Файл: Калинин М.П. Основы устройства мотоцикла.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

картер и внутреннюю по­

 

лость

цилиндра

с

соот­

 

ветствующим

патрубком

 

или

каналом

в теле ци­

 

линдра.

 

 

 

 

В зависимости от рас­

 

положения перепускных

 

(продувочных) и выпуск­

 

ных окон и их количества

 

типы

продувок

бывают:

 

возвратно-петлевые

(од­

 

носторонние),

 

попереч­

 

ные,

крестовидные

(см.

Рис. 19. Диаграмма фаз газорас­

рис. 9).

распростра­

пределения двигателя мотоцикла

Наиболее

ИЖ-П

нена

в о з в р а т н о ­

 

п е т л е в а я

 

продувка,

применяемая на большинстве двигателей отечественных мотоциклов (М-105, «Восход», ИЖ-П2, ИЖ-Ю2).

При всех рассмотренных типах продувок начало от­ крытия и конец закрытия поршнем впускного, перепуск­ ного клапанов происходит на расстояниях, одинаково удаленных от мертвых точек. Такие продувки называю­ тся симметричными; фазы их газораспределения также симметричны. Так, например, в диаграмме двигателя мотоцикла ИЖ-П (рис. 19) фаза впуска начинается за

60,5° до в. м. т. и заканчивается

через 60,5° угла поворо­

та коленчатого вала

после в. м. т. Фазы выпуска

и про­

дувки начинаются

до н. м. т.

и заканчиваются

после

н. м.т. также через

равное количество градусов поворо­

та коленчатого вала.

 

 

 

Для лучшего наполнения цилиндра свежей горючей смесью и полной очистки его от отработавших газов в двухтактных двигателях открытие и закрытие окон про­ исходит с запаздыванием или упреждением мертвых то­ чек. Моменты начала открытия и конец закрытия впу­ скного и выпускного окон (а для четырехтактного дви­

гателя — клапанов)

называются фазами газораспреде­

ления.

г а з о р а с п р е д е л е н и е имеют че­

К л а п а н н о е

тырехтактные карбюраторные двигатели. В зависимости от расположения клапанов механизмы клапанного газо­ распределения делятся на два типа: с нижними (боковы­

26


ми К-750) и верхними (или подвесными М-62) клапанами. Отличительным признаком механизма с нижними кла­ панами является расположение клапанов в цилиндре, а механизма с верхними клапанами — в головке цилин­ дра.

Наиболее простой механизм газораспределения при нижнем расположении клапанов (рис. 20) состоит из кла­ пана, седла, направляющей втулки, пружины, опорной шайбы, теплоизолирующей шайбы пружины, запорных сухариков, толкателя с регулировочным винтом и гай­ кой, кулачковых валиков с подшипниками, большой й малой распределительных шестёрен.

Клапан к седлу прижимает пружина. При вращении коленчатого вала его малая распределительная шестер­ ня вращает большую распределительную шестерню, жестко связанную с кулачковым валиком. По мере вра­ щения кулачкового валика его кулачки через толкатели поднимают клапаны на высоту 6—8 мм от седла. Каж­ дый клапан должен открываться один раз за два оборо­ та коленчатого вала, поэтому распределительный вал вращается в два раза медленнее коленчатого, для этого его шестерня имеет вдвое больше зубьев, чем шестерня коленчатого вала.

Для обеспечения плотного прилегания клапана к седлу, при удлинении деталей клапанного механизма от нагрева во время работы двигателя, между стержнем клапана и болтом толкателя устанавливается тепловой зазор. На холодном двигателе мотоцикла К-750 он ра­ вен 0,1 мм. Регулировка зазора производится регулиро­ вочным винтом толкателя.

Верхнеклапанный механизм М-62 (рис. 21) работает по следующему принципу. Ведущая шестерня коленча­ того вала 6 через зацепленную с ней шестерню распре­ делительного вала 5 приводит его во вращение. Кулач­ ки распределительного вала, набегая на толкатели 4, передвигают их вверх. Толкатели поднимают штанги 3, а те, в свою очередь, через коромысло 2 нажимают на стержень клапана 1 и, преодолевая силу сжатия пру­ жин, открывают его. Регулировка теплового зазора про­ изводится регулировочным болтом в коромысле.

Для лучшего наполнения цилиндра свежей горючей

смесью и хорошей очистки его от отработавших

газов

в двухтактных двигателях открытие и закрытие

окон,

27


Рис. 20. Механизм газораспределения нижнеклапанного двигателя:

/ — клапан; 2 — седло; 3 — капрааляющая втулка; 4 — теплоизо­ лирующая шайба пружины; J — пружина; S — запорные сухари­ ки; 7 — опорная шайба; 8 — регулировочный винт; 9 — гайка; /0 — толкатель; 11 — кулачковые валики; 12 — большая распредели­ тельная шестерня; 13 — малая распределительная шестерня

28

ав четырехтактных —

клапанов

происходит не

 

в

момент

нахождения

 

поршня в одной из мерт­

 

вых точек, а с запазды­

 

ванием или упреждением.

 

 

Моменты

начала

от­

 

крытия и конца закрытия

 

впускного

и

выпускного

 

клапанов

(для

двухтакт­

 

ных двигателей — окон)

 

называются фазами газо­

 

распределения.

открытия

 

 

Опережение

 

и запаздывание закрытия

 

впускного

клапана

уве­

 

личивает

период впуска,

 

за

счет чего

повышается

 

наполнение цилиндра све­

 

жей горючей смесью. Пе­

 

риод выпуска на двигате­

 

лях также увеличивается,

 

что улучшает очистку ци­

 

линдра от остатков

сго­

 

ревших газов.

 

При

этом

 

впускной

и

 

выпускной

 

клапаны (окна)

в течение

 

определенного

промежут­

 

ка

времени открыты од­

 

новременно. Этот период

 

называется перекрытием.

 

Фазы

газораспределе­

Рис. 21. Механизм газораспределе­

ния

двигателя

мотоцикла

ния верхнеклапанного двигателя:

К-750 (рис. 22)

на впуск

/ —клапан; 2 —коромысло; 3 — штанга;

4 — толкатель; 5 — распределительный

и выпуск имеют по 348°.

вал; 6 — коленчатый вал

Перекрытие клапанов со­

 

ставляет 76° +

52° =

128°. На двигателе мотоцикла М-62

фазы газораспределения на впуск и выпуск имеют по 314°, перекрытие составляет 57° + 37° = 94°.

Декомпрессор двухтактного двигателя служит для продувки цилиндра и картера, уменьшения сжатия в мо­ мент поворачивания коленчатого вала и остановки дви­ гателя. Он состоит из корпуса, клапана с рычажком,

29


змт -

закрытия

 

/“ i/U i-ѵ Г Г і U A H .

 

DomyCKHOTO кла-

Начало <

<пана после вит

Крытия зп

Начало о т­

ного клаг

на д о ВМ

кры тия вы­

 

пускного

Конец, за

Iклапана НМТ

крытия

 

впускног

0

клапана

ПОСЛЕ №

 

НМТ

Рис. 22. Диаграмма фаз газораспределения дви­ гателя мотоцикла К-750.

пружинки и троса. Рычажок управления декомпрессора установлен на руле.

Разборка двигателя производится: для снятия цилинд­ ров, притирки клапанов, очистки от нагара или замены поршневой группы. Для снятия цилиндров и головок применяют частичную разработку, не снимая двигатель с рамы.

Для снятия головок цилиндров на мотоциклах М-62 отсоединяют выпускные трубы и карбюраторы, отвер­ тывают крышку клапанного механизма, снимают голов­ ки цилиндров вместе со стойками коромысел и вытаски­ вают штанги.

На мотоцикле К-750 головки цилиндров снимаются путем отвертывания болтов, соединяющих их с цилин­ драми, при этом выпускные трубы и карбюраторы не трогают. Сами цилиндры снимают после отвертывания гаек, которыми они крепятся к шпилькам, установлен­ ными на картере двигателя. При снятии цилиндров на­ до обязательно снять крышки клапанных коробок.

Проворачивать коленчатый вал без цилиндров не рекомендуется во избежание поломки поршней.

Поршневые кольца снимаются с поршня при помощи пластин из фольги или металла толщиной 0,5 мм и ши­ риной 4—5 мм. Пластины, вставленные между кольцом и поршнем, передвигают по поршню от места стыка (замка) кольца, приподнимая его из канавки, Когда все

30