ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.07.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
Рис. 55. Детали механизмов переключения передач:
а —• вал переключения |
с сектором: |
6 — вал |
переключения (копир- |
||
ный); |
в — кулачковая |
муфта; г — шлицевая |
муфта; |
д — зубчатая |
|
муфта; |
/ — фиксатор; |
2 — фигурные |
пазы; 3 — шип; |
4 — вилка; 5 — |
|
|
|
муфты включения |
|
|
можно перемещать в осевом направлении. Муфта слу жит для включения передач и установки нейтрального положения шестерен. В коробке передач находятся ме ханизм переключения передач и пусковой механизм.
Принцип работы коробки передач основан на по переменном введении в зацепление различных пар шесте рен с неодинаковым числом зубьев.
Отношение числа оборотов первичного вала к количе
ству оборотов вторичного вала |
называется |
п е р е д а |
т о ч н ы м ч и с л о м данной |
передачи, а |
отношение |
числа оборотов коленчатого вала к оборотам заднего колеса — общим передаточным числом.
Каждое сочетание зацепления шестерен коробки пе редач называется ступенью или передачей. Число ступе ней (передач) зависит от конструкции мотоцикла. Ко робки бывают двух-, трех-, четырехступенчатые и т. д.
Валы коробки передач на мотоциклах с цепной зад ней передачей размещаются поперек оси, а при кардан ной передаче — вдоль оси.
Механизмы переключения передач, устанавливаемые на мотоциклах, служат для включения соответствующего набора шестерен. Они имеют ручной и ножной приводы. Часть механизмов (рис. 55), монтируемая в коробке пе редач, состоит из муфт включения, вилок, вала переклю
88 -
чения (копирного вала) или вала переключения с сек тором (рис. 55, а), имеющего фигурные пазы и фик сатор. Муфты включения бывают с кулачковым (рис. 55, в), шлицевым (рис. 55, г), зубчатым (рис. 55, д) за цеплением. Они перемещаются по валу в осевом направ лении с помощью вилки или поводка. Вилка входит в кольцевую канавку муфты включения, а шип — в фигур ный паз копирного вала (рис. 55, б) или сектора пере ключения. При повороте копирного вала или сектора паз перемещает за ним вилку с муфтой включения в заданном направлении.
При ручном переключении передач вал переключе ния через систему тяг перемещают рукой с. помощью рычага. Ножной привод механизма переключения не посредственно поворачивает копирный вал или поводок переключения.
Н о ж н о й п р и в о д м е х а н и з м а п е р е к л ю ч е н и я п е р е д а ч (рис. 56) состоит из педали и се лектора (избирателя). У селектора педаль соединена с державкой собачек, а зубчатый сектор — с валом пере ключения, который с помощью вилок и муфт включает передачи.
При наличии селектора, служащего избирателем пе редач, для включения передачи нужно только переме стить педаль из нейтрального положения вверх или вниз до упора.
Пусковой механизм на мотоциклах бывает двух ти пов: первый — с торцовыми зубьями храповой шестерни
3
2
Рис. 56. Схема механизма ножного переключения пере дач с селектором:
/ — зубчатый сектор; 2 — собачки; 3 —державка; / — педаль
89
Рис. 57. Пусковой механизм с зубчатым |
сектором и |
||
храповой шестерней: |
|
||
/ — пусковая педаль; |
2 — спиральная пружина; |
3 — зубчатый |
|
сектор; 4 — вал коробки передач; |
5 — пружина; |
6 — храповая |
|
шестерня; 7 |
— храповик; |
8 — крышка картера |
и зубчатым сектором (рис. 57), второй — собачкой и храповой шестерней внутреннего зацепления (рис. 58).
Пусковой механизм перепускного типа преимущест венно используется на мотоциклах с двухтактными дви гателями. Его работа осуществляется следующим об разом. При нажатии на педаль зубчатый сектор (см. рис. 57), установленный в крышке картера коробки передач, входит в зацепление с храповой (пусковой) шес терней, прижатой пружиной своими торцовыми храпо выми зубьями к храповику. Пусковая шестерня сво бодно надета на вал коробки передач, а храповик со единен с ним. При перемещении педали вниз зубчатый
90
сектор поднимается и через пусковую шестерню и хра повик поворачивает коленчатый вал двигателя.
При отпускании педали зубчатый сектор под воздей ствием спиральной пружины возвращается в прежнее положение и заставляет шестерню вращаться в обрат ную сторону. При этом в пусковой шестерне срабаты вает храповик, и зубчатый сектор, поворачивая шестер ню в обратном направлении, возвращается в исходное положение, выходя из зацепления с ней.
Пусковой механизм с собачкой и шестерней с внут ренним зацеплением храповых зубьев (рис. 58) рабо тает следующим образом. При нажатии на педаль со бачка, установленная на оси, под действием толкателя входит в зацепление с храповыми зубьями пусковой шес терни и поворачивает ее.
Рис. 58. Пусковой механизм с собачкой и храповой шестер ней внутреннего зацепления:
I — пусковая педаль; 2 — пусковая шестерня; 3 — толкатель; 4 — собачка; 5 — ось собачки; 6 — выключатель собачки; 7 — пружинный упор
91
Вращение от этой шестерни передается через нахо дящуюся с ней в постоянном зацеплении шестерню вто ричного вала, соответствующую шестерне первичного вала, и далее через сцепление — коленчатому валу дви гателя. С началом работы двигателя храповые зубья от талкивают прижатый к ним толкателем конец собачки. При отпускании педали собачка вместе с валом под дей ствием возвратной пружины возвращается в исходное положение до пружинного упора, при этом она отжимае тся от зубьев.
Коробка передач на мотоциклах с двухтактными дви гателями монтируется в одном блоке с двигателем. На мотоциклах ИЖ-Ю, ИЖ-П коробки передач одинаковой конструкции и различаются между собой только ус тройством механизмов переключения. Коробки передач имеют четыре передачи и одно нейтральное положение (рис. 59). Первичный вал пустотелый и выполнен заодно с шестерней первой передачи. Одним концом он наса жен на шариковый подшипник, а другим входит внутрь вторичного вала и вращается в двух бронзовых втулках. На первичном валу находится шестерня второй пере дачи с кулачками на торце. На шлицах вала установ лены скользящая шестерня и каретка второй и четвертой передач с двусторонними кулачками.
Вторичный вал также пустотельный и выполнен за одно с основной шестерней вала, на его конце крепится ведущая звездочка задней цепной передачи.
Промежуточный вал со шлицованой поверхностью опирается на шарикоподшипники. На нем свободно на сажены шестерни первой и третьей передач. Основная шестерня жестко соединена с валом и имеет постоянное зацепление с шестерней вторичного вала. Скользящая шестерня-каретка второй передачи с двусторонними ку лачками может перемещаться вдоль оси вала.
Механизм переключения коробки передач состоит из в и л к и и к о п и р н о г о в а л а . Если шестерня 14(рис. 59, а) перемещается влево, включается первая передача, вправо — третья передача. При перемещении шестерни 6 влево включается вторая передача, вправо — четвер тая.
На мотоциклах К-750, М-62 коробка передач монти руется в отдельном блоке, крепящемся с помощью шпи лек к картеру двигателя.
92
Рис. 59. Коробка передач и схема переключения передач мотоцикла ИЖ-П:
1 — шарикоподшипник; 2 — промежуточный вал; 3 — первичный вал; 4 — шестер
ня первой |
передачи; |
5 — шестерня |
второй передачи; |
б — шестерня |
второй и |
||||||||
четвертой |
передач |
(скользящая); |
7 — опорная |
шайба |
вторичного |
вала; |
8 — |
||||||
основная |
шестерня |
вторичного |
вала; |
9 — кольцо подшипника; 10 — ведущая |
|||||||||
звездочка; |
11 — вторичный |
вал; |
12 — основная |
шестерня |
промежуточного |
ва |
|||||||
ла; 13 — шестерня третьей |
передачи |
промежуточного |
вала; |
14 — шестерня |
вто |
||||||||
рой передачи |
(скользящая); |
15 — шестерня |
первой передачи |
|
Рис. 60. Коробка передач мотоциклов М-61, К-750:
/ — первичный |
вал; |
2, |
19 — маслоотражательные |
шайбы; |
3 — стальная |
||||||||
крышка; |
4, 5 — регулировочные |
шайбы; |
6 — вторичный вал; |
7 — бронзовая |
|||||||||
втулка; |
8 — шестерня |
четвертой |
подачи; |
9 — направляющий |
стержень |
ви |
|||||||
лок; 10 — муфта |
третьей |
н четвертой передач; |
/ / —вилка третьей |
и |
чет |
||||||||
вертой |
передач; |
12 — шестерня |
третьей |
передачи; |
13 — шестерня |
второй |
|||||||
передачи; 14 — муфта |
первой |
н |
второй передач; /5 — вилка |
первой |
и |
вто |
|||||||
рой передач; |
16 — шестерня |
первой передачи, |
/7 — сектор; |
18 — шлицевая |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
втулка |
|
|
|
|
|
|
В этой коробке передач (рис. 60) имеются два вала — первичный и вторичный, четыре передачи и одно ней тральное положение. Переключение передач — ножное и ручное — осуществляется с помощью валов и сектора с фигурными пазами. Муфты включения — кулачкового типа.
Коробка передач мотоцикла М-62 отличается только конструкциями муфт переключения, вторичного вала и его шестерен. Муфты применены зубчатые (с мелкими шлицами).
Для смазки механизмов в коробке передач употреб ляется масло: летом АК-Ю, АК-15 (или автол 10—18),
.94