Файл: Афремов В.М. Фиксированные платежи в промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

быль распределяется пропорционально вложенному капи­ талу. Советское государство через систему цен, налоговое обложение, распределение прибыли планомерно воздейст­ вует на образование и распределение дифференциального дохода. Этот доход централизуется в бюджет п исполь­ зуется для нужд социалистического расширенного воспро­ изводства, повышения эффективности общественного про­ изводства, улучшения жизненного уровня трудящихся, т. е. в интересах всего общества. Часть дифференциального дохода, оставляемого в распоряжении хозяйственных под­ разделений, 'обеспечивает им условия, необходимые для расширенного воспроизводства и материального стимули­ рования производственных коллективов в повышении эф­ фективности производства.

Следовательно, в СССР все части дифференциального дохода, как направляемого государству (в бюджет), так п остающегося в распоряжении отдельных хозяйствен­ ных подразделений, в конечном счете прямо или косвенно используются в интересах всех трудящихся — для разви­ тия производительных сил и повышения благосостояния народа.

По вопросу распределения дифференциального дохода в СССР у советских экономистов имеются различные точки зрепия. Одна группа экономистов считает, что этот доход (по праву собственности плн как не зависящий от усилий производственных коллективов предприятий) дол­

жен полностью передаваться в распоряжение

государства

(бюджет)

другая — предполагает временное

или посто­

янное оставление части этого дохода у. хозяйственных под­ разделений в целях их материального стимулирования в повышении эффективности производства2 . Такие же прин­ ципы распределения предлагаются отдельными экономи­ стами и для каждого его вида ( I и I I ) в отдельности.

Наряду с этим некоторые экономисты утверждают, что дифференциальный доход должен распределяться между государством и хозяйственными подразделениями исходя пз условий образования его различных видов: І п П. При этом дифференциальный доход I , как возникающий в

' См. Дифференциальная рента в социалистическом обществе. (Обзор статей и писем.) — «Вопросы экономики», 1962, № 10, с. 126.

2 См. Б е л я е в И. Т. Дифференциальная рента в СССР, с. 115—


связи с использованием особо благоприятных природных и транспортных факторов и не зависящий от деятельности предприятий, должен быть достоянием всего общества I I передан государству. Что же касается дифференциального дохода I I , то, учитывая, что он частично может быть ре­ зультатом деятельности как государства, так и самих хо­ зяйственных подразделений, его следует распределять между ними в соответствии с их вкладом в создание этого дохода

В связи с рассмотрением различных точек зрения со­ ветских экономистов л действующей практики весьма важно определить,' какие же принципы следует положить в основу распределения дифференциального дохода в

СССР. Эти принципы должны соответствовать тем произ­ водственным отношениям, которые возникают при социа­ лизме между собственником земли (государством) и про­ изводителями продукции (колхозами, совхозами, промыш­ ленными предприятиями) по поводу производства и рас­ пределения дифференциального дохода.

В СССР, как было отмечено выше, рентные отношения характеризуются общими интересами государства, хозяй­ ственных подразделений и их работников; тесным сотруд­ ничеством и взаимной помощью. Отсюда вытекают и от­ ношения по поводу распределения дифференциального до­ хода.

Советское государство располагает возможностью вы­ бора различных вариантов распределения дифференциаль­ ного дохода как в целом, так п отдельных его видов ( I

иI I ) :

1)полная аккумуляция в централизованный фонд (бюджет) на общественные нужды;

2)оставление целиком у хозяйственных подразделе­ ний (колхозов, совхозов, промышленных предприятий) для развития пх производства, стимулирования повышения его эффективности;

3)изъятие одной части в бюджет н оставление дру­ гой части в распоряжении хозяйственных подразделений для вышеуказанных целей.

В связи с этим возникает вопрос: чем следует руковод­ ствоваться при выборе того пли иного варианта распре-

1 См. Б о л г о в А. Дифференциальная рента в условиях социа­ лизма. — «Вопросы экономики», 1960, № 5, с. 104—105.

деления Дифференциального дохода, каким должен быть экономический критерий этого распределения?

Практически может быть применен любой из указан­ ных вариантов распределения дифференциального дохода. Выбор того или иного варианта не может, однако, быть произвольным, а должен определяться в зависимости от конкретных задач развития общественного производства на определенных этапах социалистического строительства и в соответствии с действующими при социализме экономпческимн законами и принципами хозяйствования.

Полностью направлять дифференциальный доход в бюджет или оставлять его у хозяйственных подразделе­ ний бывает целесообразно лишь в каких-то особых, исклю­ чительных случаях. Однако принимать это за принцип нельзя. Полное изъятие дифференциального дохода в рас­ поряжение государства в ряде случаев ведет к ослабле­ нию материальной заинтересованности производственных коллективов в повышении эффективности производства, а оставление его у хозяйственных подразделений нарушает социалистический принцип распределения по труду, мо­ жет поставить их в исключительно выгодное экономиче­ ское положение независимо от качества работы.

В большинстве случаев наиболее целесообразно бы­ вает распределять дифференциальный доход между го­ сударством (бюджетом) и хозяйственными подразделе­ ниями (колхозами, совхозами, предприятиями) в интере­ сах наиболее эффективного развития всего народного хо­ зяйства и повышения жизненного уровня трудящихся.

При этом возможно оставлять (полностью пли частично) • в распоряжении хозяйственных подразделений дифферен­ циальный доход как I , так н I I .

Распределение дифференциального дохода в СССР

между государством и отдельными хозяйственными под­ разделениями должно быть подчинено различным усло­ виям.

Прежде всего следует ИСХОДИТЬ из нрава собственности на этот доход и условий его образования. Как было отме­ чено выше, с СССР право собственности на дифференци­ альный доход принадлежит всему обществу (в лице го­ сударства). Однако из того обстоятельства, что дифферен­ циальный доход является собственностью государства, еще не следует, что он должен обязательно и в полном объеме изыматься у хозяйственных подразделений и поступать в


его распоряжение. Здесь не надо смешивать необходи­ мость п возможность получения дифференциального до­ хода. Необходимость этого получения должна иметь эко­ номическое обоснование, а возможность может носить слу­ чайный характер (например, из-за недоучета размеров этого дохода).

Государству, как правило, в первую очередь должен доставаться весь дифференциальный доход I , который яв­ ляется общенародным достоянием, поскольку естествен­ ная основа его образования кроется в даровых силах при-' роды.— более высоком плодородии (продуктивности) зе­ мельных участков или лучшем их местоположении по от­ ношению к пунктам сбыта. Он, следовательно, не связан непосредственно с уровнем хозяйственной деятельности того плп иного производственного коллектива и должен поступать на нужды всего общества.

Передача дифференциального дохода I в распоряже­

ние государства не ущемляет материальных

интересов

его непосредственных производителей, а лишь

ставит их

в более или менее равное положение с другими производи­ телями, не получающими этого дохода. Это способствует выполнению программного положения нашей партии о созданий равных экономических условий для хозяйств, находящихся в различных прнродно-экономических зонах страны.

Как было сказано выше, дифференциальный доход I I образуется в связи с дополнительными вложениями в одни

и те же земельные

участки различного качества

и

яв­

ляется

результатом

повышения интенсификации

произ­

водства

на данном

земельном участке — результатом

бо­

лее эффективного использования земли, внедрения дости­ жений науки и техники, применения передового опыта и т. п.

В создании этого вида дифференциального дохода мо­ гут принимать участие как сами производители продук­ ции, так и государство.- Государство принимает участие в создании дифференциального дохода I I , затрачивая огром­ ные средства на развитие промышленности, сельского хо­ зяйства, транспорта и других отраслей народного хозяй­ ства, осуществляя дополнительные вложения на создание и внедрение новой техники, передовой технологии и про­ грессивных методов хозяйствования, па подготовку спе­ циалистов, на развитие науки и т. п. В результате про-


ведения этих мероприятии может повышаться объем про­ изводства необходимой обществу продукции, снижаться ее себестоимость и увеличиваться величина дифференци­ ального дохода I I . Поэтому определенная часть этого до­ хода должна поступать государству в виде компенсации его вклада в создание благоприятных условий для обра­ зования указанного дохода.

Со своей стороны колхозы могут также влиять иа соз­ дание дифференциального дохода I I , осуществляя допол­ нительные вложения в производство продукции, находя­ щихся в их собственности средств производства, удобре­ ний и т. п., повышая тем самым производительность труда на земельных участках различного плодородия.

В совхозах и на промышленных предприятиях, как уже отмечалось, средства производства не являются их собственностью. Они принадлежат государству, а потому не могут быть объектом дополнительных вложений ука­ занных хозяйственных подразделений. Однако производст­ венные коллективы этих подразделений могут проявлять определенную инициативу в части выявления необходи­ мости или рационального освоения (организации наиболее эффективного использования) дополнительных вложений.

Отсюда следует, что колхозы, а также совхозы или предприятия добывающих отраслей промышленности имеют право на получение части дифференциального до­ хода I I как соучастники его создания.

Полное изъятие дифференциального дохода I I в цент­ рализованный фонд государства (бюджет) явилось бы экономически не оправданным, так как это необоснованно поставило бы в равное экономическое положение произ­ водственные коллективы, выпускающие однородные виды продукции, но вкладывающие в ее производство меньше труда и средств, т. е. привело бы к нарушению социали­ стического принципа распределения по труду, что в свою очередь подорвало бы материальную заинтересованность в более интенсивном ведении хозяйства и улучшении ор­ ганизации труда.

Поэтому дифференциальный доход I I должен распре­ деляться между государством и хозяйственными подраз­ делениями (колхозами, совхозами, промышленными пред­ приятиями) в меру затрат их труда на его создание.

Право собственности на дифференциальный доход и ус­ ловия его образования являются в СССР определяющими,


но не решающими при выборе направлений его распре­ деления. Государство, когда это экономически целесооб­ разно, может частично или полностью оставлять этот до­ ход в распоряжении хозяйственных подразделений.

Необходимость оставления части дифференциального дохода в распоряжении хозяйственных подразделений мо­ жет возникнуть в связи со стимулированием развития производства н повышения его эффективности. Форма распределения общественного продукта в условиях социа­ листического производства является важным средством, которое должно в максимальной степени способствовать разрешению задач производства. Государство как эконо­ мический центр по руководству всем народным хозяйством должно направлять использование дифференциального до­ хода в интересах подъема всего народного хозяйства. По­ этому в ряде случаев целесообразно оставлять часть этого дохода в распоряжении отдельных хозяйственных подраз­ делений с тем, чтобы стимулировать их материальную за­ интересованность в улучшении результатов работы: в рас­ ширении производства, повышении его эффективности.

Однако величина этого дохода, предназначенная для стимулирования производственных коллективов, должна быть сравнительно небольшой, чтобы не порождать чрез­ мерных различий в уровнях рентабельности отдельных хозяйственных подразделений н не ослаблять их заинте­ ресованности в осуществлении хозяйственного прогресса!

Стимулирование хозяйственных подразделений за счет дифференциального дохода следует осуществлять лишь

тогда,

когда других источников не хватает.

При

этом

можно использовать дифференциальный доход как I , так

и П. Часть дифференциального дохода

I I можно

выде­

лять

специально

для стимулирования

интенсификации

производства.

 

 

 

 

Иногда после

изъятия дифференциального

дохода в

полном объеме у хозяйственного подразделения может не хватить собственных средств для осуществления расши­ ренного воспроизводства или нормальной хозрасчетной деятельности. В этом случае целесообразно оставлять в их распоряжении недостающую сумму за счет соответст­ вующего сокращения изымаемого в бюджет дифференци­ ального дохода как I , так и I I . Это позволит избежать из­ лишнего перераспределения денежных средств между хо­ зяйственными подразделениями и бюджетом.