Файл: Фиделев А.С. Автотракторный транспорт в строительстве учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.07.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
где п — количество прицепов; |
|
|
|
|
|
||
Qп — полный |
вес |
прицепа, |
|
|
|
|
|
кгс(дан); |
|
|
|
|
|
|
|
/ — коэффициент качения. |
|
|
|
|
|
||
Из формул (81) и (82) получим |
|
|
|
|
|||
Р кр + WrGTp = «Qn (/ COS а + |
|
|
|
|
|
||
+ sin а) + |
GTp (Wrcos а + |
|
|
|
|
|
|
+ sin а) кгс (дан). |
(83) |
|
|
|
|
||
Отсюда сила ТЯГИ |
на крюке |
Рис. 56. |
Схема |
к |
расчету сопротив |
||
FKP = nQn (/ COS а ± sin а) + |
|
ления движению |
тракторного поезда |
||||
|
|
|
|
|
|||
+ |
GTp[wr (cos а — 1) ± |
sin а] |
кгс (дан). |
(84) |
Зная необходимую величину FKp, по технической характеристике трактора устанавливают, на какой передаче будет двигаться трак торный поезд и какова будет его скорость.
Чтобы гусеницы не буксовали, должно соблюдаться условие
|
|
|
|
PF кгс (дан). |
|
ч |
(85) |
|||
Коэффициент сцепления гусениц <рх значительно выше, чем пнев |
||||||||||
моколес и, |
например, |
для |
грунтовых дорог |
<рг — 0,8 -т-0,9, |
а на |
|||||
разрыхленном грунте <рх — 0,6 ~ 0,7 . |
|
|
|
|
|
|||||
Следовательно, по условиям |
сцепления из формул (81) и (85) |
|||||||||
или |
|
|
TiGrp > |
FKP+ |
W'rGjp |
|
|
(86) |
||
|
|
^ к р < (с р і-^ г)С тр. |
|
|
|
(87) |
||||
|
|
|
|
|
|
|||||
§ 13. Производительность тракторного поезда |
|
|
||||||||
Формула продолжительности рейса тракторного поезда аналогич |
||||||||||
на формуле |
(69), |
но величина Ку при тракторах учитывает не толь |
||||||||
ко ускорения и |
замедления, |
но и время на переключения передач |
||||||||
и определяется для каждого участка трассы |
|
|
|
|||||||
|
|
Т р с = |
К у |
Рф |
“Г /загр ~Ь /разгр ССК. |
|
(88) |
|||
Аналогично формуле |
(73) |
по тахограмме |
(рис. |
57) определяем |
||||||
|
|
К у |
= 1 |
_о |
ѵ 0 ^п е р |
|
|
|
(89) |
|
|
|
13/7 |
3,6/ |
’ |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
где /„ер — время |
на переключение передач, |
сек. |
|
|
|
|||||
Для груженого поезда / PS 0,1 м/сек2, для порожнего / PS 0,2 м/сеіс2; |
||||||||||
|
|
|
|
|
/пер PS 4 -н 5 сек. |
производитель |
||||
|
|
|
|
|
|
Техническая |
A ß |
*\ |
ß K |
|
/ |
ность тракторного поезда |
|
|
|
|
t |
tnep |
t |
3600гаQ* |
(90) |
|
Рис. |
57. |
Тахограмма |
движения |
77техн — 1000Г, |
Т І Ч , |
||
рс |
|
||||||
тракторного поезда |
|
|
где Qn — груз прицепа, кг. |
|
69
Вопросы для самопроверки
1.Как определяется тяговый баланс автомобиля?
2.Из каких величин слагается полное сопротивление движению автомобиля и как
эти величины определяются? |
вращающихся масс автомобиля? |
||
3. |
Как |
подсчитывается коэффициент учета |
|
4. |
Каково назначение динамической характеристики автомобиля и какие задачи |
||
решаются с ее помощью? |
его динамической характеристике? |
||
5. |
Как |
учитывается нагрузка автомобиля на |
6.Как определить скорость движения автомобиля с прицепами по его динами ческой характеристике?
7.Что характеризует проходимость автомобиля и чем она обеспечивается?
8.Как рассчитать нагрузку от колес автомобиля на дорогу?
9.Как контролируется буксование на динамической характеристике автомобиля?
10.Каким образом можно подсчитать силу торможения автомобиля?
11.Как подсчитать путь торможения автомобиля и безопасный интервал между автомобилями?
12.Как определяется поперечная устойчивость автомобиля?
13.Как подсчитать расход топлива для движения автомобиля?
14.Какие измерители приняты для характеристики состояния и работы авто транспорта?
Глава III
ТЯГОВЫЕ РАСЧЕТЫ АВТОТРАКТОРНОГО ТРАНСПОРТА
§14. Тяговые расчеты автомобильного транспорта
Составление динамической характеристики. Как ука зывалось в § 6, при составлении динамической ха
рактеристики автомобиля исходят из внешней характеристики
двигателя и формул (1), (3), (5), (13) и (26). |
|
|
|||||||||||||
|
Составим динамическую характеристику автосамосвала грузо |
||||||||||||||
подъемностью 5 тс, если |
полный вес |
Ga = |
11,8 тс, вес |
порожнего |
|||||||||||
автомобиля Go = 6,8 тс; Gcu = |
8,4 тс, площадь лобового сопротивления |
||||||||||||||
автомобиля |
F = 6 |
м2, |
радиус |
колеса |
с |
учетом деформации шин |
|||||||||
г = 0,54 • 0,95 = 0,513 м, |
передаточное |
число главной передачи іо = |
|||||||||||||
= 8,21, передаточные числа коробки |
передач ік: первой — 6,17, вто |
||||||||||||||
рой— 3,40; |
третьей 1,79 и четвертой — 0,78. |
|
автосамо |
||||||||||||
|
Внешняя |
характеристика |
дизеля, |
установленного на |
|||||||||||
свале грузоподъемностью 5 тс, показана на рис. 58. |
|
|
|||||||||||||
|
Подсчеты, |
необходимые для |
составления динамической характе |
||||||||||||
ристики, |
сводим в табл. |
|
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Проиллюстрируем, как производились эти подсчеты. Например, |
||||||||||||||
для I передачи при 700 об/мин: |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
по формуле (1) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Ме = |
716,20 ^ |
= |
|
7 1 6 ,2 0 ^ ^ - = |
46,202 кгс ■м {дан ■м); |
|||||||||
по формуле (3) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
уV = |
0,377 44- = |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
_ |
0,377 • 0,513 • 700 |
Ѵо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
= |
2,673 км/ч; |
|
|
|
|
|
|
||||||||
~ |
6,17 |
8,21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
по формуле (5) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
Р = МЛМт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
46,202 |
• 6,17 |
• 8,21 |
• 0,9 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
~ |
|
|
0,513 |
|
|
~ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
= |
4194,8 кгс {дан); |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
по формуле (13) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
= |
°’07 • |
2-6ІЗа = |
0>23> |
|
|
|
|
|
|||||
по формуле (26) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
D = р ~ — Ww |
4194,8 — 0,23 |
|
Рис. |
58. |
Внешняя характеристика ди |
|||||||||
|
|
Ga |
~ |
|
11800 |
|
зеля, |
установленного |
на |
самосвале |
|||||
|
|
|
= |
0,3555. |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
грузоподъемностью 5 |
тс |
|
71
Также, например, для IV передачи при 1500 об/мин по формуле (1)
Ме = 716,20 = 46,553 кгс • м (дан ■м);
по формуле (3)
|
|
|
о =0,3770 |
05yg; |
|
|
= 45,302 км/ч; |
|
|
|
||||||
по формуле (5) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Рч = 4 6 ,5 5 3 - 0 ,7 8 -8 ,2 1 - 0 ,9 = ш ^ |
( 5 а н ) . |
|
|
||||||||||
|
|
|
1 |
|
|
0,513 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
по формуле (13) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
лѵ, |
0 ,0 7 |
• 6 • 4 5 ,3 0 2 2 |
|
66,51 |
|
|
|
. |
|
|
|||
|
|
|
Ww= |
----- jg—1----- = |
кгс (дан); |
|
|
|||||||||
по формуле (26) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
D = 523 — 66,51 |
|
0,0387. |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
11800 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
1. Подсчет динамического фактора |
||||||||
|
|
|
|
|
IV передача |
|
|
|
|
|
|
III передача |
|
|||
об/минn, |
S; |
* |
s . |
Ö * |
а. |
*-N |
3 |
|
Q |
a * |
|
О |
■—S |
lwWl l ’ (дан)кгс |
сГ |
|
5 |
и |
^ |
|
|
Ж |
|||||||||||
|
cs |
|
|
|
. |
* |
. |
a; |
|
|
|
|
• |
|
|
|
|
|
3. |
?ж |
|
> e . |
£<■0 |
|
> |
m a* |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
<3 |
|
F |
» |
s^T |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
700 |
45,25 |
46,202 |
21,141 |
530,3 |
14,48 |
0,0437 |
9,212 |
|
1217,0 |
2,75 |
0,1029 |
|||||
900 |
61,95 |
49,298 |
27,181 |
553,9 |
23,94 |
0,0449 |
11,844 |
|
1271,0 |
4,55 |
0,1073 |
|||||
1100 |
76,30 |
49,678 |
33,221 |
558,1 |
35,77 |
0,0443 |
14,476 |
|
1280,8 |
6,79 |
0,1080 |
|||||
1300 |
88,03 |
48,498 |
39,261 |
544,9 |
49,95 |
0,0419 |
17,108 |
|
1250,4 |
9,48 |
0,1052 |
|||||
1500 |
97,50 |
46,533 |
45,302 |
523,0 |
66,51 |
0,0387 |
19,740 |
|
1200,2 |
12,63 |
0,1006 |
|||||
|
|
|
II |
передача |
|
|
|
|
|
I |
передача |
|
|
|||
с XI , |
кгс/ч |
р к |
II- |
V w l l . |
|
о н |
OJ, |
км/ч |
р кѴ |
|
|
Ww |
I- |
D l |
||
|
|
кгс (дан) |
кгс (дан) |
|
|
|
|
|
кгс (дан) |
кгс (дан) |
|
|||||
4,850 |
2311,6 |
0,76 |
|
|
0,1958 |
|
2,673 |
4194,8 |
|
0,23 |
0,3555 |
|||||
6,236 |
2414,2 |
1,26 |
|
|
0,2045 |
|
3,436 |
4381,1 |
|
0,38 |
0,3712 |
|||||
7,621 |
2432,8 |
1,88 |
|
|
0,2060 |
|
4,200 |
4414,9 |
|
0,57 |
0,3741 |
|||||
9,007 |
2375,0 |
2,63 |
|
|
0,2010 |
|
4,963 |
4310,0 |
|
0,80 |
0,3652 |
|||||
10,393 |
2279,8 |
3,50 |
|
|
0,1929 |
|
5,727 |
4137,1 |
|
1,06 |
0,3505 |
На рис. 59 приведена динамическая характеристика, составлен ная на основании данных табл. 1.
Шкала динамического фактора порожнего автомобиля составлена на основании формулы (29)
Dü = DG* |
D • 11800 |
1,7 D. |
Go |
6800 |
|
72
Рис. 60. Зависимость крутя щего момента турбины Мт
от числа ее оборотов пт
На динамической ха рактеристике нанесены прямые ограничения по сцеплению:
для грунтовой влажной дороги (ср = 0 ,2)
|
|
= |
0>2 ' Т р і ~ 0 , !4; |
Рис. 59. Динамическая характеристика авто |
для |
щебеночной мок |
|
самосвала грузоподъемностью 5 тс |
|
||
|
|
рой дороги (ср = 0,3) |
|
£>Сц = 0,3. |
8,4 |
0,21. |
|
|
11,8 |
|
|
В настоящее время в ряде типов автосамосвалов применяются гидро механические передачи — (см. § 1). В процессе испытания гидро трансформатора совместно с двигателем определяют зависимость между крутящим моментом Л1Т турбины (ведомого колеса) гидро трансформатора и ее числом оборотов пх. Эта зависимость пред ставляется или графически (рис. 60), или в виде таблицы (табл. 2).
|
Таблица 2. Экспериментальная |
зависимость |
между М т и п, |
|||||||
Момент на турбине |
234,4 312 |
360,3 |
143,8 |
128,7 |
118 |
96,9 |
90 |
85 |
55 |
|
Мт, кгс- м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Число оборотов тур |
516 |
174 |
0 |
1003 |
1170 |
1280 |
1520 |
1627 |
1962 |
2250 |
бины ят в мин. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пользуясь таблицей |
или графиком и |
формулами |
(3), |
(5), |
(13) |
и (26), составляется динамическая характеристика автомобиля с гидро механической передачей.
73