Файл: Фиделев А.С. Автотракторный транспорт в строительстве учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.07.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
Коэффициент учета разгона и замедления
K y r = V~ f . |
(72) |
Рис. 55. Тахограмма движения авто мобиля
Из формул (70), (71) и (72), приняв V в км/ч, получим
К у Г = 1 + |
с р |
(73) |
13/L. |
||
|
тр |
|
Показателями успешной работы автомобилей являются: пере выполнение заданного плана, хорошее техническое состояние, без аварийность, перевыполнение норм пробега, экономия топлива и смазочных материалов и, как следствие всего этого, снижение себе стоимости перевозок.
Указанные показатели устанавливаются с помощью основных измерителей состояния и работы автомобилей.
Измерителями состояния и работы автотранспорта являются: коэффициенты технической готовности, использования парка, ис пользования по времени, использования пробега, использования тоннажа; выработка; межремонтный пробег и расход топлива и смазочных материалов.
Коэффициент технической готовности устанавливает степень ис правности машин; он выражается отвлеченным числом, меньшим или равным единице, и определяется отношением технически исправных машин (на ходу) к их общему количеству. Например, в хозяйстве имеется 40 автомашин, из них 36 технически исправных (готовых к ра боте). Следовательно, коэффициент технической готовности автома
те |
= |
Л о |
шин ^0 |
0,9. |
Коэффициент использования парка определяет степень исполь зования машин; он выражается отвлеченным числом, меньшим или равным, единице, и подсчитывается как отношение общего количе ства машино-дней работавших машин к общему количеству маши
но-дней всего списочного состава. |
12 автосамосвалов, из |
которых |
||
Например, в |
хозяйстве |
имеется |
||
в течение месяца |
два не |
работали, |
а два работали лишь |
15 дней. |
Число дней работы в месяц принято 25. Следовательно, коэффициент использования автосамосвалов за месяц составит
(8 • 25) + (2 . 15) |
п 77 |
12-25 |
’ |
Коэффициент использования по времени (внутрисменного ис пользования) выражает степень использования автомобилей в те чение смены и определяется отношением фактически отработанных машино-часов к общему количеству запланированных машино-ча сов (в наряде).
Например, автосамосвал за семичасовую смену простоял из-за неисправности экскаватора 1 ч 30 мин. Таким образом, чистое время
64
работы автосамосвала составило |
5,5 ч. Следовательно, коэффициент |
5 5 |
= 0,785. |
внутрисменного использования -у |
Коэффициент использования пробега выражает степень загруз ки автотранспорта при движении его в оба конца и определяется
отношением пробега с грузом к общему пробегу. |
из них |
Например, 20 автомашин прошли за месяц 60000 км, |
|
30 000 км с грузом. Коэффициент использования пробега |
составит |
30 000 „ - |
|
60 000 —
Следовательно, половина пути (обратный рейс) была пройдена порожняком.
При эксплуатации автотранспорта стремятся приблизить коэф фициент использования пробега к единице, что достижимо при пол ной загрузке машин на обратных рейсах.
Составляя план организации механизированных работ, необхо димо предусмотреть возможно более полное использование пробега автотранспорта, назначаемого для перевозки стройматериалов в
рабочей зоне. Этого |
можно достигнуть, устанавливая |
кольцевые |
рейсы (с заездами |
в промежуточные карьеры, базы, |
склады и |
т. д., в зависимости от конкретных условий работы). |
|
Коэффициент использования тоннажа устанавливает степень исполь зования грузоподъемности машин, выражается отвлеченным числом, меньшим или равным единице, и вычисляется по формуле
К = |
ABС |
' |
(74) |
где С — фактический общий вес перевезенных грузов, |
т ; |
||
А — количество ходок машин |
определенной грузоподъемности; |
||
В —грузоподъемность данной |
марки машин, т. |
|
Например, в течение месяца работало 20 автомобилей грузо подъемностью 3 т и 20 автомобилей грузоподъемностью 5 т. Трех тонные автомобили ежедневно делали по пять ходок, а пятитон ные — по три ходки. В месяце было 25 рабочих дней. Фактический вес перевезенных грузов составил 12 000 т. Коэффициент использо вания тоннажа всех работавших автомобилей будет
к_____________ 12000_________ = П 8
Л 3 ■5 • 20 • 25 + 5 • 3 • 20 • 25 ’
Следовательно, тоннаж недоиспользован на 20%.
Выработка автотранспорта измеряется в тонно-километрах за сутки и определяется умножением веса перевезенного груза в г на пробег в км.
Среднесуточная выработка зависит от коэффициентов использо вания пробега, тоннажа и внутрисменного использования.
Например, среднесуточный пробег трехтонного автомобиля установлен 120 км. Коэффициент использования пробега принят 0,5, тоннажа — 1, внутрисменного использования — 0,7. Значит, среднесуточная выработка составит 120 • 0,5• 3 • 1-0,7 = 126 т-км.
Значительное влияние на выработку автотранспорта в течение смены оказывает дальность возки. Выработка тем выше, чем больше
5 3-786 |
65 |
дальность возки. Работа автотранспорта по перевозке строитель ных материалов на коротких участках в пределах рабочей зоны должна быть организована так, чтобы простой машины под погруз кой и выгрузкой был наименьшим.
Простой автотранспорта под погрузкой сверх установленных норм является основной причиной снижения выработки автотранс порта.
Межремонтный пробег (межремонтный цикл) автомобиля из меряется в километрах и характеризует продолжительность работы машины между капитальными ремонтами в нормальных условиях эксплуатации.
Плановое задание коэффициентов технической готовности, ис пользования парка, внутрисменного использования, использования пробега и тоннажа автомобилей устанавливают в соответствии с планом по строительству, состоянием машин, наличием ремонтных средств и т. д.
Плановая выработка устанавливается технически обоснованны ми нормами.
Основными мерами повышения производительности автомобиль ного транспорта являются: улучшение состояния и использования автопарка; рациональное планирование перевозок; применение большегрузных машин с увеличением расстояния транспортирова ния; совершенствование автомобильных дорог; правильная органи зация движения; применение в соответствующих условиях авто поездов.
Непременным условием роста производительности автотранс порта является повышение коэффициентов технической готовности и использования парка, что достигается увеличением межремонтных пробегов и применением агрегатно-узлового метода ремонта.
Высокий коэффициент использования парка порядка 0,8—0,85 можно получить при троллейвозном транспорте за счет межремонт ного пробега в 300—350 тыс. км и значительно большей эксплуата ционной надежности электрооборудования по сравнению с двига телями внутреннего сгорания.
Важное значение имеет рациональная организация перевозок, которая обеспечивается системой планирования и централизован ного диспетчерского управления, а также установлением оптималь ных маршрутов перевозок. В условиях значительного количества поставщиков и потребителей оптимальные маршруты рассчитывают, применяя электронно-вычислительную технику. При такой органи зации удается также в ряде случаев значительно увеличивать коэф фициенты использования пробега.
Технико-экономические исследования убедительно доказали выгодность увеличения грузоподъемности автомашин с увеличе нием расстояния транспортирования *.
* Подробнее см. С. Е. К а н т о р е р. Методы обоснования эффективности при менения машин в строительстве. М., Госстройиздат, 1969.
66
Совершенствование автодорог позволяет увеличивать не только скорость движения машин, но и их межремонтные пробеги и пробег автомобильных шин.
Правильная организация работы автомобилей и тракторных поездов обеспечивается введением строгого графика или расписания движения. Практика работы ряда автохозяйств показала, что пра вильно составленное расписание позволяет увеличить производи тельность не только автомобилей, но и обслуживаемых ими кранов, экскаваторов, погрузчиков.
При монтаже зданий с транспортных средств («с колес») орга низуют движение панелевозов по такой системе, которая дает воз можность эффективно использовать транспортные средства и вести монтаж строго по графику.
Известны две системы движения панелевозов на монтаже домов «с колес»: маятниковая и челночная.
При маятниковой системе тягач работает с одним полуприцепомпанелевозом и вместе с ним простаивает под погрузкой на пред приятии и поД разгрузкой на объекте монтажа.
При челночной системе тягач работает с тремя оборотными по луприцепами и подобно челноку непрерывно перемещается от домо строительного комбината к монтажной площадке и обратно, задер живаясь в этих пунктах лишь для смены буксируемых панелевозов.
На практике широко применяется также промежуточная, так называемая получелночная система, суть которой заключается в том, что тягач работает с двумя оборотными полуприцепами, от цепляя их только у объекта монтажа. Такая система движения оправдана в условиях, когда погрузка деталей на предприятии обеспечена с минимальной затратой времени *.
В относительно легких дорожных условиях целесообразно при менять автомобили с прицепами; тяговые расчеты автопоездов приведены в § 6. Производительность автопоезда будет выше, чем одиночного автомобиля, если снижение скорости при автопоезде будет компенсироваться увеличением перевезенного груза,
§11. Расход топлива автомобилем
Всправочниках и заводских характеристиках приводится удель ный расход топлива, т. е. расход топлива в граммах на 1 л. с. (эффективную) в час:
ge = 1000 |
|
г]л.с.ч, |
|
(75) |
|
где q — часовой расход топлива, |
кг1ч\ |
л. с. |
|
|
|
Ne — эффективная мощность двигателя, |
|
|
|||
•Подробнее см. А. С. Ф и д е л е в . Повышение |
производительности |
строитель |
|||
ных машин. Киев, «Будівельник», 1970. |
С. |
С. А т а е в , Б. |
Ф. К у л и к . Специа |
||
лизированный транспорт в строительстве. |
Минск, |
«Наука и |
техника», |
1971. |
67
Принято расход топлива А а определять на 100 км пробега; этот расход можно подсчитать, если известны q в кг/ч и скорость авто мобиля V в км/ч:
А а — |
(76) |
Из формул (75) и (76) следует, что
А, = |
й 4 |
кг |
(77) |
|
ІОи |
100 км' |
|
При равномерном движении автомобиля затрачиваемая эффек тивная мощность двигателя по формуле (6)
л, |
V |
( W , ± W h + W w ) v _ |
(78) |
|
N e ~ |
3,6 • 75к]т “ |
270т)т |
||
|
Исходя из формул (10), (11), (13), можно записать
|
°а (7 ± о + |
kFv2 |
|
|
N, = |
13 |
с. |
(79) |
|
274 |
Л . |
|||
|
|
|
|
Тогда из формул (77) и (79) получим
|
М / ± 0 + |
fcfü2] |
|
|
Ла = |
13 J |
к г |
(80) |
|
2700т]т |
|
100 |
Пользуясь формулой (80), можно определить расход топлива автомобилем весом Ga при различных дорожных условиях, т, е. при различных f и і, а также скорости движения ѵ.
§ 12. Тяговый баланс и сопротивление движению гусеничного трактора с прицепами
Скорость движения тракторов значительно ниже скорости движения автомобилей, поэтому для тяговых расчетов тракторов нет надобности пользоваться динамическими характеристиками, а можно исходить из их заводской технической характеристики.
В заводской характеристике трактора приводятся номер передачи, скорость движения ѵ в км/ч и тяговое усилие на крюке FKp на указанной передаче при движении на горизонтальной площадке;
FKP— РГ— шг GTp кгс (дан), |
(81) |
где Рт— сила тяги, приложенная к гусеницам, кгс(дан);
wр — основное удельное сопротивление движению при гусеничном ходе (величина, аналогичная коэффициенту качения автома шин); для грунтовых дорог, сухих и ровных шг = 0,05 -т-0,08,
а для неровных и грязных шг = 0,08 |
-5—0,12; |
|
Gxp—вес трактора, кгс (дан). |
|
ходу |
Тяговое усилие трактора с прицепами на пневмоколесном |
||
при движении на подъем (рис. 56) |
|
|
РГ= tiQn (f cos а -j- sin а) 4- GTp (wpcos а + |
sin а) кгс (дан), |
(82) |
68