Файл: Афремов В.М. Фиксированные платежи в промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
33,7% к производственным фондам, или 6,6% к себе стоимости. При таком уровне цеп ликвидируются убыточ
ные предприятия. На 81 предприятии |
(пли |
73,7% от |
|
общего числа |
предприятии шерстяной |
промышленности, |
|
учтенных при |
введении новых оптовых |
цен) |
рентабель |
ность к фондам составит более 40%, рентабельность, пре вышающая среднеотраслевую в 1,5 раза, возникает при мерно у половпиы предприятий, а более чем в два раза — у 13 предприятий (или 12% от их общего количества), что создало основу для введения фиксированных плате жей в этой отрасли.
Наряду с вышеизложенными могут быть н другие факторы, обусловливающие необходимость введения фик сированных платежей в отраслях обрабатывающей про мышленности.
По своему экономическому содержанию фиксирован ные платежи в отраслях добывающей и обрабатывающей промышленности ие одинаковы. Их различия прояв ляются главным образом в характере н особенностях
факторов, обусловливающих |
введение этих |
платежей и |
положенных в их основу. |
|
|
Имеются диаметрально |
противоположные |
тенденции |
действия разных факторов |
с точки зрения |
их влияния |
на уровень затрат на производство продукции предприя тий разлпчпых отраслей промышленности.
Под влиянием природных (невоспроизводимых) фак торов в отраслях добывающей промышленности даже са мое богатое месторождение постепенно вырабатывается, ухудшаются условия добычи, что ведет к еннжепню про изводительности труда, возрастанию себестоимости еди ницы продукции.
Что касается зависящих от общества воспроизводимых факторов, то их влияние на себестоимость продукции про является в обратном направлении. Так, по мере осу ществления технического прогресса, внедрения более эф фективной техники и технологии производства н др. себестоимость единицы продукции, как правило, сни жается.,
Факторы, зависящие от природы, носят более длитель ный устойчивый характер, что определяет большую ста бильность в получении отдельными предприятиями доба вочной прибыли (дифференциальных рентных доходов) > обусловленной этнмп факторами.
В отличие от природных факторов зависящие от об щества факторы подвержены более активным измене ниям, связанным с постоянным развитием материаль но-технической базы, расширением возможностей техни ческого перевооружения всех отраслей промышленности, и в конечном счете носят кратковременный характер. Поэтому относительно высокая прибыль и рентабель ность, обусловленные этими факторами, бывают, как пра вило, кратковременными.
Различаясь по своей экономической сущности, фикси рованные платежи, обусловленные различиями техникоэкономического порядка, в то же время сходны с фикси рованными (рентными) платежами, связанными с при родными факторами. И те и другие платежи являются частью добавочной прибыли промышленных предприятий, обусловленной благоприятными факторами, не завися щими от пх деятельности, и призваны выполнять сходные экономические функции — относительно выравнивать объ ективные внутриотраслевые колебания в уровнях рента бельности предприятий, создавая тем самым необходи мые условия для нормального функционирования новой системы экономического стимулирования. Эта общность позволяет рассматривать оба вида платежей в единой си стеме фиксированных платежей в бюджет.
Таким образом, в отраслях обрабатывающей промыш ленности пет прочной экономической основы для возник новения дохода, имеющего устойчивый и постоянно дей ствующий характер^ аналогично дифференциальному доходу, имеющему рентное происхождение. Однако в каж дый определенный период времени техинко-экономнческпе различия в условиях производства отдельных отрас лей обрабатывающей промышленности существуют, яв ляются относительно устойчивыми, пх нельзя игнориро вать в практике. Они как бы фиксируются в условиях производства отдельных предприятий и оказывают пря мое воздействие на уровень их индивидуальных издержек, прибыли и рентабельности.
Хотя добавочная прибыль, полученная благодаря дей ствию технико-экономических факторов, не зависящих от усилий производственных коллективов, не носит рентного характера, она не является и заслугой предприятия и, естественно, должна быть отделена от общей прибыли. Это и создает экономическую основу для введения фик-
сіфоваїшьіх платежей в отраслях обрабатывающей про мышленности.
Таким образом, значительные колебания в затратах па добычу, транспортировку, переработку и потребление продукции, сохраняющиеся в течение длительного вре мени, выдвигают очень важную практическую задачу нейтрализации влияния различных, не зависящих от дея тельности предприятий благоприятных факторов на ре зультаты их фішаисово-хозяйствеїшой деятельности, так как только при этом можно обеспечить правильное соблю дение принципов хозрасчета и распределения по труду. Эта задача может быть решена путем изъятия в форме фиксированных платежей в бюджет добавочной прибыли, не зависящей от деятельности предприятий, в отраслях добывающей п обрабатывающей промышленности.
2. Функции фиксированных платежей
Введение фиксированных платежеві в бюджет обус ловливает выполнение ими одновременно целого ряда эко номических функций: распределительной, регулирующей и стимулирующей.
Распределительная функция является основной. В этой ролп фиксированные платежи обеспечивают распре деление между предприятием п бюджетом прибыли, не за висящей от усилий производственного коллектива. Оказы вая воздействие на установление определенных пропорций в распределении балансовой прибыли между предприя тием и бюджетом, фиксированные платежи могут способ ствовать укреплению принципов хозрасчета, распределе ния по труду и материального стимулирования, а также ускорению технического прогресса и повышению эффек тивности производства.
Регулирующую функцию фиксированные платежи мо гут выполнять в тех случаях, когда оценка деятельности предприятий н соответственно размер отчислений в фонды поощрения1 устанавливаются в зависимости от уровня расчетной рентабельности, определяемой как отношение расчетной прибыли (балансовой прибыли, за вычетом
1 Имеются в виду фонд материального поощрения и фонд со циально-культурных мероприятий и жилищного строительства.
платы за фонды, фиксированных платежей п процентов за банковский кредит) к стоимости основных фондов и оборотных средств. При этом они используются для вы равнивания объективных колебаний, в уровнях рента бельности предприятий внутри отрасли (подотрасли, группы) с целью создания относительно равных эко номических условии при образовании фондов поощре ния.
Как было отмечено выше, при действующих в отрас лях промышленности единых оптовых (отраслевых, тер риториальных) цепах и разных индивидуальных затра тах на производство одноименной продукции неизбежно возникают различия в уровнях получаемой прибыли и рентабельности предприятий.
Значительные колебания в уровнях рентабельности промышленных предприятий внутри отрасли затрудняют объективную оценку результатов их хозяйственной дея тельности, ставят эти предприятия в неравные экономи ческие условия при образовании фондов поощрения, что ослабляет принципы материальной заинтересованности и хозрасчета. Отсюда в целях относительного выравнивания экономических условий работы отдельных предприятий возникает необходимость регулирования внутриотрасле-- вой рентабельности промышленных предприятий, выпу скающих однородную продукцию.
Проблема состоит в том, чтобы создать объективно равные условия для соизмерения результатов работы кол лективов предприятий с их непосредственными затратами и усилиями, установить такой уровень рентабельности, который отражал бы действительные результаты деятель ности предприятий. Эта проблема имеет исключительно важное значение и требует правильного экономического решения.
Речь идет не о каком-то механическом выравнивании и создании единого уровня рентабельности для всех пред приятий данной отрасли независимо от того, какими фак торами вызваны различия в уровнях их индивидуальной рентабельности. Определенные различия в рентабель ности производства однородной продукции в тех случаях, когда они отражают разный уровень организации произ водства и труда, разпую степень использования производ ственных фондов на предприятии, вполне правомерны. Они - свидетельствуют об эффективности работы отдель-
ных предприятии и являются осповаипем для дифферен цированных отчислении в фонды поощрения.
Но в тех случаях, когда колебания внутриотраслевой рентабельности вызваны действием факторов, не завися щих от деятельности предприятий, необходимо нейтрали зовать это действие, отсечь ту часть прибыли, образова ние которой не определяется затратами усилий самих предприятий, что является одной из важных предпосы лок последовательного внедрения полного хозяйственного расчета на предприятиях и обеспечения эффективного действия всего механизма экономического стимулирова ния в новых условиях. Для этого целесообразно использо вать фиксированные платежи.
При введении новой системы планирования и экономи ческого стимулирования (с 1966 г.) предприятиям рента бельность была утверждена в двух видах: общая и расчет ная. По уровню расчетной рентабельности определялись нормативы отчислений, а также фактические суммы взно сов в фонды поощрения предприятий. Таким образом, фиксированные платежи через уровень расчетной рента бельности оказывали непосредственное воздействие на ве личину указанных фондов по плану п фактически. Это обстоятельство и позволило широко использовать фикси рованные платежи для регулирования расчетной рента бельности в целях создания более равных экономических условии для материального стимулирования, повышения эффективности производства на отдельных предприятиях внутри отрасли.
На основе использования регулирующей функции фик сированных платежей стало возможным создавать груп повые отраслевые нормативы отчислений в фонды поощ рения предприятий. Разработка и применение таких нор мативов обеспечивали необходимые равные экономиче ские -условия образования указанных фондов для целой группы предприятий данной отрасли.
Отсюда п возникла проблема использования фиксиро ванных платежей для относительного выравнивания уров ней расчетной рентабельности отдельных предприятий в целях применения групповых (отраслевых) нормативов отчислений в фонды поощрения.
Введение фиксированных платежей позволяет обеспе чить установление такого уровня рентабельности по каж дому предприятию, который создавал бы возможность
примерно рапного «взвешивания» действительных резуль татов деятельности предприятий и одинаковой меры об разования у них указанных фондов.
Это положение показано-на условном примере данных таблицы 4:
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 4 |
|
|
|
|
|
|
|
(в |
тыс. руб.) |
|
|
|
|
|
|
Предприятия |
|
|
|
Исходные показатели |
А |
Б |
в |
||
|
|
|
|
|
|||
1. |
Фонд |
зарплаты |
производственного |
300 |
300 |
300 |
|
|
|
|
|
|
|||
9 |
Фонд |
материального |
поощрения (10%) |
. 30 |
30 |
30 |
|
3. |
|
|
|
|
200 |
500 |
500 |
4. |
Стоимость |
производственных фондов |
1000 |
1000 |
1000 |
||
5. |
|
|
|
|
60 |
60 |
60 |
6. |
Расчетная |
прибыль |
(3 — 5 — 6 ) . . . . |
— |
— |
300 |
|
7. |
140 |
440 |
140 |
||||
8. |
Расчетная |
рентабельность (7 : 4), % |
14 |
44 |
14 |
9.Отчисления в фонд материального поощрения за каждый процент расчетнон рентабельности, предусмотренный
10. |
Увеличение расчетной рентабельности, |
2,1 |
0,7 |
2,1 |
||
|
|
|
||||
|
достигнутоп предприятиями |
за |
счет |
|
1 |
1 |
|
снижения себестоимости, % |
|
|
1 |
||
11. |
Дополнительные отчисления |
в |
фонд |
|
0,7 |
|
|
материального поощрения (9 X Ю) . . |
2,1 |
2,1 |
Из таблицы следует, что в результате выравнивания уровней расчетной рентабельности с помощью фиксиро ванного платежа предприятие В получило равную с пред приятием А возможность увеличения фонда материаль ного поощрения. В то же время предприятие Б вследствие высокой расчетной рентабельности отчислило дополни тельно в фонд материального поощрения (за один и тот же процент прироста этой рентабельности против базы) в 3 раза меньше средств, чем предприятие В.
Как свидетельствует практический опыт, в случаях введення фиксированных платежей в бюджет задача от носительного выравнивания расчетной рентабельности и построения групповых нормативов решалась довольно ус пешно.
Стимулирующая функция фиксированных платежей проявляется в том, что, способствуя выравниванию объ ективных колебаний в рентабельности предприятии внутри отрасли, они экономически стимулируют коллективы пред приятий в улучшении тех нлп иных технико-экономиче ских показателей производства. Стимулирующая роль этих платежей должна заключаться в том, чтобы после их «отсечения» путем ИЗЪЯТИЯ в бюджет определенной части прибыли предприятия сохранилось стремление про изводственных коллективов приводить в действие внут ренние резервы производства, быстрее внедрять повейшпе достижения пауки н техпнкн.
Устанавливая различные по уровню дифференциро ванные ставки фиксированных платежей по предприя тиям, а также применяя тот нлп иной способ исчисления и изъятия этих платежей в бюджет, можно достигнуть стимулирования роста объема производства, снижения себестоимости, увеличения прибыли, рационального ис пользования природных богатств, выполнения плана по ассортименту п др.
Введение фиксированных платежей может помочь в решении важной практической задачи — стимулировать эффективное использование основных и оборотных про изводственных фондов предприятии.
Новые условия хозяйствования в качестве одной из важнейших задач предполагают стимулирование заинте ресованности коллективов промышленных предприятий в наиболее эффективном использовании производственных фондов. С этой целью была введена плата за фонды, сти мулирующая роль которой в значительной мере опреде ляется ее удельным весом в общей сумме балансовой при были. Для того чтобы плата за фонды выполняла свою стимулирующую роль, ее доля в составе балансовой при были предприятия должна быть достаточно весомой. Не большой удельный вес этой платы и непомерно высокая доля расчетной прибыли в составе балансовой прибыли предприятия в условиях, когда размер отчислений в фонды поощрения определяется по уровню расчетной рентабельности, ведет к ослаблению зависимости между степенью использования производственных фондов и раз мерами фондов поощрения.
В отраслях и на предприятиях, переведенных на новые условия планирования н экономического стимулирования
)
производства, плата за фонды во многих случаях до сих пор не занимает определяющего места в финансах пред приятий. Ее удельный вес в составе балансовой прибыли, по сравнению с удельным весом расчетной прибыли, не значителен. Так, например, в 1970 г. в целом по промыш ленности доля платы за фонды в составе балансовой при были была примерно в 4,5 раза ниже, чем доля расчетной прибыли (соответственно 17 и 7 8 % ) .
Низкая доля платы за фонды в составе балансовой прибыли не стимулирует эффективного использования производственных фондов (не препятствует образованию на предприятиях излишних запасов сырья, материалов и оборудования, недоиспользованию производственных мощ ностей и т. п.), так как практически не оказывает какоголибо серьезного влияния на уровень расчетной прибыли и рентабельности предприятия, а следовательно, п на раз мер отчислений в фонды поощрения. Уровень расчетной прибыли н рентабельности оказывается в этих -случаях довольно высоким, что нередко приводит к необоснованно высоким отчислениям в фонды поощрения предприятий, в результате чего ослабляются хозрасчет и стимулы тех нического прогресса, снижается гарантированный доход бюджета.
Поэтому возникает задача установления определенного соответствия между размерами платы за фонды и расчет ной прибыли, т. е. прибыли, остающейся у предприятий (предназначенной на образование фондов предприятий, включая свободный остаток) после уплаты первоочеред ных взносов в бюджет (платы за фонды, процента за бан ковский кредит н фиксированных платежей). Эта задача в каждом конкретном случае может решаться либо непо средственно путем повышения норматива платы за фонды, либо косвенно — путем снижения размеров прибыли, на правляемой в свободный остаток.
Однако нормативы платы за фонды не могут устанав ливаться произвольно, механически, исходя лишь пз сло жившегося уровня рентабельности. Оин имеют внутриэкономические границы, за пределами которых ослабляется их стимулирующая функция н тормозится технический прогресс. Норматив этой платы должен быть увязан состоимостью производственных фондов и не превышать ко эффициента эффективности капитальных затрат, нахо диться в определенном соотношении с величиной платы