ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.07.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
пластины |
будут расположе |
|
|||
ны на |
равном |
расстоянии |
|
||
друг от друга, кольцо вы |
|
||||
йдет из зацепления с пор |
|
||||
шнем и снимается без де |
|
||||
формации |
(рис. 23). |
|
|||
Чтобы |
разъединить пор |
|
|||
шень с шатуном, стопорные |
|
||||
кольца |
вытаскивают из бо |
|
|||
бышек, |
затем |
выпрессовы- |
|
||
вается палец. Это делают с |
|
||||
помощью |
медного |
стержня, |
|
||
диаметром |
меньше |
поршне |
|
||
вого пальца ударяя по нему |
Рис. 23. Снятие и установка |
||||
молотком, |
а под |
противо |
поршневых колец с помощью |
||
положную |
сторону |
поршня |
стальных пластинок |
ставят деревянную опору.
Кольца должны быть установлены в те же канавки, в которых они находились. Выполняют это также с по мощью пластин. Кольцо надевают на концы пластин, слегка разводят и надевают на поршень, передвигая до
канавки, затем вытаскивают пластины, кольцо |
садится |
||||||
в канавку. |
|
|
|
|
|
|
|
Надевая цилиндр на поршень, кольцо сжимают ру |
|||||||
кой или с помощью специального приспособления. |
|
||||||
|
|
Клапаны |
при |
разборке |
|||
|
|
снимают также с |
помощью |
||||
|
|
специального |
приспособле |
||||
|
|
ния (рис. 24). Вилку этого |
|||||
|
|
приспособления |
ставят |
на |
|||
|
|
опорную |
шайбу |
клапанной |
|||
|
|
пружины, |
упирают |
болт |
в |
||
|
|
тарелку клапана и, заверты |
|||||
|
|
вая его, |
сжимают пружину |
||||
|
|
и вынимают |
сухарики. По |
||||
|
|
сле этого отвертывают болт, |
|||||
|
|
пружина |
при |
этом |
разжи |
||
|
|
мается и все детали клапа |
|||||
|
|
на снимаются. Для |
сборки |
||||
|
|
используют это же |
приспо |
||||
|
|
собление. |
Клапаны |
надо |
|||
Рис. 24. Съемник |
пружин |
вставлять |
в |
те |
же |
седла, |
|
клапана |
|
к которым они притирались. |
31
Более детально можно разобрать двигатель, сняв его с рамы. Частичная разборка двигателя ИЖ-П также делается без снятия его с рамы, если необходимо: снять цилиндр, головку цилиндра и поршень, распрессовать и заменить втулку верхней головки шатуна, снять гене ратор, заменить ведущую звездочку задней передачи и передней цепной передачи, заменить или отрегулиро вать муфту сцепления и разобрать коробку передач с ее механизмами.
Для снятия головки цилиндра отвертываются шесть гаек. Спустив смазку из картера, снимают левую и. пра вую крышки картера и лишь после этого разбирают пе речисленные выше агрегаты.
В процессе эксплуатации мотоцикла в двигателе за счет уменьшения компрессии происходит потеря мощно сти. Уменьшение компрессии наблюдается при износе цилиндра, поршня, компрессионных колец, образования большого зазора в замке кольца (больше 0,2 мм), в случае пригорания колец в канавках поршня, а также при прорыве газами медно-асбестовой прокладки между цилиндром и головкой.
Изношенный цилиндр для последующей эксплуата ции восстанавливается путем его расточки до предела, соответствующего ремонтному размеру поршня. Заво ды-изготовители выпускают поршни двух ремонтных раз меров, которые обозначаются «1Р» и «2Р». Пределом износа поршня можно считать образование зазора меж ду нижней частью юбки и зеркалом, равного 5% величины диаметра цилиндра. Изношенные кольца и раз рушенная прокладка не восстанавливаются, а подлежат замене. Срок службы поршневых колец в четырехтакт ных двигателях соответствует 10 000—15 000 км пробега мотоцикла, у двухтактных 4 000—8 000 км. Чем меньше объем цилиндра, тем быстрее выходят из строя поршне вые кольца.
Камера сгорания, днище поршня, канавки для порш невых колец и выпускные патрубки очищаются от на гара в двухтактных двигателях с рабочим объемом ци линдра до 125 см3 после 2000 км пробега мотоцикла, а при рабочем объеме цилиндра 350 см3— после 4000 км. В четырехтактных двигателях очистку от нагара произ водят после 6000 км пробега.
32
Следует отметить, что чрезмерное нагарообразование может привести к самовоспламенению рабочей смеси, к детонации и перегреву двигателя.
При значительном износе поршня, поршневого паль ца или втулки верхней головки шатуна, а также под шипников шатуна в двигателе возникают металличе ские стуки. Обычно эти детали заменяют после 10 000— 20 000 км пробега мотоцикла.
СМАЗКА И ОХЛАЖДЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯ
Во время работы двигателя на трение, создаваемое в трущихся поверхностях, затрачивается большая меха ническая энергия, которая затем превращается в тепло вую. Чтобы уменьшить трение и предотвратить перегрев и заедание, между трущимися поверхностями деталей вводится слой масла.
К качеству такого масла предъявляется ряд требова ний: оно должно обладать т е м п е р а т у р н о й с т о й к о с т ь ю, т. е. не застывать при низкой температуре и не воспламеняться при сравнительно высокой; м а с л я н и с т о с т ь ю — способностью создавать прочную и не прерывную пленку о п р е д е л е н н о й в я з к о с т и, т. е. не выдавливаться между трущимися поверхностями. Масло с большей вязкостью применяется летом, с мень шей — зимой. Вязкость масла измеряется специальными приборами.
Для смазки двигателей мотоциклов применяются ав томобильные масла. В летний период рекомендуется мас
ло АКП-10 |
(автол-10), а в жаркое время, при темпера |
|
туре выше |
20° С—АК-15 (автол-18) , |
зимой — АКП-6. |
Стандартом предусмотрен выпуск |
автомобильных |
масел, имеющих следующие качества: масло кислотной
очистки — АК.-6, АК.-10, |
АК-15, АКЗП-6, АКЗП-10; |
мас |
ло селективной очистки — АС-5, АСП-5 и АСП-9,5. |
Бук |
ва А указывает, что масло автомобильное, К и С — спо соб очистки. Буква 3 означает, что масло загущено, а П, что в масло введены специальные присадки, повышаю щие качество масла. Цифры при этом характеризуют
2 |
3—1417 |
33 |
кинематическую вязкость при 100° С в сантистоксах (сст). Кинематическая вязкость есть отношение вязкости к плотности масла.
Смазка двухтактного двигателя
Смазка двухтактного двигателя (рис. 25) осущест вляется смесью масла с топливом в соотношении 1 : 20 или 1 : 25. Масло оседает на стенках цилиндра, поршня,
Рис. 25. Схема смазки двухтакт ного двигателя
подшипниках и других де талях и создает тонкую масляную пленку. К то пливу следует добавлять масло в следующих ко личествах: в период обкатки для нового, дви
гателя 1 : 20, для обкатанного двигателя при нормаль ной эксплуатации — 1 : 25.
Пробки бензобаков двухтактных двигателей имеют масломерные стаканчики объемом 100 см3, которые ис пользуются при составлении смеси.
|
Смазка четырехтактного двигателя |
|
||||
Смазка |
четырехтактного |
двигателя |
осуществляется |
|||
одновременно несколькими |
способами: |
разбрызгивани |
||||
ем, самотеком и под давлением. |
|
|
||||
В зависимости от местонахождения основного коли |
||||||
чества масла |
различают |
к о м б и н и р о в а н н ы е |
с и |
|||
с т е м ы |
с м а з к и д в и г а т е л е й |
с «мокрым» |
||||
(рис. 26, а) |
к а р т е р о м , |
когда основной запас |
масла |
находится |
на дне картера и подается к точкам смазки |
масляным |
насосом, и с «сухим» к а р т е р о м (рис. |
26, б), когда запас масла находится в специальном
34
б
Рис. 26. Схема смазки четырехтактного двигателя:
а — с «мокрым* картером; б — с «сухим» картером
масляном бачке, куда оно откачивается насосом Со дна картера, а нагнетательный насос забирает масло из бач ка и подает его через систему маслопроводов к точкам смазки. В результате постоянной циркуляции к трущим ся поверхностям беспрерывно поступает большое коли чество охлажденного масла.
В системе смазки двигателей мотоциклов М-62 (К-750) (рис. 27) масляным резервуаром служит ниж няя часть картера. Масляный насос приводится во вра щение от распределительного вала посредством чер вячной передачи и вертикального вала. Забирая масло из поддона через приемное отверстие, насос подает его по основному нагнетательному каналу через канал 13 в картер к гнезду переднего коренного подшипника и по каналу 3 к гнезду заднего подшипника. К фланцу левого цилиндра масло проходит по каналу 14, а к рас пределительным шестерням — по каналу 11. Из отвер стия под передним и задним коренными подшипниками оно вытекает по каналам 5 соответственно в передний и задний маслоуловители, расположенные на щеках кри вошипа. Под действием центробежной силы масло из желоба поступает в кривошипный палец и через каналы 4 — в подшипник шатуна.
В желобе маслоуловителя из масла оседают твердые частицы. С нижней головки шатуна масло в виде капель
2* |
35 |
1
I
Рис. 27. Система сма
д —схема смазки двигателя; |
б — масляный |
насос; |
/ — масляный насос; |
2 — |
||
канал к подшипнику |
шатуна; |
5 — канал к |
маслоуловителям; 6 — ступица |
ма- |
||
делительного вала; W — маслосборные карманы |
П —канал к распределитель* |
|||||
ренного подшипника; |
14 — канал к фланцу |
левого |
цилиндра; 15 — приемное |
|||
|
|
шестерня привода |
насоса; /5 —штанга привода |
зіш двигателя мотоцикла М-62:
основной |
нагнетательный канал; 3 — канал |
к |
гнезду заднего подшипника: |
4 —• |
|||||
ховнка; |
7 — сальник; |
8 — маслоуловители; |
9 — канал |
к |
подшипникам распре- |
||||
ным шестерням; 12 — кривошипный палец: |
13 |
— канал |
к |
гнезду |
переднего |
ко- |
|||
отверстне масляного |
насоса; |
IS — шестерня |
распределительного |
вала; |
17 — |
||||
насоса; |
19 — сетчатый |
фильтр; |
10 — шестерня маслонасоса |
|
|
37
и пыли подается в цилиндры, на толкатели, кулачки распределительного вала, направляющие клапанов, поршневые пальцы и другие трущиеся детали. Для уве личения поступления масла к подшипникам распреде лительного вала в картере сделаны маслосборные кар маны, соединенные с подшипниками, каналами.
Чтобы масло не попадало в прерыватель, в передней части картера на распределительном валу имеется само поджимной сальник, а в задней его части, на ступице маховика — сальник. Задержанное сальником масло возвращается в картер через отверстие,- находящееся между подшипником и сальником.
Обслуживание системы смазки двухтактного двигате ля заключается в том, чтобы смесь бензина с маслом находилась в определенной пропорции и перед заправ кой хорошо перемешивалась. Нельзя уменьшать содер жание масла в бензине против рекомендуемого, так как это понижает мощность двигателя, ускоряет износ порш невых колец, поршня и цилиндра.
Нельзя допускать также увеличения содержания мас ла в бензине, так как при этом затрудняется пуск двига теля и быстрее накапливается нагар.
При эксплуатации четырехтактных двигателей (К-750, М-63) смена масла производится через 2000 км.
Масло сливается после остановки двигателя, пока оно горячее. Уровень его в картере проверяется щупом при неработающем двигателе. Недопустима езда, если уровень масла в картере находится на нижней отметке, так как во время крена мотоцикла масло может не по ступать в насос.
ОХЛАЖДЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯ
Охлаждение двигателя мотоцикла должно обеспечи вать нормальное протекание рабочего процесса путем поддержания необходимой температуры его деталей и трущихся узлов.
Во время работы двигателя, в момент вспышки ра бочей смеси внутри цилиндра, возникает высокая тем пература — до 2200—2500° С. При полной нагрузке сред няя величина температурного режима составляет 800— 1000° С. Если это тепло не отводить, то такая темпера
38
тура вызовет снижение мощности двигателя, ухудшит смазочные свойства масла и ускорит износ трущихся де талей.
Отечественные мотоциклетные двигатели имеют воз душное охлаждение (встречным потоком воздуха). Эф фективность охлаждения зависит от скорости движения мотоцикла, величины охлаждающейся поверхности и теплопроводности металлических деталей двигателя. Для лучшего охлаждения поверхность цилиндра и го ловку делают ребристой, чем обеспечивается увеличение охлаждаемой площади; детали, работающие при высо кой температуре (поршень, головку цилиндра, а у двух тактных двигателей мотоциклов ИЖ-П и ИЖ-Ю, «Вос ход» оребренную поверхность цилиндра), изготовляют из алюминиевых сплавов. Кроме того, все трущиеся де тали кривошипно-шатунного механизма двухтактного двигателя охлаждаются горючей смесыо четырехтактно го двигателя, маслом, находящимся в картере.
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
В систему питания двигателя входят: карбюратор, служащий для приготовления горючей смеси, топливный бак с топливным краном и трубопроводами, воздухоочи ститель, выпускные трубы с глушителями шума выхо дящих отработавших газов.
Топливо из топливного бака по фильтру и отстойнику поступает в поплавковую камеру карбюратора, а воздух через воздухоочиститель — в смесительную камеру кар бюратора. Приготовленная горючая смесь в цилиндре двигателя смешивается с остатками отработавших га зов и становится-рабочей смесью.
Топливом для мотоциклетных двигателей служит а в т о м о б и л ь н ы й б е нз и н . Бензины выпускаются следующих марок: А-66, А-72, А-74, А-76, АЗ-66. Буква А обозначает автомобильный, буква 3 — зимний, а циф ры — октановое число данного бензина.
Для получения качественной горючей смеси бензин должен обладать следующими основными свойствами: испаряемостью, отсутствием вредных примесей, стой костью против детонации. И с п а р я е м о с т ь ю иазы-
39