Файл: Фиделев А.С. Автотракторный транспорт в строительстве учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.07.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
Кроме того, |
|
М х+ М., = Ga cos а • fr. |
(40) |
Из (36), (38), (39) и (40) получим |
|
Rya -\-Ww(hw — hg) + Ga cos а ■fr + RJhg + R ^ h g — R 2b = 0. |
(41) |
Поскольку высота центра парусности hw большинства автомоби лей почти совпадает с высотой центра тяжести, т. е. разность hw— hg невелика, и, кроме того, буксование практически возможно только при малых скоростях, когда W w незначительно, член Ww (hw— hg) исключаем. Исключаем также члены с коэффициентом, / так как они мало влияют на точность подсчетов. Тогда выражение (41) примет вид
Rxa + R 2<?hg— R2b — 0. |
(42) |
|
Решая совместно уравнения (37) и (42) получим |
|
|
(Ga cos а — R2) а + |
R 2<?hg — R2b = 0 |
(43) |
или |
|
|
G. cos а •a |
cos а •а |
|
|
= |
<44) |
Контроль буксования. Весьма удобно при пользовании дина мической характеристикой нанести на нее кривую буксования Д.ц. Для подсчета Dc4 необходимо подставить в уравнение (26) вместо Рк его наибольшее значение, т. е.
<еяй - |
г а |
Den = |
(45) |
Буксование обычно происходит на скользких дорогах при малых скоростях, поэтому для упрощения расчетов можно принять Ww = 0 и считать, что автомобиль находится на горизонтальной дороге. Тог да, если все колеса ведущие,
DC1X= ?• |
(46) |
Если же ведущие только задние колеса, то
Рис. 53. Динами ческая характери стика автомобиля с линиями контроля буксования
Оа = ! ? ф = В , |
<47, |
Нанося на динамическую характеристику автомобиля соответствующие прямые Dcu (рис. 53) при различных 'значениях <р, выделяем об ласти практического использования динамиче ского фактора, определенного по характеристи ке двигателя. Точки, лежащие выше прямых Den, в Данных условиях движения не могут быть использованы.
60
Проверка |
сцепления при автопоезде также производится по дина |
|||
мическому |
фактору по сцеплению, |
равному в этом случае |
|
|
|
Dсц |
7°сц |
(48) |
|
|
Ga + |
nQo |
||
|
|
|
где Gca—сцепной вес автомобиля, т. е. вес, приходящийся на веду щие колеса автомобиля, кгс (дан).
§ 8. Торможение автомобиля
Сила торможения автомобиля. Предельный случай торможения характеризуется тем, что тормозные колеса продолжают еще вра щаться, находясь на границе заклинивания (юза). Кроме того, при нимается, что при торможении двигатель выключен и маховик, как главная часть вращающихся инерционных сил, влияния не оказы вает, т. е. ß = 1 или
w i = Y }т- |
(49) |
Так как тормоза можно затягивать, не превышая силы тормозов
над силой сцепления заторможенных колес, то сила тормозов |
|
|||||
|
Р* = Р 1Г . |
|
(50) |
|||
На грузовых автомобилях все колеса оборудуются тормозами. |
||||||
Поэтому |
Рт= />СТ°РМ= cpGa. |
|
(51) |
|||
|
|
|||||
Замедление автомобиля /т определяется |
из уравнения |
|
||||
P* = - W f ± W h- W a + W, |
(52) |
|||||
или |
|
|
|
|
|
|
cpGa = - G J ± |
Gai - W |
w + ^ Jr. |
(53) |
|||
|
|
|
|
|
g |
|
Следовательно, для автомобиля с тормозами на всех колесах |
||||||
/г — (3 |
('-?Ga -f- Ga/ |
i |
GJ -ф Ww) м/сек2. |
(54) |
||
Можно принять |
Ww = 0 и |
пренебречь |
коэффициентом качения |
|||
колес /, так как ср значительно больше /. |
|
|
||||
Тогда |
/т = g (? ± |
0 м/сек2. |
|
(55) |
||
|
|
|||||
Путь торможения ST(до полной остановки) при начальной скорости |
||||||
движения автомобиля ѵ, выраженной в м/сек, |
|
|||||
|
ST— |
ѵг |
м. |
|
|
(56) |
|
2 j |
|
|
|||
Из формул (55) и (56) для автомобилей с тормозами на |
всех |
|||||
колесах |
|
|
|
|
|
|
|
S T = 2g(ср ±і) |
м ' |
|
(57) |
61
Если же скорость в км/ч, то
Х)^
S T = 2 • 3,62g ( f ±1) = 260 (cp ± i) M'
Расчет торможения основывается на полном использовании на грузки от каждого колеса на дорогу. При недостаточной регулировке
тормозов замедления |
становятся меньшими, а пути торможения уве |
|||
личиваются до двух |
раз. |
интервала LQ между грузовыми автомоби |
||
Величина безопасного |
||||
лями определяется, исходя |
из двойного тормозного пути 25т, |
времени |
||
реакции водителя t и длины автомобиля /а по формуле |
|
|||
Lö |
= 130 (9 ± і) + |
зЖ + /а • |
^59) |
|
При автопоездах, учитывая возможность отказа тормозов прице |
||||
пов, путь торможения |
|
|
|
|
S T — ■ |
|
M . |
(60) |
|
260 |
Ga + nQ0 |
l |
|
|
|
V |
|
§ 9. Устойчивость автомобиля
Под устойчивостью автомобиля понимается способность сохра нить им заданное движение без опрокидывания, сползания и заноса. Потеря устойчивости происходит при опрокидывании, а также при боковом перемещении и сползании на подъеме.
Продольное опрокидывание автомобиля может произойти при дви жении на подъем. Опрокидывающей силой является составляющая веса, параллельная плоскости дороги. Случаи продольного опроки дывания автомобилей очень редки.
Поперечное опрокидывание и скольжение может произойти при движении машины на повороте, когда автомобиль находится под воздействием центробежной силы.
Рассмотрим простой случай: дорога не имеет поперечного укло на, движение равномерное и угол поворота постоянный. При пово роте около оси 0—0 (рис. 54) центробежная сила, которая может
вызвать опрокидывание или занос, |
|
Рцб = Ж ' |
(6І) |
Начало опрокидывания фиксируется равенством моментов около точки А
|
Р цбh |
= |
Ga ~2 • |
(62) |
Из |
формул |
(61) |
и (62) определяем |
|
скорость, при которой будет опроки |
||||
дываться автомобиль: |
|
|||
Рис. 54. Схема к расчету устой |
ѵ' = ] / |
м/сек. |
(63) |
|
чивости автомобиля |
62
Начало скольжения |
может возникнуть, когда |
|
||
|
|
P a ß = G a<0. |
(64) |
|
Из уравнений (61)и (64) определяем скорость, при которой |
||||
начнется боковое скольжение: |
|
|
||
|
ѵ" |
= У <рRg |
м/сек. |
(65) |
Сопоставляя уравнения |
(63) |
и (65), |
приходим к выводу, |
что если |
|
|
? < J r - |
|
№ |
то боковое сползание будет предшествовать поперечному опрокиды ванию (V" < и'). Если же
. |
В |
(67) |
|
'Р > |
2/Г ’ |
||
|
то автомобиль будет опрокидываться (ѵ" > v').
§10. Производительность автомобиля
иизмерители его работы
Техническая производительность |
автомобиля |
|
|
||
|
|
3600Q |
|
|
|
|
77техн |
— J Q QQ J^ |
т/ ч > |
|
(6 8 ) |
где Qa — перевозимый груз, |
кг; |
включающая время загрузки |
|||
Т рс — продолжительность |
рейса, |
||||
автомобиля, груженого хода, разгрузки и порожнего хода, |
|||||
сек. |
рейса |
|
|
|
|
Продолжительность |
|
|
|
||
7 рс = Р у г ( 2 |
О і'Р "f" 7\ уп ( 2 ^)пор 4 “ -загр “Ь ^разгр еек . |
(69) |
|||
Здесь (27)гр и ( 2 Опор — время |
движения |
по участкам трассы |
|||
при длине каждого I м и соответствующей скорости движения ѵ в км/ч |
|||||
(соответственно груженого и порожнего хода); |
учетом маневрирова |
||||
4агр, ^разгр — время |
загрузки и разгрузки с |
||||
ния, сек; |
|
|
|
|
|
Куг (Куп) — коэффициент, |
учитывающий время на разгон и замед |
||||
ление, который можно |
определить, приняв, что разгон и замедление |
||||
осуществляются по трапецоидальной тахограмме (рис. 55) |
|
||||
|
vt — tv cp------р - , |
|
(70) |
||
где V —фактическая скорость, м/сек; |
|
м/сек; |
|||
ѵср— установившаяся средняя |
скорость по всей трассе, |
||||
/ = tg (3— ускорение |
(замедление), м/сек2; |
|
|
||
|
|
|
|
|
(71) |
где Етр — длина транспортирования, |
м. |
|
|
63