ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.07.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
зажиме конденсатора, износа втулки рычажка преры вателя.
На малых оборотах холостого хода двигатель рабо тает плохо из-за засорения системы холостого хода и неправильной ее регулировки.
Перебои на средних и больших оборотах вала двига теля возможны из-за засорения главного жиклера, недостаточной подачи топлива, а также из-за большого зазора в контактах прерывателя.
Двигатель глохнет после заводки, как правило, при не исправности системы питания или системы зажигания.
Двигатель перегревается в результате продолжитель ной езды на низких передачах, позднего зажигания, заедания в тормозах, большого нагара на головке ци линдра и на днище поршня, а также при работе двига теля на богатой или бедной рабочей смеси. На мото циклах с цепной передачей двигатель, кроме того, может перегреваться из-за чрезмерно натянутой цепи.
Двухтактный двигатель перегревается при понижен ном количестве масла в топливе. Двухцилиндровый че тырехтактный двигатель с двумя карбюраторами может перегреваться из-за нарушения синхронной работы кар бюраторов, при этом иногда работает только один ци линдр. Четырехтактные двигатели перегреваются также при недостатке масла в картере или вследствие неис правности масляного насоса.
Перегрев двигателя сопровождается потерей мощно сти. Иногда выпускные трубы нагреваются докрасна, а двигатель даже при выключенном зажигании продол жает работать.
Уменьшение компрессии происходит из-за износа, по- . ломки, или пригорания поршневых колец, сильного изно са рабочей поверхности цилиндра, повреждения проклад ки или ослабления крепления головки цилиндра.
В четырехтактном двигателе понижение компрессии также возникает из-за неплотного прилегания клапанов к своим седлам и в результате применения слишком жидкого масла.
Неисправность может быть определена даже без за водки двигателя. Она характеризуется легкостью вра щения коленчатого вала при нажатии на педаль пуско вого механизма.
79
Стуки в двигателе появляются, как правило, в резуль тате износа деталей кривошипно-шатунного механиз ма, раннего зажигания, перегрева двигателя, его пере грузки и детонации.
Взрывы в глушителе возникают тогда, когда двига тель работает на богатой смеси при слишком позднем зажигании, а также если не исправен конденсатор.
Вспышки в карбюраторе («обратные вспышки») про исходят вследствие работы двигателя на бедной смеси или при чрезмерно позднем зажигании. Вспышек в кар бюраторе допускать нельзя, так как они являются од ной из основных причин пожаров на мотоциклах.
При выключенном зажигании двигатель работает в том случае, когда образуется много нагара на головке цилиндра и днище поршня. Чтобы остановить двухтакт ный двигатель, следует открыть декомпрессор. Четырех тактный двигатель в таких случаях останавливают пу тем включения высшей передачи, тормоза и сцепления и прекращения подачи горючего в карбюратор.
СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА
Силовая передача служит для передачи вращающего усилия от коленчатого вала двигателя к заднему ко лесу мотоцикла. В силовую передачу входят: передняя передача (от двигателя к сцеплению), сцепление, короб ка передач и задняя передача (от коробки передач к ко лесу).
Усилие от двигателя к сцеплению на большинстве мотоциклов передается через цепную передачу (ИЖ-П, ИЖ-Ю, «Восход», М-105 и др.). Задняя передача мото циклов бывает ц е п н а я (см. рис. 4, а) или к а р д а н н а я (см. рис. 4, б). На мотоциклах с задней кар данной передачей передняя передача обычно отсутствует, а коленчатый вал непосредственно связан со сцепле нием.
СЦЕПЛЕНИЕ
Сцепление служит для временного отсоединения дви гателя от коробки передач при переключении передач, а также для плавного их соединения при трогании мото цикла с места.
80
Принцип действия сцепления основан на использова нии сил трения между ведущим и ведомым дисками. Ес ли эти диски разобщены и между ними образуется зазор, то при вращении ведущего диска усилие к ведомому диску передаваться не будет. Если ведущий диск плот но прижать к ведомому, то вследствие возникающих между ними сил трения вращающее усилие от коленча того вала двигателя будет передаваться на первичный вал коробки передач.
В зависимости от числа ведомых дисков сцепления
бывают од и од и с к о в ы е , д в у х д и с к о в ы е |
и |
|
м н о г о д и с к о в ы е . |
Диски сцепления могут работать |
|
всухую, а могут быть погружены в масло. |
и |
|
Сцепление состоит |
из м у ф т ы с ц е п л е н и я |
|
м е х а н и з м а в к л ю ч е н и я с ц е п л е н и я . |
|
|
На мотоциклах М-62, М-63 и К-750 устанавливается |
||
сцепление с двухдисковой фрикционной муфтой (рис. |
51). |
Сцепление сухое и крепится к маховику двигателя шестью винтами.
Маховик конусным отверстием при помощи сегмент ной шпонки и гайки жестко крепится на конце коленча того вала. Чтобы избежать самопроизвольного отверты вания, гайка закреплена специальной замочной шайбой. В маховике имеются отверстия, а в них вставлены шесть пружин, входящих в кольцевые углубления на нажим ном диске. В маховике запрессовано шесть пальцев, на которые устанавливаются два стальных ведущих диска сцепления: н а ж и м н о й и п р о м е ж у т о ч н ы й .
Наружный упорный диск наглухо привертывается винтами к торцам пальцев сцепления.
Два ведомых диска, по обе стороны которых при креплены накладки из фрикционного материала, своими ступицами насажены на шлицевой конец первичного вала коробки передач и свободно перемещаются вдоль него.
Под давлением пружин ведущие и ведомые диски сжимаются и вращаются как одно целое. Для разобще
ния ведущих и |
ведомых дисков |
служит |
м е х а н и з м |
в ы к л ю ч е н и я |
с ц е п л е н и я , |
который |
состоит из |
штока, наконечника штока, упорного шарикоподшипни ка, ползуна, троса и рычага выключения сцепления. Ме ханизм действует при ослаблении силы сжатия пружин путем нажима на нажимной диск.
81
При нажатии на рычаг выключения сцепления, рас положенный с левой стороны руля, усилие через трос, рычаг выключения, ползун, упорный подшипник и нако нечник штока передается штоку. Последний, упираясь в нажимной диск сцепления, сжимает пружины и отодви гает ведомые диски от ведущих — сцепление выклю чается.
При отпускании рычага выключения сцепления пру жины вновь прижимают диски друг к другу и сцепление включается.
На мотоциклах М-105, «Восход», ИЖ-Ю, ИЖ-П и других устанавливается многодисковое сцепление, рабо тающее в масляной ванне (рис. 52, а). Механизм сцеп ления монтируется в одном блоке с двигателем и состо ит из ведущего и ведомого барабанов.
Ведущий (наружный) барабан со звездочкой посажен на конце первичного вала коробка передач и имеет сво бодное вращение на подшипниках. Звездочка через безроликувую цепь вращается от коленчатого вала двига теля. В пазах наружного барабана установлены ведущие диски, которые изготовлены из пластмассы или снабже ны вкладышами из фрикционного материала. Детали ведущей группы при выключенном сцеплении вращают ся, не передавая усилия на первичный вал коробки пе редач.
Ведомый барабан монтируется на шлицевом конце первичного вала коробки передач и крепится к нему гай кой. На наружной шлицевой поверхности барабана ус тановлены ведомые стальные диски. За ведомыми ди сками в конце барабана на шлицах находится нажимной диск, соединенный пружинами с ведомым барабаном и под их действием сжимающий при отпущенном рычаге сцепления ведущие и ведомые диски. У мотоциклов многих моделей пружины в сцеплении работают на сжатие.
Действие многодискового сцепления в основном не отличается от однодискового. При нажатии на рычаг управления сцеплением усилие через трос передается на конец рычага червяка 12, который жестко соединен с червяком 13 (см. рис. 52, б). При повороте червяк по нарезке перемещается внутрь картера и через шарик передает усилие на шток выключателя сцепления, нахо дящийся в продольном отверстии внутри первичного
83
Рис. 52, б. Многодисковое сцепление (схема):
/ — шток выключения сцепления; 2 —нажимной диск; 5 — ведущий диск; 6 — ведомый диск; 7 — ведомый барабан; 8 — ведущий бара бан; 9 — звездочка ведущего барабана; /0 — рычаг управления сце пления; / / — трос; 12 — рычаг червяка; 13 — червяк; 14 — шарик вы
жимного штока; 15 — грнбок
вала коробки передач. Шток, в свою очередь, оказывает давление на грибок, головка которого упирается в на жимной диск.
Преодолев усилие пружин, грибок перемещает на жимной диск вдоль шлицев ведомого барабана, вследст вие чего ведущие и ведомые диски разжимаются и сцеп ление выключается. На мотоцикле ИЖ-Ю механизм включения муфты сцепления сблокирован с механизмом переключения передач, что позволяет производить вклю чение муфты сцепления автоматически при переключе нии передач.
Работу сцепления необходимо проверять перед каж дым выездом. Рычаг троса сцепления должен иметь свободный ход (рис. 53, а): у мотоциклов М-105 4—5 мм; М-62, К-750 5—8 мм; «Восход», ИЖ-П, ИЖ-Ю 5— 10 мм. При отсутствии свободного хода рычага сцепле ние пробуксовывает, а если свободный ход большой, сцепление может не полностью выключаться.
85
Для проверки свободного хода необходимо прило жить линейку к рукоятке руля и отметить положение рычага сцепления на руле в отжатом состоянии. Пос ле этого без усилия нажать на рычаг и заметить вели чину деления на линейке. Разность отметок делений и будет составлять величину свободного хода.
Требуемую величину свободного хода рычага тро са сцепления устанавливают регулировкой упора обо лочки (рис. 53, б) или троса и винта у выжимного што ка с левой (рис. 53, в) или с правой стороны двигателя (рис. 53, г).
Сухое сцепление может буксовать при попадании на диски масла или воды, а также при недостаточном дав лении пружин.
Сцепление, работающее в масле, может выключаться не полностью из-за применения густой смазки или при застывании ее в холодную погоду.
86
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Коробка передач — это механизм, состоящий из на бора шестерен, которые могут вводится в зацепление в различных сочетани ях.
|
Она |
предназначена |
|
|
|
|
|||||
для изменения тяговых |
|
|
|
|
|||||||
усилий на заднем коле |
|
|
|
|
|||||||
се |
мотоцикла при |
по |
|
|
|
|
|||||
стоянных оборотах |
ко |
|
|
|
|
||||||
ленчатого вала |
двига |
|
|
|
|
||||||
теля. |
|
мотоциклах ус |
|
|
|
|
|||||
|
На |
|
|
|
|
||||||
танавливаются |
короб |
|
|
|
|
||||||
ки |
передач |
с |
двумя |
|
|
|
|
||||
(рис. |
54, а) |
и |
тремя |
|
|
|
|
||||
валами |
(рис. |
54, б) |
с |
|
|
|
|
||||
шестернями постоянно |
|
|
|
|
|||||||
го |
и |
|
периодического |
|
|
|
|
||||
зацепления. |
С |
двумя |
|
|
|
|
|||||
валами |
коробки |
пере |
|
|
|
|
|||||
дач |
применяются |
|
на |
|
|
|
|
||||
мотоциклах |
с кардан |
|
|
|
|
||||||
ной передачей (К-750, |
|
|
|
|
|||||||
М-61, М-62 и др.), с |
|
|
|
|
|||||||
тремя валами на мото |
|
|
|
|
|||||||
циклах |
с цепной |
зад |
|
|
|
|
|||||
ней |
передачей. |
|
При |
|
|
|
|
||||
шестернях постоянного |
|
|
|
|
|||||||
зацепления |
передачи |
Рис. 54. Простейшие коробки пе |
|||||||||
включаются |
с |
помо |
редач с шестернями постоянного |
||||||||
щью |
кулачковых, |
зуб |
а — с |
зацепления:. |
тремя ва |
||||||
чатых и других муфт. |
двумя валами; |
б — с |
|||||||||
лами; |
/ — первичный |
вал; |
2 — муфта |
||||||||
|
П е р в и ч н ы |
й |
включения; 3 — вторичный вал; 4 — про |
||||||||
|
|
межуточный вал |
|
||||||||
в а л |
в коробках пере |
|
|
|
|
дач непосредственно соединяется через сцепление с ко ленчатым валом. Вал, соединенный через заднюю пере
дачу |
с колесом, называется в т о р и ч н ы м |
в а л о м . |
|
Третий вал |
является п р о м е ж у т о ч н ы м |
и изготов |
|
лен |
вместе |
с шестернями. Муфта включения, установ |
ленная на шлицах вала, вращается вместе с валом, и ее
87