Файл: Фиделев А.С. Автотракторный транспорт в строительстве учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.07.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где п — количество прицепов;

 

 

 

 

 

Qп — полный

вес

прицепа,

 

 

 

 

кгс(дан);

 

 

 

 

 

 

/ — коэффициент качения.

 

 

 

 

 

Из формул (81) и (82) получим

 

 

 

 

Р кр + WrGTp = «Qn (/ COS а +

 

 

 

 

 

+ sin а) +

GTp (Wrcos а +

 

 

 

 

 

+ sin а) кгс (дан).

(83)

 

 

 

 

Отсюда сила ТЯГИ

на крюке

Рис. 56.

Схема

к

расчету сопротив­

FKP = nQn (/ COS а ± sin а) +

 

ления движению

тракторного поезда

 

 

 

 

 

+

GTp[wr (cos а — 1) ±

sin а]

кгс (дан).

(84)

Зная необходимую величину FKp, по технической характеристике трактора устанавливают, на какой передаче будет двигаться трак­ торный поезд и какова будет его скорость.

Чтобы гусеницы не буксовали, должно соблюдаться условие

 

 

 

 

PF кгс (дан).

 

ч

(85)

Коэффициент сцепления гусениц <рх значительно выше, чем пнев­

моколес и,

например,

для

грунтовых дорог

<рг — 0,8 -т-0,9,

а на

разрыхленном грунте <рх — 0,6 ~ 0,7 .

 

 

 

 

 

Следовательно, по условиям

сцепления из формул (81) и (85)

или

 

 

TiGrp >

FKP+

W'rGjp

 

 

(86)

 

 

^ к р < (с р і-^ г)С тр.

 

 

 

(87)

 

 

 

 

 

 

§ 13. Производительность тракторного поезда

 

 

Формула продолжительности рейса тракторного поезда аналогич­

на формуле

(69),

но величина Ку при тракторах учитывает не толь­

ко ускорения и

замедления,

но и время на переключения передач

и определяется для каждого участка трассы

 

 

 

 

 

Т р с =

К у

Рф

“Г /загр ~Ь /разгр ССК.

 

(88)

Аналогично формуле

(73)

по тахограмме

(рис.

57) определяем

 

 

К у

= 1

ѵ 0 ^п е р

 

 

 

(89)

 

 

13/7

3,6/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где /„ер — время

на переключение передач,

сек.

 

 

 

Для груженого поезда / PS 0,1 м/сек2, для порожнего / PS 0,2 м/сеіс2;

 

 

 

 

 

/пер PS 4 -н 5 сек.

производитель­

 

 

 

 

 

 

Техническая

A ß

*\

ß K

 

/

ность тракторного поезда

 

 

 

t

tnep

t

3600гаQ*

(90)

Рис.

57.

Тахограмма

движения

77техн — 1000Г,

Т І Ч ,

рс

 

тракторного поезда

 

 

где Qn — груз прицепа, кг.

 

69



Вопросы для самопроверки

1.Как определяется тяговый баланс автомобиля?

2.Из каких величин слагается полное сопротивление движению автомобиля и как

эти величины определяются?

вращающихся масс автомобиля?

3.

Как

подсчитывается коэффициент учета

4.

Каково назначение динамической характеристики автомобиля и какие задачи

решаются с ее помощью?

его динамической характеристике?

5.

Как

учитывается нагрузка автомобиля на

6.Как определить скорость движения автомобиля с прицепами по его динами­ ческой характеристике?

7.Что характеризует проходимость автомобиля и чем она обеспечивается?

8.Как рассчитать нагрузку от колес автомобиля на дорогу?

9.Как контролируется буксование на динамической характеристике автомобиля?

10.Каким образом можно подсчитать силу торможения автомобиля?

11.Как подсчитать путь торможения автомобиля и безопасный интервал между автомобилями?

12.Как определяется поперечная устойчивость автомобиля?

13.Как подсчитать расход топлива для движения автомобиля?

14.Какие измерители приняты для характеристики состояния и работы авто­ транспорта?

Глава III

ТЯГОВЫЕ РАСЧЕТЫ АВТОТРАКТОРНОГО ТРАНСПОРТА

§14. Тяговые расчеты автомобильного транспорта

Составление динамической характеристики. Как ука­ зывалось в § 6, при составлении динамической ха­

рактеристики автомобиля исходят из внешней характеристики

двигателя и формул (1), (3), (5), (13) и (26).

 

 

 

Составим динамическую характеристику автосамосвала грузо­

подъемностью 5 тс, если

полный вес

Ga =

11,8 тс, вес

порожнего

автомобиля Go = 6,8 тс; Gcu =

8,4 тс, площадь лобового сопротивления

автомобиля

F = 6

м2,

радиус

колеса

с

учетом деформации шин

г = 0,54 • 0,95 = 0,513 м,

передаточное

число главной передачи іо =

= 8,21, передаточные числа коробки

передач ік: первой — 6,17, вто­

рой— 3,40;

третьей 1,79 и четвертой — 0,78.

 

автосамо­

 

Внешняя

характеристика

дизеля,

установленного на

свале грузоподъемностью 5 тс, показана на рис. 58.

 

 

 

Подсчеты,

необходимые для

составления динамической характе­

ристики,

сводим в табл.

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проиллюстрируем, как производились эти подсчеты. Например,

для I передачи при 700 об/мин:

 

 

 

 

 

 

по формуле (1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ме =

716,20 ^

=

 

7 1 6 ,2 0 ^ ^ - =

46,202 кгс ■м {дан ■м);

по формуле (3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уV =

0,377 44- =

 

 

 

 

 

 

 

 

_

0,377 • 0,513 • 700

Ѵо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

2,673 км/ч;

 

 

 

 

 

 

~

6,17

8,21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по формуле (5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р = МЛМт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46,202

• 6,17

• 8,21

• 0,9

 

 

 

 

 

 

 

 

~

 

 

0,513

 

 

~

 

 

 

 

 

 

 

 

=

4194,8 кгс {дан);

 

 

 

 

 

 

 

по формуле (13)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

°’07 •

2-6ІЗа =

0>23>

 

 

 

 

 

по формуле (26)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D = р ~ — Ww

4194,8 — 0,23

 

Рис.

58.

Внешняя характеристика ди­

 

 

Ga

~

 

11800

 

зеля,

установленного

на

самосвале

 

 

 

=

0,3555.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

грузоподъемностью 5

тс

 

71


Также, например, для IV передачи при 1500 об/мин по формуле (1)

Ме = 716,20 = 46,553 кгс • м (дан ■м);

по формуле (3)

 

 

 

о =0,3770

05yg;

 

 

= 45,302 км/ч;

 

 

 

по формуле (5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рч = 4 6 ,5 5 3 - 0 ,7 8 -8 ,2 1 - 0 ,9 = ш ^

( 5 а н ) .

 

 

 

 

 

1

 

 

0,513

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по формуле (13)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лѵ,

0 ,0 7

• 6 • 4 5 ,3 0 2 2

 

66,51

 

 

 

.

 

 

 

 

 

Ww=

----- jg—1----- =

кгс (дан);

 

 

по формуле (26)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D = 523 — 66,51

 

0,0387.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11800

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

1. Подсчет динамического фактора

 

 

 

 

 

IV передача

 

 

 

 

 

 

III передача

 

об/минn,

S;

*

s .

Ö *

а.

*-N

3

 

Q

a *

 

О

■—S

lwWl l ’ (дан)кгс

сГ

5

и

^

 

 

Ж

 

cs

 

 

 

.

*

.

a;

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

?ж

 

> e .

£<■0

 

>

m a*

 

 

 

 

 

 

 

 

<3

 

F

»

s^T

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

700

45,25

46,202

21,141

530,3

14,48

0,0437

9,212

 

1217,0

2,75

0,1029

900

61,95

49,298

27,181

553,9

23,94

0,0449

11,844

 

1271,0

4,55

0,1073

1100

76,30

49,678

33,221

558,1

35,77

0,0443

14,476

 

1280,8

6,79

0,1080

1300

88,03

48,498

39,261

544,9

49,95

0,0419

17,108

 

1250,4

9,48

0,1052

1500

97,50

46,533

45,302

523,0

66,51

0,0387

19,740

 

1200,2

12,63

0,1006

 

 

 

II

передача

 

 

 

 

 

I

передача

 

 

с XI ,

кгс/ч

р к

II-

V w l l .

 

о н

OJ,

км/ч

р кѴ

 

 

Ww

I-

D l

 

 

кгс (дан)

кгс (дан)

 

 

 

 

 

кгс (дан)

кгс (дан)

 

4,850

2311,6

0,76

 

 

0,1958

 

2,673

4194,8

 

0,23

0,3555

6,236

2414,2

1,26

 

 

0,2045

 

3,436

4381,1

 

0,38

0,3712

7,621

2432,8

1,88

 

 

0,2060

 

4,200

4414,9

 

0,57

0,3741

9,007

2375,0

2,63

 

 

0,2010

 

4,963

4310,0

 

0,80

0,3652

10,393

2279,8

3,50

 

 

0,1929

 

5,727

4137,1

 

1,06

0,3505

На рис. 59 приведена динамическая характеристика, составлен­ ная на основании данных табл. 1.

Шкала динамического фактора порожнего автомобиля составлена на основании формулы (29)

Dü = DG*

D • 11800

1,7 D.

Go

6800

 

72


Рис. 60. Зависимость крутя­ щего момента турбины Мт

от числа ее оборотов пт

На динамической ха­ рактеристике нанесены прямые ограничения по сцеплению:

для грунтовой влажной дороги (ср = 0 ,2)

 

 

=

0>2 ' Т р і ~ 0 , !4;

Рис. 59. Динамическая характеристика авто­

для

щебеночной мок­

самосвала грузоподъемностью 5 тс

 

 

 

рой дороги (ср = 0,3)

£>Сц = 0,3.

8,4

0,21.

 

 

11,8

 

 

В настоящее время в ряде типов автосамосвалов применяются гидро­ механические передачи — (см. § 1). В процессе испытания гидро­ трансформатора совместно с двигателем определяют зависимость между крутящим моментом Л1Т турбины (ведомого колеса) гидро­ трансформатора и ее числом оборотов пх. Эта зависимость пред­ ставляется или графически (рис. 60), или в виде таблицы (табл. 2).

 

Таблица 2. Экспериментальная

зависимость

между М т и п,

Момент на турбине

234,4 312

360,3

143,8

128,7

118

96,9

90

85

55

Мт, кгс- м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Число оборотов тур­

516

174

0

1003

1170

1280

1520

1627

1962

2250

бины ят в мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пользуясь таблицей

или графиком и

формулами

(3),

(5),

(13)

и (26), составляется динамическая характеристика автомобиля с гидро­ механической передачей.

73