ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.07.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
в пределах 45—70, бицикланы (С„Н,П_2) — от 21—48, гомологи тетралина — от 21'—48, гомологи бензола — от 4—58, гомологи нафта
лина — от |
0—17. |
|
Кроме |
способности к самовоспламенению дизельное |
топливо |
должно отвечать ряду технических требований. В качестве примера ниже приводятся характеристики топлив для быстроходных дизелей
(табл. 24).
ТОПЛИВО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН И КОТЕЛЬНОЕ ЖИДКОЕ ТОПЛИВО (МАЗУТ)
Для газотурбинных двигателей (ГТД) или установок (ГТУ) так же, как и для парокотельных, формально пригодно одно и то же жид кое топливо, способное распиливаться в механических форсунках (для этого обычно требуется достигнуть ~ 2° ВУ при подогреве) и выделяющее при сгорании достаточное тепло порядка 9500—
— 10 500 ккал/кг). Однако кроме общих требований к жидкому топ ливу для ГТУ имеются частные, более высокие технические требова ния. Эти специфические требования вызваны тем, что роль горючего вещества как источника тепла одинакова в случаях применения го рючего в парокотельных установках и в ГТУ, но в последнем случае роль горючего как бы не заканчивается, так как продукты его сгора ния являются, в смеси с воздухом, рабочим теплом газовой турбины. Таким образом осуществляется непосредственный контакт продуктов сгорания горючего со стенками камеры сгорания, с поверхностью лопаток газовой турбины и последующим газовым трактом. В этом случае недопустимы нагары в камере сгорания и особенно недопустимы отложения зольных и солевых компонентов горючего на поверхностях
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 25 |
|
Топливо нефтяное для локомотивных газотурбинных |
||||||
|
|
|
двигателей |
|
|
|
|
|
|
|
Показатели1 |
|
|
|
Нормы |
1. |
Вязкость |
условная при 50° С, ВУ, не б о л е е ................... |
|
2 |
|||
2. Теплота сгорания низшая, кдж/кг, не менее................... |
' . . . |
39 800 |
|||||
3. |
Зольность, |
%, не б о л е е .............................................. |
|
|
0,020 |
||
4. |
Содержание ванадия, |
%, не более....................................... |
. ^ |
|
|
0,0007 |
|
5. |
» |
серы, %, |
не более . . |
|
|
3,0 |
|
6. |
» |
сероводорода ....................................................... |
и щелочей . |
. . '. |
отсутствие |
||
7. |
» |
водорастворимых кислот |
» |
||||
8. |
» |
механических примесей, |
%, не более . . . |
0,04 |
|||
9. |
Содержание в о д ы ............... |
..................................................... |
|
°С, не |
ниже |
отсутствие |
|
10. |
Температура вспышки (в закрытом тигле), |
65 |
|||||
11. |
» |
застывания, °С, не в ы ш е ............................... |
не более . . |
5 |
|||
12. |
Йодное число в г йода на 100 г топлива, |
45 |
|||||
13. |
Содержание смолистых веществ, %, |
не б о л е е ............... |
|
25 |
|||
14. |
Плотность |
при 20°С. |
г/сиі3, не более |
................................... |
|
|
0,935 |
50
Показатели
Т а б л и ц а 26-
Топливо нефтяное (мазут)
|
|
|
Нормы |
|
|
Флотским Ф-5 |
Флотским Ф-12 |
Топочным 40 |
Топочным 100 |
Топочным 200 |
Топливо для мартеновских печсіі |
I. |
Вязкость условная, СВУ, не |
|
|
|
|
|
|
|||
|
более: |
|
50°С |
5 |
12 |
|
|
|
|
|
|
при |
8 |
15,5 |
— |
8—1& |
|||||
|
» |
|
80°С ............................... |
— |
— |
|||||
|
» |
100-С............................... |
— |
— |
— |
— |
6,5—9,5 |
— |
||
2. |
Зольность, |
%, не более . . . . |
0,1 |
0,1 |
0,15 |
0,15 |
0,3 |
0,3- |
||
3. Содержание |
механических при- |
|
|
1,0 |
2,5 |
2,5 |
'2,5'. |
|||
|
месеіі, |
%, |
не б о л е е ................... |
0,1 |
0,15 |
|||||
4. Содержание воды, %, не более |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
||||
5. |
Содержание |
водорастворимых |
|
|
отс уТСТВИ€ |
|
|
|||
|
кислот |
и щелочей ....................... |
|
|
|
|
||||
6. |
Содержание серы, %, не более |
2 |
0,8 |
0 , 5 - |
для малосер- |
0,5 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
нистого; |
2 — для " |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сер НИСТОг и |
и 3,5— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
для |
ВЫСО <осерни- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
стоГО |
|
|
|
7. |
Содержание |
сероводорода . . . |
|
отсутстві іе не Iюрмир уется |
|
|||||
8. |
» |
|
|
смолистых веществ, |
|
|
|
|
— |
— |
|
%, не более ................................... |
50 |
50 |
— |
— |
|||||
9. |
Коксуемость, %, не более. . . |
— |
— |
— |
— |
— |
12 |
10.Температура вспышки, СС,' не ниже:
|
в закрытом |
тигле ............... |
80 |
90 |
90 |
по ' |
140 |
НО1 |
|
|
в открытом |
|
» ............... |
— |
. — |
||||
11. |
Температура застывания, |
СС, |
|
|
+25 |
+36 |
+25. |
||
|
не вы ш е.......................................... |
|
|
—5 |
—8 |
+ 10 |
|||
12. |
Температура |
застывания |
из |
— |
+25 |
+42 |
+42 |
|
|
|
высокопарафиннстых нефтей . . — |
— |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. |
Теплота сгорания |
низшая |
(на |
9870 |
9870 |
9650 |
9600 |
9650' |
|
|
сухое вещество), |
ккал/кг . . . |
. 9870 |
||||||
|
|
|
|
|
|
дл Я |
ВЫСОкосер- |
|
|
|
|
|
|
|
|
9550 |
НИСТОго |
9450 |
|
|
|
|
|
|
|
9500 |
|
||
14. Плотность при 20‘С, гм/см3, не |
|
|
1,015 |
|
Г,01£>■ |
||||
|
более .............................................. |
|
|
|
|
|
|
4* |
5Е |
.лопаток газовой турбины. Газотурбинные установки— это разви вающиеся в настоящее время перспективные тепловые двигатели. В процессе освоения уже имели место случаи постепенного снижения мощности установки из-за уменьшения сечения газового потока и из менения геометрии газового тракта, вследствие обильного отложения осадков золы от сгорания остаточных мазутов. Эти же отложения при водили к недопустимой коррозии лопаток от окисляющего воздейст вия высших окислов ванадия и ванадатов натрия, о чем нами упоми нается в разделе о смолистых составляющих нефти. Следовательно, для ГТУ можно употреблять любое, даже остаточное жидкое топливо (мазут). Однако лучше, если этот мазут не будет иметь в золе большого количества окиси ванадия и натрия; наконец, еще надежнее эксплуа тировать ГТУ на дистиллятном мазуте или в случае ответственных транспортных ГТД — на дистиллятном топливе, близком по техни ческим характеристикам1к дизельным топливам. В табл. 25 и 26 при водятся характеристики отечественных нефтяных топлив " (ГОСТ
10 433—63) и мазутов (10 585—63) для ГТУ.
НЕФТЯНЫЕ СМАЗОЧНЫЕ МАСЛА
Нефть является почти единственным источником смазочных масел. Номенклатура смазочных масел составляет несколько десятков сор тов. Смазочные масла заменяют .сухое трение движущихся отно сительно друг друга металлических поверхностей на жидкостное тре ние молекул смазочных масел, находящихся между этими поверхно стями. Этим достигается уменьшение затраты мощности на трение, обеспечивается надежность работы механизмов, предотвращается их износ.
Смазочные масла применяются в виде специально очищенных неф тяных фракций часто совместно с присадками, т. е. со специально син тезированными соединениями, способными усилить те или иные свой ства смазочных масел: антйокислительные, депрессионные, вязкостные, противонагарные и моющие, антикоррозионные и т. д. Смазочные масла применяются также в составе так называемых консистентных
•смазок, где нефтяные масла вводятся в композицию с мылами, графи том и гіными смазывающими материалами, образуя нетекучую полу жидкую смазку.
Нефтяные масла по фракционному составу могут быть представлены ■относительно легкими маловязкими, так называемыми веретенными фракциями, необходимыми для смазки быстродвижущихся деталей без большой нагрузки, и тяжелыми фракциями нефти, полученными в остатке после отгонки в глубоком вакууме. К последним относятся, например, авиационные масла, обладающие очень высокой вязкостью, предназначенные для обеспечения смазки термически нагруженных авиамоторов. Существует целый вязкостный ряд смазочных масел между упомянутыми крайними представителями смазочных масел; таковы турбинные, автомобильные, дизельные масла и т. д.
Смазочные масла получают не только отгонкой в вакууме соответст вующих нефтяных фракций, но и путем их последующей сложной
•очистки серной кислотой, сорбентами или селективными растворите
52
лями. Следует заметить, что у излишне очищенных смазочных масел снижается качество. Таким образом, при очистке смазочных масел необходимы: депарафинизация для удаления легкокристаллизую щихся соединений и деасфальтизация для удаления легкоокис ляющихся и способных к выделению в осадок коллоидных высоко смолистых веществ; излишняя очистка нефтяных масляных фран ций от смолистых поверхностно-активных соединений, обладающих высокими свойствами липкости к металлическим поверхностям, не рекомендуется.
Вязкость смазочных масел является важнейшим их свойством; она повышается с увеличением среднего молекулярного веса и темпе ратуры кипения фракции. С эксплуатационной точки зрения смазоч ное масло тем лучше, чем более полога его температурно-вязкостная кривая. В идеале было бы желательно иметь масла с постоянной вяз костью, не зависящей от температуры. Практически этого достигнуть нельзя у масел на основе нефтяных фракций, но некоторые синтетиче ские смазочные масла отличаются достаточно пологой температурно вязкостной кривой. При-крутой зависимости вязкости от температуры трудности возникают из-за того, что, подбирая необходимую вязкость при высокой рабочей температуре, например для двигателя, при его запуске с холодного состояния вязкость масел на холоду-настолько велика, что затрудняет запуск и работу двигателя в период его про гревания.
Для надежной работы смазочных масел очень важна химическая стабильность, прежде всего, по отношению к окислению воздухом при контакте с металлическими поверхностями при повышенной темпера туре. Соответственно существует техническое требование — термо окислительная стабильность. Считается, что окисление смазочных ма сел происходит по радикальноцепному механизму. В результате окис ления в масле образуются карбоновые кислоты и оксикислоты, про дукты их полимеризации и конденсации; возникает коррозионная ак тивность масел и выпадают в осадок соли (продукты коррозии) и про дукты уплотнения окисленных соединений смазочных масел (смолы, асфальтены, асфальтогенные кислоты и карбены).
Чем больше средний молекулярный вес смазочного масла, тем сильнее метановые углеводороды уступают место другим углеводо родам.
Нафтеновые углеводороды способны окисляться особенно в местах замещения боковыми цепями, т. е. у третичного углеродного атома; по месту четвертичного углеродного атома окисление происходит труд нее. Окисление третичного углеродного атома происходит тем легче, чем больше молекулярный вес углеводородов масла, чем короче и разветвленнее заместитель водорода, цикла. Окисление полиметиленов сопровождается разрушением кольца и образованием кислот и оксикислот. Накопление карбеновых и карбоидных отложений на поршнях, в камере сгорания и на других поверхностях может быть результатом не только термоокислительиых реакций, но и результатом термиче ского коксования некоторых соединений смазочного масла: полицик лических, гибридных углеводородов и смолистых веществ.
53
Ароматические углеводороды менее склонны к окислению возду хом; конденсированноароматические углеводороды еще более стойки. В смазочных маслах обычно присутствуют ароматические углеводо роды, замещенные боковыми цепями, и это приводит к резкому сни жению термоокислительной стабильности. Окисление по месту присое динения боковой цепи приводит к отрыву последней без раскрытия ■ароматического кольца с превращением его в фенолы или более слож ные окисленные и уплотненные соединения сложного состава.
Гибридные углеводороды окисляются по месту присоединения к ароматическим циклам нафтеновых циклов или метановых радика лов, из них образуются кислоты, а ароматические циклы конденси руются.
Оптимальным химическим составом нефтяных смазочных масел может быть взаимный раствор малоциклических нафтеновых углево дородов, замещенных ароматических углеводородов с длинными бо
ковыми цепями, а также более сложных гибридных соединений. |
|
||||||||||
|
В качестве примера технических требований к смазочным маслам |
||||||||||
ниже приводятся некоторые характеристики авиамасел |
(табл. 27). |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 27 |
|
|
|
|
Некоторые технические характеристики |
авиамасел |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нормы |
|
|
|
|
|
Показатели |
|
|
, |
MC-U |
МС-20 МК-22 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
1. |
Вязкость кинематическая при 100°С в сап, |
не меиее |
14 |
20 |
22 |
||||||
2. Отношение кинематической вязкости |
при 50 |
к тако- |
|
|
|
||||||
3. |
вон при |
100“ С, не б о л е е .................................................. |
|
|
|
6,65 |
7,85 |
8,75 |
|||
Коксуемость, ?о, не более.................................................. |
масла, |
не более |
0,45 |
0,3 |
0,7 |
||||||
4. |
Кислотное |
число в мг КОН па 1 г |
0,25 |
0,05 |
0,1 |
||||||
5. |
Зольность, |
96, |
не б о л е е |
(......................................................закрытый |
тигель), |
С, |
не |
0,003 |
0,003 |
0,004 |
|
6. |
Температура |
вспышки |
|
|
|
||||||
7. |
н и ж е ........................................................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
200 |
225 |
230 |
Температура застывания, СС, не выше........................... |
|
|
—30 |
—18 |
—14 |
||||||
8. |
Плотность, г/см3, не выше.................................................. |
|
|
|
0,890 |
0,895 |
0,905 |
||||
'5. |
Содержание селективных |
растворителей, водораство |
|
|
|
||||||
|
римых |
кислот и щелочей, механических |
примесей |
|
отсутствие |
||||||
|
и в о д ы .................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|