Файл: Клименко П.Л. Производство сортового проката [учеб. пособие для рабочих].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 17. Схема действующих сил н изменение скоростей вал­ ков и полосы 'В очаге деформации

В нейтральном сечении скорость металла и горизон­ тальная составляющая окружной скорости валков рав­ ны

ом= vy = v cos у.

Исходя из условия постоянства секундных объемов, согласно которому через каждое поперечное сечение очага деформации в единицу времени проходит одина­ ковое количество металла, можно записать:

vhb h =

V

b Н

.

и

у

у у

 

Если пренебречь уширением, получим vhh = vy Ну или vhh = v cos у Н ,

где Ну — высота полосы в нейтральном сечении. Отсюда следует

°л

_ Ну cos у

 

V

Ъ

Подставляя щ/и в уравнение опережения (18), получим

_ Яѵ cos у

 

о Л— ■ h

1.

32

Так как абсолютное обжатие Ну — /г в нейтральном сечении равно:

Ну h = D (1 — cos у), то Ну — D (1 — cos y) + h.

Подставляя в уравнение для Sh вместо Ну его значе­ ние, получим следующую формулу

S/ = [h + D (1— cosy)! cosy _ j

^

Эта формула позволяет определить величину опере­ жения, если известны h, D и у; ее используют также для вычисления угла у опытным путем, если измерены значения опережения и h. После некоторых преобразо­ ваний получается упрощенная формула

(21)

Величину критического угла у можно вычислить из условия равновесия горизонтальных сил, действующих на полосу при прокатке. Для этого выделим силы, кото­ рые действуют в очаге деформации (см. рис. 17). Силы Ni и N2, а также сила Т2 направлены против хода про­ катки, т. е. они являются отталкивающими. Только сила Г] является втягивающей, так как она направлена по ходу прокатки. Очевидно, сила Т\ уравновешивает ос­ тальные силы; если этого ке будет, то процесс прокатки прекратится и начнется буксование.

Если спроектировать все силы на ось х, то получим следующие уравнения:

Принимаем, что синусы углов равны углам, а их ко­ синусы равны единице (в связи с тем, что углы неве­ лики). Тогда

2 Зак. 560

33

 


Представим силу N как произведение среднего удель­ ного давления рср, действующего на поверхности кон­ такта металла с валками, на площадь этой поверхности:

= PcpbR (а — у);

JV2 = pcpbR у; 7\ = Nx/у; /у =

tg ßy;

Ti = РсрЬ R (a -

у) tg ßy;

T2 = pcpbR у tg ßy,

 

где b — ширина очага деформации;

 

 

 

R — радиус валка;

 

 

 

 

про­

fy — коэффициент трения при установившемся

цессе прокатки;

 

 

 

процессе про­

ßy — угол трения

при установившемся

катки;

 

 

 

 

 

 

'Принимаем, что tgßy~ ß y, тогда:

 

 

 

Ti = Ni / у = Pcpb R (а. — у) ßy;

Т2 =

fу = pcpbR 1

ßy.

Подставим все значения в уравнение

равновесия

(22):

pcpbR(a — y) $y— PcpbR(a — у)

 

— Pep b R У

- Pep b R у ßy =

0.

 

Если допустить, что среднее удельное давление в зонах опережения и отставания одинаково и ширина полосы на протяжении очага деформации постоянна, то в уравне­ нии равновесия можно сократить pcpbR. Тогда уравне­ ние примет вид:

(« - у) ßy - (“ — У) ^ г '

-у2

Yßy = 0.

~2

 

 

Проведя сокращения и упрощения, можно получить формулу И. М. Павлова, которая устанавливает связь между углом захвата, нейтральным углом и углом тре­ ния:

 

Y

а

(23)

 

2 ßy

 

 

 

 

7. ПОПЕРЕЧНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ

 

Величина поперечной деформации, т. е.

увеличение

ширины полосы после прокатки, называется

у ш и р е-

нием .

Обычно уширение характеризуется абсолютной

Дb= b—В или относительной величиной Aö/ß.

 

Для

практических целей процесса прокатки важно

34


предварительно определить уширение, поскольку значе­ ние его, как правило, заранее не задается. Особенно точно следует учитывать величину уширения при про­ катке в калибрах, так как от этого зависит качество по­ лучаемого профиля.

На величину уширения при прокатке влияет очень много факторов: величина обжатия, распределение об­ жатий по пропускам и дробность деформации, диаметр валков, ширина полосы, коэффициент трения, наличие переднего и заднего натяжения, неравномерность дефор­ мации и др. При анализе влияния отдельных факторов необходимо исходить из закона наименьшего сопротив­ ления: все те факторы, которые увеличивают сопротив­ ление течению металла в продольном направлении и уменьшают поперечные напряжения, способствуют рос­ ту уширения.

Рассмотрим влияние некоторых факторов прокатки на величину поперечной деформации.

Одним из основных параметров, определяющих вели­ чину уширения, является обжатие при прокатке. -С повы­ шением обжатия уширение также повышается. Объяс­ няется это тем, что при росте обжатий смещенный объ­ ем металла увеличивается как в продольном, так и в поперечном направлении. Кроме того, при увеличении обжатия увеличивается длина очага деформации и соп­ ротивление продольному перемещению. Обжатие входит составной частью во все формулы по определению уширения.

Уширение зависит также от дробности деформации. Суммарное уширение при прокатке в несколько пропус­ ков при одинаковой общей высотной деформации мень­ ше, чем при прокатке в один пропуск, так как в первом случае очаг деформации имеет небольшую длину и почти весь металл идет на вытяжку.

Увеличение диаметра валков способствует росту про­ тяженности очага деформации, так к а к /= ) / R ДА, иуве­ личению сил трения в продольном направлении. Оче­ видно, что напряжение о3 в продольном направлении будет расти, смещение металла в поперечном направле­ нии будет соответственно увеличиваться. Таким обра­ зом, с увеличением диаметра валков увеличивается уширение.

Ширина полосы определяет поперечные размеры очага деформации и, следовательно, изменение вели-

2' Зак. 560

35

чины подпирающих сил трения в поперечном направле­ нии. С увеличением ширины полосы уширение умень­ шается, так как поперечные подпирающие силы трения возрастают. Чем больше ширина полосы, тем меньше относительное уширение. При прокатке листов ушире­ ние ничтожно мало.

При повышении коэффициента трения возрастают как продольные, так и поперечные напряжения. Однако первые растут более интенсивно. Поэтому с увеличением коэффициента трения уширение также увеличивается.

Через коэффициент трения оказывают влияние на уширение дополнительные факторы: температура, хими­ ческий состав металла, скорость прокатки.

Переднее и заднее натяжение при прокатке на непре­ рывных станах уменьшает поперечную деформацию.

Уширение при прокатке в калибрах может сущест­ венно отличаться от уширения при прокатке на гладких валках. Например, величина уширения при прокатке в ящичном калибре значительно меньше, чем при про­ катке на гладких валках. Боковое перемещение металла ограничивают стенки калибра, т. е. уширение в данном случае является ограниченным. В большинстве случаев при прокатке в калибрах уширение меньше, чем при прокатке на гладкой бочке.

Правильный расчет ширины полосы после прокатки, т. е. величины уширения, имеет большое значение для разработки рациональных режимов обжатий сортовой стали и определяет точность прокатываемого профиля. Если уширение больше расчетного, металл перепол­ няет калибры, затекает в зазор между валками и возни­ кают дефекты прокатки; если уширение меньше расчет­ ного, калибр не заполняется, форма и размеры прока­ танного профиля искажаются. Однако определение ве­ личины уширения с учетом всех факторов, влияющих на него, является сложной задачей. Поэтому большинство формул для подсчета уширения содержат только основ­ ные факторы, а действие остальных учитывается опыт­ ными коэффициентами.

Широкое распространение для расчета уширения по­

лучили формулы А. П. Чекмарева и Б. П.

Бахтинова.

Формула А. П. Чекмарева:

 

2 A h b cp

(24)

Д Ь=

36


где Аh — абсолютное обжатие, мм;

 

 

ко­

bор — средняя ширина контактной поверхности,

торую можно определять, предварительно за­

давшись величиной уширения Ab, мм;

мм;

 

Я, h — начальная и конечная высота полосы,

 

а — угол захвата, рад;

 

 

 

R — радиус валка, мм;

при

широком

п — показатель степени, который

очаге деформации (6Ср> Д а)

равен 2 и при

узком очаге деформации (£>Ср < # а )

равен

1.

Формула Б. П. Бахтинова:

 

 

 

 

 

 

(25,

где /з — коэффициент трения при захвате.

 

 

 

8. ДАВЛЕНИЕ МЕТАЛЛА НА ВАЛКИ

 

 

Для расчета на прочность валков и других

деталей

рабочей клети, а также для определения крутящего мо­

мента, требующегося

для привода валков,

необходимо

 

 

 

знать общее (полное)

давле­

 

и

 

ние металла на валки при про­

 

 

катке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На прокатные валки дейст­

 

 

 

вуют равнодействующая

нор­

 

 

 

мальных

давлений N,

направ­

 

 

 

ленная

по

радиусу,

и силы

 

 

 

трения в зоне

отставания І\

и

 

 

 

опережения

Т2 (см.

рис.

17).

 

 

 

Геометрическая

сумма

всех

 

 

 

сил трения Т, действующих

на

 

 

 

поверхности контакта

металла

 

 

 

с валком,

и

 

силы N является

 

 

 

полным давлением металла на

 

 

 

валки Р (рис. 18). Со стороны

Р-нс. 18.

Схема действия

сил

валков

на

 

полосу

действуют

со стороны

металла на валки

такие же,

но

противоположно

Полное давление

 

направленные силы.

 

опреде­

металла на

валки

можно

лить измерением при помощи приборов или по следую­ щей формуле;

Р = Рср Л

(26)


где pep — среднее удельное давление металла на валки в очаге деформации, определяемое по теоре­ тическим формулам или по эксперименталь­ ным данным;

F — горизонтальная проекция площади контакта металла с валками.

При прокатке заготовки прямоугольного н квадрат­ ного сечения, полосы и листов контактная площадь бу­

дет равна:

 

 

 

F = bcpl,

(27)

где Ьср — средняя

ширина прокатываемого металла

 

/ — длина

очага деформации (проекция

дуги

захвата)

/ = ]/ R Д h , или / = R sin а ж R а.

При прокатке фасонных профилен в калибрах, где очертание контактной площади сложное, величину F оп­ ределяют графическим путем или по специальным фор­ мулам, выведенным для каждого конкретного случая сочетания формы калибра п сечения заготовки.

Для вычисления площади контакта при прокатке в простых калибрах можно пользоваться формулами В. Г. Дрозда:

при прокатке овальной полосы в квадратном калибре

F = 4 Ь ѴЯв (Я — Л);

 

(28)

4

 

 

при прокатке квадратной полосы

в овальном

ка­

либре

 

 

F = 0,54 + Ь) V R b -

h) ;

(29)

при прокатке ромбической или квадратной полосы в квадратном пли ромбическом калибрах

 

F = j - b V R B( H - h ) ,

(30)

где

Rd— радиус валков в глубине ручья;

 

Н,

h — наибольшая толщина полосы до и после про­

 

пуска, -