Файл: Афремов В.М. Фиксированные платежи в промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
венный бюджет для использования на общенародные нужды.
Поэтому в СССР рентные отношепия не являются тор мозом развития 'производительных сил н не носят анта гонистического характера, как это имеет место при капи тализме; они строятся на основе общих интересов, тес ного сотрудничества и взаимной выгоды собственника землн (государства) и производителя продукции (хозяй ственных подразделений) на этой земле.
Итак, исследование проблем дифференциальной ренты как формы добавочной-прибыли в СССР показывает, что основанием для ее образования является наличие трех обязательных условий, взятых в совокупности:
1) благоприятных естественных данных производства
птранспортировки продукции;
2)товарно-денежных отношений;
3)правовых, финансовых, экономических взаимоотно шений между собственшшом земли и производителем про дукции на этой земле по поводу производства и распреде ления дифференциальных доходов.
Единство этих условий уже само по себе говорит о том, что дифференциальная рента-одновременно представляет собой категорию как производства, так и распределения.
Указанные условия имеют неодинаковое зпаченпе как факторы образования дифференциальной ренты в СССР.
Если первое из них служит естественной предпосылкой, а второе является необходимым условием создания диф ференциального дохода, то третье выступает как непо средственная причина превращения указанного дифферен циального дохода в дифференциальную ренту.
Все перечисленные условия образования дифференци альной земельной ренты в СССР взаимосвязаны и взаимо обусловлены. Отсутствие хотя бы одного из них ведет и к отсутствию этой ренты, к невозможности ее создания,
кнецелесообразности, ее выделения в особую категорию.
Всамом деле, без особо благоприятных естественных природных данных на отдельных участках землн у пред приятий, колхозов, совхозов, производящих и реализую щих аналогичную продукцию, не было бы повышенной производительности труда и, как следствие этого, более низких затрат на производство п транспортировку еди ницы данной продукции. Без наличия товарного произ водства, закона стоимости и товарно-денежных отноше-
нпй эта продукция не была бы товаром, т. е. предметом купли-продажи, не имела бы определенной стоимостной оценки. При отсутствии этих двух условий ие мог бы быть создан дифференциальный доход как материальная основа дифференциальной земельной ренты, а следовательно, не было бы и самой этой ренты.
Без существования определенных общественных (рент ных) отношений между собственником земли и произво дителем продукции иа этой земле, непосредственно полу чающим дифференциальный доход, этот доход целиком
присваивался бы |
ее производителем. |
В данном случае |
не было бы никакой необходимости |
превращения диф |
|
ференциального |
дохода в особую категорию — дифферен |
|
циальную рейту. |
|
|
4. Принципы распределения добавочной прибыли
Создание в СССР добавочной прибыли и ее разновид ности — дифференциального дохода обусловливает необ ходимость их определенного распределения и использо вания.
Распределение является важной фазой общественного воспроизводства. «Производство, — писал К. Маркс, — со здает предметы, соответствующие потребностям; распреде ление распределяет их согласно общественным зако нам...» '. При этом К. Маркс подчеркивал, что распреде ление подчинено производству и им определяется. Обще ство не может произвольно выбирать ту или иную форму распределения. Каждому способу производства соответст вует свой особый способ распределения.
Распределение может активно влиять на производство, оказывать на него обратное воздействие: ускорять разви тие производства, когда оно соответствует производитель ным силам, и, наоборот, замедлять рост производства, когда это соответствие нарушается. Распределение мо жет также активно влиять на потребление, а следова тельно, и на уровень жизни различных социальных групп общества.
Поэтому важно совершенствовать механизм распреде ления и использования материальных, трудовых и денеж-
' М а р к с К., Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 12, с. 715.
ных ресурсов, в том числе добавочной прибыли и ее раз новидности — дифференциального дохода. От этого во мно гом зависит создание относительно равных условии эконо мического хозяйствования колхозов, совхозов, промышлен ных предприятий, укрепление принципов хозрасчета, рас пределения по труду, материального стимулирования, ус пешное развитие производства и повышение жизненного уровня трудящихся.
Проблема распределенияприбыли имеет важное зна чение для обеспечения правильного сочетания общена родных (государственных) интересов в целом с интере сами отдельных производственных коллективов в развитии и совершенствовании производства. Особенно усиливается роль и значение экономически обоснованного распре деления добавочной прибыли в условиях проводимой хозяйственной реформы.
Переход к новым методам планирования и усиление роли экономических стимулов повышения эффективности производства определяет исключительно важное значение объективной стоимостной оценки результатов хозяйствен ной деятельности промышленных предприятий. В настоя щее время оценка хозяйственной деятельности промыш ленных предприятий и мера поощрения их коллективов непосредственно связаны с показателями прибыли и рен табельности. От того, насколько точно уровень этих по казателей отражает реальный вклад предприятий в соз дание чистого дохода общества, в решающей степени зависит действенность новой системы экономического стимулирования. Нарушение объективной оценки хозяй ственной деятельности предприятий может поставить отдельные производственные коллективы в неравные якономнческне условия при образовании поощрительных фондов н тем самым подорвать принцип материальной заинтересованности, ослабить хозрасчет и распределение по труду.
В связи с этим возникает необходимость экономически обоснованного распределения прибыли (в том числе и до бавочной прибыли) между предприятием и государством таким образом, чтобы обеспечить последовательное внед рение основных принципов экономического стимулирова ния и хозяйственного расчета.
Для этого надо прежде всего четко разграничить при быль на две части: 1) обусловленную факторами, лежа-
щпмп на стороне общества и природы, не зависящую от усилии производственных коллективов, 2) являющуюся результатом непосредственных затрат труда на предприя тиях. Научно обоснованное разграничение этих частей яв ляется одним из важнейших условий обеспечения правиль ных пропорций в распределении прибыли между предпри ятиями и государством.
Требуется различный подход к распределению указан
ных частей прибыли предприятия. Прибыль, |
зависящая |
от работы предприятий, должна, как правило, |
оставаться |
в их распоряжении в размерах, достаточных для покры тия обоснованных затрат на производство продукции, обес печения собственными ресурсами расширенного воспро изводства, стимулирования повышения эффективности производства. Оставшаяся часть этой прибыли (в виде сво бодного остатка) должна быть передана в бюджет.
В то же время принципы хозрасчета и распределения по труду, а также интересы расширенного воспроизвод ства в целом объективно требуют, чтобы прибыль про мышленных предприятий, не зависящая от усилий пхпро^ нзводствеиных коллективов, в основном централизовалась в общегосударственном масштабе, т. е. передавалась бы непосредственно в бюджет.
Как же осуществляется распределение добавочной при были в форме дифференциального дохода на практике?
Еще в «Манифесте Коммунпсттгческой партии» осново положники научного коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на то, что одним из первых мероприятий после завоевания власти пролетариатом должна быть «экспро приация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов» '. В. И. Ле нин подчеркивал, что при отмене частной собственности ренту получает государство.
Эти положения юридически закреплены в одном п.з первых законодательных актов Советской власти — в под писанном В. И. Лениным декрете ВЦИК от 27 января 1918 г. «О социализации земли», которым устанавлива лось: «Излишек дохода, получаемый от естественного пло дородия лучших участков земли, а также от более выгод ного их расположения в отношении рынков сбыта, посту пает на общественные нужды в распоряжение органов Со-
ветскоіі власти» '. Таким образом, необходимость изъя тия дифференциального дохода (ренты) на нужды всего общества была установлена уже в первый год Советской власти.
Впереходный период от капитализма к социализму Со ветское государство в области изъятия дифференциаль ного дохода (ренты) и налогового обложения крестьян проводило строго классовую политику. Оно подходило поразному не только к группам крестьян, ио и к различным видам дифференциального дохода.
В20-е и 30-е годы у хозяйств изымался дифференци альный доход (рента) в виде арендной платы. Дифферен циальный доход предприятии добывающих отраслей про мышленности, как правило, направлялся в бюджеты тех республик, на территории которых он создавался, и вся его сумма использовалась для дальнейшего подъема этих отраслей. Специалисты того времени считали, что аренд ные ставки против доходности были занижены примерно вдвое. Это рассматривалось как покровительственная арендная политика.
Таким образом, Советское государство частичпо изы мало дифференциальный доход (ренту) на общегосударст венные нужды, а частично оставляло его в хозяйствах. В обоих случаях этот доход использовался в интересах развития всего народного хозяйства СССР.
Этот принцип сохраняется н в настоящее время. В от личие от капиталистического хозяйства, где арендаторы земельных участков добавочную прибыль, обусловленнуювлиянием особо благоприятных природных факторов, пред ставляющую излишек сверх средней нормы прибыли, вы нуждены отдавать земельным собственникам в виде диф ференциальной земельной ренты, в СССР дифференциаль ный доход, как правило, распределяется между государ ством п его хозяйственными подразделениями.
Распределение |
дифференциального дохода (так же как |
и других доходов) |
между государством и хозяйственными |
подразделениями подчинено в СССР социалистическому закону распределения по труду, принципам хозрасчета и материального стимулирования развития производства, а не закону средней нормы прибыли, согласно которому при-
1 Решения партии ц правительства по хозяйственным вопро сам (1917—1967 гг.). Т. 1. М., Политиздат, 1967, с. 35.