Файл: Бродовский В.Н. Приводы с частотно-токовым управлением.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
выполнить условие
di0 |
di |
(3-37) |
|
dt макс |
dt |
||
|
Отсюда при выполнении равенства и с учетом (3-35), (3-36) можно получить выражение для граничной ча стоты COir-'
» . г = - г т - ( 1 - а . ) - |
(3-38) |
Таким образом, сигнал uQ с частотой coi будет отра батываться приводом без искажений вплоть до частоты coi = coir при заданной угловой скорости вала Q, что опре деляется значением аоИз (3-38) находим постоянную времени преобразователя тока Тп.т:
7\,.T = J _ = |
' « р |
• |
(3-39) |
Теоретические и экспериментальные исследования показывают, что в первом приближении для приводов
смашинами, у которых магнитный поток создается
независимо от токов |
ПТ (т. е. « D = 0 ) , |
передаточные |
|
функции должны быть дополнены одним |
апериодическим |
||
звеном с постоянной |
времени Тпл, |
а для приводов с ма |
|
шинами, у которых |
магнитный |
поток |
создается с по |
мощью токов ПТ (ивФ0), передаточные функции долж ны быть дополнены двумя апериодическими звеньями с постоянными времени, равными Тп_т. Например, пере даточная функция привода с синхронной машиной с не зависимым возбуждением для угловой следящей систе мы с учетом (3-15) и при uD = 0 получается как
а передаточная функция привода с асинхронной маши ной для скоростной следящей системы с учетом (3-17) 'может быть записана в виде
w°{s)=KJV |
+ TLS);' |
(3-41) |
Из (3-39) следует, что постоянная времени 7/n T зави сит от тока нагрузки, от суммарной индуктивности в це пи нагрузки, от коэффициента а0 (от напряжения на на грузке Um), т. е. от угловой скорости Q.
146
•При расчетах устойчивости определяют постоянные
времени Гт .п |
при / 0 т = Л>7пмакс Для двух |
крайних |
режи |
мов работы |
привода. При iQ = 0 (oio^O) |
и токе, |
равном |
/отмакс, |
из (3-39) |
получаем минимальную |
постоянную |
времени |
Гп .т мни": |
|
|
|
Т |
^от макс г |
СЗ А0\ |
|
1 |
п.т.мни —Tj ЬУ,- |
\ ° ' ^ ) |
ип
При й = ймакс(ао = аомакс), /от=/огамаис имеем:
|
™ |
Л>т MBKC^S |
/q |
|
|
/п.т.макс— г/ |
ц |
\~' |
\3~^Q) |
Из (3-43) |
видно, что |
если выбрать |
сю макс = 1 |
|
(£Ап макс = tAi), |
то постоянная |
времени Гп.т.макс будет |
бесконечно большой. Следовательно, при работе привода
с |
'Q = QMaKc необходимо выбирать |
напряжение питания |
Ua |
несколько больше напряжения |
с7т Ы акс, чтобы аомакс |
было меньше единицы и обеспечивалось получение тре
буемых динамических |
свойств |
привода. |
|
|
Из (3-40) и (3-41) |
следует, |
что при задании сигнала |
||
UQ скачком от нуля до максимального значения |
момент |
|||
на валу привода не будет изменяться скачком. |
Если |
|||
скачкообразное измение сигнала UQ произойдет |
при за |
|||
торможенном вале привода (Q— 0, |
cto^O), то запазды |
|||
вание в образовании |
момента |
будет |
достаточно |
малым |
и определится постоянной времени Гп.т.мнн. Если измене ние сигнала UQ будет происходить при Q = Омане, то за паздывание в образовании момента привода будет опре деляться П О С Т О Я Н Н О Й времени Гп.т.макс-
Однако необходимо иметь в виду, что выражения для |
|
постоянных времени Т п . т получены при таких |
допуще |
ниях, которые приводят к несколько завышенным значе |
|
ниям постоянных времени. Экспериментальное |
исследо |
вание показывает, что |
при скачкообразном изменении |
|
сигнала uQ при й = й м |
а к с даже при а о = 1 |
запаздывание |
в образовании токов в обмотках машины |
не будет пре |
вышать половины периода частоты изменения токов, определяемой частотой £2маке-
В заключение следует отметить, что замена нелиней ной системы (привода с частотно-токовым управлением) на некоторую эквивалентную линейную систему с пере даточными функциями (3-15), (3-17), (3-24), (3-40) и (3-41) дает возможность аналитического исследования с достаточной точностью вновь проектируемых систем регулирования на основе приводов с частотно-токовым
управлением. |
147 |
|
Г Л А В А Ч Е Т В Е Р Т А Я
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИВОДОВ С ЧАСТОТНО-ТОКОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ
4-1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
В настоящее время накопилось достаточное количество материа ла по исследованию приводов с частотно-токовым управлением.
В табл. 4-1 приведены основные данные некоторых приводов. При использовании данных этой таблицы необходимо иметь в виду сле дующее:
1) при определении к. п. д. г\ приводов с синхронными двигате лями с электромагнитным возбуждением мощность, потребляемая
обмоткой возбуждения, не учитывалась; |
|
|
|
|
в, |
||
|
2) питание ПТ па МУ производилось от трехфазной |
сети |
220 |
||||
400 |
гц. В качестве |
балластного источника |
постоянного |
|
напряжения |
||
Un |
использовалась |
сеть постоянного напряжения 220 |
в |
пли |
ПО |
в. |
|
При расчете к. п. д. привода потребляемая |
мощность Р„ |
определялась |
как разность потребляемой мощности из сети 220 в, 400 гц и мощ ности, отдаваемой в сеть постоянного напряжения;
3) |
под мощностью Ямпкс подразумевалась максимальная мощ |
||
ность, |
развиваемая приводом при М я а к ь и QK . MRKC . а под |
мощно |
|
стью |
Р 0 |
(мощностью холостого хода привода) — мощность, |
потреб |
ляемая |
приводом при (/Q=0 и Q=0; |
|
4) произведение ы^-имакс для приводов с возбуждением от по стоянных магнитов определялось по результатам замеров э. д. с, наводимой в статорных обмотках машины при вращении ротора
сзаданной частотой от специального привода;
5)за /гк.макс принималось максимальное значение частоты вра щения вала привода, об/мин, при Ммакс и йк.макс
Механические характеристики приводов снимались либо непо средственно (с помощью специального нагрузочного тахометрнческого привода постоянного тока), либо косвенным методом (путем заме
ров частоты |
вращения и ускорения вала |
привода в режимах |
реверса |
с помощью тахогенератора, установленного на валу привода). |
|
||
Во всех |
случаях статический момент |
нагрузки стремились |
свести |
к нулю. Динамический момент нагрузки воспроизводился с помощью маховика, установленного на валу машины переменного тока. При использовании нагрузочного привода частота вращения и момент при вода с частотно-токовым управлением измерялись с помощью стробо скопа и специальных механических весов.
При косвенном определении механических характеристик сигнал, пропорциональный частоте вращения вала привода, снимался с тахо генератора постоянного тока. Сигнал,-пропорциональный ускорению вала привода, получался в результате дифференцирования сигналов тахогенератора. Сигналы частоты вращения и ускорения вала приво да фиксировались на экране осциллографа, на вертикальные пластины которого подавался сигнал, пропорциональный частоте вращения, а на горизонтальные—сигнал, пропорциональный ускорению. Так как мо мент инерции привода был известен, то сигнал ускорения определял момент привода. На экране осциллографа при периодическом ревер сировании привода (при смене знака UQ) фиксировались механиче ские характеристики привода в четырех квадрантах.
148
Механические характеристики приводов, полученные эксперимен тальным путем,'сравнивались с расчетными (теоретическими). При расчете характеристик учитывались потерн в стали и механические потерн машины переменного тока. Влияние потерь в стали и механи ческих потерь необходимо учитывать в маломощных приводах. Для приводов средней п большой мощности учет названных потерь прак тического значения не имеет, так как заметного влияния на характе ристики привода они не оказывают. Учет этих потерь для приводов большой мощности носит чисто теоретический интерес.
Покажем, как можно учесть влияние потерь в стали и механиче ских потерь на механические характеристики привода. При учете
потерь |
в стали различают момент Мг |
за счет потерь от гистерезиса |
и момент Ма — от вихревых токов. |
Для этих моментов, используя |
|
данные |
из [Л. 27, 32], можно найти |
следующие выражения: |
(4-1)
где signQi—знак, указывающий направление вращения поля в ма
шине; |
Ог и ст„ — постоянные коэффициенты; |
/;—число |
пар полюсов |
|||
машины; |
Вт |
— амплитудное значение индукции в исследуемой части |
||||
машины; |
G — масса стали исследуемой |
части |
машины. |
|
||
Из |
этих |
выражений следует, что |
из-за |
потерь от |
гистерезиса |
в механических характеристиках привода при Qj=0 будут скачки момента с величиной 2МГ, при этом на участках £2i>0 и Q|<0 ха рактеристики остаются идеально мягкими. У машин переменного тока, у которых угловая скорость ротора Q совпадает со скоростью поля Q\
(синхронные машины), скачки момента будут |
происходить |
при смене |
направления вращения ротора. У привода с |
асинхронной |
машиной, |
имеющей короткозамкнутый ротор, скачки момента будут |
распола |
гаться |
ниже |
оси абсцисс |
при CQ >0 И выше этой оси при |
н д < 0 |
[Л. 19]. |
|
|
|
|
Из |
(4-1) |
следует, что |
за.счет потерь в стали от вихревых |
токов |
момент привода будет зависеть от скорости ротора машины. Механи ческие характеристики приобретают небольшой наклон (некоторую жесткость). Следует отметить, что воздействие моментов сухого тре ния и вентиляторного на механические характеристики привода по добно воздействию моментов Мг и Af„ соответственно.
Для нелинейной зоны работы расчетные механические характе ристики привода определялись с помощью (2-27). Если в этом выра жении принять £Лч = (/я1мпкс, то оно свяжет ток машины (момент)
с частотой вращения ротора. Задавая различные значения токов ста
тора, |
можно найти значения критических |
частот вращения nK (QK ), |
т. е. |
определить линии критических частот |
вращения (§ 1-3). Если |
принять ток статора постоянным и равным, например, максимально возможному, то задавая значения Й > П К , можно найти зависимость фазы тока статора (ротора) от скорости Q. С учетом найденной фазы тока статора определяют момент привода при Q>QK , т. е. в нелиней ной зоне механических характеристик.
Динамические характеристики приводов с частотно-токовым управлением определялись по результатам их работы в режимах пус ка, реверса, торможения, а также в замкнутых скоростных и пози-
149