Файл: Бродовский В.Н. Приводы с частотно-токовым управлением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Будем считать, что в общем случае в рассматривае­ мом приводе токи в обмотках машины переменного тока являются -функцией двух независимых сигналов uD и uQ, подаваемых на вход привода. Принимая во внимание, что токи if и ig должны строго соответствовать мгновен­ ным значениям токов двухфазной системы с амплиту­ дой, определяемой входными сигналами ив и uQ, полу­ чаем выражения для этих токов в виде

if=к0

к

c ° s

( М + т )

-

"о sin ( * е + т ) 1 ,

l

 

 

h = * . K

sin (/<0 + у) +

" Q

cos {Kb + T)], J

 

 

где /Со — коэффициент пропорциональности,

ale;

К —

•безразмерный

коэффициент;

0 — угол

поворота

ротора

машины,

рад;

у — некоторый

 

дополнительный

угол

по­

ворота,

рад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 1-4

представлена схема

обобщенного

привода

с частотно-токовым

управлением,

в

котором

 

осущест-

Рис. 1-4. Структурная схема обобщенного привода с ча­ стотно-токовым управлением.

вляется формирование токов для питания обобщенной машины переменного тока в соответствии с (1-20). Ротор машины / связан через редуктор 2 с коэффициентом редукции К и через дифференциал 3 с ротором датчика углового положения 4. Поворот второго входного вала дифференциала 3 на угол у осуществляется некоторой

23


вспомогательной системой, о которой будет сказано ни­ же. В рассматриваемом приводе ротор датчика 4 пово­ рачивается на угол, равный сумме углов KQ и у (коэф­ фициенты передачи дифференциала 3 по обоим входам приняты равными единице). В качестве датчика углово­ го положения 4 использована электрическая машина ти­ па синусно-косинусного вращающегося трансформатора (СКВТ). Как и машина 1, машина 4 выбрана двухпо­ люсной.

За положительное направление вращения ротора ма­ шины 1 и ротора датчика 4 принято направление враще­ ния против часовой стрелки. За положительное значение электромагнитного момента принято значение момента, приводящее к вращению ротора машины против часовой стрелки. За положительное направление.тока и намагни­

чивающей силы (и. с.) принято направление по

радиусу

от центра машины /. На два входа

привода — на

входы

двух модуляторов 5

и 6 — подаются

соответственно сиг­

налы

UQ

И tiD. Опорным напряжением модуляторов 5 н 6

является

напряжение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«о= t/omsin СО*,

 

 

 

 

где со — несущая частота.

 

 

 

 

 

На

выходах модуляторов

имеем

напряжения

 

 

 

uqi

= KyiUQ

sign sin со*;

 

 

 

 

 

Udi = KsiUDsign sin со*.

 

 

 

Здесь

sign sin со/ — прямоугольные колебания

с часто­

той со и с единичной

амплитудой; /<м — статический ко­

эффициент передачи

модулятора.

 

 

 

 

Напряжения tiqi и Udi поступают

на

роторные

обмот­

ки Wdi и wqi датчика

4. Со статорных

обмоток

wgi

и ш/i

датчика получаем выражения

 

 

 

 

uf{

= KMKp[uDcos(KQ+y)—UQ

sin(/C9+Y)]sign sin со-*;

ав 1 = /(м/Сд[ил sin(/C0+Y)+«Q cos(/C6+'Y)]signsin со*,

где /Сд — статический' коэффициент

передачи

напряже­

ния от ротора к статору

датчика 4 при условии, что об­

мотки Wdi и Wqi, а также

обмотки ivn и wgi

имеют оди­

наковые числа эффективных витков.

 

Напряжения и ц и ugi

поступают на входы фазочувст-

вительных выпрямителей

7 и 8 с опорным

напряжением

24


«о, на выходах которых с учетом того,

что

(sign sin cot) 2=

= 1, имеем:

 

 

 

ин

= KJ<aKn[uD

cos (К9+у) —uQ

sin {KQ + y) ];

ugi=KxKaKn[uD

sin(/Ce+Y) + « q

cos(/C0+y)]-

Здесь

/CD — статический коэффициент

передачи вы­

прямителей.

и ugi поступают

 

 

Напряжения ы/i

на

входы статиче­

ского преобразователя энергии 9, состоящего из двух усилителей токов 10 и 11. Усилитель тока — это усили­ тель напряжения, охваченный жесткой обратной связью по выходному току. На рис. 1-4 обратная связь по току

показана условно. Статический

преобразователь энергии

9 питает машину 1 токами

 

 

 

 

 

 

 

if = КККЛКВК;

[uD

cos (Kb +

т) -

uQ

sin (/C6 +

Y)l;

1

 

ig'r= КиКлКяЪ

\uD

sin (Kb +

у) +

uQ

cos (Л'в +

T)],

J

 

где Ki — статический

коэффициент

передачи

усилителя

токов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражения

(1-21)

идентичны

(1-20)

при

/Со=

= КмКдКвКг- Таким образом, схема привода

(рис.

1-4)

обеспечивает формирование токов

if

и ig в

соответствии

с выражениями (1-20).

 

 

 

 

 

 

 

 

Для исследования

режимов

работы машины необхо­

димо знать выражения для проекций и. с. стагорных об­

моток на направления осей d

и q. Эти выражения полу­

чим с учетом (1-7) и (1-20):

 

 

 

Fld

=

( К c o s (М + Т) -

uQ

sin (/С8+Т] cos б +

)

 

+

[ « D s i n ( K e + T ) +

« Q c o s ( ^ + T)]sin8};

I

Fl4

^= wlK0 {[uD cos (Kb + T) -

UQ

s i n (^6 +T)] sin 8 -

 

 

-

[aD sin (Kb + Y) +

 

+ у)] cos 8).

 

Отметим, что схема обобщенного привода рис. 1-4 не является единственно возможной, позволяющей полу­ чить токи для питания машины в соответствии с (1-20).

"-Можно представить себе схемы, в которых отсутствует механический дифференциал 3 и сложение углов /Сб и у осуществляется с помощью дифференциальной индукци­ онной машины [Л. 10, 11] или иным способом. Более то­ го, приведенная схема не отражает практической реали-

25


зации приводов £ частотно-токовым управлением с таки­ ми машинамиунапрнмер машины с катящимся или вол­ новым ротором. Однако схема рис. 1-4 выявляет все основные, принципиальные особенности частотно-токово­ го управления: формирование токов в обмотках машины в зависимости от сигналов на входах привода и угла поворота ротора машины. При анализе конкретных при­ водов будут приводиться схемы приводов, которые будут отличаться от схемы рис. 1-4 и которые можно исполь­ зовать при практической реализации частотно-токового управления машинами переменного тока.

Рассмотренный обобщенный привод положим в осно­ ву анализа приводов с частотно-токовым управлением на базе различных машин переменного тока. Анализ при­ водов будет включать следующие главные вопросы: вы­

бор

статических

коэффициентов . передачи

отдельных

узлов обобщенной

схемы в зависимости от типа машины

переменного

тока;

исследование зависимостей

момента

(законов управления),

токов в обмотках и н. с. (режи­

мов работы)

машины

переменного тока от сигналов

UQ И

и о',

механические и регулировочные характеристики

при­

вода; исследование работы машины при ступенчатом из­ менении сигнала на входе привода или при ударном при-г ложении момента нагрузки; устойчивость машины пере­ менного тока в приводе с частотно-токовым управлени­ ем; связь дифференциальных уравнений с уравнениями в комплексных переменных; векторные диаграммы рабо­ ты привода и другие вопросы. При этом основное вни­ мание будет уделяться линейным зависимостям момента и режимам работы с постоянным потоком машины, так как они удобны для приводов замкнутых систем регу­ лирования.

Прежде чем перейти непосредственно к анализу при­ водов на базе различных машин переменного тока, оста­ новимся на общих вопросах приводов с управляемым моментом. Выше говорилось, что приводы с управляе­ мым моментом имеют идеально мягкие механические характеристики: момент определяется сигналами на вхо­ де привода и не зависит ни от углового положения вала, ни от величины и направления частоты его вращения.

На рис. 1-5 показаны механические характеристики привода с управляемым моментом для различных зна­

чений сигнала управления

UQ при постоянном сигнале

и в , равном некоторому

номинальному значению UDB-

26 - ,


Ограничение характеристик по

угловой

скорости ротора

Q происходит по линиям 1 и

/ ' — линиям критических

скоростей QK. Под критической

скоростью ротора QK при

заданных сигналах на входах

привода

подразумевается

наибольшая (предельная) скорость ротора, при которой еще обеспечивается соответствие момента привода (ве­ личин токов в обмотках машины) сигналам, поступаю­ щим с датчика углового положения 4 (рис. 1-4), т. е.

сигналам uD

и uQ.

Величина

й

и

QK

при заданных

 

сигналах

 

1

UD и UQ определяется в пер­

 

 

вую

очередь

энергетически­

 

 

ми

возможностями

преобра­

и-а=0

зователя энергии. На рис. 1 -5

 

м

линии 1 и / ' показаны услов­

0

Ммакс

но

в виде

прямых

линий.

 

 

В действительности

эти ли­

1'

 

нии

не являются

прямыми и

 

вид их зависит от типа ис­

 

 

пользуемой

машины пере­

Рис. 1-5. Механические харак­

менного тока.

 

 

 

 

теристики привода с частотно-

Зона механических харак­

токовым' управлением.

теристик привода,

ограничи­

 

 

ваемая линиями критических скоростей QK, называется линейной зоной, а зоны вне названных линий называют­ ся нелинейными зонами работы привода. При проекти­ ровании привода с управляемым моментом обеспечива­ ют требуемое значение максимального момента на валу

.Ломаке при заданной максимальной скорости £2к.максНа практике часто именно эти значения скорости и момента определяют .рабочую зону привода и требования к ста­ тическому преобразователю энергии. Характеристики •реальных приводов в линейных зонах работы не являют­ ся идеально мягкими из-за наличия потерь в стали ма­ шины и механических потерь на валу привода. В [Л. 19] на примере асинхронного привода дан качественный и количественный анализ влияния названных потерь.

В заключение необходимо отметить, что при выборе машин для привода с частотно-токовым управлением нет необходимости выбирать машины, имеющие наилучшие пусковые характеристики. Объясняется это тем, что в приводе с частотно-токовым управлением фаза (часто­ та) токов машины (поля машины) строго увязана с угло­ вым положением (скоростью) ротора и потому в приводе

27