Файл: Афремов В.М. Фиксированные платежи в промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

за кредит. Необоснованное увеличение уровня платы за фонды может снизить заинтересованность предприятия в приобретении новой техники, привести к разрыву между этой платой и процентом за пользование кредитом на но­ вую технику (т. е. сделает процент за кредит относи­ тельно более дешевым), что в свою очередь будет спо­ собствовать нерациональному вовлечению в оборот кре­ дитных ресурсов и т. п.

Фиксированные платежи (если пх введение эконо­ мически обоснованно) ведут к соответствующему уве­ личению доли платы за фонды и сокращению удельного веса расчетной прибыли в составе балансовой прибыли предприятий. При этом общая величина прибыли и уро­ вень общей рентабельности, а также сумма платежей в бюджет не меняются. В связи с этим косвенно про­ исходит повышение стимулирующей роли платы за фонды, что особенно важно тогда, когда размеры этой платы нельзя увеличивать непосредственно.

Так, с введением фиксированных платежей в нефте­ добывающей промышленности соотношение между рас­ четной прибылью и платой за фонды в составе балан­ совой прибыли определилось как 3,5 : 1 вместо 5,4: 1, т. е. сократилось в 1,5 раза; в газодобываютцей промыш­

ленности

это соотношение

соответственно

определилось

как 12: 1

вместо 20,7: 1, т.

е. сократилось

в 1,7 раза.

Это дало возможность значительно усилить стимулирую­ щую роль платы за фонды, а следовательно, повысить заинтересованность предприятий в более эффективном использовании производственных фондов в этих отрас­ лях.

В связи с введением нового порядка образования и расходования фондов поощрения на 1971—1975 гг.1 воз­ никает вопрос о роли, месте и функциях фиксированных платежей в новых условиях.

Согласно этому порядку министерства (ведомства) предусматривают в пределах утвержденных им сумм фопдов поощрения в целом объединениям и непосред­ ственно подчиненным предприятиям и организациям

1 См. Основные положення об образовании и расходовании фонда материального поощрения и фонда социально-культурных мероприятий н жилищного строительства на 1971—1975 гг. — «Эко­ номическая газета», 1972, № 23, с. 15—16.

плановые суммы фондов

поощрения

на пятилетний

срок с распределением по

годам. Эти

суммы опреде­

ляются по плану пятилетки независимо от уровня раз­ личных фондообразующих показателей (объем продук­ ции, производительность труда, рентабельность). Тем самым практически исключается возможность образовы­ вать групповые нормативы. отчислений в указанные фонды. Только в случаях принятия уточненного плана

или в зависимости

от фактического

выполнения годо­

вого плана размер отчислений в поощрительные

фонды

предприятий

может

быть изменен

(увеличен,

умень­

шен) .

 

 

 

 

 

Установлено, что изменения фондов поощрения, пре­

дусмотренных в пятилетке, в зависимости

от

степени

выполнения

годовых

планов производятся

по

уровню

расчетной рентабельности, а при принятии уточненных

годовых

планов — по

уровню

общей

рентабельности.

Если же

промышленные

министерства

утверждают пред­

приятиям

в пятилетних

планах

показатель — расчетная

рентабельность, то изменения

(увеличение, уменьше­

ние) указанных фопдов производятся в зависимости от улучшения (ухудшения) этого показателя.

Следовательно, на стадии принятия уточненных го­ довых планов, при оценке деятельности предприятий по

уровню общей рентабельности, в случаях,

если мини­

стерства в пятилетке не будут утверждать

предприя­

тиям оценочный показатель — расчетную

рентабель­

ность, фиксированные платежи выпадают из механизма

формирования

размеров

отчислений в фонды

поощре­

ния.

 

 

 

Величина

прибыли и

рентабельности, по

которым

будут оцениваться деятельность предприятий и опреде­ ляться сумма дополнительного увеличения (снижения) отчислений в указанные фонды, в таких случаях не ис­ ключает влияния факторов, не зависящих от коллекти­

вов предприятий, что поведет к искажению этой

оценки

и необоснованным размерам фондов поощрения.

 

Оценка деятельности предприятия по уровню расчет­

ной, а не общей рентабельности и

соответствующая

этому сумма отчислений от прибыли

в

поощрительные

фонды представляется

экономически

более

обоснован­

ной, так как при этом

(после изъятия

в

бюджет

фикси­

рованного платежа) предприятие оценивается

по

уровню



прибыли, зависящей от усилий его производственного коллектива.

Отсекая прибыль, не зависящую от усилий производ­ ственных коллективов предприятий, регулируя уровень расчетной прибыли и расчетной рентабельности и ока­ зывая тем самым определенное воздействие па размер отчислений в фонды поощрения, введение фиксирован­ ного платежа позволяет правильно оценивать работу предприятия, укрепляет принципы хозрасчета и распре­ деления по труду, стимулирует повышение эффектив­ ности производства. Это в свою очередь обусловливает целесообразность применения для оценки работы и пре­ мирования предприятий показателей — расчетная при­ быль и расчетная рентабельность. Именно они должны являться критерием оценки работы предприятия н опре­ делять величину отчислении в фонды экономического стимулирования. Если же на стадии принятия уточнен­ ных годовых планов исходить из оценки по уровню общей рентабельности, то предприятия могут получить

необоснованные суммы

отчислений

в

фонды поощре­

ния.

 

 

 

 

В связи

с этим представляется

целесообразным ис­

пользовать

показатель

«расчетная

рентабельность»

(и вводить фиксированные платежи там, где есть эко­ номическая основа для их введепия) в процессе образо­ вания фондов поощрения на стадии принятия уточнен­ ных годовых планов, что позволит установить более тес­ ную связь фиксированных платежей с системой фондов поощрения предприятий и более обоснованно подойти к формированию этих фондов.

Связь фиксированного платежа и размеров отчисле­ ний в поощрительные фонды через уровень расчетной рентабельности на стадии принятия уточненного годо­ вого плана может быть осуществлена следующим обра­ зом.

Предположим, что стабильный норматив отчислений в эти фонды за один 'Процент расчетной рентабельности определен на основе фактических данных 1970 г. в раз­ мере одной тысячи рублей и что данному предприятию пятилетним планом с распределением по годам пяти­ летки утверждено задание по уровню расчетной рен­

табельности в

размере 20%. Предприятие

факти­

чески добивается

повышения уровпя расчетной

рента-


белъпостн на четыре пункта (24% вместо 2 0 % по плану).

Если данное предприятие берет уточненный годовой план (например, плановое задание по уровню расчетной

рентабельности не 20%,

а 22%) и

перевыполняет его

па 2%,.т. е. фактически

этот уровень

составляет 24%,то,

исходя из действующего порядка образования фондов материального поощрения, оно получит:

1)

за

принятие и выполнение повышенного зада-

пня — по

стабильному нормативу,

т.

е. по 1

тыс. руб.,"

 

 

1 тыс. руб. X

22 — 22 тыс. руб.;

 

2)

за

перевыполнение

плана

на

2% — по

стабиль­

ному нормативу, пониженному на 30%, т. е. по 0,7 тыс. руб.,.

 

0,7 тыс. руб. X

2

=

1,4 тыс.

руб.;

 

3) итого

отчислений 23,4

тыс. руб.

(22,0

тыс. руб. -f-

-f-1,4 тыс. руб.).

 

 

 

 

 

Если же

годовой план

не

выполняется,

то отчисле­

ния в фонды материального поощрения соответственно снижаются.

Следовательно, при 'новом порядке сохраняется опре­ деленная связь и зависимость между фиксированными платежами и отчислениями в фонды поощрения, кото­ рая может проявляться на различных' стадиях формиро­ вания размеров этих фондов.

В результате этого фиксированный платеж и в новых условиях фондообразования может играть определенную роль и иметь действенное значение, осуществляя функцию относительного выравнивания рентабельности при фор­ мировании фондов поощрения и другие присущие ему функции.

Индивидуальный стабильный норматив отчислений за процент (пункт) расчетной рентабельности позволяет относительно выравнивать объективные различия в уровнях рентабельности предприятий по данным базис­ ного года, т. е. года, предшествовавшего пятилетнему плану (потенциально), что реально воплощается в кон­ кретные величины в дальнейшем на стадиях' принятия уточненных годовых планов и фактического выполнения пятилетних и уточненных годовых планов.


3. Границы фиксированных платежей

Важной п актуальной практической задачей яв­ ляется установление оптимальных, экономически обосно­ ванных размеров фиксированных платежей, вносимых в бюджет отдельными промышленными предприятиями. Занижение пли завышение их уровня в одинаковой сте­ пени может ослаблять хозяйственный расчет и стимулы повышения эффективности производства.

Прежде всего требуется определить нижнюю и верх­ нюю границы необходимого уровня прибыли и рента­ бельности, лимитирующих размер фиксированных пла­ тежей в бюджет по отдельным предприятиям внутри отрасли, а также установить предел возможных откло­ нений от этого уровня.-

Размер фиксированных платежей в бюджет для пред­ приятий может быть определен как в зависимости от уровня их общей рентабельности (отношение балансовой

прибыли

к стоимости

производственных

фондов), так и

от массы

прибыли (ее

абсолютной величины).

Большинство советских экономистов

считают, ЧТО

уровнем общей рентабельности (низшей границей), превышение которого является основанием для введения фиксированного плате?ка, должен быть средний отрас­ левой (групповой) ее уровень. Другие утверждают, что для всех без исключения предприятий введение фикси­ рованных платежей возможно лишь в тех случаях, когда среднеотраслевой уровень рентабельности превы­ шен пе менее чем в 1,5 раза1 . Третьи предлагают не устанавливать какого-либо предела рентабельности, выше которого вся прибыль вносится в бюджет в виде фикси­ рованных платежей, и считают даже возможным введе­ ние этих платежей н при рентабельности более низкого уровня, чем средний отраслевой (подотраслевой, груп­ повой) 2 .

В действующей практике размер фиксированных пла­ тежей по отдельным предприятиям исчисляется следую­ щим образом. За исходную основу (нижнюю границу),

' См. В и х л я е в

А., Г у с а р о в

А.

Выравнивание

условий

хозяйствования. — «Экономическая газета»,

1967,

№ 13, с.

22.

2 См. С и т н и н

Вс. Регулирование

уровней

внутриотраслевой

рентабельности. — «Финансы СССР», 1968, № 2, с. 53.