Файл: Бродовский В.Н. Приводы с частотно-токовым управлением.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 3
Будем считать, что в общем случае в рассматривае мом приводе токи в обмотках машины переменного тока являются -функцией двух независимых сигналов uD и uQ, подаваемых на вход привода. Принимая во внимание, что токи if и ig должны строго соответствовать мгновен ным значениям токов двухфазной системы с амплиту дой, определяемой входными сигналами ив и uQ, полу чаем выражения для этих токов в виде
if=к0 |
к |
c ° s |
( М + т ) |
- |
"о sin ( * е + т ) 1 , |
l |
|
|
|||
h = * . K |
sin (/<0 + у) + |
" Q |
cos {Kb + T)], J |
|
|
||||||
где /Со — коэффициент пропорциональности, |
ale; |
К — |
|||||||||
•безразмерный |
коэффициент; |
0 — угол |
поворота |
ротора |
|||||||
машины, |
рад; |
у — некоторый |
|
дополнительный |
угол |
по |
|||||
ворота, |
рад. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На рис. 1-4 |
представлена схема |
обобщенного |
привода |
||||||||
с частотно-токовым |
управлением, |
в |
котором |
|
осущест- |
Рис. 1-4. Структурная схема обобщенного привода с ча стотно-токовым управлением.
вляется формирование токов для питания обобщенной машины переменного тока в соответствии с (1-20). Ротор машины / связан через редуктор 2 с коэффициентом редукции К и через дифференциал 3 с ротором датчика углового положения 4. Поворот второго входного вала дифференциала 3 на угол у осуществляется некоторой
23
вспомогательной системой, о которой будет сказано ни же. В рассматриваемом приводе ротор датчика 4 пово рачивается на угол, равный сумме углов KQ и у (коэф фициенты передачи дифференциала 3 по обоим входам приняты равными единице). В качестве датчика углово го положения 4 использована электрическая машина ти па синусно-косинусного вращающегося трансформатора (СКВТ). Как и машина 1, машина 4 выбрана двухпо люсной.
За положительное направление вращения ротора ма шины 1 и ротора датчика 4 принято направление враще ния против часовой стрелки. За положительное значение электромагнитного момента принято значение момента, приводящее к вращению ротора машины против часовой стрелки. За положительное направление.тока и намагни
чивающей силы (и. с.) принято направление по |
радиусу |
|||||||
от центра машины /. На два входа |
привода — на |
входы |
||||||
двух модуляторов 5 |
и 6 — подаются |
соответственно сиг |
||||||
налы |
UQ |
И tiD. Опорным напряжением модуляторов 5 н 6 |
||||||
является |
напряжение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«о= t/omsin СО*, |
|
|
|
|
|
где со — несущая частота. |
|
|
|
|
|
|||
На |
выходах модуляторов |
имеем |
напряжения |
|
||||
|
|
uqi |
= KyiUQ |
sign sin со*; |
|
|
|
|
|
|
Udi = KsiUDsign sin со*. |
|
|
|
|||
Здесь |
sign sin со/ — прямоугольные колебания |
с часто |
||||||
той со и с единичной |
амплитудой; /<м — статический ко |
|||||||
эффициент передачи |
модулятора. |
|
|
|
|
|||
Напряжения tiqi и Udi поступают |
на |
роторные |
обмот |
|||||
ки Wdi и wqi датчика |
4. Со статорных |
обмоток |
wgi |
и ш/i |
||||
датчика получаем выражения |
|
|
|
|
||||
uf{ |
= KMKp[uDcos(KQ+y)—UQ |
sin(/C9+Y)]sign sin со-*; |
||||||
ав 1 = /(м/Сд[ил sin(/C0+Y)+«Q cos(/C6+'Y)]signsin со*, |
||||||||
где /Сд — статический' коэффициент |
передачи |
напряже |
ния от ротора к статору |
датчика 4 при условии, что об |
|
мотки Wdi и Wqi, а также |
обмотки ivn и wgi |
имеют оди |
наковые числа эффективных витков. |
|
|
Напряжения и ц и ugi |
поступают на входы фазочувст- |
|
вительных выпрямителей |
7 и 8 с опорным |
напряжением |
24
«о, на выходах которых с учетом того, |
что |
(sign sin cot) 2= |
||
= 1, имеем: |
|
|
|
|
ин |
= KJ<aKn[uD |
cos (К9+у) —uQ |
sin {KQ + y) ]; |
|
ugi=KxKaKn[uD |
sin(/Ce+Y) + « q |
cos(/C0+y)]- |
||
Здесь |
/CD — статический коэффициент |
передачи вы |
||
прямителей. |
и ugi поступают |
|
|
|
Напряжения ы/i |
на |
входы статиче |
ского преобразователя энергии 9, состоящего из двух усилителей токов 10 и 11. Усилитель тока — это усили тель напряжения, охваченный жесткой обратной связью по выходному току. На рис. 1-4 обратная связь по току
показана условно. Статический |
преобразователь энергии |
|||||||||
9 питает машину 1 токами |
|
|
|
|
|
|
|
|||
if = КККЛКВК; |
[uD |
cos (Kb + |
т) - |
uQ |
sin (/C6 + |
Y)l; |
1 |
|
||
ig'r= КиКлКяЪ |
\uD |
sin (Kb + |
у) + |
uQ |
cos (Л'в + |
T)], |
J |
|
||
где Ki — статический |
коэффициент |
передачи |
усилителя |
|||||||
токов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выражения |
(1-21) |
идентичны |
(1-20) |
при |
/Со= |
|||||
= КмКдКвКг- Таким образом, схема привода |
(рис. |
1-4) |
||||||||
обеспечивает формирование токов |
if |
и ig в |
соответствии |
|||||||
с выражениями (1-20). |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Для исследования |
режимов |
работы машины необхо |
димо знать выражения для проекций и. с. стагорных об
моток на направления осей d |
и q. Эти выражения полу |
||||
чим с учетом (1-7) и (1-20): |
|
|
|
||
Fld |
= |
( К c o s (М + Т) - |
uQ |
sin (/С8+Т] cos б + |
) |
|
+ |
[ « D s i n ( K e + T ) + |
« Q c o s ( ^ + T)]sin8}; |
I |
|
Fl4 |
^= wlK0 {[uD cos (Kb + T) - |
UQ |
s i n (^6 +T)] sin 8 - |
|
|
|
- |
[aD sin (Kb + Y) + |
|
+ у)] cos 8). |
|
Отметим, что схема обобщенного привода рис. 1-4 не является единственно возможной, позволяющей полу чить токи для питания машины в соответствии с (1-20).
"-Можно представить себе схемы, в которых отсутствует механический дифференциал 3 и сложение углов /Сб и у осуществляется с помощью дифференциальной индукци онной машины [Л. 10, 11] или иным способом. Более то го, приведенная схема не отражает практической реали-
25
зации приводов £ частотно-токовым управлением с таки ми машинамиунапрнмер машины с катящимся или вол новым ротором. Однако схема рис. 1-4 выявляет все основные, принципиальные особенности частотно-токово го управления: формирование токов в обмотках машины в зависимости от сигналов на входах привода и угла поворота ротора машины. При анализе конкретных при водов будут приводиться схемы приводов, которые будут отличаться от схемы рис. 1-4 и которые можно исполь зовать при практической реализации частотно-токового управления машинами переменного тока.
Рассмотренный обобщенный привод положим в осно ву анализа приводов с частотно-токовым управлением на базе различных машин переменного тока. Анализ при водов будет включать следующие главные вопросы: вы
бор |
статических |
коэффициентов . передачи |
отдельных |
|||
узлов обобщенной |
схемы в зависимости от типа машины |
|||||
переменного |
тока; |
исследование зависимостей |
момента |
|||
(законов управления), |
токов в обмотках и н. с. (режи |
|||||
мов работы) |
машины |
переменного тока от сигналов |
UQ И |
|||
и о', |
механические и регулировочные характеристики |
при |
вода; исследование работы машины при ступенчатом из менении сигнала на входе привода или при ударном при-г ложении момента нагрузки; устойчивость машины пере менного тока в приводе с частотно-токовым управлени ем; связь дифференциальных уравнений с уравнениями в комплексных переменных; векторные диаграммы рабо ты привода и другие вопросы. При этом основное вни мание будет уделяться линейным зависимостям момента и режимам работы с постоянным потоком машины, так как они удобны для приводов замкнутых систем регу лирования.
Прежде чем перейти непосредственно к анализу при водов на базе различных машин переменного тока, оста новимся на общих вопросах приводов с управляемым моментом. Выше говорилось, что приводы с управляе мым моментом имеют идеально мягкие механические характеристики: момент определяется сигналами на вхо де привода и не зависит ни от углового положения вала, ни от величины и направления частоты его вращения.
На рис. 1-5 показаны механические характеристики привода с управляемым моментом для различных зна
чений сигнала управления |
UQ при постоянном сигнале |
и в , равном некоторому |
номинальному значению UDB- |
26 - ,
Ограничение характеристик по |
угловой |
скорости ротора |
Q происходит по линиям 1 и |
/ ' — линиям критических |
|
скоростей QK. Под критической |
скоростью ротора QK при |
|
заданных сигналах на входах |
привода |
подразумевается |
наибольшая (предельная) скорость ротора, при которой еще обеспечивается соответствие момента привода (ве личин токов в обмотках машины) сигналам, поступаю щим с датчика углового положения 4 (рис. 1-4), т. е.
сигналам uD |
и uQ. |
Величина |
й |
и |
||
QK |
при заданных |
|
сигналах |
|||
|
1 |
|||||
UD и UQ определяется в пер |
|
|
||||
вую |
очередь |
энергетически |
|
|
||
ми |
возможностями |
преобра |
и-а=0 |
|||
зователя энергии. На рис. 1 -5 |
|
м |
||||
линии 1 и / ' показаны услов |
0 |
Ммакс |
||||
но |
в виде |
прямых |
линий. |
|
|
|
В действительности |
эти ли |
1' |
|
|||
нии |
не являются |
прямыми и |
|
|||
вид их зависит от типа ис |
|
|
||||
пользуемой |
машины пере |
Рис. 1-5. Механические харак |
||||
менного тока. |
|
|
||||
|
|
теристики привода с частотно- |
||||
Зона механических харак |
токовым' управлением. |
|||||
теристик привода, |
ограничи |
|
|
ваемая линиями критических скоростей QK, называется линейной зоной, а зоны вне названных линий называют ся нелинейными зонами работы привода. При проекти ровании привода с управляемым моментом обеспечива ют требуемое значение максимального момента на валу
.Ломаке при заданной максимальной скорости £2к.максНа практике часто именно эти значения скорости и момента определяют .рабочую зону привода и требования к ста тическому преобразователю энергии. Характеристики •реальных приводов в линейных зонах работы не являют ся идеально мягкими из-за наличия потерь в стали ма шины и механических потерь на валу привода. В [Л. 19] на примере асинхронного привода дан качественный и количественный анализ влияния названных потерь.
В заключение необходимо отметить, что при выборе машин для привода с частотно-токовым управлением нет необходимости выбирать машины, имеющие наилучшие пусковые характеристики. Объясняется это тем, что в приводе с частотно-токовым управлением фаза (часто та) токов машины (поля машины) строго увязана с угло вым положением (скоростью) ротора и потому в приводе
27