Файл: Фиделев А.С. Автотракторный транспорт в строительстве учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.07.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 3

Рис. 46. Схема тормозной системы с гидравлическим приводом

отбора воздуха 7 и слива отстоя (воды, масла) 8; тормозного крана управления 12, рычаг которого 13 соединен через 14 и рычаг 15 с педалью 16\ тормозных камер 10 и 19 колес; регулятора давления воздуха 4, манометра 20, трубок и шлангов 2, 3, 9, И, 17 к 18.

Согласно правилам техники безопасности прицепы также долж­ ны быть оборудованы тормозами.

Гидравлический и пневматический приводы равноценны по одно­ временности торможения, его плавности и распределению тормоз-

Рис. 47. Схема тормозной системы с пневматическим приводом

4 3-786

49


ных усилий. Преимущество пневматического торможения в незначи­ тельной затрате мускульного усилия водителя. Однако по времени срабатывания пневматический привод уступает гидравлическому; кроме того он более сложен по устройству.

У х о д з а т о р м о з н ы м и с и с т е м а м и . В ручном тор­ мозе с механическим приводом необходимо: проверять все креп­ ления и состояния тяг и рычагов тормозного привода; смазывать опоры валиков, шарнирные соединения и троссы в гибких оболоч­ ках; проверять, легко ли перемещаются тяги и рычаги.

Втормозах с гидравлическим приводом надо: проверять плот­ ность всех соединений трубопроводов и уплотнений цилиндров; до­ ливать жидкость в главный тормозной цилиндр; удалять воздух из системы привода.

Втормозах с пневматическим приводом нужно: наблюдать за давлением воздуха в тормозной системе; проверять герметичность соединений всего оборудования и трубопроводов; проверять состоя­

ние и работу компрессора и регулятора давления; наблюдать за чистотой и исправностью тормозного крана и состоянием его кла­ панов; промывать воздушные фильтры; спускать конденсат из воздушных баллонов; регулировать аппараты пневматического при­ вода.

Общим условием по уходу за всеми тормозными системами является поддержание в чистоте трущихся поверхностей тормозов— колодок и барабанов. Необходимо периодически осматривать тор­ моза и очищать их.

Существенное значение имеет регулировка тормозов, заключаю­ щаяся в обеспечении требуемых зазоров между накладками и тор­ мозными барабанами. Регулировку тормозов окончательно про­ веряют на ровном и сухом участке дороги. Автомобиль разгоняют до скорости 30—40 км/ч и затем резко тормозят, проверяя одновре­ менность действия тормозов всех колес.

Вопросы для самопроверки

1.Сравните трансмиссию автомобиля, колесного и гусеничного тракторов.

2.Каково назначение сцепления? Опишите устройство однодискового постоянно замкнутого сцепления.

3.В чем достоинства гидравлического сцепления (гидромуфты) и каково его устройство?

4.Каково назначение коробки передач? Опишите работу четырехступенчатой коробки передач.

5.Опишите работу планетарной передачи, ее преимущества и недостатки.

6.Каково назначение демультипликатора, раздаточной коробки и коробки от­ бора мощности?

7.Опишите систему работы гидравлического подъемника самосвала.

8.В чем заключается уход за коробкой передач?

9.Проанализируйте принцип устройства гидротрансформатора.

10.Опишите конструкцию гидромеханической передачи на примере рис. 21.

11.Каково назначение карданной передачи? Опишите ее устройство.

12.Каково назначение главной передачи? Какие особенности ее устройства у грузовых автомобилей и тракторов?

13.В чем заключается уход за главной передачей и дифференциалом?

14.Каково назначение дифференциала? Опишите его устройство.

60


15. Из каких частей состоит ходовая часть автомобиля? Охарактеризуйте их.

16.Опишите конструкцию механизмов заднего моста на примере рис. 33.

17.Каково назначение амортизаторов? Опишите устройство гидравлического

поршневого амортизатора двухстороннего действия.

18.Из каких частей состоит автомобильное колесо и шина?

19.В чем заключается уход за ходовой частью автомобиля и за шинами?

20.Опишите ходовую часть гусеничного трактора.

21.В чем заключается уход за ходовой частью гусеничного трактора?

22.Сравните механизм управления автомобиля и гусеничного трактора.

23.Какое назначение тормозной системы автомобиля?

24.Сравните гидравлический и пневматический тормозные приводы.

25.В чем заключается уход за рулевым управлением?

26.В чем заключается уход за тормозными системами?

4*

Глава II

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ

АВТОТРАКТОРНОГО ТРАНСПОРТА

§ 4. Тяговый баланс автомобиля

Онеш няя характеристика двигателя. Источником мощ- •“ 'ности, обеспечивающим движение автомобиля, служит двигатель внутреннего сгорания. В этом двигателе тепловая энергия топлива, вводимого в рабочие цилиндры, превращается в механи­

ческую энергию. При этом эффективный крутящий момент

N,

(1)

Ме = 716,2 — кгс ■м (дан ■м) *,

где Ns — эффективная мощность, л. с.;

п — число оборотов коленчатого вала двигателя в минуту. Если выразить графически мощность двигателя Ne как функцию

числа оборотов и измерять указанные величины при полностью открытой дроссельной заслонке у карбюраторного двигателя или мак­ симальной подаче топлива у дизеля, то получим внешнюю характе­ ристику двигателя (рис. 48).

Завод-изготовитель получает внешнюю характеристику двигателя, испытывая его на стенде. Имеются также и эмпирические формулы зависимости Ne = f(n).

Скоростб движения автомобиля. Относительно небольшое изме­ нение крутящего момента двигателя внутреннего сгорания при зна­ чительном изменении числа оборотов коленчатого вала побудило установить в трансмиссии автомобиля коробку передач.

Между числом оборотов вала двигателя п и скоростью движения автомобиля V (считая, что буксования ведущих колес нет) сущест­ вует зависимость

 

 

2 к гп .

 

 

v=mj0M/ceK

(2)

или

 

 

 

V =

2кгп • 3,6

0,377 — ---- кміч,

(3)

 

60ѵ о

1к*1о

 

где ік — передаточное число коробки передач; іо — передаточное число главной передачи и раздаточной коробки;

г — радиус колеса с учетом коэффициента деформации шины, равного около 0,95.

* В тексте 1 килограмм-сила обозначается 1 кгс. Согласно СИ 1 кгс = 9,80665 я (ньютон), 1 дан (деканьютон) = 10я 1 кгс. Соответственно 1 кгс • м 1 дан ■м\

1 кгс/см.2 X 1 дан/см2.

52

#,


Тяговый баланс автомобиля.

Учитывая по­

На

тери в трансмиссии автомобиля

механическим »е,ЛС.

к. п. д. трансмиссии ідх, равным

для грузовых

 

автомобилей 0,8—0,85, получим

момент Мк,

 

подводимый к ведущим колесам автомобиля

Мк = ЛШк?]т кгс-м (дан- м)

(4)

Зная Мк и радиус колеса г, нетрудно под­ считать и окружную силу на шинах ведущих колес автомобиля:

РК

луУкДг

кгс (дан).

(5)

Г

п

Рис. 48. Внешняя ха­ рактеристика двига­ теля

При движении автомобиля окружная сила на шинах колес в каж­ дый данный момент должна быть равна сумме всех сил сопротивления движению, т. е.

Рк =

Wf + Wh + Ww+ Wj кгс (дан),

(6)

где Wf, Wh,

Ww и Wf — соответственно сопротивления

качению,

Уравнение

(6)

подъему, воздуха и разгону автомобиля.

называется тяговым балансом автомобиля.

§ 5. Сопротивления движению автомобиля

Сопротивление качению шин Wf возникает вследствие деформации шины, дороги и сопровождающих эти деформации явлений.

На горизонтальной дороге

Wf = G J

кгс (дан),

(7)

где Ga — вес автомобиля, кгс

(дан);

 

f — коэффициент качения.

 

 

По экспериментальным данным получены следующие величины

коэффициента качения /:

 

 

 

Коэффициент

 

 

 

 

Асфальтированное шоссе

0,015—0,020

Гравийно-щебеночная

до­

0,020—0,030

рога

мостовая

 

Булыжная

 

0,025—0,035

Грунтовая дорога

 

 

сухая

укатанная

 

0,025—0,035

после

дождя

 

0,05—0,15

Песок

укатанная

до­

0,10—0,30

Снежная

0,03—0,04

рога

 

 

 

Разрыхленный грунт

 

0,16—0,18

Сопротивление при движении на подъем Wh. Когда автомобиль движется на подъем под углом а, кроме сопротивления качению колес, появляется дополнительное сопротивление (рис, 49)

Ga sin а.

(8)

53


В случае движения на подъем

 

G„ п р о

Wf +

Wh = Ga (/ cos а -f sin а) =

 

 

 

 

 

 

 

= Ga (/ +

tg а) cos а,

 

(9)

 

 

но так как угол а

мал, можно принять

 

 

cos а ^ 1,

a tga обозначить

через

і.

 

 

Тогда

 

 

 

 

 

 

Wf +

Wh = Ga (/ -{- і) кгс (дан).

(10)

 

 

При движении под уклон

 

Рис.

49. Схема к расчету со­

W f + W k = Ga{f — i) кгс (дан).

(11)

противления движению автомо­

Сопротивление

воздуха

движению

биля

-

 

 

wa обуславливается в основном

тре­

нием в его пограничном слое и вихреобразованием в воздухе. Вслед­ ствие вихреобразования появляется различное давление на переднюю и заднюю части автомобиля.

Теоретические и экспериментальные исследования показывают,

что сопротивление воздуха

 

Ww = c^Fv2 кгс (дан),

(12)

где с — коэффициент пропорциональности, зависящий от формы маши­ ны и состояния ее поверхности;

у — плотность воздуха;

F — площадь лобового сопротивления автомобиля, м2. Эта площадь приближенно равна произведению ширины колеи автомобиля на его наибольшую высоту;

V— скорость движения автомобиля, м/сек]

Так как плотность воздуха изменяется сравнительно мало, то

Ww =

=

кгс (дан),

(13)

где k — коэффициент

сопротивления воздуха,

равный для грузовых

автомобилей

0,06—0,07;

 

 

V— скорость, км/ч.

 

 

 

Сопротивление разгону W,-. При неравномерном движении авто­

мобиля часть энергии двигателя

будет затрачиваться на ускорение

поступательно движущегося автомобиля и на ускорение его враща­ ющихся масс (например, маховика двигателя и колес машины).

Для удобства расчетов вводится коэффициент учета вращающихся масс р, представляющий собой отношение силы, требующейся для разгона поступательно движущейся массы и вращающихся масс авто­ мобиля, к силе, требующейся для разгона только поступательно дви­ жущейся массы:

Р і Р Р

Г П

<14>

Г П

где Рп— сила, требующаяся для разгона поступательно движущейся массы;

Рв — сила, необходимая для разгона вращающихся масс.

&4