из-за энергетических возможностей привода окажется меньше суммарного момента нагрузки, привод
не |
сможет обеспечить заданного закона изменения 9 |
или |
0. |
12
Дальнейшее значительное упрощение схемы управле ния приводом переменного тока связано с переходом к формированию мгновенных значений токов в обмотках •машины в соответствии с входным сигналом, а не напря жений, как предполагалось выше. Для этого необходимо построить статические'преобразователи энергии в виде •систем регулирования, замкнутых по мгновенным значе ниям токов в обмотках машин переменного тока. На входы этих систем регулирования от схемы управления привода поступают сигналы о требуемых мгновенных значениях названных токов. При этом напряжения на обмотках машины, определяемые (1-1) — (1-4), образуют ся автоматически в зависимости от режима работы ма шины и поэтому не требуется специальной аппаратуры в схеме управления для решения этих уравнений.
Для большинства типов синхронных машин практи чески исключаются из рассмотрения (1-1) — (1-4), а для определения токов в обмотках машины остается (1-5), решение которого и должно быть осуществлено в схеме управления приводом. Например, для синхронного дви
гателя |
с возбуждением |
имеем: fg = 0, Jd = const =^0, |
т. е. |
|||
в схеме |
управления нет |
необходимости предусматривать |
||||
формирование этих токов. Для определения |
токов if |
и ig |
||||
используется |
(1-5), для |
решения которого |
необходимо |
|||
ввести |
дополнительные |
условия. |
Будем |
считать, |
что |
|
мгновенные |
значения токов статора |
(if и ig) |
при задан |
ном входном сигнале % строго определяются угловым положением ротора машины и удовлетворяют требова
ниям, |
предъявляемым к мгновенным |
значениям |
пары |
|||
токов, |
образующих |
симметричную двухфазную |
систему |
|||
с |
амплитудой токов, |
пропорциональной |
сигналу |
%, |
т. е. |
|
] / |
i2 |
_|_ j 2 = Koih, где |
Ко — размерный |
коэффициент |
про- |
порциональности.
В общем случае для привода с /n-фазной машиной дополнительные условия сводятся к тому, что мгновен ные значения токов статора должны определяться угло вым положением ротора машины и отвечать требовани ям, предъявляемым к мгновенным значениям т токов, составляющих симметричную m-фазную систему с амп литудой токов, пропорциональной сигналу ыу. При этих дополнительных условиях, можно получить достаточно простые решения (1-5), реализация которых не встречает практических трудностей, в схеме управления привода достаточно использовать датчик углового положения ва-
13
ла типа синусно-косинусного вращающегося трансфор
матора. |
Далее будет подробно |
показано, какие |
токи и |
в каких |
обмотках приходится |
формировать в |
схемах |
управления приводами с различными машинами пере менного тока. Отметим только, что для всех приводов с управляемым моментом путем задания мгновенных значений токов в обмотки машин общими являются тре бования к мгновенным значениям токов, сформулирован ные выше. Описанный способ управления моментом ма шины переменного тока называют частотно-токовым спо собом [Л. 8—14], ему можно дать следующее определе ние.
Частотно-токовым способом управления называется такой способ, при котором в обмотки электрической ма шины задаются токи, мгновенные значения которых опре деляются входным сигналом (требуемым моментом) и угловым положением ротора машины и при этом отве чают требованиям, предъявляемым к мгновенным значе ниям токов многофазной симметричной системы.
Для статических режимов работы привода по анало гии с определением частотного способа управления ско ростью машины переменного тока можно дать другое определение частотно-токового способа управления мо ментом машины, пользуясь понятиями частоты и фазы токов. При частотно-токовом способе управления момен том машины переменного тока в обмотки машины за дается ток, величина которого строго соответствует вход ному сигналу, а частота и фаза тока определяются соот ветственно частотой вращения и угловым положением ротора машины.
Если давать определение частотно-токового способа управления применительно к конкретному типу машины, то можно сформулировать законы задания величины и частоты (фазы) токов (Л. 8, 10—12, 19]. Приведенные здесь определения способа регулирования подчеркивают лишь то общее, что присуще частотно-токовому способу управления любой машиной переменного тока. В общем случае, как будет показано ниже, на вход привода с ча стотно-токовым управлением подаются два независимых входных сигнала, определяющие токи в обмотках и обес печивающие управление машиной по двум взаимно-пер пендикулярным осям. При этом оказывается возможным не только регулировать момент, но также и задавать режим работы машины с желаемыми потоком намагни-
14
чивания и потреблением реактивного тока от преобразо вателя энергии.
Частотно-токовый способ управления может быть применен ко всем машинам переменного тока, частота вращения которых определяется частотой питающего источника.
Помимо названных выше машин, к ним относятся синхронно-реактивные и гистерезисные машины, раз личные типы машин с электромагнитной редукцией (редукторные машины, машины с катящимся и волно вым ротором).
В настоящее время известно значительное количество различных приводов переменного тока, в которых при меняются элементы как частотного, так и частотно-токо вого управления. В [Л. 37, 38] описаны приводы, в кото рых формирование мгновенных значений токов в фазах ведется не строго в соответствии с вышеприведенным определением частотно-токового способа управления. В этих приводах управляющий сигнал формирует вели чину тока в фазах машины, форма которого близка к прямоугольной. В некоторых приводах управляющий сигнал формирует частоту токов машины и, следова тельно, ее скорость (как и при обычном частотном управлении). В этих приводах имеется внутренний кон тур регулирования тока: ток в фазах машины фор мируется в соответствии с сигналом, являющимся разностью между управляющим сигналом и сигналом, получаемым от датчика углового положения вала машины.
В (Л. 39—43] рассмотрены системы регулирования синхронными и асинхронными машинами, объединенные общим названием «Transvektor» (преобразование векто ров). В этих системах используются по существу раз личные способы управления. В [Л. 40, 41, 43] описан спо соб управления, при котором мгновенные значения токов определяются входными сигналами и угловым положени ем рабочего потока машины, а не положением ротора, как при частотно-токовом управлении. При этом способе могут быть получены регулировочные и механические характеристики, а также режимы работы машины, близ кие к характеристикам и режимам, получаемым при ча стотно-токовом управлении. Однако при этом вместо дат
чика углового положения, используемого |
в приводе |
с частотно-токовым управлением, в приводах |
[Л. 40, 41, |
15
43] необходимо применять специальные измерители по тока, устанавливаемые в воздушном зазоре машины, и значительно усложнять схему управления.
В [Я. 39, 42] рассмотрен способ управления синхрон ной машиной, при котором мгновенные значения токов определяются в зависимости от углового положения по тока машины, как и в приводах [Л. 40, 41, 43]. Однако для определения углового положения потока предвари тельно определяется угловое положение ротора с по мощью датчика углового поворота. Схемы управления приводов, описанных в [Л- 39, 42], оказываются значи тельно сложней аналогичных схем приводов с частотнотоковым управлением, что вряд ли оправданно.
В приводах [Л. 39—43] общими являются операции по преобразованию векторов (transvektor), что, по-видимо му, и определяет их название. На наш взгляд, это назва ние неудачно, так как, во-первых, не отражает существа способа управления приводов [Л. 39—43] — ориентации на поток, и, во-вторых, преобразование векторов (trans vektor) применялось и применяется в приводах, описан ных значительно раньше названных приводов. Напри мер, преобразование векторов осуществляется в приво дах с частотно-токовым управлением.
Остановимся коротко на основных, известных в на стоящее время работах по приводам с частотно-токовым
управлением. Те или иные элементы |
частотно-токового |
|
управления использовались в системах |
регулирования |
|
в 60-х годах. Наиболее характерной |
в |
этом смысле |
является работа [Л. 50], в которой описана |
система регу |
лирования величины и углового положения потока син хронного генератора. Регулирование потока генератора осуществляется путем подачи в трехфазную обмотку воз буждения генератора трехфазной системы токов, вели
чина которых |
определяется |
управляющим |
сигналом, |
а с^аза управляется с помощью специальной |
системы |
||
регулирования, |
включающей |
индукционные |
машины |
типа сельсин, одна из которых устанавливается на валу генератора, а другая — на валу маломощного синхрон ного двигателя, питаемого от той же сети переменного тока, к которой подключается генератор. Преобразова тели энергии, роль которых играют электромашинные преобразователи, охвачены обратными связями по мгно венным значениям токов в обмотках возбуждения гене ратора.
16
Эта система регулирования имеет много общего с из вестными в настоящее время схемами приводов с частот но-токовым способом управления асинхронными маши нами двойного питания, в которых питание статорных (роторных) обмоток производится от промышленной се ти, а питание соответственно роторных (статорных) об моток— от источника с регулируемым током [Л. 45]. Надо отметить, что задача, решаемая в [Л. 50], была сформулирована еще в [Л. 48, 49], в которых показаны также и схемы практической реализации системы управ ления возбуждением синхронного генератора, имеющего многофазную обмотку на роторе. В этих схемах осущест вляется измерение скорости и углового положения вала генератора, для чего на валу устанавливается специаль ный датчик названных параметров.
В (Л. 8—10], относящихся к 1962—1963 гг., было пол ностью раскрыто существо частотно-токового способа управления синхронной и асинхронной машинами. При этом в ![Л. 10] впервые был применен термин «частотнотоковый». В [Л. 8, 9] рассматривается привод с синхрон ной машиной, имеющей возбуждение. Сигнал управления на входе привода задает величину токов в статорных обмотках машины, а фазы (частота) токов определяются угловым положением ротора, с которым для этого сое диняется датчик углового положения (бесконтактный сельсин).
В этом приводе впервые |
был применен |
преобразо |
ватель энергии с регулируемым током на |
транзисто |
|
рах, работающих в режиме |
переключений. |
Основная |
(гладкая) составляющая тока на выходе преобразовате ля в точности соответствует сигналу на его входе, а мгно венное значение тока отличается от значения, задавае мого входным сигналом. При этом максимальное отли чие является заранее выбранным, т. е. выходной ток преобразователя помимо гладкой составляющей имеет •пульсирующую составляющую, амплитуда которой остается неизменной, а частота этой составляющей (ча
стота |
переключений транзисторов) меняется и зависит |
|
от величины напряжения на нагрузке |
преобразователя. |
|
Такой |
режим работы преобразователя |
обеспечивается |
за счет применения в нем жестких обратных связей по мгновенным значениям токов в обмотках машины и за счет использования элемента сравнения с нелинейной характеристикой типа «гистерезис». В этом приводе
2—318