Файл: Калинин М.П. Основы устройства мотоцикла.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 55. Детали механизмов переключения передач:

а —• вал переключения

с сектором:

6 — вал

переключения (копир-

ный);

в — кулачковая

муфта; г — шлицевая

муфта;

д — зубчатая

муфта;

/ — фиксатор;

2 — фигурные

пазы; 3 — шип;

4 — вилка; 5 —

 

 

муфты включения

 

 

можно перемещать в осевом направлении. Муфта слу­ жит для включения передач и установки нейтрального положения шестерен. В коробке передач находятся ме­ ханизм переключения передач и пусковой механизм.

Принцип работы коробки передач основан на по­ переменном введении в зацепление различных пар шесте­ рен с неодинаковым числом зубьев.

Отношение числа оборотов первичного вала к количе­

ству оборотов вторичного вала

называется

п е р е д а ­

т о ч н ы м ч и с л о м данной

передачи, а

отношение

числа оборотов коленчатого вала к оборотам заднего колеса — общим передаточным числом.

Каждое сочетание зацепления шестерен коробки пе­ редач называется ступенью или передачей. Число ступе­ ней (передач) зависит от конструкции мотоцикла. Ко­ робки бывают двух-, трех-, четырехступенчатые и т. д.

Валы коробки передач на мотоциклах с цепной зад­ ней передачей размещаются поперек оси, а при кардан­ ной передаче — вдоль оси.

Механизмы переключения передач, устанавливаемые на мотоциклах, служат для включения соответствующего набора шестерен. Они имеют ручной и ножной приводы. Часть механизмов (рис. 55), монтируемая в коробке пе­ редач, состоит из муфт включения, вилок, вала переклю­

88 -


чения (копирного вала) или вала переключения с сек­ тором (рис. 55, а), имеющего фигурные пазы и фик­ сатор. Муфты включения бывают с кулачковым (рис. 55, в), шлицевым (рис. 55, г), зубчатым (рис. 55, д) за­ цеплением. Они перемещаются по валу в осевом направ­ лении с помощью вилки или поводка. Вилка входит в кольцевую канавку муфты включения, а шип — в фигур­ ный паз копирного вала (рис. 55, б) или сектора пере­ ключения. При повороте копирного вала или сектора паз перемещает за ним вилку с муфтой включения в заданном направлении.

При ручном переключении передач вал переключе­ ния через систему тяг перемещают рукой с. помощью рычага. Ножной привод механизма переключения не­ посредственно поворачивает копирный вал или поводок переключения.

Н о ж н о й п р и в о д м е х а н и з м а п е р е к л ю ­ ч е н и я п е р е д а ч (рис. 56) состоит из педали и се­ лектора (избирателя). У селектора педаль соединена с державкой собачек, а зубчатый сектор — с валом пере­ ключения, который с помощью вилок и муфт включает передачи.

При наличии селектора, служащего избирателем пе­ редач, для включения передачи нужно только переме­ стить педаль из нейтрального положения вверх или вниз до упора.

Пусковой механизм на мотоциклах бывает двух ти­ пов: первый — с торцовыми зубьями храповой шестерни

3

2

Рис. 56. Схема механизма ножного переключения пере­ дач с селектором:

/ — зубчатый сектор; 2 — собачки; 3 —державка; / — педаль

89

Рис. 57. Пусковой механизм с зубчатым

сектором и

храповой шестерней:

 

/ — пусковая педаль;

2 — спиральная пружина;

3 — зубчатый

сектор; 4 — вал коробки передач;

5 — пружина;

6 — храповая

шестерня; 7

— храповик;

8 — крышка картера

и зубчатым сектором (рис. 57), второй — собачкой и храповой шестерней внутреннего зацепления (рис. 58).

Пусковой механизм перепускного типа преимущест­ венно используется на мотоциклах с двухтактными дви­ гателями. Его работа осуществляется следующим об­ разом. При нажатии на педаль зубчатый сектор (см. рис. 57), установленный в крышке картера коробки передач, входит в зацепление с храповой (пусковой) шес­ терней, прижатой пружиной своими торцовыми храпо­ выми зубьями к храповику. Пусковая шестерня сво­ бодно надета на вал коробки передач, а храповик со­ единен с ним. При перемещении педали вниз зубчатый

90


сектор поднимается и через пусковую шестерню и хра­ повик поворачивает коленчатый вал двигателя.

При отпускании педали зубчатый сектор под воздей­ ствием спиральной пружины возвращается в прежнее положение и заставляет шестерню вращаться в обрат­ ную сторону. При этом в пусковой шестерне срабаты­ вает храповик, и зубчатый сектор, поворачивая шестер­ ню в обратном направлении, возвращается в исходное положение, выходя из зацепления с ней.

Пусковой механизм с собачкой и шестерней с внут­ ренним зацеплением храповых зубьев (рис. 58) рабо­ тает следующим образом. При нажатии на педаль со­ бачка, установленная на оси, под действием толкателя входит в зацепление с храповыми зубьями пусковой шес­ терни и поворачивает ее.

Рис. 58. Пусковой механизм с собачкой и храповой шестер­ ней внутреннего зацепления:

I — пусковая педаль; 2 — пусковая шестерня; 3 — толкатель; 4 — собачка; 5 — ось собачки; 6 — выключатель собачки; 7 — пружинный упор

91


Вращение от этой шестерни передается через нахо­ дящуюся с ней в постоянном зацеплении шестерню вто­ ричного вала, соответствующую шестерне первичного вала, и далее через сцепление — коленчатому валу дви­ гателя. С началом работы двигателя храповые зубья от­ талкивают прижатый к ним толкателем конец собачки. При отпускании педали собачка вместе с валом под дей­ ствием возвратной пружины возвращается в исходное положение до пружинного упора, при этом она отжимае­ тся от зубьев.

Коробка передач на мотоциклах с двухтактными дви­ гателями монтируется в одном блоке с двигателем. На мотоциклах ИЖ-Ю, ИЖ-П коробки передач одинаковой конструкции и различаются между собой только ус­ тройством механизмов переключения. Коробки передач имеют четыре передачи и одно нейтральное положение (рис. 59). Первичный вал пустотелый и выполнен заодно с шестерней первой передачи. Одним концом он наса­ жен на шариковый подшипник, а другим входит внутрь вторичного вала и вращается в двух бронзовых втулках. На первичном валу находится шестерня второй пере­ дачи с кулачками на торце. На шлицах вала установ­ лены скользящая шестерня и каретка второй и четвертой передач с двусторонними кулачками.

Вторичный вал также пустотельный и выполнен за­ одно с основной шестерней вала, на его конце крепится ведущая звездочка задней цепной передачи.

Промежуточный вал со шлицованой поверхностью опирается на шарикоподшипники. На нем свободно на­ сажены шестерни первой и третьей передач. Основная шестерня жестко соединена с валом и имеет постоянное зацепление с шестерней вторичного вала. Скользящая шестерня-каретка второй передачи с двусторонними ку­ лачками может перемещаться вдоль оси вала.

Механизм переключения коробки передач состоит из в и л к и и к о п и р н о г о в а л а . Если шестерня 14(рис. 59, а) перемещается влево, включается первая передача, вправо — третья передача. При перемещении шестерни 6 влево включается вторая передача, вправо — четвер­ тая.

На мотоциклах К-750, М-62 коробка передач монти­ руется в отдельном блоке, крепящемся с помощью шпи­ лек к картеру двигателя.

92

Рис. 59. Коробка передач и схема переключения передач мотоцикла ИЖ-П:

1 — шарикоподшипник; 2 — промежуточный вал; 3 — первичный вал; 4 — шестер­

ня первой

передачи;

5 — шестерня

второй передачи;

б — шестерня

второй и

четвертой

передач

(скользящая);

7 — опорная

шайба

вторичного

вала;

8

основная

шестерня

вторичного

вала;

9 — кольцо подшипника; 10 — ведущая

звездочка;

11 — вторичный

вал;

12 — основная

шестерня

промежуточного

ва­

ла; 13 — шестерня третьей

передачи

промежуточного

вала;

14 — шестерня

вто­

рой передачи

(скользящая);

15 — шестерня

первой передачи

 


Рис. 60. Коробка передач мотоциклов М-61, К-750:

/ — первичный

вал;

2,

19 — маслоотражательные

шайбы;

3 — стальная

крышка;

4, 5 — регулировочные

шайбы;

6 — вторичный вал;

7 — бронзовая

втулка;

8 — шестерня

четвертой

подачи;

9 — направляющий

стержень

ви­

лок; 10 — муфта

третьей

н четвертой передач;

/ / —вилка третьей

и

чет­

вертой

передач;

12 — шестерня

третьей

передачи;

13 — шестерня

второй

передачи; 14 — муфта

первой

н

второй передач; /5 — вилка

первой

и

вто­

рой передач;

16 — шестерня

первой передачи,

/7 — сектор;

18 — шлицевая

 

 

 

 

 

 

 

втулка

 

 

 

 

 

 

В этой коробке передач (рис. 60) имеются два вала — первичный и вторичный, четыре передачи и одно ней­ тральное положение. Переключение передач — ножное и ручное — осуществляется с помощью валов и сектора с фигурными пазами. Муфты включения — кулачкового типа.

Коробка передач мотоцикла М-62 отличается только конструкциями муфт переключения, вторичного вала и его шестерен. Муфты применены зубчатые (с мелкими шлицами).

Для смазки механизмов в коробке передач употреб­ ляется масло: летом АК-Ю, АК-15 (или автол 10—18),

.94