Файл: Фиделев А.С. Автотракторный транспорт в строительстве учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.07.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коэффициент учета разгона и замедления

K y r = V~ f .

(72)

Рис. 55. Тахограмма движения авто мобиля

Из формул (70), (71) и (72), приняв V в км/ч, получим

К у Г = 1 +

с р

(73)

13/L.

 

тр

 

Показателями успешной работы автомобилей являются: пере­ выполнение заданного плана, хорошее техническое состояние, без­ аварийность, перевыполнение норм пробега, экономия топлива и смазочных материалов и, как следствие всего этого, снижение себе­ стоимости перевозок.

Указанные показатели устанавливаются с помощью основных измерителей состояния и работы автомобилей.

Измерителями состояния и работы автотранспорта являются: коэффициенты технической готовности, использования парка, ис­ пользования по времени, использования пробега, использования тоннажа; выработка; межремонтный пробег и расход топлива и смазочных материалов.

Коэффициент технической готовности устанавливает степень ис­ правности машин; он выражается отвлеченным числом, меньшим или равным единице, и определяется отношением технически исправных машин (на ходу) к их общему количеству. Например, в хозяйстве имеется 40 автомашин, из них 36 технически исправных (готовых к ра­ боте). Следовательно, коэффициент технической готовности автома­

те

=

Л о

шин ^0

0,9.

Коэффициент использования парка определяет степень исполь­ зования машин; он выражается отвлеченным числом, меньшим или равным, единице, и подсчитывается как отношение общего количе­ ства машино-дней работавших машин к общему количеству маши­

но-дней всего списочного состава.

12 автосамосвалов, из

которых

Например, в

хозяйстве

имеется

в течение месяца

два не

работали,

а два работали лишь

15 дней.

Число дней работы в месяц принято 25. Следовательно, коэффициент использования автосамосвалов за месяц составит

(8 • 25) + (2 . 15)

п 77

12-25

Коэффициент использования по времени (внутрисменного ис­ пользования) выражает степень использования автомобилей в те­ чение смены и определяется отношением фактически отработанных машино-часов к общему количеству запланированных машино-ча­ сов (в наряде).

Например, автосамосвал за семичасовую смену простоял из-за неисправности экскаватора 1 ч 30 мин. Таким образом, чистое время

64


работы автосамосвала составило

5,5 ч. Следовательно, коэффициент

5 5

= 0,785.

внутрисменного использования -у

Коэффициент использования пробега выражает степень загруз­ ки автотранспорта при движении его в оба конца и определяется

отношением пробега с грузом к общему пробегу.

из них

Например, 20 автомашин прошли за месяц 60000 км,

30 000 км с грузом. Коэффициент использования пробега

составит

30 000 „ -

 

60 000 —

Следовательно, половина пути (обратный рейс) была пройдена порожняком.

При эксплуатации автотранспорта стремятся приблизить коэф­ фициент использования пробега к единице, что достижимо при пол­ ной загрузке машин на обратных рейсах.

Составляя план организации механизированных работ, необхо­ димо предусмотреть возможно более полное использование пробега автотранспорта, назначаемого для перевозки стройматериалов в

рабочей зоне. Этого

можно достигнуть, устанавливая

кольцевые

рейсы (с заездами

в промежуточные карьеры, базы,

склады и

т. д., в зависимости от конкретных условий работы).

 

Коэффициент использования тоннажа устанавливает степень исполь­ зования грузоподъемности машин, выражается отвлеченным числом, меньшим или равным единице, и вычисляется по формуле

К =

ABС

'

(74)

где С — фактический общий вес перевезенных грузов,

т ;

А — количество ходок машин

определенной грузоподъемности;

В —грузоподъемность данной

марки машин, т.

 

Например, в течение месяца работало 20 автомобилей грузо­ подъемностью 3 т и 20 автомобилей грузоподъемностью 5 т. Трех­ тонные автомобили ежедневно делали по пять ходок, а пятитон­ ные — по три ходки. В месяце было 25 рабочих дней. Фактический вес перевезенных грузов составил 12 000 т. Коэффициент использо­ вания тоннажа всех работавших автомобилей будет

к_____________ 12000_________ = П 8

Л 3 ■5 • 20 • 25 + 5 • 3 • 20 • 25 ’

Следовательно, тоннаж недоиспользован на 20%.

Выработка автотранспорта измеряется в тонно-километрах за сутки и определяется умножением веса перевезенного груза в г на пробег в км.

Среднесуточная выработка зависит от коэффициентов использо­ вания пробега, тоннажа и внутрисменного использования.

Например, среднесуточный пробег трехтонного автомобиля установлен 120 км. Коэффициент использования пробега принят 0,5, тоннажа — 1, внутрисменного использования — 0,7. Значит, среднесуточная выработка составит 120 • 0,5• 3 • 1-0,7 = 126 т-км.

Значительное влияние на выработку автотранспорта в течение смены оказывает дальность возки. Выработка тем выше, чем больше

5 3-786

65


дальность возки. Работа автотранспорта по перевозке строитель­ ных материалов на коротких участках в пределах рабочей зоны должна быть организована так, чтобы простой машины под погруз­ кой и выгрузкой был наименьшим.

Простой автотранспорта под погрузкой сверх установленных норм является основной причиной снижения выработки автотранс­ порта.

Межремонтный пробег (межремонтный цикл) автомобиля из­ меряется в километрах и характеризует продолжительность работы машины между капитальными ремонтами в нормальных условиях эксплуатации.

Плановое задание коэффициентов технической готовности, ис­ пользования парка, внутрисменного использования, использования пробега и тоннажа автомобилей устанавливают в соответствии с планом по строительству, состоянием машин, наличием ремонтных средств и т. д.

Плановая выработка устанавливается технически обоснованны­ ми нормами.

Основными мерами повышения производительности автомобиль­ ного транспорта являются: улучшение состояния и использования автопарка; рациональное планирование перевозок; применение большегрузных машин с увеличением расстояния транспортирова­ ния; совершенствование автомобильных дорог; правильная органи­ зация движения; применение в соответствующих условиях авто­ поездов.

Непременным условием роста производительности автотранс­ порта является повышение коэффициентов технической готовности и использования парка, что достигается увеличением межремонтных пробегов и применением агрегатно-узлового метода ремонта.

Высокий коэффициент использования парка порядка 0,8—0,85 можно получить при троллейвозном транспорте за счет межремонт­ ного пробега в 300—350 тыс. км и значительно большей эксплуата­ ционной надежности электрооборудования по сравнению с двига­ телями внутреннего сгорания.

Важное значение имеет рациональная организация перевозок, которая обеспечивается системой планирования и централизован­ ного диспетчерского управления, а также установлением оптималь­ ных маршрутов перевозок. В условиях значительного количества поставщиков и потребителей оптимальные маршруты рассчитывают, применяя электронно-вычислительную технику. При такой органи­ зации удается также в ряде случаев значительно увеличивать коэф­ фициенты использования пробега.

Технико-экономические исследования убедительно доказали выгодность увеличения грузоподъемности автомашин с увеличе­ нием расстояния транспортирования *.

* Подробнее см. С. Е. К а н т о р е р. Методы обоснования эффективности при­ менения машин в строительстве. М., Госстройиздат, 1969.

66


Совершенствование автодорог позволяет увеличивать не только скорость движения машин, но и их межремонтные пробеги и пробег автомобильных шин.

Правильная организация работы автомобилей и тракторных поездов обеспечивается введением строгого графика или расписания движения. Практика работы ряда автохозяйств показала, что пра­ вильно составленное расписание позволяет увеличить производи­ тельность не только автомобилей, но и обслуживаемых ими кранов, экскаваторов, погрузчиков.

При монтаже зданий с транспортных средств («с колес») орга­ низуют движение панелевозов по такой системе, которая дает воз­ можность эффективно использовать транспортные средства и вести монтаж строго по графику.

Известны две системы движения панелевозов на монтаже домов «с колес»: маятниковая и челночная.

При маятниковой системе тягач работает с одним полуприцепомпанелевозом и вместе с ним простаивает под погрузкой на пред­ приятии и поД разгрузкой на объекте монтажа.

При челночной системе тягач работает с тремя оборотными по­ луприцепами и подобно челноку непрерывно перемещается от домо­ строительного комбината к монтажной площадке и обратно, задер­ живаясь в этих пунктах лишь для смены буксируемых панелевозов.

На практике широко применяется также промежуточная, так называемая получелночная система, суть которой заключается в том, что тягач работает с двумя оборотными полуприцепами, от­ цепляя их только у объекта монтажа. Такая система движения оправдана в условиях, когда погрузка деталей на предприятии обеспечена с минимальной затратой времени *.

В относительно легких дорожных условиях целесообразно при­ менять автомобили с прицепами; тяговые расчеты автопоездов приведены в § 6. Производительность автопоезда будет выше, чем одиночного автомобиля, если снижение скорости при автопоезде будет компенсироваться увеличением перевезенного груза,

§11. Расход топлива автомобилем

Всправочниках и заводских характеристиках приводится удель­ ный расход топлива, т. е. расход топлива в граммах на 1 л. с. (эффективную) в час:

ge = 1000

 

г]л.с.ч,

 

(75)

где q — часовой расход топлива,

кг1ч\

л. с.

 

 

Ne — эффективная мощность двигателя,

 

 

•Подробнее см. А. С. Ф и д е л е в . Повышение

производительности

строитель­

ных машин. Киев, «Будівельник», 1970.

С.

С. А т а е в , Б.

Ф. К у л и к . Специа­

лизированный транспорт в строительстве.

Минск,

«Наука и

техника»,

1971.

67


Принято расход топлива А а определять на 100 км пробега; этот расход можно подсчитать, если известны q в кг/ч и скорость авто­ мобиля V в км/ч:

А а —

(76)

Из формул (75) и (76) следует, что

А, =

й 4

кг

(77)

 

ІОи

100 км'

 

При равномерном движении автомобиля затрачиваемая эффек тивная мощность двигателя по формуле (6)

л,

V

( W , ± W h + W w ) v _

(78)

N e ~

3,6 • 75к]т “

270т)т

 

Исходя из формул (10), (11), (13), можно записать

 

°а (7 ± о +

kFv2

 

 

N, =

13

с.

(79)

274

Л .

 

 

 

 

Тогда из формул (77) и (79) получим

 

М / ± 0 +

fcfü2]

 

 

Ла =

13 J

к г

(80)

2700т]т

 

100

Пользуясь формулой (80), можно определить расход топлива автомобилем весом Ga при различных дорожных условиях, т, е. при различных f и і, а также скорости движения ѵ.

§ 12. Тяговый баланс и сопротивление движению гусеничного трактора с прицепами

Скорость движения тракторов значительно ниже скорости движения автомобилей, поэтому для тяговых расчетов тракторов нет надобности пользоваться динамическими характеристиками, а можно исходить из их заводской технической характеристики.

В заводской характеристике трактора приводятся номер передачи, скорость движения ѵ в км/ч и тяговое усилие на крюке FKp на указанной передаче при движении на горизонтальной площадке;

FKP— РГ— шг GTp кгс (дан),

(81)

где Рт— сила тяги, приложенная к гусеницам, кгс(дан);

wр — основное удельное сопротивление движению при гусеничном ходе (величина, аналогичная коэффициенту качения автома­ шин); для грунтовых дорог, сухих и ровных шг = 0,05 -т-0,08,

а для неровных и грязных шг = 0,08

-5—0,12;

 

Gxp—вес трактора, кгс (дан).

 

ходу

Тяговое усилие трактора с прицепами на пневмоколесном

при движении на подъем (рис. 56)

 

 

РГ= tiQn (f cos а -j- sin а) 4- GTp (wpcos а +

sin а) кгс (дан),

(82)

68