Файл: Афремов В.М. Фиксированные платежи в промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

наиболее прогрессивного технологического способа, по­ скольку требуется определенное время для внедрения этого способа в связи с перестройкой работы предприятий по новой технологии, подготовкой материально-техниче­ ской базы и др.

Так, себестоимость электропечного ферросилиция пли электропечного ферромарганца на 20—25% ниже по сравнению с доменным способом. Однако потребности на­ родного хозяйства в ферросплавах в настоящее время еще но могут быть полностью удовлетворены только за счет их производства в электропечах.

Во-вторых, когда имеются производственные фонды различной мощности (эффективности). Для нефтепере­ рабатывающей промышленности СССР характерным яв­ ляется наращивание мощностей: заводов на основе укруп­ нення технологических установок. Укрупнение технологи­ ческих установок приносит большой экономический эф­ фект, создает основу для получения различных по уровню доходов.

Эта динамика характеризуется данными1 таблицы 3:

Т а б л и ц а 3

 

Мощность

установки, тыс. т о год

Показатели на 1 т перерабатываемой

 

 

 

 

нефти

1000

2000

3000

6000

1.

Капиталовложения,

руб. . . .

1,76

1,30

1,24

1,05

2.

Расход:

 

38,5

30,7

32,4

27,7

 

жидкого топлива,

кг . . . .

 

электроэнергии, квт-ч . . .

2,62

. 2,26

5,68

3,97

 

 

 

21,7

15,5

8,51

4,47

 

затраты металла,

кг . . . .

1,86

1,64

1,26

0,58

3.

Эксплуатационные

расходы,

1,0

0,79

0,64

0,45

 

 

 

В-третьих, когда разница в стоимости взаимозаменяе­ мых основных фондов не соответствует разнице их эф­ фективности (производительности). Такие случаи харак­ терны, например, для легкой промышленности. Дело в том, что здесь на многих предприятиях еще сохранилось

1 См. У м а в с к и £ М. М. Себестоимость продуктов нефтепе­ реработки и пути ее снижения, с. 47.


значительное количество оборудования, которое работает длительный период. Стоимость этого оборудования по сравнению с новыми станками и машинами относительно велика, в то время как производительность примерно рав­ ная.

Например, ткацкий станок АТ-100 выпуска 1955 г. стоит 435 руб. Скорость этого станка 200 оборотов в минуту. С 1965 г. в промышленность внедряется станок АТ-100-5, который делает 240 оборотов в минуту, а стоит 920 руб. При разнице в производительности этих станков в 20% их стоимость различается более чем в два раза и т. п.

В результате предприятия, использующие высокопро­ изводительное оборудование, имеют, как правило, значи­ тельно более низкую рентабельность (отношение прибыли к производственным фондам) и получают меньше отчис­ лений в фонды поощрения за этот показатель, что, естест­ венно, не стимулирует повышения технического про­ гресса.

Во всех рассмотренных выше случаях разный уровень затрат на производство (в зависимости от вида п ка­ чества сырья, природных условий, технической оснащен­ ности, технологического способа производства и др.) при наличии единой цены на готовую продукцию создает ос­ нову для возникновения добавочной прибыли у предприя­ тий, которую как не зависящую от деятельности пред­ приятий целесообразно изымать в бюджет в форме фик­ сированных платежей.

Установление экопомпческн обоснованных цен на при­ обретаемые сырье н основные фонды (единые цены с уче­ том потребительной стоимости) могло бы во многом об­ легчить выравнивание объективных экономических раз­ личий в рентабельности предприятий обрабатывающих отраслей промышленности и создать относительно равные условия для образования фондов поощрения без использо­ вания фиксированных платежей, что, видимо, и будет иметь место в перспективе. Однако впредь до решения вопросов совершенствования ценообразования в указан­ ных случаях необходимо изъятие повышенной прибыли отдельных предприятий с помощью введения фиксиро­ ванных платежей в бюджет.

Существенное влияние на уровень издержек пред­ приятий как добывающих, так и обрабатывающих от-

3 В. М. Афремов

65

раелей промышленности может оказывать транспортногеографический фактор (территориальное расположение предпрпятніі по отношению к пунктам завоза различных средств производства — сырья, топлива, материалов, обо­ рудования и др. или по отношению к пунктам реализа­ ции их собственной готовой продукции).

Уровень транспортных расходов предприятий может различаться и зависеть как от природных факторов (рас­ положение полезных ископаемых именно па данной тер­ ритории земли), так и от общественных условии (распо­ ложение предприятий — потребителей этих полезных ис­ копаемых, а также от вида используемого транспорта).

При этом если расстояние отдельных предприятий от пункта завоза средств производства определяется, как правило, в зависимости от природного фактора (местопо­ ложение полезных ископаемых именно па данной терри­ тории земли), то расстояние от пункта сбыта собственной готовоіі продукции этих предприятий зачастую обуслов­ лено определенной народнохозяйственной и экономиче­ ской целесообразностью размещения предприятий, пере­ рабатывающих полезные ископаемые в определенных эко­ номико-географических районах (зонах).

Так, например, является целесообразным строитель­ ство нефтеперерабатывающих заводов в районах массо­ вого потребления готовых нефтепродуктов, а не в местах добычи сырой нефти. Дело и том, что нефтезаводы выра­ батывают большой и разнообразный ассортимент продук­ тов, значительная часть которых не может передаваться по продуктопроводам (мазут, смазочные масла и др.) ввиду пх высокой вязкости. В результате приходится до­ ставлять пх потребителям более дорогими видами транс­ порта: железнодорожным пли водным. Перевозка нефте­ продуктов, например, железнодорожным транспортом тре­ бует значительного количества металлических цистерн, которые к тому же в обратном направлении идут порож­ няком, так как их нечем загрузить.

Технико-экономические расчеты показывают, что бо­ лее выгодно перекачивать сырую нефть по трубопроводу и перерабатывать ее на нефтезаводах, размещенных в районе потребления нефтепродуктов, чем в местах до­ бычи сырой нефти. Экономия от этого на транспортировке нефтегрузов по всей территории СССР измеряется в на­ стоящее время сотнями миллионов рублей. Поскольку


приближение пунктов переработки нефти к местам по­ требления нефтепродуктов снижает уровень транспортных расходов на перевозку нефтегрузов, центры нефтеперера­ батывающей промышленности (нефтезаводы) в СССР

размещаются с учетом этого обстоятельства.

Колебания в транспортных издержках по доставке сырой нефти на нефтеперерабатывающие заводы ввиду наличия локальных районов добычи нефти и экономиче­ ской целесообразности размещения нефтезаводов ближе к широкому кругу потребителей бывают весьма значи­ тельными.

Наиболее низкие издержки по транспортировке тонны сырой нефти при реализации ее перерабатывающим заво­ дам, расположенным непосредственно в местах добычи (к Урало-Волжском районе, Азербайджане и др.), а наи­ более высокие — при реализации этой нефти в отдален­ ные районы, где местная добыча нефти или вообще от­ сутствует, пли не обеспечивает полностью загрузку мощ­ ностей нефтезавода (Восточная Сибирь, Дальний Восток). Так, затрать: по доставке тонны сырой нефти железнодо­ рожным транспортом из Татарин нефтезаводам УралоВолжского района примерно в 20 раз ниже, чем в Хаба­ ровский край.

В то же время в ряде случаев бывает нецелесообразно* перевозить сырье на дальнее расстояние, так как могут иметь место значительное уменьшение его объема или ухудшение качества в пути, а также возникать дополни­ тельные транспортные издержки в связи с перевозкой балласта (различных отходов, которые не могут быть ис­ пользованы для потребления). В таких случаях предприя­ тия перерабатывающей промышленности строятся в не­ посредственной близости от источников сырья (предприя­ тия, перерабатывающие руду, цементные заводы).

Неодинаковая удаленность от пунктов завоза средств, производства и сбыта собственной готовой продукции обус­ ловливает различный уровень транспортных расходов на предприятиях одной и той же отрасли, величина которых не зависит от усилий производственных коллективов этих предприятий.

Различный уровень транспортных расходов на пред­ приятиях может возникнуть также в связи с использо­ ванием разных видов транспорта даже в случаях перево­ зок средств производства нлн собственной готовой цро-

3*

6?

дукцни иа равные расстояния. Так, например, доставка нефти иа нефтеперерабатывающие заводы по трубопрово­ дам обходится в несколько раз дешевле, чем ее перевозка по железной дороге ИЛИ водным путем.

Более выгодное месторасположениеотдельных пред­ приятий по отношению к пунктам завоза средств произ­ водства пли пунктам сбыта собственной готовой продук­ ции обеспечивает нм более низкий уровень транспортных издержек н получение добавочной прибыли, не завися­ щей от их деятельности.

Добавочная прибыль и повышенная рентабельность предприятий отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности могут быть обусловлены также влия­ нием ценпового фактора в случаях установления цен па основе издержек производства более высоких, чем сред­ ние (отраслевые, зональные).

Такая прибыль,- как уже отмечалось выше, обра­ зуется в отраслях нефтяной и газовой промышленности в связи с необходимостью установления экономически обоснованных цен на нефть и газ с ценами на уголь.

В этом случае образуется не только внутриотрасле­ вой, но и межотраслевой дифференциальный доход, ко­ торый изымается в бюджет в форме фиксированных пла­ тежей. Ставки этих платежей были определены в 1967 г.

для нефтепромыслов в пределах от 70

кон. до 14 руб. за

тонну реализуемой сырой нефти, а для

газопромыслов —

от 1 р. 50 к. до 12 руб. за 1000 .м3.

 

В связи с тем, что формирование новых оптовых цен, введенных с 1967 г., происходило под воздействием но­ вого показателя рентабельности, определяемого как от­ ношение прибыли к стоимости основных и оборотных

производственных фондов, в ряде отраслей

обрабаты­

вающей промышленности (особенно в легкой н

пище­

вой) возникла необходимость в установлении

цен,

в ос­

нову которых должны быть положены издержки произ­ водства продукции более высокие, чем среднеотраслевые.

Такая

необходимость была обусловлена

спецификой

указанных

отраслей

(низкой

фондоемкостью,

структурой

и скоростью оборота

производственных фондов) и как

следствие — определенными

соотношениями

стоимости

производственных фондов п текущих затрат на производ­ ство. В отраслях тяжелой и легкой промышленности эти соотношения различны. Отрасли легкой и пищевой про-


мышлеппости располагают относительно малыми произ­

водственными фондами щш высоких

текущих

затратах

на производство, в результате чего

уровень

стоимости

этих фондов оказывается значительно Солее НИЗКИМ, чем

текущие затраты,

по

сравнению с

отраслями

тяжелой

промышленности,

где

наблюдается

обратное

соотноше­

ние.

 

 

 

 

Так, например, если в нефтедобывающей промышлен­ ности стоимость производственных фондов относится к объему годовых текущих производственных затрат как 10: 1, то в швейной промышленности это соотношение определяется как 1 : 7.

В последнем случае применение среднего норматива рентабельности, исчисленного как отношение прибыли к производственным фондам, привело бы к очень НИЗКОЙ рентабельности при исчислении ее как отношение при­ были к себестоимости. В таком случае при больших ко­ лебаниях размеров затрат по отдельным предприятиям появилось бы значительное число планово-убыточных предприятий.

Поэтому в отдельных отраслях легкой и пищевой про­ мышленности цены и рентабельность установлены на та­ ком уровне, который позволил резко сократить число пла­ ново-убыточных предприятий, что в свою очередь создало нормальные хозрасчетные условия для перевода этих предприятий на работу по новой системе планирования

иэкономического стимулирования.

Вто время как в отраслях тяжелой промышленности рентабельность производства продукции в болышгастве

случаев установлена в размере 15%, в отраслях легкой и пищевой промышленности она достигает 30—35%, в результате на многих предприятиях этих отраслей воз­

никла

добавочная прибыль по причинам, не зависящим

от их

деятельности.

Например, при переводе предприятий шерстяной про­ мышленности на новый порядок хозяйствования установ­

ление

рентабельности

в целом

по отрасли в размере 15%

к производственным

фондам

(что

составляло бы

около

3 % к

себестоимости)

привело

бы

к образованию

значи­

тельного количества убыточных пли малорентабельных предприятий.

Поэтому уровень рентабельности при утверждении но­ вых оптовых цен в этой отрасли был заложен в размере