ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 3
116
и вычислим разность
Тогда с учетом выражений (4.8) получим
Если |
Д £ > 0 , т о рг^ р, и A V t > 0 .При А г л ' < 0 р 2 < р, |
и AVt |
< 0 .. |
Итак, для повышения высоты перигея без изменения высоты апогея достаточно приложить в апогее положительный трановерсальный импульс, а для понижения высоты перигея -отрицатель ный. Остается определить область существования решения.
Если рассмотреть серию маневров при постепенном возраста нии величины управляющего импульса скорости A V t , то для нее будет характерно постепенное приближение высоты перигея к вы
соте апогея, |
так что |
при некоторой величине A V t > 0 гпгбудет |
стремиться к |
гд , , а |
е к нулю. При дальнейшем увеличении им |
пульса АУ^радиус апогея по-прежнему останется без изменения, но он уже перестанет быть апогеем новой орбиты, а превратится в перигей, что противоречит условию задачи.
Таким образом, с помощью одного управляющего импульса высоту перигея можно увеличить максимум до высоты апогея. Что касается понижения высоты перигея, то здесь вступает в силу другое ограничение, а именно: перигей орбиты не должен лежать на высотах, где сильно сказывается влияние сопротивления атмо
сферы на движение К А . Итак, |
возможные пределы изменения вы |
соты перигея определяются следующим неравенством: |
|
Ип доп ~ Ип |
~ НА- |
В заключение приведем оценку энергозатрат для рассматривае мого маневра. Если возможный диапазон изменения высоты перигея не велик,.например порядка 1000 км, а исходная орбита имеет.вы соту апогея порядка до 1200 км, то для изменения высоты пери гея на 1,км необходимо затратить характеристическую скорость примерно 0,25 м/сек. Иначе говоря, I м/сек характеристической скорости эквивалентен изменению высоты перигея на 4 км.
117 •
Изменение высоты апогея при сохранении высоты перигея. Запишем условие, которому должен удовлетворять данный маневр ( р и с Л . З ) :
+ Д г, А '
Устанавливаем, что общей точкой для исходной и новой ор бит является перигей. Следовательно, управляющий импульс дол
жен быть приложен в перигее исходной орби |
|
||||
ты. Поскольку в перигее, как |
и |
в |
апогее, |
|
|
угол наклона вектора скорости к |
местному |
|
|||
горизонту равен нулю, то импульс является |
|
||||
трансверсальным. Величина трансверсального |
|
||||
импульса определится по формуле |
|
|
|
||
AV= |
|
|
|
|
|
Положительному приращению радиуса апо |
|
||||
гея отвечает увеличение фокального парамет |
|
||||
ра рг и, следовательно, при АгА |
>0 |
требует |
|
||
ся положительный трансверсальный |
|
импульс. |
Рис.4.3 |
||
При4гд < 0 управляющий импульс |
отрицатель- |
||||
|
ный.
С помощью трансверсального импульса высоту апогея можно уменьшить минимум до высоты перигея. Что касается увеличе ния высоты апогея, то здесь ограничений не имеется, если при этом запас характеристической скорости не ограничен.При ограниченном запасе скорости будет существовать некоторый предел нАпра:
Итак, возможное изменение высоты апогея лежит в следую щих пределах:
Изменение аргумента широты перигея. Пусть требуется из менить положение перигея орбиты при сохранении ее геометрии, т . е . изменить аргумент широты на величину Асо . Запишем ус ловия, которым должен удовлетворять данный маневр:
о ) г = со, + А со ; |
Рг=Р,} |
е г = ei • |
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
7+ e2cosdz |
1 + е, cos#T |
|
|
|
|
|||
где |
-&г - истинная аномалия |
точки приложения импульса на |
|
||||||||
|
новой |
орбите; |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
#j - истинная аномалия точки приложения импульса на |
|
|||||||||
|
исходной орбите. |
|
|
|
1 |
|
|
||||
|
Последнее |
условие |
выполняется, если |
COST5"2= |
C O S ^ |
. |
|||||
Так как при |
"&г = |
г?, |
орбиты |
совпадают, |
то решение |
задачи |
|
||||
возможно лишь при условии |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
# 2 = - |
- |
|
|
|
(4.12) |
||
|
Условию (4.12) отвечает схема маневра, показанная на |
|
|||||||||
рис.4.4, откуда следует, |
что изменение аргумента перигея рав |
||||||||||
|
|
|
|
|
но удвоенному |
значению |
истинной |
|
|||
|
|
|
|
|
аномалии точки приложения импульса |
||||||
|
|
|
|
|
|
А со = |
Zfy. |
|
(4.13) |
ч |
|
|
|
|
|
|
|
Установив положение |
|
точки при |
|||
|
|
|
|
|
ложения импульса, |
получим выраже |
|||||
|
|
|
|
|
ние для управляющего импульса ско |
||||||
|
|
|
|
|
рости. Поскольку |
заранее |
неизвест |
||||
|
|
|
|
|
но направление этого импульса, то |
||||||
|
|
|
|
|
предположим, что |
импульс |
слагает |
||||
|
Рис.4.4 |
|
|
|
ся из трансверсальной и радиаль |
|
|||||
|
|
|
|
ной составляющих, |
т . е . |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
д у |
= |
/AVFTAV: |
|
|
|
|
|
Для трансверсального импульса формула была получена ра
нее:
Получим формулу для радиального импульса. Имея в виду,что
и вычитая из V V r I f найдем AV.
119
Итак, имеем
По условию задачи р2 = р; и, следовательно, трансвереальная составляющая импульса отсутствует. Таким образом, из анализа (4.14) устанавливаем, что управляющий импульс является ради альным, т. е.
Но рг = |
р, , ег = |
е»; по условию |
задачи, а г?"г =-т5", из |
условия |
( 4 . 1 2 ) . |
Имея это |
в виду, получим |
|
|
|
|
A V n = - 2 |
e r s i n # ? . |
(4.15) |
Итак, мы получили весьма любопытный результат:для смеще ния перигея в плоскости орбиты на заданную величину Ас» необ ходимо в точке с истинной аномалией гЭ{ = -^р приложить ради альный импульс, равный удвоенному значению радиальной скоро сти в этой точке и направленный в обратную сторону по отноше нию к ней. формулу (4.15) можно записать также в виде
A V P = - 2 i / ^ e > e L n ^ • (4.16)
Эта формула устанавливает прямую связь между величиной импуль са скорости и требуемым изменением аргумента перигея. Харак терно, что для изменения аргумента перигея на.180° управляющий
импульс нужно приложить |
на фокальной оси, т . е . при |
= 90°. |
Характеристическая скорость, потребная для совершения рас |
||
сматриваемого маневра, |
зависит от эксцентриситета орбиты. При |
-малых эксцентриситетах этот маневр не требует больших энерго затрат. Например, при р,= 7000 км, е г = 0,01 для смещения пе ригея на угол A w = 60° требуется характеристическая скорость AV в 75 м/сек. При больших эксцентриситетах поворот орбиты на плоскости сопряжен с большими энергозатратами. В этом слу чае необходимо прибегать к многоимпульсной схеме маневра с по мощью трансверсальных импульсов, позволяющей сэкономить за траты топлива.
В заключение заметим, что, как это следует из приведенной выше схемы маневра ка рис.4.4, существует еще одна точка при ложения импульса при тЗ'г = 180 + тЭ", . Для этого случая также выполняется условие