Файл: Афремов В.М. Фиксированные платежи в промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

венный бюджет для использования на общенародные нужды.

Поэтому в СССР рентные отношепия не являются тор­ мозом развития 'производительных сил н не носят анта­ гонистического характера, как это имеет место при капи­ тализме; они строятся на основе общих интересов, тес­ ного сотрудничества и взаимной выгоды собственника землн (государства) и производителя продукции (хозяй­ ственных подразделений) на этой земле.

Итак, исследование проблем дифференциальной ренты как формы добавочной-прибыли в СССР показывает, что основанием для ее образования является наличие трех обязательных условий, взятых в совокупности:

1) благоприятных естественных данных производства

птранспортировки продукции;

2)товарно-денежных отношений;

3)правовых, финансовых, экономических взаимоотно­ шений между собственшшом земли и производителем про­ дукции на этой земле по поводу производства и распреде­ ления дифференциальных доходов.

Единство этих условий уже само по себе говорит о том, что дифференциальная рента-одновременно представляет собой категорию как производства, так и распределения.

Указанные условия имеют неодинаковое зпаченпе как факторы образования дифференциальной ренты в СССР.

Если первое из них служит естественной предпосылкой, а второе является необходимым условием создания диф­ ференциального дохода, то третье выступает как непо­ средственная причина превращения указанного дифферен­ циального дохода в дифференциальную ренту.

Все перечисленные условия образования дифференци­ альной земельной ренты в СССР взаимосвязаны и взаимо­ обусловлены. Отсутствие хотя бы одного из них ведет и к отсутствию этой ренты, к невозможности ее создания,

кнецелесообразности, ее выделения в особую категорию.

Всамом деле, без особо благоприятных естественных природных данных на отдельных участках землн у пред­ приятий, колхозов, совхозов, производящих и реализую­ щих аналогичную продукцию, не было бы повышенной производительности труда и, как следствие этого, более низких затрат на производство п транспортировку еди­ ницы данной продукции. Без наличия товарного произ­ водства, закона стоимости и товарно-денежных отноше-


нпй эта продукция не была бы товаром, т. е. предметом купли-продажи, не имела бы определенной стоимостной оценки. При отсутствии этих двух условий ие мог бы быть создан дифференциальный доход как материальная основа дифференциальной земельной ренты, а следовательно, не было бы и самой этой ренты.

Без существования определенных общественных (рент­ ных) отношений между собственником земли и произво­ дителем продукции иа этой земле, непосредственно полу­ чающим дифференциальный доход, этот доход целиком

присваивался бы

ее производителем.

В данном случае

не было бы никакой необходимости

превращения диф­

ференциального

дохода в особую категорию — дифферен­

циальную рейту.

 

 

4. Принципы распределения добавочной прибыли

Создание в СССР добавочной прибыли и ее разновид­ ности — дифференциального дохода обусловливает необ­ ходимость их определенного распределения и использо­ вания.

Распределение является важной фазой общественного воспроизводства. «Производство, — писал К. Маркс, — со­ здает предметы, соответствующие потребностям; распреде­ ление распределяет их согласно общественным зако­ нам...» '. При этом К. Маркс подчеркивал, что распреде­ ление подчинено производству и им определяется. Обще­ ство не может произвольно выбирать ту или иную форму распределения. Каждому способу производства соответст­ вует свой особый способ распределения.

Распределение может активно влиять на производство, оказывать на него обратное воздействие: ускорять разви­ тие производства, когда оно соответствует производитель­ ным силам, и, наоборот, замедлять рост производства, когда это соответствие нарушается. Распределение мо­ жет также активно влиять на потребление, а следова­ тельно, и на уровень жизни различных социальных групп общества.

Поэтому важно совершенствовать механизм распреде­ ления и использования материальных, трудовых и денеж-

' М а р к с К., Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 12, с. 715.


ных ресурсов, в том числе добавочной прибыли и ее раз­ новидности — дифференциального дохода. От этого во мно­ гом зависит создание относительно равных условии эконо­ мического хозяйствования колхозов, совхозов, промышлен­ ных предприятий, укрепление принципов хозрасчета, рас­ пределения по труду, материального стимулирования, ус­ пешное развитие производства и повышение жизненного уровня трудящихся.

Проблема распределенияприбыли имеет важное зна­ чение для обеспечения правильного сочетания общена­ родных (государственных) интересов в целом с интере­ сами отдельных производственных коллективов в развитии и совершенствовании производства. Особенно усиливается роль и значение экономически обоснованного распре­ деления добавочной прибыли в условиях проводимой хозяйственной реформы.

Переход к новым методам планирования и усиление роли экономических стимулов повышения эффективности производства определяет исключительно важное значение объективной стоимостной оценки результатов хозяйствен­ ной деятельности промышленных предприятий. В настоя­ щее время оценка хозяйственной деятельности промыш­ ленных предприятий и мера поощрения их коллективов непосредственно связаны с показателями прибыли и рен­ табельности. От того, насколько точно уровень этих по­ казателей отражает реальный вклад предприятий в соз­ дание чистого дохода общества, в решающей степени зависит действенность новой системы экономического стимулирования. Нарушение объективной оценки хозяй­ ственной деятельности предприятий может поставить отдельные производственные коллективы в неравные якономнческне условия при образовании поощрительных фондов н тем самым подорвать принцип материальной заинтересованности, ослабить хозрасчет и распределение по труду.

В связи с этим возникает необходимость экономически обоснованного распределения прибыли (в том числе и до­ бавочной прибыли) между предприятием и государством таким образом, чтобы обеспечить последовательное внед­ рение основных принципов экономического стимулирова­ ния и хозяйственного расчета.

Для этого надо прежде всего четко разграничить при­ быль на две части: 1) обусловленную факторами, лежа-

щпмп на стороне общества и природы, не зависящую от усилии производственных коллективов, 2) являющуюся результатом непосредственных затрат труда на предприя­ тиях. Научно обоснованное разграничение этих частей яв­ ляется одним из важнейших условий обеспечения правиль­ ных пропорций в распределении прибыли между предпри­ ятиями и государством.

Требуется различный подход к распределению указан­

ных частей прибыли предприятия. Прибыль,

зависящая

от работы предприятий, должна, как правило,

оставаться

в их распоряжении в размерах, достаточных для покры­ тия обоснованных затрат на производство продукции, обес­ печения собственными ресурсами расширенного воспро­ изводства, стимулирования повышения эффективности производства. Оставшаяся часть этой прибыли (в виде сво­ бодного остатка) должна быть передана в бюджет.

В то же время принципы хозрасчета и распределения по труду, а также интересы расширенного воспроизвод­ ства в целом объективно требуют, чтобы прибыль про­ мышленных предприятий, не зависящая от усилий пхпро^ нзводствеиных коллективов, в основном централизовалась в общегосударственном масштабе, т. е. передавалась бы непосредственно в бюджет.

Как же осуществляется распределение добавочной при­ были в форме дифференциального дохода на практике?

Еще в «Манифесте Коммунпсттгческой партии» осново­ положники научного коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на то, что одним из первых мероприятий после завоевания власти пролетариатом должна быть «экспро­ приация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов» '. В. И. Ле­ нин подчеркивал, что при отмене частной собственности ренту получает государство.

Эти положения юридически закреплены в одном п.з первых законодательных актов Советской власти — в под­ писанном В. И. Лениным декрете ВЦИК от 27 января 1918 г. «О социализации земли», которым устанавлива­ лось: «Излишек дохода, получаемый от естественного пло­ дородия лучших участков земли, а также от более выгод­ ного их расположения в отношении рынков сбыта, посту­ пает на общественные нужды в распоряжение органов Со-


ветскоіі власти» '. Таким образом, необходимость изъя­ тия дифференциального дохода (ренты) на нужды всего общества была установлена уже в первый год Советской власти.

Впереходный период от капитализма к социализму Со­ ветское государство в области изъятия дифференциаль­ ного дохода (ренты) и налогового обложения крестьян проводило строго классовую политику. Оно подходило поразному не только к группам крестьян, ио и к различным видам дифференциального дохода.

В20-е и 30-е годы у хозяйств изымался дифференци­ альный доход (рента) в виде арендной платы. Дифферен­ циальный доход предприятии добывающих отраслей про­ мышленности, как правило, направлялся в бюджеты тех республик, на территории которых он создавался, и вся его сумма использовалась для дальнейшего подъема этих отраслей. Специалисты того времени считали, что аренд­ ные ставки против доходности были занижены примерно вдвое. Это рассматривалось как покровительственная арендная политика.

Таким образом, Советское государство частичпо изы­ мало дифференциальный доход (ренту) на общегосударст­ венные нужды, а частично оставляло его в хозяйствах. В обоих случаях этот доход использовался в интересах развития всего народного хозяйства СССР.

Этот принцип сохраняется н в настоящее время. В от­ личие от капиталистического хозяйства, где арендаторы земельных участков добавочную прибыль, обусловленнуювлиянием особо благоприятных природных факторов, пред­ ставляющую излишек сверх средней нормы прибыли, вы­ нуждены отдавать земельным собственникам в виде диф­ ференциальной земельной ренты, в СССР дифференциаль­ ный доход, как правило, распределяется между государ­ ством п его хозяйственными подразделениями.

Распределение

дифференциального дохода (так же как

и других доходов)

между государством и хозяйственными

подразделениями подчинено в СССР социалистическому закону распределения по труду, принципам хозрасчета и материального стимулирования развития производства, а не закону средней нормы прибыли, согласно которому при-

1 Решения партии ц правительства по хозяйственным вопро­ сам (1917—1967 гг.). Т. 1. М., Политиздат, 1967, с. 35.