Файл: Калинин М.П. Основы устройства мотоцикла.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зажиме конденсатора, износа втулки рычажка преры­ вателя.

На малых оборотах холостого хода двигатель рабо­ тает плохо из-за засорения системы холостого хода и неправильной ее регулировки.

Перебои на средних и больших оборотах вала двига­ теля возможны из-за засорения главного жиклера, недостаточной подачи топлива, а также из-за большого зазора в контактах прерывателя.

Двигатель глохнет после заводки, как правило, при не­ исправности системы питания или системы зажигания.

Двигатель перегревается в результате продолжитель­ ной езды на низких передачах, позднего зажигания, заедания в тормозах, большого нагара на головке ци­ линдра и на днище поршня, а также при работе двига­ теля на богатой или бедной рабочей смеси. На мото­ циклах с цепной передачей двигатель, кроме того, может перегреваться из-за чрезмерно натянутой цепи.

Двухтактный двигатель перегревается при понижен­ ном количестве масла в топливе. Двухцилиндровый че­ тырехтактный двигатель с двумя карбюраторами может перегреваться из-за нарушения синхронной работы кар­ бюраторов, при этом иногда работает только один ци­ линдр. Четырехтактные двигатели перегреваются также при недостатке масла в картере или вследствие неис­ правности масляного насоса.

Перегрев двигателя сопровождается потерей мощно­ сти. Иногда выпускные трубы нагреваются докрасна, а двигатель даже при выключенном зажигании продол­ жает работать.

Уменьшение компрессии происходит из-за износа, по- . ломки, или пригорания поршневых колец, сильного изно­ са рабочей поверхности цилиндра, повреждения проклад­ ки или ослабления крепления головки цилиндра.

В четырехтактном двигателе понижение компрессии также возникает из-за неплотного прилегания клапанов к своим седлам и в результате применения слишком жидкого масла.

Неисправность может быть определена даже без за­ водки двигателя. Она характеризуется легкостью вра­ щения коленчатого вала при нажатии на педаль пуско­ вого механизма.

79

Стуки в двигателе появляются, как правило, в резуль­ тате износа деталей кривошипно-шатунного механиз­ ма, раннего зажигания, перегрева двигателя, его пере­ грузки и детонации.

Взрывы в глушителе возникают тогда, когда двига­ тель работает на богатой смеси при слишком позднем зажигании, а также если не исправен конденсатор.

Вспышки в карбюраторе («обратные вспышки») про­ исходят вследствие работы двигателя на бедной смеси или при чрезмерно позднем зажигании. Вспышек в кар­ бюраторе допускать нельзя, так как они являются од­ ной из основных причин пожаров на мотоциклах.

При выключенном зажигании двигатель работает в том случае, когда образуется много нагара на головке цилиндра и днище поршня. Чтобы остановить двухтакт­ ный двигатель, следует открыть декомпрессор. Четырех­ тактный двигатель в таких случаях останавливают пу­ тем включения высшей передачи, тормоза и сцепления и прекращения подачи горючего в карбюратор.

СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА

Силовая передача служит для передачи вращающего усилия от коленчатого вала двигателя к заднему ко­ лесу мотоцикла. В силовую передачу входят: передняя передача (от двигателя к сцеплению), сцепление, короб­ ка передач и задняя передача (от коробки передач к ко­ лесу).

Усилие от двигателя к сцеплению на большинстве мотоциклов передается через цепную передачу (ИЖ-П, ИЖ-Ю, «Восход», М-105 и др.). Задняя передача мото­ циклов бывает ц е п н а я (см. рис. 4, а) или к а р ­ д а н н а я (см. рис. 4, б). На мотоциклах с задней кар­ данной передачей передняя передача обычно отсутствует, а коленчатый вал непосредственно связан со сцепле­ нием.

СЦЕПЛЕНИЕ

Сцепление служит для временного отсоединения дви­ гателя от коробки передач при переключении передач, а также для плавного их соединения при трогании мото­ цикла с места.

80


Принцип действия сцепления основан на использова­ нии сил трения между ведущим и ведомым дисками. Ес­ ли эти диски разобщены и между ними образуется зазор, то при вращении ведущего диска усилие к ведомому диску передаваться не будет. Если ведущий диск плот­ но прижать к ведомому, то вследствие возникающих между ними сил трения вращающее усилие от коленча­ того вала двигателя будет передаваться на первичный вал коробки передач.

В зависимости от числа ведомых дисков сцепления

бывают од и од и с к о в ы е , д в у х д и с к о в ы е

и

м н о г о д и с к о в ы е .

Диски сцепления могут работать

всухую, а могут быть погружены в масло.

и

Сцепление состоит

из м у ф т ы с ц е п л е н и я

м е х а н и з м а в к л ю ч е н и я с ц е п л е н и я .

 

На мотоциклах М-62, М-63 и К-750 устанавливается

сцепление с двухдисковой фрикционной муфтой (рис.

51).

Сцепление сухое и крепится к маховику двигателя шестью винтами.

Маховик конусным отверстием при помощи сегмент­ ной шпонки и гайки жестко крепится на конце коленча­ того вала. Чтобы избежать самопроизвольного отверты­ вания, гайка закреплена специальной замочной шайбой. В маховике имеются отверстия, а в них вставлены шесть пружин, входящих в кольцевые углубления на нажим­ ном диске. В маховике запрессовано шесть пальцев, на которые устанавливаются два стальных ведущих диска сцепления: н а ж и м н о й и п р о м е ж у т о ч н ы й .

Наружный упорный диск наглухо привертывается винтами к торцам пальцев сцепления.

Два ведомых диска, по обе стороны которых при­ креплены накладки из фрикционного материала, своими ступицами насажены на шлицевой конец первичного вала коробки передач и свободно перемещаются вдоль него.

Под давлением пружин ведущие и ведомые диски сжимаются и вращаются как одно целое. Для разобще­

ния ведущих и

ведомых дисков

служит

м е х а н и з м

в ы к л ю ч е н и я

с ц е п л е н и я ,

который

состоит из

штока, наконечника штока, упорного шарикоподшипни­ ка, ползуна, троса и рычага выключения сцепления. Ме­ ханизм действует при ослаблении силы сжатия пружин путем нажима на нажимной диск.

81



При нажатии на рычаг выключения сцепления, рас­ положенный с левой стороны руля, усилие через трос, рычаг выключения, ползун, упорный подшипник и нако­ нечник штока передается штоку. Последний, упираясь в нажимной диск сцепления, сжимает пружины и отодви­ гает ведомые диски от ведущих — сцепление выклю­ чается.

При отпускании рычага выключения сцепления пру­ жины вновь прижимают диски друг к другу и сцепление включается.

На мотоциклах М-105, «Восход», ИЖ-Ю, ИЖ-П и других устанавливается многодисковое сцепление, рабо­ тающее в масляной ванне (рис. 52, а). Механизм сцеп­ ления монтируется в одном блоке с двигателем и состо­ ит из ведущего и ведомого барабанов.

Ведущий (наружный) барабан со звездочкой посажен на конце первичного вала коробка передач и имеет сво­ бодное вращение на подшипниках. Звездочка через безроликувую цепь вращается от коленчатого вала двига­ теля. В пазах наружного барабана установлены ведущие диски, которые изготовлены из пластмассы или снабже­ ны вкладышами из фрикционного материала. Детали ведущей группы при выключенном сцеплении вращают­ ся, не передавая усилия на первичный вал коробки пе­ редач.

Ведомый барабан монтируется на шлицевом конце первичного вала коробки передач и крепится к нему гай­ кой. На наружной шлицевой поверхности барабана ус­ тановлены ведомые стальные диски. За ведомыми ди­ сками в конце барабана на шлицах находится нажимной диск, соединенный пружинами с ведомым барабаном и под их действием сжимающий при отпущенном рычаге сцепления ведущие и ведомые диски. У мотоциклов многих моделей пружины в сцеплении работают на сжатие.

Действие многодискового сцепления в основном не отличается от однодискового. При нажатии на рычаг управления сцеплением усилие через трос передается на конец рычага червяка 12, который жестко соединен с червяком 13 (см. рис. 52, б). При повороте червяк по нарезке перемещается внутрь картера и через шарик передает усилие на шток выключателя сцепления, нахо­ дящийся в продольном отверстии внутри первичного

83

Рис. 52, б. Многодисковое сцепление (схема):

/ — шток выключения сцепления; 2 —нажимной диск; 5 — ведущий диск; 6 — ведомый диск; 7 — ведомый барабан; 8 — ведущий бара­ бан; 9 — звездочка ведущего барабана; /0 — рычаг управления сце­ пления; / / — трос; 12 — рычаг червяка; 13 — червяк; 14 — шарик вы­

жимного штока; 15 — грнбок

вала коробки передач. Шток, в свою очередь, оказывает давление на грибок, головка которого упирается в на­ жимной диск.

Преодолев усилие пружин, грибок перемещает на­ жимной диск вдоль шлицев ведомого барабана, вследст­ вие чего ведущие и ведомые диски разжимаются и сцеп­ ление выключается. На мотоцикле ИЖ-Ю механизм включения муфты сцепления сблокирован с механизмом переключения передач, что позволяет производить вклю­ чение муфты сцепления автоматически при переключе­ нии передач.

Работу сцепления необходимо проверять перед каж­ дым выездом. Рычаг троса сцепления должен иметь свободный ход (рис. 53, а): у мотоциклов М-105 4—5 мм; М-62, К-750 5—8 мм; «Восход», ИЖ-П, ИЖ-Ю 5— 10 мм. При отсутствии свободного хода рычага сцепле­ ние пробуксовывает, а если свободный ход большой, сцепление может не полностью выключаться.

85


Для проверки свободного хода необходимо прило­ жить линейку к рукоятке руля и отметить положение рычага сцепления на руле в отжатом состоянии. Пос­ ле этого без усилия нажать на рычаг и заметить вели­ чину деления на линейке. Разность отметок делений и будет составлять величину свободного хода.

Требуемую величину свободного хода рычага тро­ са сцепления устанавливают регулировкой упора обо­ лочки (рис. 53, б) или троса и винта у выжимного што­ ка с левой (рис. 53, в) или с правой стороны двигателя (рис. 53, г).

Сухое сцепление может буксовать при попадании на диски масла или воды, а также при недостаточном дав­ лении пружин.

Сцепление, работающее в масле, может выключаться не полностью из-за применения густой смазки или при застывании ее в холодную погоду.

86

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Коробка передач — это механизм, состоящий из на­ бора шестерен, которые могут вводится в зацепление в различных сочетани­ ях.

 

Она

предназначена

 

 

 

 

для изменения тяговых

 

 

 

 

усилий на заднем коле­

 

 

 

 

се

мотоцикла при

по­

 

 

 

 

стоянных оборотах

ко­

 

 

 

 

ленчатого вала

двига­

 

 

 

 

теля.

 

мотоциклах ус­

 

 

 

 

 

На

 

 

 

 

танавливаются

короб­

 

 

 

 

ки

передач

с

двумя

 

 

 

 

(рис.

54, а)

и

тремя

 

 

 

 

валами

(рис.

54, б)

с

 

 

 

 

шестернями постоянно­

 

 

 

 

го

и

 

периодического

 

 

 

 

зацепления.

С

двумя

 

 

 

 

валами

коробки

пере­

 

 

 

 

дач

применяются

 

на

 

 

 

 

мотоциклах

с кардан­

 

 

 

 

ной передачей (К-750,

 

 

 

 

М-61, М-62 и др.), с

 

 

 

 

тремя валами на мото­

 

 

 

 

циклах

с цепной

зад­

 

 

 

 

ней

передачей.

 

При

 

 

 

 

шестернях постоянного

 

 

 

 

зацепления

передачи

Рис. 54. Простейшие коробки пе­

включаются

с

помо­

редач с шестернями постоянного

щью

кулачковых,

зуб­

а — с

зацепления:.

тремя ва­

чатых и других муфт.

двумя валами;

б — с

лами;

/ — первичный

вал;

2 — муфта

 

П е р в и ч н ы

й

включения; 3 — вторичный вал; 4 — про­

 

 

межуточный вал

 

в а л

в коробках пере­

 

 

 

 

дач непосредственно соединяется через сцепление с ко­ ленчатым валом. Вал, соединенный через заднюю пере­

дачу

с колесом, называется в т о р и ч н ы м

в а л о м .

Третий вал

является п р о м е ж у т о ч н ы м

и изготов­

лен

вместе

с шестернями. Муфта включения, установ­

ленная на шлицах вала, вращается вместе с валом, и ее

87