Файл: Афремов В.М. Фиксированные платежи в промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
за кредит. Необоснованное увеличение уровня платы за фонды может снизить заинтересованность предприятия в приобретении новой техники, привести к разрыву между этой платой и процентом за пользование кредитом на но вую технику (т. е. сделает процент за кредит относи тельно более дешевым), что в свою очередь будет спо собствовать нерациональному вовлечению в оборот кре дитных ресурсов и т. п.
Фиксированные платежи (если пх введение эконо мически обоснованно) ведут к соответствующему уве личению доли платы за фонды и сокращению удельного веса расчетной прибыли в составе балансовой прибыли предприятий. При этом общая величина прибыли и уро вень общей рентабельности, а также сумма платежей в бюджет не меняются. В связи с этим косвенно про исходит повышение стимулирующей роли платы за фонды, что особенно важно тогда, когда размеры этой платы нельзя увеличивать непосредственно.
Так, с введением фиксированных платежей в нефте добывающей промышленности соотношение между рас четной прибылью и платой за фонды в составе балан совой прибыли определилось как 3,5 : 1 вместо 5,4: 1, т. е. сократилось в 1,5 раза; в газодобываютцей промыш
ленности |
это соотношение |
соответственно |
определилось |
как 12: 1 |
вместо 20,7: 1, т. |
е. сократилось |
в 1,7 раза. |
Это дало возможность значительно усилить стимулирую щую роль платы за фонды, а следовательно, повысить заинтересованность предприятий в более эффективном использовании производственных фондов в этих отрас лях.
В связи с введением нового порядка образования и расходования фондов поощрения на 1971—1975 гг.1 воз никает вопрос о роли, месте и функциях фиксированных платежей в новых условиях.
Согласно этому порядку министерства (ведомства) предусматривают в пределах утвержденных им сумм фопдов поощрения в целом объединениям и непосред ственно подчиненным предприятиям и организациям
1 См. Основные положення об образовании и расходовании фонда материального поощрения и фонда социально-культурных мероприятий н жилищного строительства на 1971—1975 гг. — «Эко номическая газета», 1972, № 23, с. 15—16.
плановые суммы фондов |
поощрения |
на пятилетний |
срок с распределением по |
годам. Эти |
суммы опреде |
ляются по плану пятилетки независимо от уровня раз личных фондообразующих показателей (объем продук ции, производительность труда, рентабельность). Тем самым практически исключается возможность образовы вать групповые нормативы. отчислений в указанные фонды. Только в случаях принятия уточненного плана
или в зависимости |
от фактического |
выполнения годо |
|||
вого плана размер отчислений в поощрительные |
фонды |
||||
предприятий |
может |
быть изменен |
(увеличен, |
умень |
|
шен) . |
|
|
|
|
|
Установлено, что изменения фондов поощрения, пре |
|||||
дусмотренных в пятилетке, в зависимости |
от |
степени |
|||
выполнения |
годовых |
планов производятся |
по |
уровню |
расчетной рентабельности, а при принятии уточненных
годовых |
планов — по |
уровню |
общей |
рентабельности. |
Если же |
промышленные |
министерства |
утверждают пред |
|
приятиям |
в пятилетних |
планах |
показатель — расчетная |
|
рентабельность, то изменения |
(увеличение, уменьше |
ние) указанных фопдов производятся в зависимости от улучшения (ухудшения) этого показателя.
Следовательно, на стадии принятия уточненных го довых планов, при оценке деятельности предприятий по
уровню общей рентабельности, в случаях, |
если мини |
стерства в пятилетке не будут утверждать |
предприя |
тиям оценочный показатель — расчетную |
рентабель |
ность, фиксированные платежи выпадают из механизма
формирования |
размеров |
отчислений в фонды |
поощре |
ния. |
|
|
|
Величина |
прибыли и |
рентабельности, по |
которым |
будут оцениваться деятельность предприятий и опреде ляться сумма дополнительного увеличения (снижения) отчислений в указанные фонды, в таких случаях не ис ключает влияния факторов, не зависящих от коллекти
вов предприятий, что поведет к искажению этой |
оценки |
||||
и необоснованным размерам фондов поощрения. |
|
||||
Оценка деятельности предприятия по уровню расчет |
|||||
ной, а не общей рентабельности и |
соответствующая |
||||
этому сумма отчислений от прибыли |
в |
поощрительные |
|||
фонды представляется |
экономически |
более |
обоснован |
||
ной, так как при этом |
(после изъятия |
в |
бюджет |
фикси |
|
рованного платежа) предприятие оценивается |
по |
уровню |
прибыли, зависящей от усилий его производственного коллектива.
Отсекая прибыль, не зависящую от усилий производ ственных коллективов предприятий, регулируя уровень расчетной прибыли и расчетной рентабельности и ока зывая тем самым определенное воздействие па размер отчислений в фонды поощрения, введение фиксирован ного платежа позволяет правильно оценивать работу предприятия, укрепляет принципы хозрасчета и распре деления по труду, стимулирует повышение эффектив ности производства. Это в свою очередь обусловливает целесообразность применения для оценки работы и пре мирования предприятий показателей — расчетная при быль и расчетная рентабельность. Именно они должны являться критерием оценки работы предприятия н опре делять величину отчислении в фонды экономического стимулирования. Если же на стадии принятия уточнен ных годовых планов исходить из оценки по уровню общей рентабельности, то предприятия могут получить
необоснованные суммы |
отчислений |
в |
фонды поощре |
|
ния. |
|
|
|
|
В связи |
с этим представляется |
целесообразным ис |
||
пользовать |
показатель |
«расчетная |
рентабельность» |
(и вводить фиксированные платежи там, где есть эко номическая основа для их введепия) в процессе образо вания фондов поощрения на стадии принятия уточнен ных годовых планов, что позволит установить более тес ную связь фиксированных платежей с системой фондов поощрения предприятий и более обоснованно подойти к формированию этих фондов.
Связь фиксированного платежа и размеров отчисле ний в поощрительные фонды через уровень расчетной рентабельности на стадии принятия уточненного годо вого плана может быть осуществлена следующим обра зом.
Предположим, что стабильный норматив отчислений в эти фонды за один 'Процент расчетной рентабельности определен на основе фактических данных 1970 г. в раз мере одной тысячи рублей и что данному предприятию пятилетним планом с распределением по годам пяти летки утверждено задание по уровню расчетной рен
табельности в |
размере 20%. Предприятие |
факти |
чески добивается |
повышения уровпя расчетной |
рента- |
белъпостн на четыре пункта (24% вместо 2 0 % по плану).
Если данное предприятие берет уточненный годовой план (например, плановое задание по уровню расчетной
рентабельности не 20%, |
а 22%) и |
перевыполняет его |
па 2%,.т. е. фактически |
этот уровень |
составляет 24%,то, |
исходя из действующего порядка образования фондов материального поощрения, оно получит:
1) |
за |
принятие и выполнение повышенного зада- |
||||
пня — по |
стабильному нормативу, |
т. |
е. по 1 |
тыс. руб.," |
||
|
|
1 тыс. руб. X |
22 — 22 тыс. руб.; |
|
||
2) |
за |
перевыполнение |
плана |
на |
2% — по |
стабиль |
ному нормативу, пониженному на 30%, т. е. по 0,7 тыс. руб.,.
|
0,7 тыс. руб. X |
2 |
= |
1,4 тыс. |
руб.; |
|
3) итого |
отчислений 23,4 |
тыс. руб. |
(22,0 |
тыс. руб. -f- |
||
-f-1,4 тыс. руб.). |
|
|
|
|
|
|
Если же |
годовой план |
не |
выполняется, |
то отчисле |
ния в фонды материального поощрения соответственно снижаются.
Следовательно, при 'новом порядке сохраняется опре деленная связь и зависимость между фиксированными платежами и отчислениями в фонды поощрения, кото рая может проявляться на различных' стадиях формиро вания размеров этих фондов.
В результате этого фиксированный платеж и в новых условиях фондообразования может играть определенную роль и иметь действенное значение, осуществляя функцию относительного выравнивания рентабельности при фор мировании фондов поощрения и другие присущие ему функции.
Индивидуальный стабильный норматив отчислений за процент (пункт) расчетной рентабельности позволяет относительно выравнивать объективные различия в уровнях рентабельности предприятий по данным базис ного года, т. е. года, предшествовавшего пятилетнему плану (потенциально), что реально воплощается в кон кретные величины в дальнейшем на стадиях' принятия уточненных годовых планов и фактического выполнения пятилетних и уточненных годовых планов.
3. Границы фиксированных платежей
Важной п актуальной практической задачей яв ляется установление оптимальных, экономически обосно ванных размеров фиксированных платежей, вносимых в бюджет отдельными промышленными предприятиями. Занижение пли завышение их уровня в одинаковой сте пени может ослаблять хозяйственный расчет и стимулы повышения эффективности производства.
Прежде всего требуется определить нижнюю и верх нюю границы необходимого уровня прибыли и рента бельности, лимитирующих размер фиксированных пла тежей в бюджет по отдельным предприятиям внутри отрасли, а также установить предел возможных откло нений от этого уровня.-
Размер фиксированных платежей в бюджет для пред приятий может быть определен как в зависимости от уровня их общей рентабельности (отношение балансовой
прибыли |
к стоимости |
производственных |
фондов), так и |
от массы |
прибыли (ее |
абсолютной величины). |
|
Большинство советских экономистов |
считают, ЧТО |
уровнем общей рентабельности (низшей границей), превышение которого является основанием для введения фиксированного плате?ка, должен быть средний отрас левой (групповой) ее уровень. Другие утверждают, что для всех без исключения предприятий введение фикси рованных платежей возможно лишь в тех случаях, когда среднеотраслевой уровень рентабельности превы шен пе менее чем в 1,5 раза1 . Третьи предлагают не устанавливать какого-либо предела рентабельности, выше которого вся прибыль вносится в бюджет в виде фикси рованных платежей, и считают даже возможным введе ние этих платежей н при рентабельности более низкого уровня, чем средний отраслевой (подотраслевой, груп повой) 2 .
В действующей практике размер фиксированных пла тежей по отдельным предприятиям исчисляется следую щим образом. За исходную основу (нижнюю границу),
' См. В и х л я е в |
А., Г у с а р о в |
А. |
Выравнивание |
условий |
|
хозяйствования. — «Экономическая газета», |
1967, |
№ 13, с. |
22. |
||
2 См. С и т н и н |
Вс. Регулирование |
уровней |
внутриотраслевой |
||
рентабельности. — «Финансы СССР», 1968, № 2, с. 53. |
|