ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 3
|
|
120 |
|
COS |
(760 + |
= COS {l80+ |
-&г). |
Можно показать, что в энергетическом отношении этот маневр |
|||
эквивалентен первому. В самом деле, |
|
||
A V p = |
e 2 s l n й[-l/^e,sLn= |
]f~e,[(sin(7flb£f)- |
Управляющий импульс при этом направлен по радиусу. Это не противоречит, однако, сделанному ранее выводу р том, что вели чина А\!г равна удвоенному значению радиальной скорости и на правлена в обратную сторону, поскольку на нисходящей ветви орбиты радиальная скорость отрицательна.
Изменение периода обращения. Период обращения Т зависит только от величины большой полуоси а и связан с ней формулой
Т = 2 ас „ |
'аз' |
к |
Отсюда заключаем, что для |
изменения периода достаточно изме |
|
нить соответственно величину большой полуоси й . |
||
Установим |
зависимость |
между АГи Аа . Имеем |
откуда |
|
г |
Аа |
= а, |
(4.17) |
Большая полуось, в свою очередь, связана с перигейным и апогейным расстояниями соотношением
+ г„
а-
2
Поэтому изменение периода обращения сводится в рассмотренным ранее маневрам, связанным с изменением высоты перигея или апогея на некоторую величину А г , равную 2 Д а •
Остается выяснить вопрос о тон, являются ли эти маневры равноценными с точки зрения энергозатрат, для чего исследуем данные маневров в энергетическом отношении. Больная полуось а связана с величиной механической энергии формулой
К
а-
|
121 |
|
|
|
|
где 3T= ~2~ + K(J^~ JT)- механическая энергия единицы |
массы. Чем |
||||
больше механическая |
энергия Э } |
, тем меньше разность |
— - э, , |
||
тем больше величина |
а . При |
V — V„ |
Э — — , |
а |
оо. |
Рассмотрим, какое влияние оказывает управляющий импульс на механическую энергию единицы массы при изменении перигея или апогея орбиты.
В соответствии с рассмотренным ранее свойством управляюще го импульса радиус орбиты в точке его приложения не меняется. Поэтому управляющий импульс не вызывает изменения потенциаль ной энергии в точке его приложения на орбите, а приводит лишь к изменению кинетической энергии. Кроме того, для маневров,связанных с изменением перигея или апогея, вектор импульса скоро
сти AV направлен либо по вектору |
скорости |
, |
либо против |
|
него. На основании указанных предпосылок можно записать |
||||
(V0 + AV)2 |
Vo" |
|
|
ду2 |
|
— = V ДV + |
— |
||
|
г |
0 |
|
г |
Из формулы (4.18) следует, что приращение энергии АЭ,,обу словленное импульсом скорости AV, зависит от скорости V 0 в точке приложения импульса на орбите. Поскольку скорость в пе ригее больше скорости в апогее
V |
n |
7 + е |
|
|
|
е |
|
то отсюда приходим к заключению, что максимальное изменение |
|||
энергии вызывает импульс, приложенный7- |
в перигее орбиты. |
||
Таким образом, с точки зре |
|
|
|
ния минимума энергозатрат управ |
|
|
|
ляющий импульс при изменении пе |
|
|
|
риода обращения должен.быть при |
|
|
|
ложен в перигее орбиты. При этом |
|
|
|
для увеличения периода обращения |
|
|
|
управляющий импульс должен быть |
4 |
|
|
приложен в направлении скорости, |
|
|
|
а для уменьшения периода - про |
|
|
тив вектора |
скорости. |
Рис.4.5 |
|
Количественная зависимость ве |
|||
|
|||
личины AV от |
требуемого изменения периода обращения АГ приведе |
на для исходных круговых орбит на рис.4.5.В относительных вели- чинах • — , & эта зависимость универсальна в том смысле,что она
122
применима к любым круговым орбитам. Для эллиптических орбит с тем же периодом обращения Т0 величина импульса скорости ДУ всегда меньше, чем для круговых, поэтому для околокруговых ор бит приведенная на рис.4.5 зависимость может использоваться в качестве верхней оценки требуемых энергозатрат.
Поворот плоскости орбиты относительно радиуса орбиты в точке приложения импульса. Поворот плоскости орбиты относится к некомпланарному маневру. Необходимость изменения плоскости
орбиты возникает при межорбитальном переходе, когда |
требуется |
||||
перейти на орбиту, лежащую в новой плоскости. |
|
|
|
|
|
Рассмотрим простейший некомпланар |
|||||
ный маневр, когда |
требуется |
повернуть |
|||
,Vt плоскость орбиты |
на некоторый угол |
у |
|||
без изменения геометрии орбиты. Для вы |
|||||
полнения этого маневра управляющий им |
|||||
пульс должен быть приложен так, чтобы |
|||||
скорость V и угол наклона |
вектора |
ско |
|||
рости к местному |
горизонту |
б |
, |
от |
кото |
рых зависят параметры р , |
е |
, |
были бы |
||
одинаковы до и после приложения управля |
|
ющего импульса (рис.4.б). В соответствии |
|
|
с основным свойством импульсного манев |
|
|
ра радиус-вектор точки приложения импуль |
|
|
са является общин для исходной и новой |
|
|
орбиты. В данном случае относительно |
|
Рис.4.6 |
этого радиуса и происходит поворот плос- |
|
кости орбиты на угол 3- . |
||
|
Получим формулы для определения величины и направления управляющего импульса. Для этого достаточно рассмотреть тре угольник скоростей до и после приложения импульса.
По условию выполнения маневра имеем |
|
|
V = v r , + A |
v ; |
|
И8 равнобедренного треугольника непосредственно находим |
||
искомую зависимость |
|
|
A V = |
2 V,., s i n ~ • |
(4.19) |
123 |
|
|
При малых углах гг , когда допустимо |
считать s i n — — |
, |
будем иметь |
|
|
4 V = V r i j - t |
i |
(4.20) |
Таким образом, величина управляющего импульса скорости при повороте плоскости орбиты на заданный угол у зависит от
трансверсальной составляющей скорости в точке приложения импуль са на орбите. 5 свою очередь эта составляющая скорости зависит от истинной аномалии точки приложения импульса
V l c i = Vj" ( f + e c o s £ , ) .
Функция VT l (i5",) имеет минимум в апогее и максимум в перигее. Минимальные энергозатраты для совершения рассматриваемого ма невра будут в том случае, когда в точке приложения импульса трансверсальная составляющая скорости имеет минимум[см.(4.20_ . Поэтому энергетически оптимальный маневр характеризуется пово ротом плоскости орбиты в точке апогея. Для орбит с большим экс центриситетом разница скорости в точках апогея и перигея весь ма существенна. Например, для орбиты типа " Молния":
Уп _ |
I + е_, |
I |
+ |
0.75 |
_ - |
V A " |
1-е ~ |
I |
- |
0,75 |
|
Это означает, что при повороте плоскости орбиты в апогее тре буется управляющий импульс в 7 раз меньше, чем при повррохе плоскости в перигее.
Отметим, что рассматриваемый маневр требует очень больших энергозатрат. Так, для поворота плоскости орбиты высотой по
рядка |
300 - 500 км на 1° требуется сообщить величину скорости |
AV = |
135 м/сек. Для поворота плоскости орбиты на угол j - = 90° |
требуется сообщить управляющий импульс скорости, численно рав ный
Бели исходная |
орбита круговая, то при этом |
|
|
|
|
AV = v T V K p |
= V n a p . |
|
|
Определим |
теперь направление управляющего импульса относи |
|||
тельно трансверсали. Из треугольника скоростей |
(рис.4.б) |
имеем: |
||
|
о/, = 90 + |
. |
(4 |
.21) |
124
При малых углах поворота ft управляющий импульс приложен почти нормально к плоскости исходной орбиты.
§ 4 . 3 . ПЕРЕХОД С ОРШТЫ В ЗАДАННУЮ ТОЧКУ
Предположим, что на некоторой плоскости |
(рис.4.7) |
опреде |
||||||||||
лена исходная орбита своими параметрами |
|
р, |
, е , . На этой ор |
|||||||||
|
бите |
точка I |
приложения управ |
|||||||||
|
ляющего импульса |
имеет |
истинную |
|||||||||
|
аномалию |
&t , |
а точка 2 |
опреде |
||||||||
|
лена |
полярными координатами |
гг , |
|||||||||
|
• f t j . |
Требуется найти орбиту |
пе |
|||||||||
|
рехода из точки I в точку 2,ве |
|||||||||||
|
личину и направление |
управляю |
||||||||||
|
щего |
импульса |
AV . |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
Обозначим параметры переход |
|||||||||
|
ной орбиты через |
р |
|
и |
е . |
За |
||||||
|
пишем в принятых |
обозначениях |
||||||||||
|
уравнения связей, налагаемых |
|||||||||||
|
на маневр: |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
-ecostf*Р |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Р, |
7+< |
|
' |
|
|
(4.22) |
||
|
|
|
|
|
|
|
— у |
|
|
|
|
|
|
|
|
7+e,cosiX |
|
1 |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис.4.7 |
|
|
+ ecos(3+<£>) |
|
2? |
|
|
||||
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|||||
где |
|
приложения импульса на пере |
||||||||||
-истинная аномалия точки ' |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ходной |
орбите; Ф = д'г- ^ - дальность |
|
перехода. |
|
|
|
|
Получим выражение для управляющего импульса. По определе нию имеем:
AV_ |
V h |
\TYP^~ |
\ (4.?3) |
|
|||
AV, |
|
|
AV, |
COSoJ, = AV, |
|
r, |
AV, |