Файл: Афремов В.М. Фиксированные платежи в промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
наиболее прогрессивного технологического способа, по скольку требуется определенное время для внедрения этого способа в связи с перестройкой работы предприятий по новой технологии, подготовкой материально-техниче ской базы и др.
Так, себестоимость электропечного ферросилиция пли электропечного ферромарганца на 20—25% ниже по сравнению с доменным способом. Однако потребности на родного хозяйства в ферросплавах в настоящее время еще но могут быть полностью удовлетворены только за счет их производства в электропечах.
Во-вторых, когда имеются производственные фонды различной мощности (эффективности). Для нефтепере рабатывающей промышленности СССР характерным яв ляется наращивание мощностей: заводов на основе укруп нення технологических установок. Укрупнение технологи ческих установок приносит большой экономический эф фект, создает основу для получения различных по уровню доходов.
Эта динамика характеризуется данными1 таблицы 3:
Т а б л и ц а 3
|
Мощность |
установки, тыс. т о год |
||
Показатели на 1 т перерабатываемой |
|
|
|
|
нефти |
1000 |
2000 |
3000 |
6000 |
1. |
Капиталовложения, |
руб. . . . |
1,76 |
1,30 |
1,24 |
1,05 |
2. |
Расход: |
|
38,5 |
30,7 |
32,4 |
27,7 |
|
жидкого топлива, |
кг . . . . |
||||
|
электроэнергии, квт-ч . . . |
2,62 |
. 2,26 |
5,68 |
3,97 |
|
|
|
|
21,7 |
15,5 |
8,51 |
4,47 |
|
затраты металла, |
кг . . . . |
1,86 |
1,64 |
1,26 |
0,58 |
3. |
Эксплуатационные |
расходы, |
1,0 |
0,79 |
0,64 |
0,45 |
|
|
|
В-третьих, когда разница в стоимости взаимозаменяе мых основных фондов не соответствует разнице их эф фективности (производительности). Такие случаи харак терны, например, для легкой промышленности. Дело в том, что здесь на многих предприятиях еще сохранилось
1 См. У м а в с к и £ М. М. Себестоимость продуктов нефтепе реработки и пути ее снижения, с. 47.
значительное количество оборудования, которое работает длительный период. Стоимость этого оборудования по сравнению с новыми станками и машинами относительно велика, в то время как производительность примерно рав ная.
Например, ткацкий станок АТ-100 выпуска 1955 г. стоит 435 руб. Скорость этого станка — 200 оборотов в минуту. С 1965 г. в промышленность внедряется станок АТ-100-5, который делает 240 оборотов в минуту, а стоит 920 руб. При разнице в производительности этих станков в 20% их стоимость различается более чем в два раза и т. п.
В результате предприятия, использующие высокопро изводительное оборудование, имеют, как правило, значи тельно более низкую рентабельность (отношение прибыли к производственным фондам) и получают меньше отчис лений в фонды поощрения за этот показатель, что, естест венно, не стимулирует повышения технического про гресса.
Во всех рассмотренных выше случаях разный уровень затрат на производство (в зависимости от вида п ка чества сырья, природных условий, технической оснащен ности, технологического способа производства и др.) при наличии единой цены на готовую продукцию создает ос нову для возникновения добавочной прибыли у предприя тий, которую как не зависящую от деятельности пред приятий целесообразно изымать в бюджет в форме фик сированных платежей.
Установление экопомпческн обоснованных цен на при обретаемые сырье н основные фонды (единые цены с уче том потребительной стоимости) могло бы во многом об легчить выравнивание объективных экономических раз личий в рентабельности предприятий обрабатывающих отраслей промышленности и создать относительно равные условия для образования фондов поощрения без использо вания фиксированных платежей, что, видимо, и будет иметь место в перспективе. Однако впредь до решения вопросов совершенствования ценообразования в указан ных случаях необходимо изъятие повышенной прибыли отдельных предприятий с помощью введения фиксиро ванных платежей в бюджет.
Существенное влияние на уровень издержек пред приятий как добывающих, так и обрабатывающих от-
3 В. М. Афремов |
65 |
раелей промышленности может оказывать транспортногеографический фактор (территориальное расположение предпрпятніі по отношению к пунктам завоза различных средств производства — сырья, топлива, материалов, обо рудования и др. или по отношению к пунктам реализа ции их собственной готовой продукции).
Уровень транспортных расходов предприятий может различаться и зависеть как от природных факторов (рас положение полезных ископаемых именно па данной тер ритории земли), так и от общественных условии (распо ложение предприятий — потребителей этих полезных ис копаемых, а также от вида используемого транспорта).
При этом если расстояние отдельных предприятий от пункта завоза средств производства определяется, как правило, в зависимости от природного фактора (местопо ложение полезных ископаемых именно па данной терри тории земли), то расстояние от пункта сбыта собственной готовоіі продукции этих предприятий зачастую обуслов лено определенной народнохозяйственной и экономиче ской целесообразностью размещения предприятий, пере рабатывающих полезные ископаемые в определенных эко номико-географических районах (зонах).
Так, например, является целесообразным строитель ство нефтеперерабатывающих заводов в районах массо вого потребления готовых нефтепродуктов, а не в местах добычи сырой нефти. Дело и том, что нефтезаводы выра батывают большой и разнообразный ассортимент продук тов, значительная часть которых не может передаваться по продуктопроводам (мазут, смазочные масла и др.) ввиду пх высокой вязкости. В результате приходится до ставлять пх потребителям более дорогими видами транс порта: железнодорожным пли водным. Перевозка нефте продуктов, например, железнодорожным транспортом тре бует значительного количества металлических цистерн, которые к тому же в обратном направлении идут порож няком, так как их нечем загрузить.
Технико-экономические расчеты показывают, что бо лее выгодно перекачивать сырую нефть по трубопроводу и перерабатывать ее на нефтезаводах, размещенных в районе потребления нефтепродуктов, чем в местах до бычи сырой нефти. Экономия от этого на транспортировке нефтегрузов по всей территории СССР измеряется в на стоящее время сотнями миллионов рублей. Поскольку
приближение пунктов переработки нефти к местам по требления нефтепродуктов снижает уровень транспортных расходов на перевозку нефтегрузов, центры нефтеперера батывающей промышленности (нефтезаводы) в СССР
размещаются с учетом этого обстоятельства.
Колебания в транспортных издержках по доставке сырой нефти на нефтеперерабатывающие заводы ввиду наличия локальных районов добычи нефти и экономиче ской целесообразности размещения нефтезаводов ближе к широкому кругу потребителей бывают весьма значи тельными.
Наиболее низкие издержки по транспортировке тонны сырой нефти при реализации ее перерабатывающим заво дам, расположенным непосредственно в местах добычи (к Урало-Волжском районе, Азербайджане и др.), а наи более высокие — при реализации этой нефти в отдален ные районы, где местная добыча нефти или вообще от сутствует, пли не обеспечивает полностью загрузку мощ ностей нефтезавода (Восточная Сибирь, Дальний Восток). Так, затрать: по доставке тонны сырой нефти железнодо рожным транспортом из Татарин нефтезаводам УралоВолжского района примерно в 20 раз ниже, чем в Хаба ровский край.
В то же время в ряде случаев бывает нецелесообразно* перевозить сырье на дальнее расстояние, так как могут иметь место значительное уменьшение его объема или ухудшение качества в пути, а также возникать дополни тельные транспортные издержки в связи с перевозкой балласта (различных отходов, которые не могут быть ис пользованы для потребления). В таких случаях предприя тия перерабатывающей промышленности строятся в не посредственной близости от источников сырья (предприя тия, перерабатывающие руду, цементные заводы).
Неодинаковая удаленность от пунктов завоза средств, производства и сбыта собственной готовой продукции обус ловливает различный уровень транспортных расходов на предприятиях одной и той же отрасли, величина которых не зависит от усилий производственных коллективов этих предприятий.
Различный уровень транспортных расходов на пред приятиях может возникнуть также в связи с использо ванием разных видов транспорта даже в случаях перево зок средств производства нлн собственной готовой цро-
3* |
6? |
дукцни иа равные расстояния. Так, например, доставка нефти иа нефтеперерабатывающие заводы по трубопрово дам обходится в несколько раз дешевле, чем ее перевозка по железной дороге ИЛИ водным путем.
Более выгодное месторасположениеотдельных пред приятий по отношению к пунктам завоза средств произ водства пли пунктам сбыта собственной готовой продук ции обеспечивает нм более низкий уровень транспортных издержек н получение добавочной прибыли, не завися щей от их деятельности.
Добавочная прибыль и повышенная рентабельность предприятий отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности могут быть обусловлены также влия нием ценпового фактора в случаях установления цен па основе издержек производства более высоких, чем сред ние (отраслевые, зональные).
Такая прибыль,- как уже отмечалось выше, обра зуется в отраслях нефтяной и газовой промышленности в связи с необходимостью установления экономически обоснованных цен на нефть и газ с ценами на уголь.
В этом случае образуется не только внутриотрасле вой, но и межотраслевой дифференциальный доход, ко торый изымается в бюджет в форме фиксированных пла тежей. Ставки этих платежей были определены в 1967 г.
для нефтепромыслов в пределах от 70 |
кон. до 14 руб. за |
тонну реализуемой сырой нефти, а для |
газопромыслов — |
от 1 р. 50 к. до 12 руб. за 1000 .м3. |
|
В связи с тем, что формирование новых оптовых цен, введенных с 1967 г., происходило под воздействием но вого показателя рентабельности, определяемого как от ношение прибыли к стоимости основных и оборотных
производственных фондов, в ряде отраслей |
обрабаты |
|
вающей промышленности (особенно в легкой н |
пище |
|
вой) возникла необходимость в установлении |
цен, |
в ос |
нову которых должны быть положены издержки произ водства продукции более высокие, чем среднеотраслевые.
Такая |
необходимость была обусловлена |
спецификой |
||
указанных |
отраслей |
(низкой |
фондоемкостью, |
структурой |
и скоростью оборота |
производственных фондов) и как |
|||
следствие — определенными |
соотношениями |
стоимости |
производственных фондов п текущих затрат на производ ство. В отраслях тяжелой и легкой промышленности эти соотношения различны. Отрасли легкой и пищевой про-
мышлеппости располагают относительно малыми произ
водственными фондами щш высоких |
текущих |
затратах |
на производство, в результате чего |
уровень |
стоимости |
этих фондов оказывается значительно Солее НИЗКИМ, чем
текущие затраты, |
по |
сравнению с |
отраслями |
тяжелой |
промышленности, |
где |
наблюдается |
обратное |
соотноше |
ние. |
|
|
|
|
Так, например, если в нефтедобывающей промышлен ности стоимость производственных фондов относится к объему годовых текущих производственных затрат как 10: 1, то в швейной промышленности это соотношение определяется как 1 : 7.
В последнем случае применение среднего норматива рентабельности, исчисленного как отношение прибыли к производственным фондам, привело бы к очень НИЗКОЙ рентабельности при исчислении ее как отношение при были к себестоимости. В таком случае при больших ко лебаниях размеров затрат по отдельным предприятиям появилось бы значительное число планово-убыточных предприятий.
Поэтому в отдельных отраслях легкой и пищевой про мышленности цены и рентабельность установлены на та ком уровне, который позволил резко сократить число пла ново-убыточных предприятий, что в свою очередь создало нормальные хозрасчетные условия для перевода этих предприятий на работу по новой системе планирования
иэкономического стимулирования.
Вто время как в отраслях тяжелой промышленности рентабельность производства продукции в болышгастве
случаев установлена в размере 15%, в отраслях легкой и пищевой промышленности она достигает 30—35%, в результате на многих предприятиях этих отраслей воз
никла |
добавочная прибыль по причинам, не зависящим |
от их |
деятельности. |
Например, при переводе предприятий шерстяной про мышленности на новый порядок хозяйствования установ
ление |
рентабельности |
в целом |
по отрасли в размере 15% |
||
к производственным |
фондам |
(что |
составляло бы |
около |
|
3 % к |
себестоимости) |
привело |
бы |
к образованию |
значи |
тельного количества убыточных пли малорентабельных предприятий.
Поэтому уровень рентабельности при утверждении но вых оптовых цен в этой отрасли был заложен в размере