Файл: Бродовский В.Н. Приводы с частотно-токовым управлением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ние наличие

короткозамкнутых

(пусковых)

обмоток.

У реальных

синхронных машин,

используемых

в нере­

гулируемом электроприводе, как правило, на индукторах существуют пусковые обмотки. Если использовать такую

синхронную

машину в приводах

с

частотно-токовым

управлением,

то необходимо иметь передаточную функ­

цию синхронного привода, полученную с учетом

постоян­

ных времени короткоза-мкнутых обмоток.

 

 

Дополнительные (асинхронные)

моменты

возникают

в синхронных

приводах только в динамических

режимах

работы и только при использовании

в приводе

сигнала

UD- При иоФО

и при изменении сигнала uQ

в

коротко-

замкнутой обмотке индуктора, ось

которой

совпадает

с поперечной

осью машины, возникают токи,

взаимодей­

ствующие с потоком, создаваемым сигналом uD. В ре­ зультате появляется асинхронный момент, направление действия которого при uD>0 совпадает с направлением основного (синхронного) момента, а при uD<0 этот мо­ мент направлен против основного момента синхронного

привода.

 

Представим момент привода с синхронной

машиной

в виде двух составляющих: М4 соответствует

основному

синхронному моменту привода, выражения для которого

получены в гл. 1 и могут быть

представлены

в

виде

(3-1);

М2 — асинхронному моменту

привода,

возникаю­

щему

при

изменении сигнала

uQ.

Выражение

для

M z

может

быть

получено

из

(1-26) при

замене

в нем Jd^-idMaKo на KQUDL'мылю,

 

a KO'IQ

на

iq:

 

 

 

 

 

 

 

 

М 2

= KQUDL'Ыыакс^.

 

 

 

 

 

(3-18)

где

/Ломаке — приведенное

к

первичной

(статорной)

це­

пи машины значение Ломаке", iq— ток в поперечной

пу­

сковой

обмотке

индуктора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведенная замена основывается на том,

что для

машины с ипФ§

поток, обеспечивающий

появление

асин­

хронного

момента,

образуется

током

статора

 

KQUD,

а роль тока якоря KoUQ в (1-26) играет

ток lq

 

пусковой

обмотки индуктора. Ток iq

может

быть

определен

из

^дифференциального

уравнения, аналогичного

(1-46),при

у = 0 и

с учетом

параметров

поперечной

короткозамкну­

той

обмотки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 H - ^ = T f ^ '

 

 

(3-19)

где /'ц и L n — параметры пусковой поперечной обмотки.

141


Обозначим: LJrn=Tn,

LiquaKckn-=T4.

 

Запишем (3-19) в операторной форме:

 

T„siq

+ icl = TqsiiQ.

(3-20)

Из этого выражения

находим ток

 

.

TqsuQ

Q_2l)

 

1 -f- Tas

 

Подставляя найденное выражение i,, в (3-18), полу­ чаем:

 

М.2 =

KauDL'ul

м а к с

1 ^ Я 7

-

(3-22)

Тогда выражение для суммарного момента

машины

записывается в

виде

 

 

 

 

 

М = М, +

Л1 =

KcuQ

+ /С0

ыо L ' l r f M

a K C l -^Я-.

(3-23)

Из (3-13), (3-14) и (3-23) получаем передаточную функцию для синхронных приводов

где Ks= KoTqL'id макс/Кс-

Из этого выражения при' uD = 0 получаем (3-17). Как видно из (3-24), наличие сигнала uD оказывает сущест­ венное влияние на динамические свойства приводов на основе синхронных машин. Для улучшения динамиче­ ских свойств синхронных приводов необходимо выбирать

«£)>0. Однако следует иметь в виду, что при uD>0

coscp

машины

падает.

 

 

 

Для

улучшения

энергетических

показателей

звена

ПТ — машина нужно

выбирать u D < 0

(гл. 1). Однако

при этом возникают трудности в обеспечении устойчиво­ сти работы следящей системы. При Тпа\ио\ в числи­ теле передаточной функции (3-24) появляется член вида

(1-7-5).

 

 

 

 

 

Полученные

передаточные функции

были

найдены

в предположении,

 

что токи

в фазах машины возникают

без запаздываний,

строго

в соответствии

с

входными

сигналами uQ и uD,

т. е. подразумевалось,

что усилители

токов (ПТ) обладают неограниченным быстродействием. Реальные ПТ действительно обладают достаточно высо142


ким быстродействием. Например, преобразователи тока проектируются из условия питания машины токами с максимальными частотами 15—50 гц и более, что и определяет линейную зону работы привода.

Однако встречаются задачи, в которых требуется по­ строение следящих систем с высокими показателями точ­ ности регулирования. В этих случаях у привода должен быть высокий коэффициент усиления, что в свою очередь приводит к необходимости более детального рассмотре­ ния вопросов устойчивости следящей системы (вопросов качества регулирования). Для этого нужно знать пере­ даточные функции приводов с учетом ограниченного бы­ стродействия преобразователей тока.

Точное определение передаточных функций таких при­ водов практически невозможно потому, что в этом слу­

чае необходимо учитывать электромагнитные

переходные

процессы в звене ПТ — двигатель. Так как

 

уравнения,

описывающие

работу машины,

процессы

коммутации

в

статических

преобразователях

энергии

и

процессы

управления при изменении частоты тока статора

(ротора)

в

широком

диапазоне

и одновременном

 

независи­

мом изменении амплитуды

тока

нелинейные,

то прихо­

дится упрощать задачу, получая в результате прибли­ женные аналитические выражения. Этот путь оказыва­ ется оправданным, так как позволяет представить доста­ точно точно качественную и количественную картину динамических свойств привода с частотно-токовым

управлением и дать сравнительные оценки,

что важно

при проектировании новой системы регулирования.

Динамические свойства привода характеризуются его

частотной

характеристикой. Частотной характеристикой

привода

с частотно-токовым управлением

называется

зависимость величины и фазы момента на валу машины

от частоты

coi изменения сигнала uQ на входе

привода

при фиксированной угловой скорости Q вала

машины

переменного

тока. Частотные характеристики

приводов

в значительной степени зависят от величины сигнала UQ,

иугловой скорости Q вала машины переменного тока. Получение точных аналитических выражений для ча­

стотных характеристик приводов затруднительно также, как и экспериментальное исследование этих характери­ стик. В первом приближении возможно определить гра­ ничные значения частот coir изменения сигнала UQ, при которых начинает сказываться ограниченное быстродей-


стене преобразователя тока (токп в фазах машины пере­ стают соответствовать токам, задаваемым на входах ПТ). При этом момент машины перестает соответство­ вать сигналу UQ. Исследуя зависимости моментов машин от токов, можно установить, каким эквивалентным зве­ ном (апериодическим пли колебательным) с постоянной времени, определяемой граничной частотой com можно для уточнения дополнить передаточные функции (3-15) и (3-17). Определить граничные частоты coir можно, срав­ нивая скорости нарастания и спада токов в фазе маши­ ны и токов, задаваемых на входе ПТ.

Найдем,- например, передаточную функцию синхрон­

ного привода с

однофазным

ПТ на основе усилителя

с принудительной

коммутацией

(рис. 2-2). Нагрузкой ПТ

является фаза синхронной машины вместе с дополни­ тельным дросселем. Для тока и напряжения на нагрузке ПТ (для гладких составляющих тока и напряжения) имеем выражения (2-24) и (2-26). Запишем дифферен­ циальные уравнения для участков нарастания и спада

тока в нагрузке ПТ по аналогии с (2-10)

и (2-13):

Ua-u

= Ls-§-;

(3-25)

~Ua-u

= L ^ ,

(3-26)

где Lj. = L A + 2 L r

 

 

Эти уравнения более точные, чем (2-10) и (2-13), так как в них учитываются падение напряжения иа дроссе­ ле от гладкой составляющей тока и полная индуктив­ ность L E цепи. Из (3-25) и (3-26) с учетом (2-26) при Qi=iQ для скоростей нарастания и спада тока I в на­ грузке ПТ имеем:

 

( - § ) в = Т Г 11 - s i n ^ +

( 3 " 2 ? )

 

( 4 ) о = Т 7 I 1 + а « sin ( О / + ?„)],

(3-28)

где

а0= Um/Un.

(3-29)

Рассмотрим работу ПТ, пользуясь понятиями скоро­ стей нарастания и спада, для случая coi = 0, т. е. UQ — = const. Из (2-24) при Й! = С> найдем необходимую скр*

144


рость

изменения тока

 

 

 

 

 

di0

- IamCl

cos Clt.

(3-30)

 

dt

 

 

 

 

 

Для линейной зоны механических характеристик при­

вода

(§ 1-3 и рис. 1-5) должно

выполняться

условие

 

 

di0

^

di^ ^

(3-31)

 

 

dt

^

dt

 

 

 

Определим требуемые изменения тока i при измене­ нии управляющего сигнала UQ с частотой ацфО. Для упрощения выкладок примем uD = 0. Выражение для то­ ка в нагрузке ПТ при C D I # 0

 

 

i'o = / о т sin (coi^ + cpi) sin Qt,

(3-32)

ГДе I0m =

KoUQm-

 

 

Преобразуя

это выражение, получаем:

 

i0 = ±. I

o m { c o s

[(co-Q) t+z] -

cos Ifo+Q ) *+?,]}•

(3-33)

Тогда

скорость изменения

тока i0

 

- ? г = г / о - Ь - Q ) s i n I K - Q ) ' + -

 

 

_ ( 0 , 1 + Q)sra[(a.1 +Q)f + <p1]}.

(3-34)

Для определения граничного значения частоты он необходимо произвести сравнение полученной скорости изменения тока i0 со скоростями, определяемыми выра­ жениями (3-27) и (3-28), для соответствующих моментов времени. Однако сделать это непросто и потому посту­ пим следующим образом. Из (3-34) найдем максималь­ ное значение абсолютной величины скорости изменения тока /0

di0

(3-35)

dt

 

а из (3-27) и (3-28)—наименьшие по абсолютной вели­ чине значения скоростей нарастания и спада тока в на­ грузке ПТ

di

di

di

= - Г - О - » . ) - (3-36)

dt

dt

dt

 

Для обеспечения в фазе машины тока в соответствии

с сигналом

UQ, изменяющимся

с частотой иь необходимо

145