Файл: Фиделев А.С. Автотракторный транспорт в строительстве учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.07.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
Определим в общем виде коэффициент учета вращающихся масс. При этом учитываются только маховик двигателя и колеса, так как влияние остальных вращающихся масс весьма мало.
Тогда сила инерции, которую надо преодолеть автомобилю при разгоне (или сопротивление разгону)
|
W7/ = ——2.ур кгс |
(дан), |
(15) |
где g — ускорение силы тяжести, м/сек2; |
|
||
/ — ускорение автомобиля, м/сек2. |
крутящий момент, |
||
Как известно |
из теоретической |
механики, |
|
необходимый для |
разгона тела при |
вращении его вокруг своей оси, |
£ II О)
асила, необходимая для разгона,
М/е
Р= 'о = V
(16)
(17)
где I — момент инерции тела; е— угловое ускорение; г0 — радиус вращения.
Обозначим момент инерции маховика / м,а колеса / к и, соответственно, угловые ускорения маховика и колеса ем и ек.
Тогда, приводя |
крутящий момент маховика / мем к оси |
колес, полу- |
|||||
чим |
|
|
|
|
|
|
|
|
п |
, |
^мемгк* О^Т + S^K£K |
(18) |
|||
|
1 в — |
|
|
г |
|
||
В свою очередь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(19) |
Однако, поскольку |
|
|
|
|
|
(20) |
|
|
|
Вм = |
^к^'к^О |
|
|||
из ^18) и (20), |
получим |
|
|
|
|
^/кек |
|
|
п |
|
/ мек гк ‘ о',1 т + |
(21) |
|||
|
|
— |
|
|
• г |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Тогда из (14), (19) и (21) |
получим коэффициент учета враща- |
||||||
ющихся масс: |
|
|
|
|
|
|
|
" |
п 1 , |
р |
- |
, |
1 |
Т" |
(22) |
|
Р — 1 + |
1 + |
G |
||||
|
|
г п |
|
|
|
аг2 |
|
|
|
|
|
|
|
—— Г' |
|
|
|
|
|
|
|
g |
|
В тех случаях, когда моменты инерции неизвестны, можно под считывать р по приближенной формуле акад. Е. А. Чудакова
Р = |
1 + аі\ , |
(23) |
где величина а для грузовых |
автомобилей |
равна 0,05—0,07. |
55
§ 6. Динамическая характеристика автомобиля
Динамический фактор. В развернутом виде уравнение тягового баланса (6) будет иметь вид
Рк = Ga (/ ± і) + Ww+ Ga j кгс (дан). |
(24) |
Представим это уравнение таким образом, чтобы величины, ха рактеризующие автомобиль и двигатель как машину, были в левой части уравнения, а величины, характеризующие дорожные усло вия и разгон автомобиля — в правой.
Тогда
f ± i + \ і . |
(25) |
Левая часть уравнения представляет собой удельное свободное тяговое усилие, которое может развить данный автомобиль. Это тя говое усилие определено акад. Е. А. Чудаковым и названо им динамическим фактором (D).
Таким образом,
PK- W w |
(26) |
|
Ga |
||
|
||
В свою очередь |
|
|
D = f ± i + l j , |
(27) |
|
а при равномерном движении автомобиля |
(/ = 0) |
|
D = f ± i . |
(28) |
|
Из формул (5), (1) и (2) следует, что величина Рк зависит как от чис |
||
ла оборотов двигателя, так и от переда |
||
точного числа |
коробки передач, _иными |
|
словами, Рк может быть представлена |
||
как функция |
скорости движения авто |
|
мобиля. |
|
|
|
|
|
|
Сопротивление |
воздуха |
Ww также |
|||
|
|
|
|
|
функционально зависит от ѵ. |
|
||||
|
|
|
|
|
Динамическая |
характеристика. |
||||
|
|
|
|
|
Если величину динамического фактора |
|||||
|
|
|
|
|
на каждой передаче отложить на гра |
|||||
|
|
|
|
|
фике в зависимости от скорости ѵ, то |
|||||
|
|
|
|
|
получим динамическую характеристи |
|||||
|
|
|
|
|
ку автомобиля |
(рис. 50). Число кривых |
||||
|
0 |
10 |
20 30 40 ІО |
60 70 |
на этой передаче равно числу передач. |
|||||
|
Скорость транспортирования к.ни/и |
При |
составлении динамической |
ха |
||||||
Рис. 50. Динамическая харак |
рактеристики |
автомобиля |
исходят |
из |
||||||
внешней характеристики двигателя |
(см. |
|||||||||
теристика бортового автомобиля |
рис. 48) и формул (1), (3), (5), (13) и (26). |
|||||||||
грузоподъемностью 3 т. Переда |
||||||||||
чи: |
I |
= |
6,60), II (ік = |
3,74), |
Как правило, динамическую характери |
|||||
III |
(/к = |
1,84), ІѴ(«К = |
1,0) |
стику |
составляет |
завод-изготовитель. |
56
С помощью динамической характе ристики весьма просто решается боль шинство тяговых задач, а именно:
1. Определяется установившаяся скорость движения автомобиля при из вестных дорожных условиях, т.е. при
известных / и /, так |
как £> = / + і; |
|
2. |
Определяется |
максимальный |
подъем по двигателю при известной
установившейся скорости п и / так |
как |
|
i = D - f ; |
автомо |
|
3. Определяется ускорение |
||
биля при заданной скорости ѵ, |
так |
как |
/ — ~{D — і — f) м/сек?.
Рис. 51. Динамическая характеристика автомо биля со шкалой его нагрузки
При подсчете ускорений следует помнить, что коэффициент ß
имеет различные значения на различных |
передачах |
(см. |
форму |
||||||
лу 23). |
|
|
|
динамической |
характеристике |
||||
Решим указанные три задачи по |
|||||||||
трехтонного автомобиля (см. рис. 50). |
|
|
|
|
|
||||
П е р в а я |
з а д а ч а — определение скорости движения груженого |
||||||||
автомобиля |
при / = 0,02 и і = 0,060, |
т. е. при D = 0,08. |
Решение |
||||||
этой задачи |
показано на рис. 50. Как следует из рисунка, в |
этих |
|||||||
дорожных условиях автомобиль будет двигаться |
на |
III |
передаче |
||||||
и развивать |
скорость ѵ ~ 32 км/ч. |
|
максимального |
подъема |
при |
||||
В т о р а я |
з а д а ч а — определение |
||||||||
скорости |
V = 50 км/ч и / = 0,02. Так |
как |
при этой скорости |
D = |
|||||
= 0,05 (см. рис. 50), то, следовательно, і = |
0,05 — 0,02 =0,03. |
|
|||||||
Т р е т ь я |
з а д а ч а — определение ускорения автомобиля |
при за |
|||||||
данной скорости движения и = 5 км/ч на подъеме t =0,15 |
при / = |
||||||||
= 0,02. Включается II передача, т. е. на заданной скорости D = 0,225 |
|||||||||
(см. рис. |
50). Тогда коэффициент учета вращающихся масс ß = |
1 + |
|||||||
+ ail = |
1 + |
0,06 - 3,742 = 1,84; |
|
|
|
|
|
|
|
/ = у (£> — г —/) = щ - (0,225 - |
0,15 - |
0,02) = |
0,3 м/сек\ |
|
|||||
Учет нагрузки автомобиля. Из |
формулы (26) следует, |
что |
при |
неизменных величинах Рк и Ww динамический фактор обратно про
порционален весу |
автомобиля, состоящему из полезной |
нагрузки |
и собственного веса машины. |
|
|
Следовательно, |
если вес порожнего автомобиля G0, то динами |
|
ческий фактор порожнего автомобиля |
|
|
|
G п |
(29) |
|
Do = - f . |
|
|
ио |
|
Поэтому в одном и том же отрезке ординаты D теперь, при по рожнем автомобиле, большей будет величина D0 или, другими сло вами, масштаб ординаты динамического фактора при порожнем авто
мобиле следует уменьшить в соотношении |
> 1. |
|
üo |
57
На рис. 51 показана ордината D, соответствующая 100%-ной нагрузке автомобиля, и Do, соответствующая порожнему автомобилю, т. е. нулевой нагрузке. Кроме того, проведены ординаты, соответ ствующие 20, 40, 60 и 80% нагрузки автомобиля. Таким образом, динамическая характеристика, приведенная на рис. 51, позволяет ре шать тяговые задачи при любой нагрузке автомобиля.
Вотносительно легких дорожных условиях применяют автомо били с прицепами. Пользуясь динамическими характеристиками, можно определить, какие установившиеся скорости будет развивать груженый автомобиль с прицепами.
Вэтом случае окружная сила на шинах колес груженого авто
мобиля
Рк = (tiQo + |
Ga) (/ ± |
і) -f Ww кгс (дан), |
(30) |
где п — количество прицепов; |
(дан). |
|
|
Qo— вес груженого прицепа, кгс |
|
||
' Тогда |
|
|
|
Z ) = ^ L = _ ^ |
= ( „ | + i) ( / ±0> |
(31) |
Пример определения скорости движения сдвумя прицепами (п = 2),
весом каждого |
с грузом Q0 = 3000 кгс при f — 0,02 и і = 0,06, пока |
зан на рис. 50. |
Учитывая что вес груженого автомобиля Ga = 6200 кгс, |
по формуле (31) получим
D = р ш г + 1) ( ° . ° 2 + ° - 0 6 ) ~ о . 16.
и согласно динамической характеристике автомобиль с прицепами будет двигаться на II передаче со скоростью и = 15 км/ч.
§ 7. Проходимость автомобиля
Проходимость (вездеходность) автомобиля характеризует возмож ность его надежного движения по неровным и скользким дорогам. Движение автомобиля обеспечивается двумя условиями: достаточной мощностью двигателя и достаточным сцеплением шин с дорогой. Или, выражая эти условия аналитически, получим
Р * > Ш < Р СЦ, |
(32) |
где РСц — сила сцепления шин с дорогой.
Сцепление шин автомобиля с дорогой. Сила сцепления шин с доро
гой |
Дсц = ?Яв , |
(33) |
|
где RB— нагрузка |
|||
от ведущих колес на дорогу; |
|
||
<р— коэффициент сцепления, характеризующий прочность контак |
|||
та колеса |
с опорной поверхностью. На дорогах |
с твердым |
покрытием эта прочность определяется силой трения между колесом и поверхностью дороги.
Коэффициент сцепления зависит от типа и состояния дороги, конструкции и состояния шин и давления в камере шины.
58
Рис. 52. Схема к расчету проходимости автомобиля:
а — на горизонтальной дороге» б — на наклонной
При сухой щебеночной дороге и рифленом протекторе коэффи циент сцепления порядка 0,5—0,6, а при влажной загрязненной ще беночной дороге коэффициент сцепления 0,2—0,3.
Нагрузка от колес на дорогу, У неподвижного автомобиля, стоя щего на горизонтальной площадке, нагрузка от колес на дорогу или равные им по абсолютной величине нормальные реакции дороги на колеса являются величинами постоянными. Например, у двухосно го автомобиля (рис. 52, а):
Ä l - G . f10; |
(34) |
І?2 = О Л . |
(35) |
‘о |
|
При движении автомобиля возникают дополнительные силы и мо менты, разные в различных условиях движения (движение на подъем, разгон, торможение автомобиля).
Рассмотрим движение неравномерное, например, ускоренное (рис. 52, б).
Равнодействующую Ww сил сопротивления воздуха будем счи тать приложенной к центру парусности, находящемуся на расстоя нии hwот плоскости дороги. Моменты сопротивления качению передних
и задних колес |
обозначим |
и Л12. Тогда сумма моментов отно |
|
сительно центра |
тяжести автомобиля |
|
|
Rid -piVw (hw— hg) -p Alj "P M2 ~P Tihg “p T ihg— R^h — 0. |
(36) |
||
Сумма проекций сил на |
плоскость, перпендикулярную к плоско |
||
сти дороги, |
R 1 “р ^?2 — Ga cos а. |
(37) |
|
|
Далее для двухосного автомобиля с задними ведущими колесами находим нормальную реакцию на эти колеса, определяющую силу сцепления. Для этого примера
Тг = |
Я2ср; |
(38) |
Тх = |
RJ. |
(39) |
59