Файл: Клименко П.Л. Производство сортового проката [учеб. пособие для рабочих].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При обжатии в валках металл оказывает внутрен­ нее сопротивление деформации: давление, которое воз­ никает между металлом и валком, должно преодолеть это внутреннее сопротивление металла и заставить ме­ талл изменить свою форму. Давление в области контак­ та металла с валками, отнесенное к единице площади поверхности этого контакта (обычно на 1 мм2), назы­ вается средним удельным давлением.

Удельные давления в очаге деформации распределя­ ются неравномерно и для изучения характера измене­ ния их разработаны различные приборы (месдозы), по­ зволяющие получить кривые распределения удельных давлений по длине очага деформации. Кроме того, су­ ществуют теоретические методы, позволяющие по­ строить эпюры изменения удельных давлений при по­ мощи расчетов. Средняя величина удельного давления может быть получена из этих эпюр.

Среднее удельное давление в общем случае можно определить по формуле:

Рср =

к п ь Па Па Па ,

 

 

(31)

где k — сопротивление

деформации в условиях

линей­

ного напряженного состояния с учетом

влия­

ния температуры и скорости деформации;

пь — коэффициент, учитывающий

влияние

ширины

полосы;

 

 

 

 

па— коэффициент,

учитывающий

влияние

 

внешне­

го трения;

 

 

 

 

Пз — коэффициент,

учитывающий

влияние

внеш­

них зон;

 

 

 

 

па — коэффициент,

учитывающий

влияние

 

натяже­

ния или подпора.

 

 

 

Для расчета сопротивления деформации

при горя­

чей прокатке можно пользоваться формулой Экелунда:

k = kfj -f- 7] и ,

(32.)

где k0— удельное сопротивление при статическом

сжа­

тии, кгс/мм2;

 

г) — вязкость прокатываемого металла, кгс-с/мм2; и — скорость деформации, 1/с.

Для определения kQи ц в условиях горячей прокат­ ки Экелундом предложены эмпирические формулы:

.. Ао = 9,81 (14 — 0,01/) (1,4 + С + Мп + 0,ЗСг), (33)

39



где

t — температура прокатки, °С;

 

 

 

С — содержание углерода, %;

 

 

Мл — содержание марганца, %;

 

 

 

Сг — содержание хрома, %•

 

 

 

т] = 0,01

( 1 4 - 0 , И) cl

(34)

где

С\ —• коэффициент, зависящий от скорости

прокат­

 

ки, значения которого приведены ниже.

Скорость прокатки, м / с ................

До 6

6—10 10—15 15—20

Коэффициент Сі ...........................

1,0

0,8 0,65

0,6

 

Скорость деформации определяется из выражения

 

и — 2ѵ

V j z

 

 

 

 

Н + h

 

 

 

Для ориентировочных

расчетов

давления

металла

на валки при прокатке в различных условиях А. П. Чек­

марев рекомендует принимать приведенные

в табл.

1

величины среднего удельного давления.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

1

Давление металла

 

 

 

на валки в различных условиях прокатки

 

 

 

Давление на валки

 

 

Прокатываемые профили

 

 

Температура

 

Рср' кгс/мм>

Р, тс

прокатки

 

 

 

 

В чистовых клетях прово­

30—40

5—10

950—850

 

лочных с т а н о в ....................

 

В черновых іклетях прово­

15-30

20—40

1200—1000

лочных істан о в ....................

М елкосортные.....................

20—40

30—50

1200—900

 

Средаесортные....................

15—30

50—100

1200—900

 

Железнодорожные рельсы .

12—25

200—500

1100—900

 

Крупносортные...................

15—30

400—800

1200—900

 

9. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОКАТКИ

Крутящий момент, действующий на валки в процес­ се прокатки, называется моментом прокатки. Он явля­ ется одним из основных энергосиловых параметров процесса, так как определяет мощность двигателя и размеры основных узлов прокатного стана. Правильное определение момента прокатки позволяет рассчитывать

40


наиболее целесообразные режимы деформации ме­ талла.

Момент прокатки вычисляют по формуле

 

Мпр = ^деф + Мтр’

(35)

где Мдеф — момент на валках, необходимый только для деформации металла;

Мтр — момент трения, возникающий в шейках вал­ ка, которые воспринимают давление про­ катки.

Момент Мдеф можно определить как произведение полного давления металла на валки Р и плеча а, равно­

го расстоянию от точки приложения Р до линии

цент­

ров валков (см. рис. 18):

 

 

 

 

 

 

Мдеф = 2 Р а

те м.

 

(36)

На основании экспериментальных данных

 

 

а = (0,45 -4- 0,50) I,

 

 

где/ — горизонтальная

проекция

дуги

захвата.

 

Момент на валках

можно

также

определить как

произведение силы трения Т на радиус валка R

 

 

МДСФ= 2 7 Р .

 

 

(37)

Момент сил трения в подшипниках

валков

узнают

по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

MTp = P f d m,

 

(38)

где f — коэффициент трения

в

подшипниках валков;

с?ш—-диаметр шейки валка.

 

 

 

Мощность прокатки можно вычислить по крутящему

моменту

 

 

 

 

 

 

 

 

N = Мпр со

кге • м/с,

 

(39)

где со — угловая

скорость

вращения валков, рад/с;

 

 

со

я п

 

 

 

 

 

= — .

 

 

 

 

 

 

30

 

 

 

Здесь п — число оборотов валков в минуту.

 

Работа прокатки

 

 

 

 

 

 

Атр = N t =

-Мпр ш /

кге • м,

(40)

где t — продолжительность прокатки, с.

обычно

опреде­

По расходу

энергии

на

прокатку

ляют мощность двигателя стана,

поэтому крутящий мо-

41


мент и мощность необходимо определять на валу дви­ гателя прокатного стана. При этом следует учитывать ту мощность, которая расходуется на преодоление раз­ личных вредных потерь при передаче вращения от дви­ гателя к валкам. Эти потери учитываются коэффициен­ том полезного действия привода прокатного стана, ве­ личина которого зависит от конструкции стана и обычно составляет vj = 0,75-^- 0,85. Поэтому мощность двигателя прокатного стана будет

N

N деф ~\~ М р

(41)

дв

Й

 

 

 

 

Г л а в а

II

 

ОБЩАЯ СХЕМА ПРОКАТНОГО ПРОИЗВОДСТВА

I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРОКАТКИ

Современные металлургические заводы с полным металлургическим циклом имеют в своем составе цехи, которые обеспечивают производство чугуна (доменный цех), стали (сталеплавильный цех) и проката (прокат­ ный цех). Исходными материалами металлургического

Рнс. 19. Схема

расположения

основных цехов современного

металлурги­

 

 

 

 

 

ческого

завода*

 

 

 

 

/ — доменный

цех;

2 — .сталеплавильный цех;

3 — миксер

емкостью

1000 т; 4

— стрнпперное

отделение;

5 — .нагревательные

колодцы;

6

блюминг;

7 — ножницы;

8 — ислрерыівно-заготовочный ■стан:

9 — летучие

ножницы;

10— склад

заготовок; 11 — проволочный

стан;

12 — мелкосорт­

ный стаи;

13—-средне-сортный

стан;

14 — полосовой

стан;

15 — склад

го­

 

 

 

 

товой продукции

 

 

 

 

завода являются железная руда (агломерат), кокс, из­ вестняки; конечной продукцией — прокат различного назначения.

Металлургический завод имеет следующую схему основного технологического процесса (рис. 19). Чугун,

42