Файл: Клименко П.Л. Производство сортового проката [учеб. пособие для рабочих].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где D — диаметр валков;

п — число оборотов валков в минуту; V— скорость прокатки м/с.

Таким образом:

w =

(Я — Іі)2ѵ

---- -

--------.

Н У Mi R{ \ + |л)

Подставляя значение \.i= FJF2 = HBIhb,

w =

(Я — h) 2vbh

---- ----------- -------- .

 

Я У Д h R В + Л Ь)

получим

(13)

При отсутствии уширения

2 M i v h

2 У Mi о h

_ 2 а У Ah R n

W

Я у R (Н + А)

Н (н + И\

н у ДА R (Я + А )

где со — угловая скорость

п п

 

 

V

 

 

~R

М '

 

5. УСЛОВИЯ ЗАХВАТА МЕТАЛЛА ВАЛКАМИ

Угол трения определяется наклоном плоскости ОА (рис. 14) в момент начала скольжения по ней тела, когда слагающая сила тяжести Р вдоль плоско­ сти Рх равна противодей­ ствующей ей силе трения

Тх.

Рңс. М. Схема для определения утла трения

Угол между силами F и N обозначают обычно ß:

т

tgß = —

6 N

Если действует сила N, вызывая силу трения Тх, то при сложении сил N и Тх получим равно­ действующую F. ' называют углом трения и

11N = f,

где / — коэффициент трения.

Сила трения равна произведению нормальной силы на коэффициент трения

Tx = fN .

26


Сила трения всегда перпендикулярна нормальной силе и направлена в сторону, обратную перемещению.

При соприкосновении полосы с вращающимися вал­ ками возникают силы нормального давления N и трения Т (рис. 16). Сила трения Т со стороны валков стремится

Р.ігс. 15. Схема дейстьия сил на полосу в момент захвата п'рн раз­ ных соотношениях углов <х и ß

втянуть полосу в область деформации, а сила N — от­ толкнуть полосу от валков.

Рассмотрим горизонтальные проекции этих сил

ТХ = Т cos а,

Nx — N sin а.

Из этих двух сил сила

Т cos а является втягивающей

силой, а N sin а — выталкивающей. Очевидно, когда втягивающая и выталкивающая силы равны или вытал­ кивающая сила больше, захват невозможен. Только в том случае, если втягивающая сила больше выталкиваю­ щей, произойдет захват металла валками.

В случае равенства втягивающей и выталкивающей сил Т cos a = N sin а, отсюда T/N = tgn . Так как Т = = fN = tg ß N, получим:

tg а = tg ß, а = ß.

Когда угол захвата а равен углу трения ß, захвата не будет и наблюдается неустойчивое равновесие втяги­ вающих и выталкивающих сил. В этом случае равно­ действующая сил N и Т вертикальна, а ее горизонталь­ ная проекция равна нулю.

Когда угол захвата а больше угла трения ß, захват металла валками невозможен. В этом случае равнодей­ ствующая Р направлена в сторону, обратную направле­

27

нию прокатки. Горизонтальная ее составляющая будет препятствовать захвату.

Если a < ß , равнодействующая Р направлена в сто­ рону прокатки. Горизонтальная составляющая ее будет втягивать металл в валки и тем больше, чем меньше угол а по сравнению с углом ß.

Таким образом, чтобы произошел захват металла валками и начался процесс прокатки, необходимо, что­ бы угол трения был больше угла захвата ß > a , или с учетом предельных условий, ß ^ a .

По мере заполнения очага деформации металлом и перехода к установившемуся процессу соотношение

между коэффициентом трения и углом

захвата

изме­

няется. Соприкосновение

металла

с

валком

происхо­

дит по всей длине дуги

контакта.

Равнодействующая

 

полного

давления

метал­

 

ла на

валки

при устано­

 

вившемся процессе в слу­

 

чае равномерного распре­

 

деления

 

элементарных

 

сил должна

быть

прило­

 

жена

 

посередине

дуги

 

контакта и точка ее при­

 

ложения делит очаг де­

 

формации

пополам, т. е.

 

угол, определяющий по­

полосу при уста-новювшем'ся

про­ ложение

равнодействую­

цессе прокатки1

щей N,

будет

равен а/2

 

(рис. 16).

 

 

 

 

При установившемся процессе прокатки принимают, что полоса движется равномерно с постоянной скоро­ стью, поэтому сумма горизонтальных сил, действующих

на полосу, должна быть равна нулю,

или Nx— Tx.

В связи с тем что ТХ= Т cos a/2 = fy N cos a/2, а Nx=

= N sin a/2, будем иметь

 

tg a/2 = fy = tg ßy или a =

2 ßy,

где fy, ßy — коэффициент

трения

и угол трения при

установившемся процессе прокатки.

Величину угла захвата

можно

определить, рассмат­

ривая очаг деформации при прокатке. Из рис. 13 следу­ ет, что

ВС = OB — ОС,

(14)

28


Но отрезок

В С = (Н—/і)/2,

отрезок OB— R,

а отрезок

ОС=R cos а.

Подставляя

ів уравнение (14)

значения

отрезков,

 

 

 

 

получим

 

 

 

 

Н ~ h- = R R cos а или Н — h = 2 R (1 — cos а),

2

Д h =

 

 

 

откуда

D (1 — cos а),

(15)

где .Д/г — абсолютное обжатие.

 

Отсюда cos а = 1 — ^

,

 

 

или

а = arc cos

 

(16)

Выражения (1(5) и (16) указывают на непосредст­ венную зависимость обжатия при прокатке от величи­ ны угла захвата. При данном диаметре валков увеличе­ ние угла захвата дает возможность повысить обжатие, т. е. увеличить производительность стана. Поэтому всегда стремятся вести прокатку с большими углами захвата, однако их величина ограничивается значением коэффициента контактного трения.

В практике прокатного производства для увеличения угла захвата и, 'Следовательно, обжатий 'применяют ис­ кусственное загрубление валков (насечку, наварку). Кроме того, снижают скорость прокатки в момент зах­ вата. Для облегчения захвата конусные слитки подают тонким концом вперед. Угол захвата, а следовательно, и обжатие можно значительно увеличить также путем принудительной подачи металла в валки.

Значение коэффициента трения можно определить расчетом по эмпирическим формулам. Формула Экелунда позволяет вычислить коэффициент трения при захвате для горячей прокатки стали при температуре металла выше 7іОО°С:

 

f3 = k (1,05 -

0,0005/),

(17)

где k — коэффициент, учитывающий

материал

валков

(для стальных валков А>=1,0, для чугунных k =

= 0,8);

 

 

 

t — температура металла, °С.

 

 

Б. Л.

Бахтиновым и М. М.

Штерновым формула

Экелунда

несколько преобразована <?

рведеңием

коэф­

29



фициентов, учитывающих скорость прокатки и химичес­

кий состав стали.

Практика производства проката различных видов позволила установить значения коэффициентов трения и максимальных углов захвата; при прокатке блюмов и заготовок на валках с насечкой или наваркой коэффи­ циент трения составляет 0,45—0,52, а максимальный угол захвата 24—32°; при прокатке сортовых профилей коэффициент трения равен 0,36—047, а максимальный угол захвата 20—25°.

6. СКОРОСТНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОКАТКИ

По мере продвижения полосы через очаг деформа­ ции площадь поперечного сечения ее вследствие обжа­ тия уменьшается, т. е. Fn> F l> F 2...>Fh. Так как объем металла при деформации остается постоянным, то через каждое поперечное сечение очага деформации в единицу времени должно проходить одинаковое количество металла т. е. должно соблюдаться равенство секундных объемов Fu-ua= F r v] = F2-v2— ...Fh■

Площади поперечного сечения полосы по мере про­ движения ее от плоскости входа к плоскости выхода уменьшаются. Поэтому, чтобы сохранилось равенство секундных объемов, скорости частиц в соответствую­ щих сечениях должны постепенно возрастать: Уц<Ші< <Ш2...<Vh. Эксперименты показывают, что при прокат­ ке скорость выходящего из валков конца полосы больше окружной скорости валков.

Это явление в теории іпрокатки называется о п е р е ­ же ние м.

Математически опережение выражается так:

( 1 8 )

V

где Vh — скорость полосы на выходе из валков; V — окружная скорость валков.

vk — v = Shv , v ll = v { l + S h).

Если известна величина опережения, то легко опре­ делить скорость полосы в плоскости выхода. Допустим, что ѵ^=2 м/с, а 5^=5% , тогда

vh = 2 (1 -)- 0,05) = 2,1 м/с.

30

Зная скорость выхода полосы из валков, легко опре­

делить скорость входа металла в валки ѵв.

Используем

для этого закон постоянства объема HBL=hbl.

Если прокатка данного объема полосы длится t с, то

секундный объем металла

 

 

 

 

 

----- = ----- ,

или L„„Н В = / по,,,

 

 

H B L

Н Ы

 

 

 

 

 

 

i

t

t

 

 

t

 

 

где L /t= v B— скорость входа полосы в валки;

 

l/t=Vh — скорость выхода

полосы из валков;

НВ и hb — площади

поперечного

сечения

полосы

 

до и после прокатки.

 

 

 

Н Вѵн — hbvh\ ѵн = h^

L ;

ѵн ==~

 

н

u> н

н в

 

н

ц

 

т. е. скорость выхода полосы из валков больше скорости входа ее в валки во столько раз, во сколько раз умень­ шается поперечное сечение за проход (на величину ко­ эффициента вытяжки). При коэффициенте вытяжки рі= 1,5 получим

ѵ„ —

= 1,4 м/с.

Н|і 1.5

Таким образом,

скорость входа

металла

в валки

меньше окружной скорости валков. Это явление

назы­

вается

о т с т а в а н и е м

и определяется по формуле

 

s

=

—” а- ~ Р" -100%,

 

(19)

 

n

 

 

V cos a

 

 

 

 

где V cos ос — проекция

окружной

скорости валков на

 

ось прокатки.

 

 

 

 

В связи с тем что скорость входа

металла

в валки

меньше

скорости

валков, а скорость

выхода

больше

(vH<.v<iVh), в очаге

деформации

существует

такое

сечение,

в котором

скорость движения металла

равна

скорости валков. Это сечение 'называется критическим, или нейтральным и его положение определяется углом у (рис. 17). Критическое, или нейтральное сечение раз­

деляет очаг деформации на две зоны:

з ону о т с т а ­

в а н и я I и з о н у о п е р е ж е н и я

II.

Силы трения, возникающие на поверхности сопри­ косновения металла с валками, относительно нейтраль­ ного сечения, направлены во взаимно противоположные стороны.

31