Файл: Баринов К.Н. Теория полета космических аппаратов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

116

и вычислим разность

Тогда с учетом выражений (4.8) получим

Если

Д £ > 0 , т о рг^ р, и A V t > 0 .При А г л ' < 0 р 2 < р,

и AVt

< 0 ..

Итак, для повышения высоты перигея без изменения высоты апогея достаточно приложить в апогее положительный трановерсальный импульс, а для понижения высоты перигея -отрицатель­ ный. Остается определить область существования решения.

Если рассмотреть серию маневров при постепенном возраста­ нии величины управляющего импульса скорости A V t , то для нее будет характерно постепенное приближение высоты перигея к вы­

соте апогея,

так что

при некоторой величине A V t > 0 гпгбудет

стремиться к

гд , , а

е к нулю. При дальнейшем увеличении им­

пульса АУ^радиус апогея по-прежнему останется без изменения, но он уже перестанет быть апогеем новой орбиты, а превратится в перигей, что противоречит условию задачи.

Таким образом, с помощью одного управляющего импульса высоту перигея можно увеличить максимум до высоты апогея. Что касается понижения высоты перигея, то здесь вступает в силу другое ограничение, а именно: перигей орбиты не должен лежать на высотах, где сильно сказывается влияние сопротивления атмо­

сферы на движение К А . Итак,

возможные пределы изменения вы­

соты перигея определяются следующим неравенством:

Ип доп ~ Ип

~ НА-

В заключение приведем оценку энергозатрат для рассматривае­ мого маневра. Если возможный диапазон изменения высоты перигея не велик,.например порядка 1000 км, а исходная орбита имеет.вы­ соту апогея порядка до 1200 км, то для изменения высоты пери­ гея на 1,км необходимо затратить характеристическую скорость примерно 0,25 м/сек. Иначе говоря, I м/сек характеристической скорости эквивалентен изменению высоты перигея на 4 км.


пг = 7*,П1

117 •

Изменение высоты апогея при сохранении высоты перигея. Запишем условие, которому должен удовлетворять данный маневр ( р и с Л . З ) :

+ Д г, А '

Устанавливаем, что общей точкой для исходной и новой ор­ бит является перигей. Следовательно, управляющий импульс дол­

жен быть приложен в перигее исходной орби­

 

ты. Поскольку в перигее, как

и

в

апогее,

 

угол наклона вектора скорости к

местному

 

горизонту равен нулю, то импульс является

 

трансверсальным. Величина трансверсального

 

импульса определится по формуле

 

 

 

AV=

 

 

 

 

Положительному приращению радиуса апо­

 

гея отвечает увеличение фокального парамет­

 

ра рг и, следовательно, при АгА

>0

требует­

 

ся положительный трансверсальный

 

импульс.

Рис.4.3

При4гд < 0 управляющий импульс

отрицатель-

 

ный.

С помощью трансверсального импульса высоту апогея можно уменьшить минимум до высоты перигея. Что касается увеличе­ ния высоты апогея, то здесь ограничений не имеется, если при этом запас характеристической скорости не ограничен.При ограниченном запасе скорости будет существовать некоторый предел нАпра:

Итак, возможное изменение высоты апогея лежит в следую­ щих пределах:

Изменение аргумента широты перигея. Пусть требуется из­ менить положение перигея орбиты при сохранении ее геометрии, т . е . изменить аргумент широты на величину Асо . Запишем ус ­ ловия, которым должен удовлетворять данный маневр:

о ) г = со, + А со ;

Рг=Р,}

е г = ei •


118
Кроме того, в' точке приложения импульса должно выполнять­ ся условие
Г 2 =
или

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

7+ e2cosdz

1 + е, cos#T

 

 

 

 

где

-&г - истинная аномалия

точки приложения импульса на

 

 

новой

орбите;

 

 

 

 

 

 

 

 

#j - истинная аномалия точки приложения импульса на

 

 

исходной орбите.

 

 

 

1

 

 

 

Последнее

условие

выполняется, если

COST5"2=

C O S ^

.

Так как при

"&г =

г?,

орбиты

совпадают,

то решение

задачи

 

возможно лишь при условии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

# 2 = -

-

 

 

 

(4.12)

 

Условию (4.12) отвечает схема маневра, показанная на

 

рис.4.4, откуда следует,

что изменение аргумента перигея рав­

 

 

 

 

 

но удвоенному

значению

истинной

 

 

 

 

 

 

аномалии точки приложения импульса

 

 

 

 

 

 

А со =

Zfy.

 

(4.13)

ч

 

 

 

 

 

 

Установив положение

 

точки при­

 

 

 

 

 

ложения импульса,

получим выраже­

 

 

 

 

 

ние для управляющего импульса ско­

 

 

 

 

 

рости. Поскольку

заранее

неизвест­

 

 

 

 

 

но направление этого импульса, то

 

 

 

 

 

предположим, что

импульс

слагает­

 

Рис.4.4

 

 

 

ся из трансверсальной и радиаль­

 

 

 

 

 

ной составляющих,

т . е .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д у

=

/AVFTAV:

 

 

 

 

 

Для трансверсального импульса формула была получена ра­

нее:

Получим формулу для радиального импульса. Имея в виду,что

и вычитая из V V r I f найдем AV.


119

Итак, имеем

По условию задачи р2 = р; и, следовательно, трансвереальная составляющая импульса отсутствует. Таким образом, из анализа (4.14) устанавливаем, что управляющий импульс является ради­ альным, т. е.

Но рг =

р, , ег =

е»; по условию

задачи, а г?"г =-т5", из

условия

( 4 . 1 2 ) .

Имея это

в виду, получим

 

 

 

A V n = - 2

e r s i n # ? .

(4.15)

Итак, мы получили весьма любопытный результат:для смеще­ ния перигея в плоскости орбиты на заданную величину Ас» необ­ ходимо в точке с истинной аномалией гЭ{ = -^р приложить ради­ альный импульс, равный удвоенному значению радиальной скоро­ сти в этой точке и направленный в обратную сторону по отноше­ нию к ней. формулу (4.15) можно записать также в виде

A V P = - 2 i / ^ e > e L n ^ • (4.16)

Эта формула устанавливает прямую связь между величиной импуль­ са скорости и требуемым изменением аргумента перигея. Харак­ терно, что для изменения аргумента перигея на.180° управляющий

импульс нужно приложить

на фокальной оси, т . е . при

= 90°.

Характеристическая скорость, потребная для совершения рас­

сматриваемого маневра,

зависит от эксцентриситета орбиты. При

-малых эксцентриситетах этот маневр не требует больших энерго­ затрат. Например, при р,= 7000 км, е г = 0,01 для смещения пе­ ригея на угол A w = 60° требуется характеристическая скорость AV в 75 м/сек. При больших эксцентриситетах поворот орбиты на плоскости сопряжен с большими энергозатратами. В этом слу­ чае необходимо прибегать к многоимпульсной схеме маневра с по­ мощью трансверсальных импульсов, позволяющей сэкономить за­ траты топлива.

В заключение заметим, что, как это следует из приведенной выше схемы маневра ка рис.4.4, существует еще одна точка при­ ложения импульса при тЗ'г = 180 + тЭ", . Для этого случая также выполняется условие