Файл: Афремов В.М. Фиксированные платежи в промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
быль распределяется пропорционально вложенному капи талу. Советское государство через систему цен, налоговое обложение, распределение прибыли планомерно воздейст вует на образование и распределение дифференциального дохода. Этот доход централизуется в бюджет п исполь зуется для нужд социалистического расширенного воспро изводства, повышения эффективности общественного про изводства, улучшения жизненного уровня трудящихся, т. е. в интересах всего общества. Часть дифференциального дохода, оставляемого в распоряжении хозяйственных под разделений, 'обеспечивает им условия, необходимые для расширенного воспроизводства и материального стимули рования производственных коллективов в повышении эф фективности производства.
Следовательно, в СССР все части дифференциального дохода, как направляемого государству (в бюджет), так п остающегося в распоряжении отдельных хозяйствен ных подразделений, в конечном счете прямо или косвенно используются в интересах всех трудящихся — для разви тия производительных сил и повышения благосостояния народа.
По вопросу распределения дифференциального дохода в СССР у советских экономистов имеются различные точки зрепия. Одна группа экономистов считает, что этот доход (по праву собственности плн как не зависящий от усилий производственных коллективов предприятий) дол
жен полностью передаваться в распоряжение |
государства |
|
(бюджет) |
другая — предполагает временное |
или посто |
янное оставление части этого дохода у. хозяйственных под разделений в целях их материального стимулирования в повышении эффективности производства2 . Такие же прин ципы распределения предлагаются отдельными экономи стами и для каждого его вида ( I и I I ) в отдельности.
Наряду с этим некоторые экономисты утверждают, что дифференциальный доход должен распределяться между государством и хозяйственными подразделениями исходя пз условий образования его различных видов: І п П. При этом дифференциальный доход I , как возникающий в
' См. Дифференциальная рента в социалистическом обществе. (Обзор статей и писем.) — «Вопросы экономики», 1962, № 10, с. 126.
2 См. Б е л я е в И. Т. Дифференциальная рента в СССР, с. 115—
связи с использованием особо благоприятных природных и транспортных факторов и не зависящий от деятельности предприятий, должен быть достоянием всего общества I I передан государству. Что же касается дифференциального дохода I I , то, учитывая, что он частично может быть ре зультатом деятельности как государства, так и самих хо зяйственных подразделений, его следует распределять между ними в соответствии с их вкладом в создание этого дохода
В связи с рассмотрением различных точек зрения со ветских экономистов л действующей практики весьма важно определить,' какие же принципы следует положить в основу распределения дифференциального дохода в
СССР. Эти принципы должны соответствовать тем произ водственным отношениям, которые возникают при социа лизме между собственником земли (государством) и про изводителями продукции (колхозами, совхозами, промыш ленными предприятиями) по поводу производства и рас пределения дифференциального дохода.
В СССР, как было отмечено выше, рентные отношения характеризуются общими интересами государства, хозяй ственных подразделений и их работников; тесным сотруд ничеством и взаимной помощью. Отсюда вытекают и от ношения по поводу распределения дифференциального до хода.
Советское государство располагает возможностью вы бора различных вариантов распределения дифференциаль ного дохода как в целом, так п отдельных его видов ( I
иI I ) :
1)полная аккумуляция в централизованный фонд (бюджет) на общественные нужды;
2)оставление целиком у хозяйственных подразделе ний (колхозов, совхозов, промышленных предприятий) для развития пх производства, стимулирования повышения его эффективности;
3)изъятие одной части в бюджет н оставление дру гой части в распоряжении хозяйственных подразделений для вышеуказанных целей.
В связи с этим возникает вопрос: чем следует руковод ствоваться при выборе того пли иного варианта распре-
1 См. Б о л г о в А. Дифференциальная рента в условиях социа лизма. — «Вопросы экономики», 1960, № 5, с. 104—105.
деления Дифференциального дохода, каким должен быть экономический критерий этого распределения?
Практически может быть применен любой из указан ных вариантов распределения дифференциального дохода. Выбор того или иного варианта не может, однако, быть произвольным, а должен определяться в зависимости от конкретных задач развития общественного производства на определенных этапах социалистического строительства и в соответствии с действующими при социализме экономпческимн законами и принципами хозяйствования.
Полностью направлять дифференциальный доход в бюджет или оставлять его у хозяйственных подразделе ний бывает целесообразно лишь в каких-то особых, исклю чительных случаях. Однако принимать это за принцип нельзя. Полное изъятие дифференциального дохода в рас поряжение государства в ряде случаев ведет к ослабле нию материальной заинтересованности производственных коллективов в повышении эффективности производства, а оставление его у хозяйственных подразделений нарушает социалистический принцип распределения по труду, мо жет поставить их в исключительно выгодное экономиче ское положение независимо от качества работы.
В большинстве случаев наиболее целесообразно бы вает распределять дифференциальный доход между го сударством (бюджетом) и хозяйственными подразделе ниями (колхозами, совхозами, предприятиями) в интере сах наиболее эффективного развития всего народного хо зяйства и повышения жизненного уровня трудящихся.
При этом возможно оставлять (полностью пли частично) • в распоряжении хозяйственных подразделений дифферен циальный доход как I , так н I I .
Распределение дифференциального дохода в СССР
между государством и отдельными хозяйственными под разделениями должно быть подчинено различным усло виям.
Прежде всего следует ИСХОДИТЬ из нрава собственности на этот доход и условий его образования. Как было отме чено выше, с СССР право собственности на дифференци альный доход принадлежит всему обществу (в лице го сударства). Однако из того обстоятельства, что дифферен циальный доход является собственностью государства, еще не следует, что он должен обязательно и в полном объеме изыматься у хозяйственных подразделений и поступать в
его распоряжение. Здесь не надо смешивать необходи мость п возможность получения дифференциального до хода. Необходимость этого получения должна иметь эко номическое обоснование, а возможность может носить слу чайный характер (например, из-за недоучета размеров этого дохода).
Государству, как правило, в первую очередь должен доставаться весь дифференциальный доход I , который яв ляется общенародным достоянием, поскольку естествен ная основа его образования кроется в даровых силах при-' роды.— более высоком плодородии (продуктивности) зе мельных участков или лучшем их местоположении по от ношению к пунктам сбыта. Он, следовательно, не связан непосредственно с уровнем хозяйственной деятельности того плп иного производственного коллектива и должен поступать на нужды всего общества.
Передача дифференциального дохода I в распоряже
ние государства не ущемляет материальных |
интересов |
его непосредственных производителей, а лишь |
ставит их |
в более или менее равное положение с другими производи телями, не получающими этого дохода. Это способствует выполнению программного положения нашей партии о созданий равных экономических условий для хозяйств, находящихся в различных прнродно-экономических зонах страны.
Как было сказано выше, дифференциальный доход I I образуется в связи с дополнительными вложениями в одни
и те же земельные |
участки различного качества |
и |
яв |
|
ляется |
результатом |
повышения интенсификации |
произ |
|
водства |
на данном |
земельном участке — результатом |
бо |
лее эффективного использования земли, внедрения дости жений науки и техники, применения передового опыта и т. п.
В создании этого вида дифференциального дохода мо гут принимать участие как сами производители продук ции, так и государство.- Государство принимает участие в создании дифференциального дохода I I , затрачивая огром ные средства на развитие промышленности, сельского хо зяйства, транспорта и других отраслей народного хозяй ства, осуществляя дополнительные вложения на создание и внедрение новой техники, передовой технологии и про грессивных методов хозяйствования, па подготовку спе циалистов, на развитие науки и т. п. В результате про-
ведения этих мероприятии может повышаться объем про изводства необходимой обществу продукции, снижаться ее себестоимость и увеличиваться величина дифференци ального дохода I I . Поэтому определенная часть этого до хода должна поступать государству в виде компенсации его вклада в создание благоприятных условий для обра зования указанного дохода.
Со своей стороны колхозы могут также влиять иа соз дание дифференциального дохода I I , осуществляя допол нительные вложения в производство продукции, находя щихся в их собственности средств производства, удобре ний и т. п., повышая тем самым производительность труда на земельных участках различного плодородия.
В совхозах и на промышленных предприятиях, как уже отмечалось, средства производства не являются их собственностью. Они принадлежат государству, а потому не могут быть объектом дополнительных вложений ука занных хозяйственных подразделений. Однако производст венные коллективы этих подразделений могут проявлять определенную инициативу в части выявления необходи мости или рационального освоения (организации наиболее эффективного использования) дополнительных вложений.
Отсюда следует, что колхозы, а также совхозы или предприятия добывающих отраслей промышленности имеют право на получение части дифференциального до хода I I как соучастники его создания.
Полное изъятие дифференциального дохода I I в цент рализованный фонд государства (бюджет) явилось бы экономически не оправданным, так как это необоснованно поставило бы в равное экономическое положение произ водственные коллективы, выпускающие однородные виды продукции, но вкладывающие в ее производство меньше труда и средств, т. е. привело бы к нарушению социали стического принципа распределения по труду, что в свою очередь подорвало бы материальную заинтересованность в более интенсивном ведении хозяйства и улучшении ор ганизации труда.
Поэтому дифференциальный доход I I должен распре деляться между государством и хозяйственными подраз делениями (колхозами, совхозами, промышленными пред приятиями) в меру затрат их труда на его создание.
Право собственности на дифференциальный доход и ус ловия его образования являются в СССР определяющими,
но не решающими при выборе направлений его распре деления. Государство, когда это экономически целесооб разно, может частично или полностью оставлять этот до ход в распоряжении хозяйственных подразделений.
Необходимость оставления части дифференциального дохода в распоряжении хозяйственных подразделений мо жет возникнуть в связи со стимулированием развития производства н повышения его эффективности. Форма распределения общественного продукта в условиях социа листического производства является важным средством, которое должно в максимальной степени способствовать разрешению задач производства. Государство как эконо мический центр по руководству всем народным хозяйством должно направлять использование дифференциального до хода в интересах подъема всего народного хозяйства. По этому в ряде случаев целесообразно оставлять часть этого дохода в распоряжении отдельных хозяйственных подраз делений с тем, чтобы стимулировать их материальную за интересованность в улучшении результатов работы: в рас ширении производства, повышении его эффективности.
Однако величина этого дохода, предназначенная для стимулирования производственных коллективов, должна быть сравнительно небольшой, чтобы не порождать чрез мерных различий в уровнях рентабельности отдельных хозяйственных подразделений н не ослаблять их заинте ресованности в осуществлении хозяйственного прогресса!
Стимулирование хозяйственных подразделений за счет дифференциального дохода следует осуществлять лишь
тогда, |
когда других источников не хватает. |
При |
этом |
||
можно использовать дифференциальный доход как I , так |
|||||
и П. Часть дифференциального дохода |
I I можно |
выде |
|||
лять |
специально |
для стимулирования |
интенсификации |
||
производства. |
|
|
|
|
|
Иногда после |
изъятия дифференциального |
дохода в |
полном объеме у хозяйственного подразделения может не хватить собственных средств для осуществления расши ренного воспроизводства или нормальной хозрасчетной деятельности. В этом случае целесообразно оставлять в их распоряжении недостающую сумму за счет соответст вующего сокращения изымаемого в бюджет дифференци ального дохода как I , так и I I . Это позволит избежать из лишнего перераспределения денежных средств между хо зяйственными подразделениями и бюджетом.