Файл: Кожевников А.В. Химия нефти учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в пределах 45—70, бицикланы (С„Н,П_2) — от 21—48, гомологи тетралина — от 21'—48, гомологи бензола — от 4—58, гомологи нафта­

лина — от

0—17.

 

Кроме

способности к самовоспламенению дизельное

топливо

должно отвечать ряду технических требований. В качестве примера ниже приводятся характеристики топлив для быстроходных дизелей

(табл. 24).

ТОПЛИВО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН И КОТЕЛЬНОЕ ЖИДКОЕ ТОПЛИВО (МАЗУТ)

Для газотурбинных двигателей (ГТД) или установок (ГТУ) так же, как и для парокотельных, формально пригодно одно и то же жид­ кое топливо, способное распиливаться в механических форсунках (для этого обычно требуется достигнуть ~ 2° ВУ при подогреве) и выделяющее при сгорании достаточное тепло порядка 9500—

— 10 500 ккал/кг). Однако кроме общих требований к жидкому топ­ ливу для ГТУ имеются частные, более высокие технические требова­ ния. Эти специфические требования вызваны тем, что роль горючего вещества как источника тепла одинакова в случаях применения го­ рючего в парокотельных установках и в ГТУ, но в последнем случае роль горючего как бы не заканчивается, так как продукты его сгора­ ния являются, в смеси с воздухом, рабочим теплом газовой турбины. Таким образом осуществляется непосредственный контакт продуктов сгорания горючего со стенками камеры сгорания, с поверхностью лопаток газовой турбины и последующим газовым трактом. В этом случае недопустимы нагары в камере сгорания и особенно недопустимы отложения зольных и солевых компонентов горючего на поверхностях

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 25

 

Топливо нефтяное для локомотивных газотурбинных

 

 

 

двигателей

 

 

 

 

 

 

Показатели1

 

 

 

Нормы

1.

Вязкость

условная при 50° С, ВУ, не б о л е е ...................

 

2

2. Теплота сгорания низшая, кдж/кг, не менее...................

' . . .

39 800

3.

Зольность,

%, не б о л е е ..............................................

 

 

0,020

4.

Содержание ванадия,

%, не более.......................................

. ^

 

 

0,0007

5.

»

серы, %,

не более . .

 

 

3,0

6.

»

сероводорода .......................................................

и щелочей .

. . '.

отсутствие

7.

»

водорастворимых кислот

»

8.

»

механических примесей,

%, не более . . .

0,04

9.

Содержание в о д ы ...............

.....................................................

 

°С, не

ниже

отсутствие

10.

Температура вспышки (в закрытом тигле),

65

11.

»

застывания, °С, не в ы ш е ...............................

не более . .

5

12.

Йодное число в г йода на 100 г топлива,

45

13.

Содержание смолистых веществ, %,

не б о л е е ...............

 

25

14.

Плотность

при 20°С.

г/сиі3, не более

...................................

 

 

0,935

50


Показатели

Т а б л и ц а 26-

Топливо нефтяное (мазут)

 

 

 

Нормы

 

 

Флотским Ф-5

Флотским Ф-12

Топочным 40

Топочным 100

Топочным 200

Топливо для мартеновских печсіі

I.

Вязкость условная, СВУ, не

 

 

 

 

 

 

 

более:

 

50°С

5

12

 

 

 

 

 

при

8

15,5

8—1&

 

»

 

80°С ...............................

 

»

100-С...............................

6,5—9,5

2.

Зольность,

%, не более . . . .

0,1

0,1

0,15

0,15

0,3

0,3-

3. Содержание

механических при-

 

 

1,0

2,5

2,5

'2,5'.

 

месеіі,

%,

не б о л е е ...................

0,1

0,15

4. Содержание воды, %, не более

1

1

2

2

1

2

5.

Содержание

водорастворимых

 

 

отс уТСТВИ€

 

 

 

кислот

и щелочей .......................

 

 

 

 

6.

Содержание серы, %, не более

2

0,8

0 , 5 -

для малосер-

0,5

 

 

 

 

 

 

 

нистого;

2 — для "

 

 

 

 

 

 

 

 

сер НИСТОг и

и 3,5—

 

 

 

 

 

 

 

 

для

ВЫСО <осерни-

 

 

 

 

 

 

 

 

стоГО

 

 

7.

Содержание

сероводорода . . .

 

отсутстві іе не Iюрмир уется

 

8.

»

 

 

смолистых веществ,

 

 

 

 

 

%, не более ...................................

50

50

9.

Коксуемость, %, не более. . .

12

10.Температура вспышки, СС,' не ниже:

 

в закрытом

тигле ...............

80

90

90

по '

140

НО1

 

в открытом

 

» ...............

. —

11.

Температура застывания,

СС,

 

 

+25

+36

+25.

 

не вы ш е..........................................

 

 

—5

—8

+ 10

12.

Температура

застывания

из

+25

+42

+42

 

 

высокопарафиннстых нефтей . . —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

Теплота сгорания

низшая

(на

9870

9870

9650

9600

9650'

 

сухое вещество),

ккал/кг . . .

. 9870

 

 

 

 

 

 

дл Я

ВЫСОкосер-

 

 

 

 

 

 

 

9550

НИСТОго

9450

 

 

 

 

 

 

 

9500

 

14. Плотность при 20‘С, гм/см3, не

 

 

1,015

 

Г,01£>■

 

более ..............................................

 

 

 

 

 

 

4*


.лопаток газовой турбины. Газотурбинные установки— это разви­ вающиеся в настоящее время перспективные тепловые двигатели. В процессе освоения уже имели место случаи постепенного снижения мощности установки из-за уменьшения сечения газового потока и из­ менения геометрии газового тракта, вследствие обильного отложения осадков золы от сгорания остаточных мазутов. Эти же отложения при­ водили к недопустимой коррозии лопаток от окисляющего воздейст­ вия высших окислов ванадия и ванадатов натрия, о чем нами упоми­ нается в разделе о смолистых составляющих нефти. Следовательно, для ГТУ можно употреблять любое, даже остаточное жидкое топливо (мазут). Однако лучше, если этот мазут не будет иметь в золе большого количества окиси ванадия и натрия; наконец, еще надежнее эксплуа­ тировать ГТУ на дистиллятном мазуте или в случае ответственных транспортных ГТД — на дистиллятном топливе, близком по техни­ ческим характеристикам1к дизельным топливам. В табл. 25 и 26 при­ водятся характеристики отечественных нефтяных топлив " (ГОСТ

10 433—63) и мазутов (10 585—63) для ГТУ.

НЕФТЯНЫЕ СМАЗОЧНЫЕ МАСЛА

Нефть является почти единственным источником смазочных масел. Номенклатура смазочных масел составляет несколько десятков сор­ тов. Смазочные масла заменяют .сухое трение движущихся отно­ сительно друг друга металлических поверхностей на жидкостное тре­ ние молекул смазочных масел, находящихся между этими поверхно­ стями. Этим достигается уменьшение затраты мощности на трение, обеспечивается надежность работы механизмов, предотвращается их износ.

Смазочные масла применяются в виде специально очищенных неф­ тяных фракций часто совместно с присадками, т. е. со специально син­ тезированными соединениями, способными усилить те или иные свой­ ства смазочных масел: антйокислительные, депрессионные, вязкостные, противонагарные и моющие, антикоррозионные и т. д. Смазочные масла применяются также в составе так называемых консистентных

•смазок, где нефтяные масла вводятся в композицию с мылами, графи­ том и гіными смазывающими материалами, образуя нетекучую полу­ жидкую смазку.

Нефтяные масла по фракционному составу могут быть представлены ■относительно легкими маловязкими, так называемыми веретенными фракциями, необходимыми для смазки быстродвижущихся деталей без большой нагрузки, и тяжелыми фракциями нефти, полученными в остатке после отгонки в глубоком вакууме. К последним относятся, например, авиационные масла, обладающие очень высокой вязкостью, предназначенные для обеспечения смазки термически нагруженных авиамоторов. Существует целый вязкостный ряд смазочных масел между упомянутыми крайними представителями смазочных масел; таковы турбинные, автомобильные, дизельные масла и т. д.

Смазочные масла получают не только отгонкой в вакууме соответст­ вующих нефтяных фракций, но и путем их последующей сложной

•очистки серной кислотой, сорбентами или селективными растворите­

52


лями. Следует заметить, что у излишне очищенных смазочных масел снижается качество. Таким образом, при очистке смазочных масел необходимы: депарафинизация для удаления легкокристаллизую­ щихся соединений и деасфальтизация для удаления легкоокис­ ляющихся и способных к выделению в осадок коллоидных высоко­ смолистых веществ; излишняя очистка нефтяных масляных фран­ ций от смолистых поверхностно-активных соединений, обладающих высокими свойствами липкости к металлическим поверхностям, не рекомендуется.

Вязкость смазочных масел является важнейшим их свойством; она повышается с увеличением среднего молекулярного веса и темпе­ ратуры кипения фракции. С эксплуатационной точки зрения смазоч­ ное масло тем лучше, чем более полога его температурно-вязкостная кривая. В идеале было бы желательно иметь масла с постоянной вяз­ костью, не зависящей от температуры. Практически этого достигнуть нельзя у масел на основе нефтяных фракций, но некоторые синтетиче­ ские смазочные масла отличаются достаточно пологой температурно­ вязкостной кривой. При-крутой зависимости вязкости от температуры трудности возникают из-за того, что, подбирая необходимую вязкость при высокой рабочей температуре, например для двигателя, при его запуске с холодного состояния вязкость масел на холоду-настолько велика, что затрудняет запуск и работу двигателя в период его про­ гревания.

Для надежной работы смазочных масел очень важна химическая стабильность, прежде всего, по отношению к окислению воздухом при контакте с металлическими поверхностями при повышенной темпера­ туре. Соответственно существует техническое требование — термо­ окислительная стабильность. Считается, что окисление смазочных ма­ сел происходит по радикальноцепному механизму. В результате окис­ ления в масле образуются карбоновые кислоты и оксикислоты, про­ дукты их полимеризации и конденсации; возникает коррозионная ак­ тивность масел и выпадают в осадок соли (продукты коррозии) и про­ дукты уплотнения окисленных соединений смазочных масел (смолы, асфальтены, асфальтогенные кислоты и карбены).

Чем больше средний молекулярный вес смазочного масла, тем сильнее метановые углеводороды уступают место другим углеводо­ родам.

Нафтеновые углеводороды способны окисляться особенно в местах замещения боковыми цепями, т. е. у третичного углеродного атома; по месту четвертичного углеродного атома окисление происходит труд­ нее. Окисление третичного углеродного атома происходит тем легче, чем больше молекулярный вес углеводородов масла, чем короче и разветвленнее заместитель водорода, цикла. Окисление полиметиленов сопровождается разрушением кольца и образованием кислот и оксикислот. Накопление карбеновых и карбоидных отложений на поршнях, в камере сгорания и на других поверхностях может быть результатом не только термоокислительиых реакций, но и результатом термиче­ ского коксования некоторых соединений смазочного масла: полицик­ лических, гибридных углеводородов и смолистых веществ.

53


Ароматические углеводороды менее склонны к окислению возду­ хом; конденсированноароматические углеводороды еще более стойки. В смазочных маслах обычно присутствуют ароматические углеводо­ роды, замещенные боковыми цепями, и это приводит к резкому сни­ жению термоокислительной стабильности. Окисление по месту присое­ динения боковой цепи приводит к отрыву последней без раскрытия ■ароматического кольца с превращением его в фенолы или более слож­ ные окисленные и уплотненные соединения сложного состава.

Гибридные углеводороды окисляются по месту присоединения к ароматическим циклам нафтеновых циклов или метановых радика­ лов, из них образуются кислоты, а ароматические циклы конденси­ руются.

Оптимальным химическим составом нефтяных смазочных масел может быть взаимный раствор малоциклических нафтеновых углево­ дородов, замещенных ароматических углеводородов с длинными бо­

ковыми цепями, а также более сложных гибридных соединений.

 

 

В качестве примера технических требований к смазочным маслам

ниже приводятся некоторые характеристики авиамасел

(табл. 27).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 27

 

 

 

Некоторые технические характеристики

авиамасел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормы

 

 

 

 

 

Показатели

 

 

,

MC-U

МС-20 МК-22

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Вязкость кинематическая при 100°С в сап,

не меиее

14

20

22

2. Отношение кинематической вязкости

при 50

к тако-

 

 

 

3.

вон при

100“ С, не б о л е е ..................................................

 

 

 

6,65

7,85

8,75

Коксуемость, ?о, не более..................................................

масла,

не более

0,45

0,3

0,7

4.

Кислотное

число в мг КОН па 1 г

0,25

0,05

0,1

5.

Зольность,

96,

не б о л е е

(......................................................закрытый

тигель),

С,

не

0,003

0,003

0,004

6.

Температура

вспышки

 

 

 

7.

н и ж е ........................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

200

225

230

Температура застывания, СС, не выше...........................

 

 

—30

—18

—14

8.

Плотность, г/см3, не выше..................................................

 

 

 

0,890

0,895

0,905

'5.

Содержание селективных

растворителей, водораство­

 

 

 

 

римых

кислот и щелочей, механических

примесей

 

отсутствие

 

и в о д ы ....................................................................................