Файл: Бродовский В.Н. Приводы с частотно-токовым управлением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

входной сигнал формирует момент на валу синхронной машины.

В [Л. 10] был предложен привод с асинхронной ма­ шиной, имеющей короткозамкнутый ротор. В этом при­ воде два сигнала на его входах определяют величину токов статора. Один из сигналов принимается постоян­ ным, определяющим намагничивающий ток машины, а другой — регулируемым, задающим приведенный ток ротора и определяющим момент машины. Величина то­ ков статора задается пропорциональной корню квадрат­ ному из суммы квадратов названных сигналов. Угловая скорость вектора тока статора формируется в виде сум­ мы двух скоростей—скорости ротора и скорости, про­ порциональной регулируемому входному сигналу (тре­ буемому моменту). Для формирования угловой скорости ротора на валу машины установлен датчик углового по­ ложения (сельсин), а для формирования скорости, про­ порциональной входному сигналу (требуемой частоты изменения токов ротора), применяется маломощная та­ химетрическая следящая система. Сложение названных скоростей осуществляется с помощью дифференциально­ го сельсина, который устанавливается на выходном валу следящей системы.

В[Л. 45] рассматривается привод с частотно-токовым управлением, в котором используется асинхронная маши­ на, работающая в режиме двойного питания. При этом используются два источника питания: источник промыш­ ленной частоты и источник регулируемой частоты. В при­ воде для определения углового положения и частоты вращения ротора машины используется датчик углового положения. Источник регулируемой часототы питает ма­ шину токами в соответствии с входными сигналами управления и угловым положением ротора.

В[Л. 12] был предложен привод с частотно-токовым управлением асинхронной машиной, работающей в ре­ жиме двойного питания, с использованием только одного источника регулируемой частоты. В этом приводе два входных сигнала формируют величины токов в последо­

вательно включенных обмотках статора и ротора, а фа­ за и частота токов определяются с помощью датчика углового положения типа синусно-косинусного вращаю­ щегося трансформатора, имеющего в 2 раза меньшее число лар полюсов, чем машина двойного питания. При выборе датчика и машины с равными числами пар по-

18

люсов датчик связывается с

машиной

через редуктор

с передаточным отношением

1 :2. Такой

привод удобно

применять с преобразователями энергии, имеющими ма­ лый диапазон регулируемых частот, например с преоб­ разователем на тиристорах с естественной коммутацией при питании от сети 50 г ц или с преобразователем на магнитных усилителях (МУ) при питании от сети 50 или 400 гц [Л. 13, 20].

В [Л. 38, 46] рассматривается привод с частотно-то­ ковым управлением, в котором используется асинхрон­ ная машина с корот козамкнутым ротором. Машина пи­ тается от трехфазного тиристорного инвертора, охвачен­ ного обратными связями по мгновенным значениям токов в обмотках статора. В схеме управления привода применяется датчик углового положения (сельсин), ро­ тор которого через дифференциал связан с ротором ма­ шины и с валом вспомогательной системы регулирова­ ния скорости. При таком использовании датчика углово­ го положения вращением его ротора через дифференциал вспомогательной системы регулирования скорости обес­ печивается необходимая частота изменения токов ротора асинхронной машины.

В(Л. 38, 46] была поставлена и решена задача по­ нижения частоты переключений полупроводниковых клю­ чей однофазного мостового преобразователя, что являет­ ся важным, так как с уменьшением частоты переключе­ ний снижаются потери мощности в преобразователе энергии.

В[Л. 7—19, 35, 37, 38, 44—46] рассматриваются раз­ личные аспекты частотно-токового управления и приво­ дов с этим управлением: исследуются структуры приво­ дов, предлагаются статические законы управления моментом машин, рассматриваются статические преоб­ разователи энергии с регулируемым током и схемы управления приводами, исследуются статические и дина­ мические характеристики приводов и т. д. Большинство из названных работ рассматривает приводы с частотнотоковым управлением, в которых используется асинхрон­ ная короткозамкнутая машина. Мало внимания уделяет­ ся приводу с частотно-токовым управлением на базе синхронной машины с возбуждением, и практически от­ сутствуют работы по приводам с частотно-токовым управлением на базе других известных в настоящее вре­ мя машин переменного тока. Частотно-токовый способ

2*

19



управления позволяет получить новые свойства и каче­ ства как у отдельных узлов привода (схемы управления, статического преобразователя, машины переменного то­ ка), так и у привода в целом. Поэтому рассмотрение общих и частных аспектов частотно-токового управления всеми известными машинами переменного тока представ­ ляет большой практический интерес.

1-3. ВЫБОР СТРУКТУРНОЙ С Х Е М Ы О Б О Б Щ Е Н Н О Г О ПРИВОДА С ЧАСТОТНО-ТОКОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ

Схему обобщенного привода будем строить на базе обобщенной машины (рис. 1-2). Выбор четырехобмоточ­ ной двухфазной двухполюсной машины значительно упрощает математические выкладки. Переход от полу­ ченных выражений к выражениям для трехфазной ма­ шины, более распространенной на практике, может быть легко осуществлен по известным формулам приведения [Л. 27].

Будем пренебрегать насыщением, потерями в стали, механическими потерями на валу машины и примем:

 

 

Wf = Wg W1, wq = wd = w,] \

 

(1-7)

 

 

Rf = Rg=,ri,

 

Rq = Rd = ra. J

 

 

 

 

 

 

Выражения для индуктивностен и взаимных индук-

тавностей

обмоток

такой

 

машины имеют вид:

 

 

 

 

 

^маис ~Ь ^-мпя

| ^-мако

^-мпн ^.Qg 20

 

 

£

 

^~маке ~\~ ^мин

 

^макс

^"мнн QQ§ 26*

 

(1-8)

 

 

 

 

 

L q

const, L d

const, L d 7 = 0,

 

 

 

L / g

= L M a K e ~ L M n H s i n 2 8 ;

 

 

 

 

Ljd

Lid макс c o s 6.

Lgd

= L l d

макс Sin 6,

 

 

Lfq =

L l 4 м а

к с Sin 6,

Lgq =

L,q ы а

к с COS 9,

 

 

где Z-макс и L m h h максимальная

и минимальная

индук­

тивности обмоток статора

 

машины; L l d

M a K C — максималь­

ная взаимная

 

индуктивность

обмотки

статора

с

обмот­

кой ротора

Wd\ Ь^макс—максимальная

взаимная

индук­

тивность обмотки

статора

с

обмоткой

ротора

wq.

 

20


Максимальное значение индуктивность обмотки ста­ тора принимает при совпадении оси обмотки с продоль­

ной осью ротора d (с осью

максимальной

магнитной

проводимости). Минимальное

значение

индуктивность

обмотки статора принимает при совпадении

оси обмотки

с поперечной осью ротора q

(с осью минимальной

маг­

нитной проводимости). Взаимные индуктивности

обмо­

ток статора с обмотками ротора Wd и wq

достигают сво­

их максимальных значений при совпадении осей обмоток

статора

с осями обмоток ротора соответственно.

 

Воспользуемся (1-1) — (1-6). Для

 

решения

этих

урав­

нений

необходимо

знать

производные

от

выражений

< 1-8) — (1-10)

по углу 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О^макс

 

^-миа) s

' n 29,

 

 

 

 

 

dL

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1-11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г —

макс

б;

 

 

 

 

 

 

 

 

dQ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«i-g

 

иI-d4.

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1-12)

 

 

г/8 — ^-\q

макс COS 8;

 

 

 

 

 

 

 

db =

(^макс — ^мин) Sin

28,

 

 

 

(1-13)

 

 

dL_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

макс *-OS

9,

 

 

 

 

 

 

 

 

dbf" —

^-id

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(^макс

^-мин) c o

s

26,

 

 

 

 

 

dL Si.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1-14)

 

 

= 47 макс Sit! t).

 

 

 

 

 

 

 

 

rf9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из

(1-1) —(1-4),

принимая

во внимание

(1-7) — (1-Ю),

получаем:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tif =

rjf +

-jf [ ^L«™

+ L»™+L*™-L«™

 

cos 28) if j - f

+ЧГ

[ ( 4 , a K C ~ L " n H s i n

26)

/ , ]

\{Lld

м а к с

cos 8) Q

+

21


 

d

 

 

 

•^Ь»«—Ьш

sin 20 j

i,J 4-/-,/,, _|_

dt \ \

2

2

C O S ^ U j J g J - t -

+ lit KL .d макс sin 6) id]

4- -Jr [(— L l 7 м а к с cos 8) /,); (1-16)

"d = -4d f

- [(£,«»

cos 0) it]

4-

d i [(L,d N W K C

 

LV-io макс — »/ -jj

I

 

_d_

ч + 'Vd + ^ ( ^ d ) ; dt

sin 0) i g ] +

(1-17)

" » =

 

 

с

 

 

 

 

4-

iSf KLi<? макс sin 10)U /у] 4- JL [(— L l 7 м а к с cos 0) ig]

 

$1 lV~i<7 макс - J"

/ Ч\ "T" "rfj

 

 

 

 

Из (1-5) с учетом (1-8) —(1-4)

имеем

 

 

 

M=

— i] Lm

. ^M "" sin 20 -4- i 2 bmzibsssia

20

4-

 

i

2

1

г

2

 

1

 

+

'У* (^-макс — ^мии) cos 20 — ifidLld

м

п к с sin 0 4-

 

+ ls4L>9

макс sin 0 4- ijiqLiq

м а к с cos 0 4- ieidLld

M a K C cos 0. (1-19)

Как было отмечено выше, в приводах с частотно-то­

ковым управлением

(в приводах

с управляемым

момен­

том) по заданному

сигналу на входе

привода

должны

формироваться токи в обмотках машин переменного то­ ка. В зависимости от типа используемой машины непо­ средственно по входному сигналу привода могут форми­ роваться токи или только в обмотках статора (синхрон­ ные машины, асинхронные короткозамкнутые машины и др.), или одновременно в обмотках статора и ротора (асинхронная машина с фазным ротором в режиме двой­ ного питания).

Токи в обмотках ротора считаются либо заданными, либо определяются с учетом трансформации токов ста­ тора в обмотки ротора, т. е. при определении зависимо­ стей токов в обмотках некоторых типов машин прихо­ дится рассматривать наряду с (1-19) и (1-17), (1-18). Поэтому здесь получим зависимости только для токов статора if и ig от сигнала на входе привода. Зависимо­ сти для токов iq и id найдем при анализе приводов с кон­ кретными машинами.

22