Файл: Бродовский В.Н. Приводы с частотно-токовым управлением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

выполнить условие

di0

di

(3-37)

dt макс

dt

 

Отсюда при выполнении равенства и с учетом (3-35), (3-36) можно получить выражение для граничной ча­ стоты COir-'

» . г = - г т - ( 1 - а . ) -

(3-38)

Таким образом, сигнал uQ с частотой coi будет отра­ батываться приводом без искажений вплоть до частоты coi = coir при заданной угловой скорости вала Q, что опре­ деляется значением аоИз (3-38) находим постоянную времени преобразователя тока Тп.т:

7\,.T = J _ =

' « р

(3-39)

Теоретические и экспериментальные исследования показывают, что в первом приближении для приводов

смашинами, у которых магнитный поток создается

независимо от токов

ПТ (т. е. « D = 0 ) ,

передаточные

функции должны быть дополнены одним

апериодическим

звеном с постоянной

времени Тпл,

а для приводов с ма­

шинами, у которых

магнитный

поток

создается с по­

мощью токов ПТ вФ0), передаточные функции долж­ ны быть дополнены двумя апериодическими звеньями с постоянными времени, равными Тп_т. Например, пере­ даточная функция привода с синхронной машиной с не­ зависимым возбуждением для угловой следящей систе­ мы с учетом (3-15) и при uD = 0 получается как

а передаточная функция привода с асинхронной маши­ ной для скоростной следящей системы с учетом (3-17) 'может быть записана в виде

w°{s)=KJV

+ TLS);'

(3-41)

Из (3-39) следует, что постоянная времени 7/n T зави­ сит от тока нагрузки, от суммарной индуктивности в це­ пи нагрузки, от коэффициента а0 (от напряжения на на­ грузке Um), т. е. от угловой скорости Q.

146


•При расчетах устойчивости определяют постоянные

времени Гт .п

при / 0 т = Л>7пмакс Для двух

крайних

режи­

мов работы

привода. При iQ = 0 (oio^O)

и токе,

равном

/отмакс,

из (3-39)

получаем минимальную

постоянную

времени

Гп .т мни":

 

 

 

Т

^от макс г

СЗ А0\

 

1

п.т.мни —Tj ЬУ,-

\ ° ' ^ )

ип

При й = ймакс(ао = аомакс), /от=/огамаис имеем:

 

Л>т MBKC^S

/q

 

/п.т.макс— г/

ц

\~'

\3~^Q)

Из (3-43)

видно, что

если выбрать

сю макс = 1

(£Ап макс = tAi),

то постоянная

времени Гп.т.макс будет

бесконечно большой. Следовательно, при работе привода

с

'Q = QMaKc необходимо выбирать

напряжение питания

Ua

несколько больше напряжения

с7т Ы акс, чтобы аомакс

было меньше единицы и обеспечивалось получение тре­

буемых динамических

свойств

привода.

 

Из (3-40) и (3-41)

следует,

что при задании сигнала

UQ скачком от нуля до максимального значения

момент

на валу привода не будет изменяться скачком.

Если

скачкообразное измение сигнала UQ произойдет

при за­

торможенном вале привода (Q— 0,

cto^O), то запазды­

вание в образовании

момента

будет

достаточно

малым

и определится постоянной времени Гп.т.мнн. Если измене­ ние сигнала UQ будет происходить при Q = Омане, то за­ паздывание в образовании момента привода будет опре­ деляться П О С Т О Я Н Н О Й времени Гп.т.макс-

Однако необходимо иметь в виду, что выражения для

постоянных времени Т п . т получены при таких

допуще­

ниях, которые приводят к несколько завышенным значе­

ниям постоянных времени. Экспериментальное

исследо­

вание показывает, что

при скачкообразном изменении

сигнала uQ при й = й м

а к с даже при а о = 1

запаздывание

в образовании токов в обмотках машины

не будет пре­

вышать половины периода частоты изменения токов, определяемой частотой £2маке-

В заключение следует отметить, что замена нелиней­ ной системы (привода с частотно-токовым управлением) на некоторую эквивалентную линейную систему с пере­ даточными функциями (3-15), (3-17), (3-24), (3-40) и (3-41) дает возможность аналитического исследования с достаточной точностью вновь проектируемых систем регулирования на основе приводов с частотно-токовым

управлением.

147

 


Г Л А В А Ч Е Т В Е Р Т А Я

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИВОДОВ С ЧАСТОТНО-ТОКОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ

4-1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В настоящее время накопилось достаточное количество материа­ ла по исследованию приводов с частотно-токовым управлением.

В табл. 4-1 приведены основные данные некоторых приводов. При использовании данных этой таблицы необходимо иметь в виду сле­ дующее:

1) при определении к. п. д. г\ приводов с синхронными двигате­ лями с электромагнитным возбуждением мощность, потребляемая

обмоткой возбуждения, не учитывалась;

 

 

 

 

в,

 

2) питание ПТ па МУ производилось от трехфазной

сети

220

400

гц. В качестве

балластного источника

постоянного

 

напряжения

Un

использовалась

сеть постоянного напряжения 220

в

пли

ПО

в.

При расчете к. п. д. привода потребляемая

мощность Р„

определялась

как разность потребляемой мощности из сети 220 в, 400 гц и мощ­ ности, отдаваемой в сеть постоянного напряжения;

3)

под мощностью Ямпкс подразумевалась максимальная мощ­

ность,

развиваемая приводом при М я а к ь и QK . MRKC . а под

мощно­

стью

Р 0

(мощностью холостого хода привода) — мощность,

потреб­

ляемая

приводом при (/Q=0 и Q=0;

 

4) произведение ы^-имакс для приводов с возбуждением от по­ стоянных магнитов определялось по результатам замеров э. д. с, наводимой в статорных обмотках машины при вращении ротора

сзаданной частотой от специального привода;

5)за /гк.макс принималось максимальное значение частоты вра­ щения вала привода, об/мин, при Ммакс и йк.макс

Механические характеристики приводов снимались либо непо­ средственно (с помощью специального нагрузочного тахометрнческого привода постоянного тока), либо косвенным методом (путем заме­

ров частоты

вращения и ускорения вала

привода в режимах

реверса

с помощью тахогенератора, установленного на валу привода).

 

Во всех

случаях статический момент

нагрузки стремились

свести

к нулю. Динамический момент нагрузки воспроизводился с помощью маховика, установленного на валу машины переменного тока. При использовании нагрузочного привода частота вращения и момент при­ вода с частотно-токовым управлением измерялись с помощью стробо­ скопа и специальных механических весов.

При косвенном определении механических характеристик сигнал, пропорциональный частоте вращения вала привода, снимался с тахо­ генератора постоянного тока. Сигнал,-пропорциональный ускорению вала привода, получался в результате дифференцирования сигналов тахогенератора. Сигналы частоты вращения и ускорения вала приво­ да фиксировались на экране осциллографа, на вертикальные пластины которого подавался сигнал, пропорциональный частоте вращения, а на горизонтальные—сигнал, пропорциональный ускорению. Так как мо­ мент инерции привода был известен, то сигнал ускорения определял момент привода. На экране осциллографа при периодическом ревер­ сировании привода (при смене знака UQ) фиксировались механиче­ ские характеристики привода в четырех квадрантах.

148


Механические характеристики приводов, полученные эксперимен­ тальным путем,'сравнивались с расчетными (теоретическими). При расчете характеристик учитывались потерн в стали и механические потерн машины переменного тока. Влияние потерь в стали и механи­ ческих потерь необходимо учитывать в маломощных приводах. Для приводов средней п большой мощности учет названных потерь прак­ тического значения не имеет, так как заметного влияния на характе­ ристики привода они не оказывают. Учет этих потерь для приводов большой мощности носит чисто теоретический интерес.

Покажем, как можно учесть влияние потерь в стали и механиче­ ских потерь на механические характеристики привода. При учете

потерь

в стали различают момент Мг

за счет потерь от гистерезиса

и момент Ма — от вихревых токов.

Для этих моментов, используя

данные

из [Л. 27, 32], можно найти

следующие выражения:

(4-1)

где signQi—знак, указывающий направление вращения поля в ма­

шине;

Ог и ст„ постоянные коэффициенты;

/;—число

пар полюсов

машины;

Вт

— амплитудное значение индукции в исследуемой части

машины;

G — масса стали исследуемой

части

машины.

 

Из

этих

выражений следует, что

из-за

потерь от

гистерезиса

в механических характеристиках привода при Qj=0 будут скачки момента с величиной Г, при этом на участках £2i>0 и Q|<0 ха­ рактеристики остаются идеально мягкими. У машин переменного тока, у которых угловая скорость ротора Q совпадает со скоростью поля Q\

(синхронные машины), скачки момента будут

происходить

при смене

направления вращения ротора. У привода с

асинхронной

машиной,

имеющей короткозамкнутый ротор, скачки момента будут

распола­

гаться

ниже

оси абсцисс

при CQ >0 И выше этой оси при

н д < 0

[Л. 19].

 

 

 

 

Из

(4-1)

следует, что

за.счет потерь в стали от вихревых

токов

момент привода будет зависеть от скорости ротора машины. Механи­ ческие характеристики приобретают небольшой наклон (некоторую жесткость). Следует отметить, что воздействие моментов сухого тре­ ния и вентиляторного на механические характеристики привода по­ добно воздействию моментов Мг и Af„ соответственно.

Для нелинейной зоны работы расчетные механические характе­ ристики привода определялись с помощью (2-27). Если в этом выра­ жении принять £Лч = (/я1мпкс, то оно свяжет ток машины (момент)

с частотой вращения ротора. Задавая различные значения токов ста­

тора,

можно найти значения критических

частот вращения nK (QK ),

т. е.

определить линии критических частот

вращения (§ 1-3). Если

принять ток статора постоянным и равным, например, максимально возможному, то задавая значения Й > П К , можно найти зависимость фазы тока статора (ротора) от скорости Q. С учетом найденной фазы тока статора определяют момент привода при Q>QK , т. е. в нелиней­ ной зоне механических характеристик.

Динамические характеристики приводов с частотно-токовым управлением определялись по результатам их работы в режимах пус­ ка, реверса, торможения, а также в замкнутых скоростных и пози-

149