Файл: Клименко П.Л. Производство сортового проката [учеб. пособие для рабочих].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.07.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
где D — диаметр валков;
п — число оборотов валков в минуту; V— скорость прокатки м/с.
Таким образом:
w = |
(Я — Іі)2ѵ |
|
---- - |
--------. |
Н У Mi R{ \ + |л)
Подставляя значение \.i= FJF2 = HBIhb,
w = |
(Я — h) 2vbh |
---- ----------- -------- . |
|
|
Я У Д h R (Я В + Л Ь) |
получим
(13)
При отсутствии уширения
2 M i v h |
2 У Mi о h |
_ 2 а У Ah R n |
|
W |
Я у R (Н + А) |
Н (н + И\ |
|
н у ДА R (Я + А ) |
|||
где со — угловая скорость |
п п |
|
|
|
V |
|
|
|
~R |
М ' |
|
5. УСЛОВИЯ ЗАХВАТА МЕТАЛЛА ВАЛКАМИ
Угол трения определяется наклоном плоскости ОА (рис. 14) в момент начала скольжения по ней тела, когда слагающая сила тяжести Р вдоль плоско сти Рх равна противодей ствующей ей силе трения
Тх.
Рңс. М. Схема для определения утла трения
Угол между силами F и N обозначают обычно ß:
т
tgß = —
6 N
Если действует сила N, вызывая силу трения Тх, то при сложении сил N и Тх получим равно действующую F. ' называют углом трения и
11N = f,
где / — коэффициент трения.
Сила трения равна произведению нормальной силы на коэффициент трения
Tx = fN .
26
Сила трения всегда перпендикулярна нормальной силе и направлена в сторону, обратную перемещению.
При соприкосновении полосы с вращающимися вал ками возникают силы нормального давления N и трения Т (рис. 16). Сила трения Т со стороны валков стремится
Р.ігс. 15. Схема дейстьия сил на полосу в момент захвата п'рн раз ных соотношениях углов <х и ß
втянуть полосу в область деформации, а сила N — от толкнуть полосу от валков.
Рассмотрим горизонтальные проекции этих сил
ТХ = Т cos а, |
Nx — N sin а. |
Из этих двух сил сила |
Т cos а является втягивающей |
силой, а N sin а — выталкивающей. Очевидно, когда втягивающая и выталкивающая силы равны или вытал кивающая сила больше, захват невозможен. Только в том случае, если втягивающая сила больше выталкиваю щей, произойдет захват металла валками.
В случае равенства втягивающей и выталкивающей сил Т cos a = N sin а, отсюда T/N = tgn . Так как Т = = fN = tg ß N, получим:
tg а = tg ß, а = ß.
Когда угол захвата а равен углу трения ß, захвата не будет и наблюдается неустойчивое равновесие втяги вающих и выталкивающих сил. В этом случае равно действующая сил N и Т вертикальна, а ее горизонталь ная проекция равна нулю.
Когда угол захвата а больше угла трения ß, захват металла валками невозможен. В этом случае равнодей ствующая Р направлена в сторону, обратную направле
27
нию прокатки. Горизонтальная ее составляющая будет препятствовать захвату.
Если a < ß , равнодействующая Р направлена в сто рону прокатки. Горизонтальная составляющая ее будет втягивать металл в валки и тем больше, чем меньше угол а по сравнению с углом ß.
Таким образом, чтобы произошел захват металла валками и начался процесс прокатки, необходимо, что бы угол трения был больше угла захвата ß > a , или с учетом предельных условий, ß ^ a .
По мере заполнения очага деформации металлом и перехода к установившемуся процессу соотношение
между коэффициентом трения и углом |
захвата |
изме |
|||||
няется. Соприкосновение |
металла |
с |
валком |
происхо |
|||
дит по всей длине дуги |
контакта. |
Равнодействующая |
|||||
|
полного |
давления |
метал |
||||
|
ла на |
валки |
при устано |
||||
|
вившемся процессе в слу |
||||||
|
чае равномерного распре |
||||||
|
деления |
|
элементарных |
||||
|
сил должна |
быть |
прило |
||||
|
жена |
|
посередине |
дуги |
|||
|
контакта и точка ее при |
||||||
|
ложения делит очаг де |
||||||
|
формации |
пополам, т. е. |
|||||
|
угол, определяющий по |
||||||
полосу при уста-новювшем'ся |
про ложение |
равнодействую |
|||||
цессе прокатки1 |
щей N, |
будет |
равен а/2 |
||||
|
(рис. 16). |
|
|
|
|
При установившемся процессе прокатки принимают, что полоса движется равномерно с постоянной скоро стью, поэтому сумма горизонтальных сил, действующих
на полосу, должна быть равна нулю, |
или Nx— Tx. |
В связи с тем что ТХ= Т cos a/2 = fy N cos a/2, а Nx= |
|
= N sin a/2, будем иметь |
|
tg a/2 = fy = tg ßy или a = |
2 ßy, |
где fy, ßy — коэффициент |
трения |
и угол трения при |
установившемся процессе прокатки. |
||
Величину угла захвата |
можно |
определить, рассмат |
ривая очаг деформации при прокатке. Из рис. 13 следу ет, что
ВС = OB — ОС, |
(14) |
28
Но отрезок |
В С = (Н—/і)/2, |
отрезок OB— R, |
а отрезок |
|
ОС=R cos а. |
Подставляя |
ів уравнение (14) |
значения |
|
отрезков, |
|
|
|
|
получим |
|
|
|
|
Н ~ h- = R — R cos а или Н — h = 2 R (1 — cos а), |
||||
2 |
Д h = |
|
|
|
откуда |
D (1 — cos а), |
(15) |
||
где .Д/г — абсолютное обжатие. |
|
|||
Отсюда cos а = 1 — ^ |
, |
|
|
|
или |
а = arc cos |
|
(16) |
Выражения (1(5) и (16) указывают на непосредст венную зависимость обжатия при прокатке от величи ны угла захвата. При данном диаметре валков увеличе ние угла захвата дает возможность повысить обжатие, т. е. увеличить производительность стана. Поэтому всегда стремятся вести прокатку с большими углами захвата, однако их величина ограничивается значением коэффициента контактного трения.
В практике прокатного производства для увеличения угла захвата и, 'Следовательно, обжатий 'применяют ис кусственное загрубление валков (насечку, наварку). Кроме того, снижают скорость прокатки в момент зах вата. Для облегчения захвата конусные слитки подают тонким концом вперед. Угол захвата, а следовательно, и обжатие можно значительно увеличить также путем принудительной подачи металла в валки.
Значение коэффициента трения можно определить расчетом по эмпирическим формулам. Формула Экелунда позволяет вычислить коэффициент трения при захвате для горячей прокатки стали при температуре металла выше 7іОО°С:
|
f3 = k (1,05 - |
0,0005/), |
(17) |
|
где k — коэффициент, учитывающий |
материал |
валков |
||
(для стальных валков А>=1,0, для чугунных k = |
||||
= 0,8); |
|
|
|
|
t — температура металла, °С. |
|
|
||
Б. Л. |
Бахтиновым и М. М. |
Штерновым формула |
||
Экелунда |
несколько преобразована <? |
рведеңием |
коэф |
29
фициентов, учитывающих скорость прокатки и химичес
кий состав стали.
Практика производства проката различных видов позволила установить значения коэффициентов трения и максимальных углов захвата; при прокатке блюмов и заготовок на валках с насечкой или наваркой коэффи циент трения составляет 0,45—0,52, а максимальный угол захвата 24—32°; при прокатке сортовых профилей коэффициент трения равен 0,36—047, а максимальный угол захвата 20—25°.
6. СКОРОСТНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОКАТКИ
По мере продвижения полосы через очаг деформа ции площадь поперечного сечения ее вследствие обжа тия уменьшается, т. е. Fn> F l> F 2...>Fh. Так как объем металла при деформации остается постоянным, то через каждое поперечное сечение очага деформации в единицу времени должно проходить одинаковое количество металла т. е. должно соблюдаться равенство секундных объемов Fu-ua= F r v] = F2-v2— ...Fh■
Площади поперечного сечения полосы по мере про движения ее от плоскости входа к плоскости выхода уменьшаются. Поэтому, чтобы сохранилось равенство секундных объемов, скорости частиц в соответствую щих сечениях должны постепенно возрастать: Уц<Ші< <Ш2...<Vh. Эксперименты показывают, что при прокат ке скорость выходящего из валков конца полосы больше окружной скорости валков.
Это явление в теории іпрокатки называется о п е р е же ние м.
Математически опережение выражается так:
( 1 8 )
V
где Vh — скорость полосы на выходе из валков; V — окружная скорость валков.
vk — v = Shv , v ll = v { l + S h).
Если известна величина опережения, то легко опре делить скорость полосы в плоскости выхода. Допустим, что ѵ^=2 м/с, а 5^=5% , тогда
vh = 2 (1 -)- 0,05) = 2,1 м/с.
30
Зная скорость выхода полосы из валков, легко опре
делить скорость входа металла в валки ѵв. |
Используем |
||||||
для этого закон постоянства объема HBL=hbl. |
|||||||
Если прокатка данного объема полосы длится t с, то |
|||||||
секундный объем металла |
|
|
|
|
|
||
----- = ----- , |
или —L„„Н В = —/ по,,, |
|
|
||||
H B L |
Н Ы |
|
|
|
|
|
|
i |
t |
t |
|
|
t |
|
|
где L /t= v B— скорость входа полосы в валки; |
|
||||||
l/t=Vh — скорость выхода |
полосы из валков; |
||||||
НВ и hb — площади |
поперечного |
сечения |
полосы |
||||
|
до и после прокатки. |
|
|
|
|||
Н Вѵн — hbvh\ ѵн = h^ |
L ; |
ѵн ==~ |
’ |
||||
|
н |
u> н |
н в |
|
н |
ц |
|
т. е. скорость выхода полосы из валков больше скорости входа ее в валки во столько раз, во сколько раз умень шается поперечное сечение за проход (на величину ко эффициента вытяжки). При коэффициенте вытяжки рі= 1,5 получим
ѵ„ — |
= 1,4 м/с. |
Н|і 1.5
Таким образом, |
скорость входа |
металла |
в валки |
|||||
меньше окружной скорости валков. Это явление |
назы |
|||||||
вается |
о т с т а в а н и е м |
и определяется по формуле |
||||||
|
s |
= |
—” а- ~ Р" -100%, |
|
(19) |
|||
|
n |
|
|
V cos a |
|
|
|
|
где V cos ос — проекция |
окружной |
скорости валков на |
||||||
|
ось прокатки. |
|
|
|
|
|||
В связи с тем что скорость входа |
металла |
в валки |
||||||
меньше |
скорости |
валков, а скорость |
выхода |
больше |
||||
(vH<.v<iVh), в очаге |
деформации |
существует |
такое |
|||||
сечение, |
в котором |
скорость движения металла |
равна |
скорости валков. Это сечение 'называется критическим, или нейтральным и его положение определяется углом у (рис. 17). Критическое, или нейтральное сечение раз
деляет очаг деформации на две зоны: |
з ону о т с т а |
в а н и я I и з о н у о п е р е ж е н и я |
II. |
Силы трения, возникающие на поверхности сопри косновения металла с валками, относительно нейтраль ного сечения, направлены во взаимно противоположные стороны.
31