Файл: Калинин М.П. Основы устройства мотоцикла.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Установка на двигателе соответствующего угла опе­ режения зажигания бывает постоянной, автоматической и ручной.

П о с т о я н н а я у с т а н о в к а у г л а о п е р е ж е ­

ния з а ж и г

а н и я производится на

заводе-изготови-

теле, а также

во время технического

обслуживания и

ремонта регулировкой кулачка на начало разрыва кон­ тактов прерывателя в момент, когда поршень еще не дошел до в. м. т. (ИЖ-П 3,5-4,0 мм\ ИЖ-Ю 2-2,6 мм; «Восход» 4-4,5 мм) \ оно не изменяется во время работы двигателя.

Ав то м а т и ч е с к о е о п е р е ж е н и е зажигания создается периодически при помощи центробежного ре­

гулятора (М-62) в зависимости от

оборотов

коленча­

того вала двигателя.

 

 

Р у ч н о е

о п е р е ж е н и е зажигания обеспечивае­

тся водителем

во время движения

мотоцикла

(К-750)

с помощью рычажка, расположенного на руле. Установка зажигания (рис. 46). Это регулировка на­

чала размыкания контактов прерывателя относительно верхней мертвой точки. Установка зажигания или его проверка производится после разборки и сборки двига­ теля мотоцикла.

Для установки (проверки) зажигания необходимо: переместить поршень в в. м. т. конца такта сжатия, за­ тем отвести поршень назад на расстояние, указанное за- водом-изготовителем, поворачивая вал в сторону, про­ тивоположную его вращению при работе двигателя. Если при этом прерыватель находится в положении, со­ ответствующем началу размыкания контактов, значит, зажигание установлено правильно. Если же нет, тогда регулируют контакты прерывателя на начало разрыва.

Центробежный регулятор опережения зажигания, устанавливаемый на мотоциклах (М-62, М-63) (рис. 45), представляет собой неподвижную пластину с осями, на которых находятся рычаги с грузиками. Пальцы рыча­ гов входят в прорези поводка кулачка. Пластина кре­ пится винтом на конце распределительного вала и вращается вместе с ним. С увеличением оборотов рас­ пределительного вала рычаги с грузиками под действи­ ем центробежной силы расходятся. Величина расхожде­ ния ограничивается пружинами, один конец которых закреплен за неподвижную пластину, а другой — за

71



Рис. 46. Установка зажигания

рычаг. Пальцы рычагов, входящие в прорези поводка кулачка, при расхождении рычагов поворачивают кула­ чок относительно распределительного вала, вследствие чего увеличивается угол опережения зажигания.

При понижении числа оборотов рычаги с грузиками под действием пружины возвращаются в исходное поло­ жение, и угол опережения зажигания уменьшается. .

ПРИБОРЫ ОСВЕЩЕНИЯ И СИГНАЛ

В систему приборов освещения мотоцикла входят: фара, задний фонарь, боковой габаритный фонарь ко­ ляски, стоп-сигнал, переключатель света и электропро­ вода.

72

ö о.

3 ?

Рис. 48. Включатель стоп-сигнала:

1 — толкатель; 2 — кольцевой контакт; 3 — боковые контакты

Фара предназначена для освещения дороги при дви­ жении ночью и в тумане. Она состоит из следующих ча­ стей (рис. 47, а): корпуса, рефлектора, рифленого стек­ ла-рассеивателя, лампы стояночного света, двухнитевой лампы дальнего и ближнего света. Нить дальнего света находится в фокусе отражателя и создает пучок парал­ лельных лучей, обеспечивающих освещение дороги до 100 м. Нить ближнего света, помещенная не в фокусе, создает расходящийся пучок лучей, направленный за счет отражения от верхней части рефлектора вниз.

Дальним светом пользуются при загородных поезд­ ках, ближним — при езде по малоосвещенным город­ ским улицам и разъездах со встречным транспортом. Стояночный свет используется ночью на стоянке и при езде по хорошо освещенным улицам.

В корпусе фары некоторых мотоциклов могут быть помещены центральный переключатель с замком зажи­ гания, спидометр (приводимый во вращение гибким ва­ лом), переключатель ближнего и дальнего света, селено­ вый выпрямитель, дроссель и контрольные лампы.

Задний фонарь (см. рис. 47, б) имеет два отсека. Один из них, с лампочкой габаритного света, обеспечивает осве­ щение номерного знака через белое стекло. Лампочка стоп-сигнала в верхнем отсеке светится через красное стекло при замыкании цепи, когда производится тормо­ жение заднего колеса.

Для включения стоп-сигнала применяются включа­ тели, связанные с тормозной педалью. У включателя (рис. 48) мотоциклов К-750, ИЖ-Ю при нажатии на тор-

74


мозную педаль кулачок на оси освобождает толкатель. При этом кольцевой контакт замыкает боковые контак­ ты цепи лампы стоп-сигнала.

Звуковые сигналы мотоциклов изготовляются вибра­ ционного типа для работы от постоянного и переменно­ го тока. Сигнал постоянного тока (рис. 49) состоит из корпуса, мембраны, сердечника, обмотки электромагни­ та, якоря и прерывателя, параллельно контактам ко­ торого включен конденсатор, служащий для уменьше­ ния искрения между контактами.

При нажатии на кнопку сигнала в обмотку электро­ магнита через контакты прерывателя поступает ток. Электромагнит притягивает якорь, связанный с мембра­ ной. При движении якоря к сердечнику магнита контак­ ты прерывателя размыкаются, ток в обмотке электромаг­ нита прекращается, и якорь под действием пружинящей мембраны возвращается в исходное положение. Контак­ ты прерывателя снова смыкаются, и процесс повторяется. Вибрирующая при этом мембрана издает звук соответ­ ствующего тона, регулировка которого производится р е г у л и р о в о ч н ы м в и н т о м .

Сигналы переменного тока прерывателей не имеют. Намагничивание и размагничивание электромагнита, а следовательно, и колебание мембраны происходит под воздействием переменного тока.

Рис. 49. Звуковой сигнал постоянного тока:

J — корпус; 2 — сердечник; 3 — обмотка;

4 — якорь; 5 — мембрана; ff —

прерыватель; 7 — регулировочный

винт; 8 — конденсатор

75

Для бесперебойной работы электрооборудования не­ обходимо следить за действием всех приборов и по мере обнаружения неисправностей — устранять их.

Проверяют работу всех приборов последовательно. Так, изолируванную свечу зажигания, вставленную в на­ конечник, приближают к массе (двигателю) до 6 мм

ивключают зажигание. Если при размыкании контак­ тов прерывателя между массой и корпусом свечи и ее электродами проскочит искра — система работает ис­ правно. Если же искра проскочит только между массой

икорпусом свечи, а между ее электродами нет — свеча неисправна и т. д.

Неисправную свечу, если она после очистки нагара на электродах не работает, следует заменить. Свечу очи­ щают деревянной палочкой или проволочной щеткой с последующей промывкой в бензине.

При осмотре прерывателя необходимо обращать вни­ мание на исправность контактов, наличие установленно­ го зазора между ними, правильность установки момента опережения зажигания, нужно своевременно смазывать ось молоточка и очиститель кулачка. Загрязненные и пригоревшие контакты очищаются надфилем и промы­ ваются бензином. Отрегулированный зазор в прерыва­ теле должен быть 0,35—0,45 мм. Если он меньше, между контактами прерывателя возникает усиленное искрообразование, вызывающее пригорание контактов. Увели­ ченный зазор приводит к разрушению вольфрама кон­ тактов.

Из-за неисправности конденсатора возникает боль­ шое искрообразование между контактами. Вышедший из строя конденсатор необходимо заменить новым.

Проверка конденсатора производится путем его по­ следовательного подсоединения в цепь освещения с электролампочкой. Загоревшаяся при этом лампочка укажет, что конденсатор пробит (неисправен).

Неисправности катушки зажигания проверяются в та­ кой последовательности: ее соединяют с исправным прерывателем и конденсатором и подключают к акку­ муляторной батарее. Если в период размыкания контак­ тов катушка дает искру на длину размыкания до 6 мм — она считается исправной. При отключении кон­ денсатора искра становится слабее.

Уровень электролита в аккумуляторной батарее дол-

76


жен быть выше верхней кромки свинцовых пластин на 10—12 мм. По мере расходования электролита следует доливать его дистиллированной водой. При падении на­ пряжения до 5,4 в батарею необходимо зарядить.

Степень зарядки аккумуляторной батареи рекомен­ дуется определять с помощью ареометра, по плотности электролита через каждые 10—15 дней. Понижение плотности электролита на 0,01 соответствует ее разряд­ ке на 6,25%.

Аккумуляторную батарею следует через каждые 30— 35 дней подзаряжать на зарядной станции и один раз в три месяца проводить там контрольно-тренировоч­ ный цикл. Клеммы ее должны содержаться в чистоте и иметь плотный контакт с наконечниками проводов.

Регулировка фары (рис. 50) производится в следую­ щем порядке. Мотоцикл устанавливается на ровном по­ лу перед экраном на расстоянии 7,5 м. Ослабив болты крепления фары и включив дальний свет, фару пово­ рачивают так, чтобы центр светового пучка на экране был ниже, чем высота от пола до центра фары на 75— 80 мм. После окончания регулировки болты крепления фары затягиваются.

77

НЕИСПРАВНОСТИ МОТОЦИКЛЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Двигатель не заводится. Для того чтобы установить причину, необходимо проверить правильность подготовки двигателя к пуску, наличие искры в свече зажигания, подачу топлива.

Если подготовка к заводке мотоцикла была правиль­ ной, а двигатель после нескольких попыток не запуска­ ется, то необходимо продуть цилиндр декомпрессором. Для цилиндров, не имеющих декомпрессора, продувка производится путем максимального открытия воздушной заслонки и золотника с последующим проворачиванием коленчатого вала двигателя при включенном зажигании. В результате продувки цилиндр двигателя очистится от скопившихся в нем паров и капель топлива.

При отсутствии искры зажигания нужно проверить:

работу замка зажигания:

состояние контактов прерывателя;

состояние проводки (контактов и соединений);

наличие тока в первичной цепи.

Если зажигание работает, а двигатель все же не за­ водится, следует проверить подачу топлива в смеси­ тельную камеру. Для этого необходимо нажать на уто­ литель поплавка, и если топливо вытекает из поплавко­ вой камеры, значит, подача идет нормально. После чего надо продуть каналы и жиклеры карбюратора.

При неисправном аккумуляторе на мотоциклах с ба­ тарейным зажиганием заводку можно осуществлять от генератора. Для этого следует включить вторую пе­ редачу и при выключенном сцеплении разогнать мото­ цикл до скорости 15 км/час, после чего включить сцеп­ ление.

Двигатель работает с перебоями. Если в двухцилинд­ ровом двигателе работает один цилиндр, то причиной этого могут быть неисправность зажигательной свечи, внутренний обрыв или отсоединение провода высокого напряжения, неравномерный износ кулачков прерыва­ теля, периодические нарушения подачи топлива и регу­ лировки температурного зазора между клапаном и тол­ кателем цилиндра.

Перебои в работе двигателя также могут быть вслед­ ствие плохого контакта на зажимах аккумуляторной ба­ тареи, загрязнения распределителя, слабого контакта на

78