Файл: Афремов В.М. Фиксированные платежи в промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
Монополия на землю как |
на' |
объект собственности |
|
в СССР принадлежит государству. |
Существование |
этой |
|
монополии обусловлено "особой |
исторической ролью |
со |
циалистического государства как представителя интересов всех трудящихся, необходимостью централизации власти над землей с целью вытеснения частной собственности на землю, наиболее эффективного ее использования в ин тересах всего общества, что обусловливает принципиаль ное отличие монополии этого вида от капиталистической.
Согласно Конституции земля в СССР является все народным достоянием и предоставляется различным хозяйственным подразделениям (колхозам, совхозам, про мышленным предприятиям и др.) в бесплатное пользова ние. При этом земли сельскохозяйственного назначения закрепляются за колхозами и совхозами в бессрочное пользование, т. е. навечно, а земли промышленного на значения (например, пригодные для добычи различных полезных ископаемых) предоставляются предприятиям во временное пользование, на срок исчерпания месторож дения.
Указанные хозяйственные подразделения отделяются
от собственника земли |
(государства) |
как самостоятель |
ные товаропроизводители, используют |
предоставленную |
|
пм землю в соответствии |
с ее назначением, организуют на |
ней процесс производства продукции, осуществляют реа лизацию этой продукции. В связи с этим можно утверж дать, что о.ни обладают определенной монополией на землю как на объект хозяйства. Однако в СССР монопо лия на землю как на объект хозяйства имеет относитель ный характер.
При капитализме арендаторы земли обладают такой монополией абсолютно, поскольку осуществляют процесс производства продукции без какого-либо вмешательства со стороны земельного собственника, т. е. имеют неогра ниченные права при проведении указанного процесса.
В СССР процесс производства продукции происходит, как правило, при активном вмешательстве собственника земли — государства, которое вкладывает значительные денежные средства, внедряет достижения научно-техни
ческого прогресса, подготавливает кадры |
специалистов |
|||
и |
др., а также выполняет ряд |
функций по |
руководству |
|
и |
управлению (производством. В |
то же время |
определен |
|
ные производственные функции |
осуществляют |
непосред- |
2 В. М. Афремов |
33 |
ствеїіно сами хозяйственные подразделения (колхозы, сов хозы, промышленные предприятия), а потому они обла дают относительной хозяйственно-оперативной самостоя тельностью.
Такое разграничение функций между государством и указанными подразделениями является объективно необ ходимым. Общество (государство) в интересах успешного развития народного хозяйства, руководствуясь ленинским принципом демократического централизма, предоставляет своим хозяйственным организациям большие трава в об ласти использования государственного имущества, плани рования и руководства текущей деятельностью, набора работников и т. д. Правильное сочетание научного цен трализованного планового руководства и управления хо зяйством со стороны государства с широкой хозяйст венно-оперативной самостоятельностью хозяйственных подразделений в рамках единого государственного пла на — важное условие быстрого п гармоничного развития социалистического общества.
Несмотря на то, что объекты общенародной собствен ности (землю и другие средства производства) государ ство передает во владение и пользование, такая передача не превращает эти хозяйственные подразделения, как субъекты производственных отношений, или их коллек тивы в собственников средств производства и выпускае мой продукции, а также доходов от ее реализации. Этим собственником остается государство, как представитель всего общества в целом.
Хозяйственно-оперативная самостоятельность произ водителей продукции осуществляется в СССР в условиях наличия товарно-денежных отношений и действия си стемы хозяйственного расчета. Товарно-денежные и хоз расчетные отношения характеризуют народнохозяйствен ные связи, выражающие как единство социалистической экономики, так и относительную экономическую, финан совую обособленность хозяйственных подразделений. При этом определяющим является экономическое единство, а не обособленность, что обеспечивает первенство общегосу дарственных интересов.
Относительная экономическая обособленность самым тесным образом связана с действующими при социализме товарно-денежными отношениями (принципами эквива лентности и возмездности в этих отношениях, согласно
которым определенное количество труда в одной отрасли |
||
обменивается на равное его количество в другой отрасли), |
||
с хозяйственным |
расчетом (принципами |
самоокупаемости |
и материальной |
заинтересованности), т. |
е. с объективной |
необходимостью |
получения |
собственных |
денежных |
|
средств для |
осуществления |
воспроизводства, |
оплаты |
|
труда работников, |
их материального стимулирования, а |
|||
•следовательно, |
с 'несколько обособленными от |
интересов |
общества в целом интересами отдельных производствен ных коллективов.
Следовательно, в СССР колхозы, совхозы, промышлен ные предприятия обладают не монополией на землю как на объект хозяйства, а относительной хозяйственно-опе ративной самостоятельностью, экономической обособлен ностью от собственника земли и других средств производ ства — государства.
Наличие государственной монополии на землю как на объект собственности, хозяйственно-оперативной самостоя тельности и экономической обособленности колхозов, сов хозов, 'Предприятий объективно требует определенного рас пределения денежных доходов (в том числе и дифферен циального дохода) между государством (бюджетом) и хозяйственными подразделениями, т. е. возникновения определенных финансовых взаимоотношений по поводу этого распределения, по форме аналогичных капитали стическим рентным отношениям.
Как было отмечено выше, советские экономисты рас ходятся во мнении о том, что же является непосредствен ной причиной передачи дифференциального дохода в централизованный фонд государства (бюджет): право государства на землю как на объект собственности или действие при социализме закона распределения но
ТРУДУ-
Признание того положения, что государство изымает дифференциальный доход на основе действия закона распределения по труду, а не как собственник земли, по сути дела означает, что прп социализме не реализуется' право на получение дифференциального дохода (ренты)
как экономической формы земельной собственности.
Возникновение дифференциального дохода на пред приятиях, в колхозах и совхозах обусловлено тем, что социалистическое общество (государство) обеспечило эти хозяйственные подразделения земельными участками
2* |
35 |
или средствами производства |
'Повышенного |
качества. |
||
В связи с этим |
указанный доход |
является |
одновременно |
|
собственностью |
государства (общественным |
достоянием) |
||
п доходом, не зависящим от деятельности |
этих |
хозяйст |
||
венных подразделений. |
|
|
|
Повышенная производительность труда, образующая дифференциальный доход, не может быть основой для присвоения обусловленных этим выгод отдельными тру дящимися нлп группами трудящихся (производственнымц коллективами). Дифференциальный доход, который обусловлен повышением производительности труда, если она обеспечена обществом, а не особым качеством работы производственных коллективов, должен рсалпзовываться главным образом в интересах всего общества, а не тех производителей, которые были поставлены обществом в особо благоприятные условия работы. Отсюда вытекает и особенность распределения дифференциального дохода, необходимость его изъятия у производителей продукции на общественные нужды. Органом, аккумулирующим средства на общественные нужды в централизованный фонд, в СССР является государство, следовательно, оно имеет право на получение дифференциального дохода и получает его не только как собственник земли, но п в соответствии с законом распределения по труду.
Собственность на землю и на другие средства произ водства даст право Советскому государству на присвое ние всех денежных доходов хозяйственных подраздолешлп (в том числе и дифференциальных доходов), а закон распределения по труду позволяет государству изымать •в бюджет доходы, не зависящие от усилий производствен
ных |
коллективов |
(в |
том числе и |
не связанные |
с разли |
|||
ч и я м |
в качестве |
земельных |
участков), и |
обусловливает |
||||
объективную необходимость |
специального |
их |
обособле |
|||||
н и я |
и |
выделения |
из состава |
других |
денежных до |
|||
ходов. |
|
|
|
|
|
|
|
Очевидно, трудпо отдать предпочтение какой-то одной нз этих причин при объяснении права государства на по лучение дифференциального дохода. Они могут действо вать каждая самостоятельно. Например, можно предста вить, что в обществе вообще нет права собственности на землю, но действует закон распределения по труду, тогда государство может получать дифференциальный доход только согласно этому закону как орган, выпол-
нягощіш функцию аккумуляции доходов, не зависящих от усилий производственных коллективов. Или если предпо ложить, что в обществе не действует закоп распределения по труду, а государство обладает правом собственности на лучшие по качеству земельные участки (как это имеет место при капитализме), то дифференциальный доход бу дет изыматься только иа основании этого права.
Поэтому спор о том, какая из двух указанных причин (право собственности на землю или принцип закона рас пределения но труду) определяет необходимость поступ ления дифференциального дохода государству, представ
ляется |
необоснованным. |
Государство |
может получать |
||
этот |
доход одновременно |
как представитель всего |
обще |
||
ства |
(в |
том числе как |
собственник |
относительно |
луч |
ших участков земли, являющихся всенародным достоя-. ннем), а также как орган, аккумулирующий доходы, не зависящие от деятельности производственных коллекти вов.
Классики марксизма-ленинизма считали земельную ренту при капитализме экономической формой, реализа ции земельной собственности. Б СССР, где земли нахо дятся в собственности государства, присвоение дифферен циального дохода (ренты) также представляет собой экономическую форму реализации государственной собст венности па землю. Поэтому нельзя согласиться с утвер ждением пекоторых экономистов, будто при социализме государственная собственность на землю не служит ос новой получения ренты государством.
Таким образом, в СССР между собственником земли (государством) и отдельными хозяйственными подразде лениями (колхозами, совхозами, промышленными пред приятиями), использующими эту землю, обладающими хозяйственно-оперативной самостоятельностью и эконо мической обособленностью, имеют место рентные отноше ния по поводу создания и распределения дифференциаль ного дохода. Эти отношения возникают при юридическом и экономическом отделении государства от указанных подразделений и заключаются в том, что государство по праву собственности на землю и в соответствии с дейст вующим при социализме законом распределения по труду изымает этот доход в свое распоряжение (в обществен ный централизованный фопд — бюджет). Это в свою оче редь обусловливает необходимость выделения дифферен-
циалыгого дохода из состава чистого дохода (прибыли) и превращения его в особую категорию — социалистиче скую дифференциальную ренту, сходную по форме, но принципиально отличную по содержанию от аналогичной категории при капитализме.
Земельные рентные отношения при капитализме являются неотъемлемой составной частью капиталистиче ских производственных отношений. Они отражают и усу губляют антагонистические противоречия между харак тером производительных сил и производственных отноше ний.
Класс землевладельцев, не имеющих никакого отноше ния к материальному производству, лишь в силу монопо лии собственности на землю получает постоянный пара зитический доход (дифференциальную земельную ренту) независимо от условий рыночной конъюнктуры, отвлекая от производительного применения огромные денежные средства.
Условия капиталистической земельной аренды и про являющийся при этом антагонизм между земельными соб ственниками и арендаторами в вопросе распределения добавочной прибыли (ренты) обусловливают хищпическое отношение арендаторов (осуществляющих процесс производства) к использованию природных ресурсов, при водят к торможению роста продукции и технического прогресса в отраслях производства, связанных с зем лей.
Экономическая основа существования дифференциаль ной ренты при социализме заключается в социалистиче ских производственных отношениях по поводу создания и распределения дифференциальных доходов. Социализм, уничтожив капиталистические производственные отноше ния (в том числе рентные), создает новую систему этих отношений, в корне отличающуюся от старой.
Если сравнить рентные отношения в СССР и при ка питализме, то между ними плюется определенное сход ство, которое носит чисто формальный характер. Заклю чается оно в том, что и в СССР и в капиталистическом обществе это есть отношения между собственником земли и производителем продукции иа этой земле (обособлен ными друг от друга юридически и экономически) по по воду создания и распределения дифференциального до хода. В то же время нельзя игнорировать существенные
принципиальные качественные различия экономических основ капиталистической и социалистической дифферен циальных .земельных рент, возникающих и существую щих в условиях совершенно разных систем производст венных отношений. Социалистическая дифференциальная земельная рента по своей социально-экономической сущ ности, характеру и последствиям коренным образом отли чается от капиталистической.
В СССР с победой Великой Октябрьской социалисти ческой революции в корне изменились социально-эконо мические и правовые основы земельной собственности н
пользования |
землей. Декретом «О земле» |
от 26 |
октября |
(8 ноября) |
1917 г. Второй Всероссийский |
съезд |
Советов, |
провозгласивший национализацию земли, отменил част ную собственность на землю, которая стала объектом общественной собственности. Земля, служившая в усло виях частной собственности средством эксплуатации чело века человеком и предметом варварского расхищения природных богатств, стала использоваться для развития производительных сил в интересах всего народа.
Общественная собственность на землю и другие сред ства производства в двух ее формах — государственной и колхозно-кооперативной, ликвидация эксплуататорских классов и уничтожение эксплуатации человека человеком устраняют экономическую возможность возникновения нетрудовых доходов в форме дифференциальной земель ной ренты й ее паразитическое.потребление. В этих усло виях существенно меняются и отношения между собствен ником земли (Советским государством) п непосредствен ными производителями продукции на этой земле (колхо зами, совхозами, промышленными предприятиями) по поводу производства и распределения дифференциального дохода. Указанный доход в СССР становится всеобщим достоянием, он принадлежит всем трудящимся в лице го сударства, а не классу собственников земли.
Советское государство и его хозяйственные подразде ления одинаково заинтересованы в повышении эффектив ности производства, увеличении доходов. С этой целью государство активно вмешивается в производственно-хо зяйственную и финансовую деятельность этих подразде лений, оказывая им необходимую помощь и поддержку. В то же время в случаях образования излишних с точки зрения общества доходов они направляются в государст-