Файл: Зелонджев О.М. Монтаж вентиляторов и дымососов тепловых электростанций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.07.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
|
|
|
|
Т а б л и ii а 3 |
|
Допуски на д и а м е т р шеек |
в а л а при посадке |
|
|||
|
подшипников |
к а ч е н и я |
|
||
|
Отклонения |
Отклонения диаметра вала, |
мкм |
||
Номинальный |
|
|
|
||
внутреннего |
|
посадки |
|
||
диаметр вала, |
диаметра |
под |
|
|
|
мм |
шипника, |
лаем |
тугая |
напряженная |
плотная |
|
|
|
|||
|
0 |
|
+27 |
+20 |
+ 8 |
30—50 |
— 12 |
|
+ 9 |
+ з |
—8 |
|
0 |
|
+30 |
+23 |
+ 10 |
50—80 |
— 15 |
|
+ 10 |
+ 3 |
—10 |
|
0 |
|
+35 |
+26 |
+ 12 |
80—120 |
—20 |
|
+ 12 |
+ 3 |
— 12 |
|
0 |
|
+40 |
+30 |
+ 14 |
120—180 |
—25 |
|
+ 13 |
+ 4 |
— 14 |
этом 'величины допускаемых отклонений диаметра вала под сборку с подшипниками качения в зависимости от типа посадки должна соответствовать данным, приве денным в табл. 3.
Перед монтажом подшипников необходимо тщатель но их проверить и убедиться в отсутствии дефектов и по вреждений.
Подшипники скольжения осматривают для того, что бы убедиться в отсутствии трещин, выкрашивания и от ставания баббитовой заливки. Необходимо проверить плотность прилегания баббита к корпусу вкладыша, для чего корпус подшипника тщательно обстукивают молот ком: глухой звук свидетельствует о хорошем прилега нии, дребезжащий означает неплотное прилегание.
Все |
маслоохладительные в итки и каналы |
должны |
||
быть осмотрены и очищены |
от |
загрязнений, подшипник |
||
должен |
быть освобожден |
от |
консервирующей |
смазки |
(промыт'керосином). На поверхности баббитовой залиь ки не должно быть желтых пятен — следствия перегрева баббита при заливке вкладыша, вкраплений посторон них тел, раковин, трещин и забоин. Баббит должен плотно соединяться с вкладышем, а вкладыш плотно прилегать к корпусу подшипника. Плотность прилегания вкладыша к корпусу проверяют по краске: должно быть не менее 8—10 пятен .в любом квадрате 25x25 мм по верхности прилегания. Установка каких-либо подкладок под вкладыш не допускается. Подгонка разрешается только припиливанием или шабровкой поверхности кор пуса и вкладыша.
53
Проверку плотности |
прилегания вала |
к |
вкладышу |
выполняют по следам |
краски, которой намазывают од |
||
ну из соприкасающихся поверхностей. |
При |
неполном |
или неравномерном прилегании вкладыш подшипника припиливают или пришабривают по поверхности. При проверке плотности прилегания вала к вкладышу малое количество пятен .краски на рабочей поверхности вкла дыша свидетельствует о плохом прилегании, и, следо вательно, такой подшипник будет плохо работать. Окон чательную проверку плотности прилегания вала к под шипникам производят в процессе монтажа, после закрепления корпусов подшипников на фундаменте. За зоры между шейкой вала и вкладышем должны быть выдержаны в соответствии с чертежами заводов-изго товителей. Подготовку подшипников скольжения к мон тажу завершают подбором стальных подкладок под корпуса подшипников. С помощью этих же подкладок выверяют в процессе монтажа положение вала.
Вкладыши в корпусах подшипников должны закре пляться крышками с натягом по указаниям заводовизготовителей в пределах от 0,02 до 0,1 мм. Вкладыши должны иметь приспособление, препятствующее поворо ту их в корпусе.
Смазочные кольца подшипников скольжения должны быть цилиндрическими, гладко обработанными, в стыке шарнира и замка не должно быть уступов; гнездо во вкладыше для кольца также должно быть гладко обра ботано и не иметь выступов и шероховатостей. Острые кромки колец должны быть притуплены.
При установке корпуса подшипника необходимо обеспечить плотное прилегание опорных участков под шипников к раме. В процессе выверки в одном месте устанавливают не более трех подкладок по высоте. Пос ле временного закрепления .корпуса «а болтах подшип ники вскрывают и укладывают вал на нижние вкла дыши. В процессе выверки за счет установки различной толщины подкладок в местах опирания корпуса доби ваются горизонтального положения вала в обоих под шипниках, совпадения осей подшипников с осью вала^ правильности положения вала по высоте. Вывереш-г^е корпуса подшипников окончательно закрепляют, после чего проверяют плотность прилегания вала к вшЙдышам. Проверку плотности проводят по следам краски на поверхности вкладыша (число пятен краски должно со-
54
ставлять два-три на 1 см*), затем проверяют основные зазоры вала в нижнем вкладыше и осевые зазоры в обо их подшипниках между торцами вкладышей и валом. Величины зазоров зависят от диаметра вала и должны быть в пределах, указанных в табл. 4 .
После выполнения всех 'Проверок подшипники и шей ки вала промывают, обдувают сжатым воздухом, обиль но смазывают маслом, закрывают окончательно крышки и заправляют подшипники скольжения смазочным мас лом.
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 4 |
|
|
З а з о р ы |
шеек в а л а во в к л а д ы ш а х подшипников |
|
|||
|
|
с к о л ь ж е н и я , мм |
|
|
|
|
|
|
|
Диаметр шейки вала, мм |
|
||
Напмепование |
зазора |
81 — 120' |
121-180 |
181-250 |
251—360 |
|
|
|
50-80 |
||||
Боковой |
зазор на |
одну сто |
|
|
|
|
рону |
(на глубине |
15 мм от |
0,06—0,10 |
0,08—0,14 |
0,10—0,20 |
0,15—0,30 |
|
|
|
||||
|
|
0,10—0,16 |
0,12—0,20 |
0,16-0,28 |
0,20—0,40 |
0,30—0,60 |
Дымососы и вентиляторы |
могут поставляться в сборе, |
когда подшипники качения насажены назвал и закрыты в корпусах, а также отдельными узлами, когда подшип ники поставляются в специальной упаковке, отдельно от вала и корпусов. Во всех случаях подшипники качения покрыты консервирующей смазкой, удаление которой необходимо перед осмотром .и измерением зазоров в подшипниках. Консервирующую смазку подшипников
качения |
смывают |
горячим |
минеральным |
маслом (тем |
|
пература |
80—:90°С) или |
|
уайт-спиритом. |
Применение |
|
керосина для этой |
цеп-н-не |
рекомендуется. |
Предпочтение |
следует отдавать промывке в горячем минеральном масле, так как после такой промывки подшипник ока зывается чистым и смазанным; при этом необходимо тщательно следить за чистотой масла и часто его ме нять. Высушенный после промывки подшипник осматри
вают: на рабочей поверхности тел качения., |
обоймах |
•и сепараторе не должно быть следов коррозии, |
забоин, |
рисок, раковин, вмятин глубоких рисок, царапин, выкра шивания или шелушения.
При поставке подшипников качения в сборе необхо димо убедиться в правильной их установке. Кольцевой зазор в месте прохода вала через корпус подшипника
55
должен соответствовать размерам, указанным на чер теже, но не превышать 1 мм. Кольца подшипников должны быть обращены к заплечикам вала своей неклепмеииой стороной для возможной проверки номеров без разборки и смятия колец с валов. Внутренняя обой ма должна плотно сидеть на валу, не проворачиваться и не совмещаться от легких ударов молотка. Внешняя обойма должна быть установлена с зазором по диамет ру 0,05—0,1 мм, .проверка установки ее проводится из мерением зазоров щупом, по следам краски или же при менением свинцовой проволоки (при разъемных корпу сах 'подшипника).
Осевой зазор между галтелью вала и вкладышем опорного подшипника скольжения со стороны, обращен ной к упорному' подшипнику, а также между обоймой подшипника качения и торцевой стенкой корпуса с внешней стороны должен быть равен величине удли нения вала, определяемой по формуле
у 1.2 (/ + 50) , м |
и |
(1) |
|
|
|
где /—удлинение вала, мм; L—длина |
|
вала между осями |
упорного и опорного подшипников, м; t — расчетная тем пература среды, °С.
Аналогичный зазор на противоположной стороне вкладыша должен быть выполнен из расчета 0,5 мм на 1 м расстояния между опорными и упорными под шипниками (рис. 25).
Суммарная величина осевых зазоров между вклады шем и галтелями опорно-упорного подшипника сколь-
Рис. 25. Осевые зазоры в подшипниках дымососов дву стороннего всасывания.
1 — опорно-упорный роликовый подшипник; 2 —опорный роли
ковый подшипник с аксиальным перемещением.
56
жения должна быть 0,15—0,25 |
мм. У |
опорпо-упорного |
|||
подшипника |
качения |
осевой |
зазор |
между обоймами |
|
и |
торцовыми |
стенками |
корпуса должен быть равен |
||
0,1 |
мм. |
|
|
|
|
При сборке, монтаже или проверке подшипников следует точно измерить зазоры, так как чрезмерное уменьшение зазора после посадки на вал подшипника приводит к неудовлетворительной его работе.
Во всех случаях подшипник с несколько увеличенны ми зазорами работает лучше, чем подшипник с умень шенным зазором.
Новые подшипники с целой заводской упаковкой можно устанавливать на вал сразу; если же упаковка повреждена, то до установки подшипники следует про мыть, очистить и осмотреть.
В том случае, когда вал с подшипником собирают на месте монтажа, необходимо тщательно проверить поса дочные размеры вала, обеих обойм и корпуса. Проверя ют также правильность геометрической формы корпуса и в месте охвата вала, который должен иметь отверстие большее, чем диаметр вала. Посадку подшипников на вал,
атакже съем их с вала
вслучае необходимо сти производят с по мощью специальных приспособлений (рис. 26).
В процессе установ ки подшипника на вал усилие должно переда ваться только через не подвижную обойму. Для облегчения посад ки подшипник можно подогреть предвари тельно в минеральном масле, температура ко торого должна быть не более 90 °С. Нагретый подшипник быстро на саживают на вал, а за-
Рнс. |
26. Приспособления |
для |
сборки |
||
и |
снятия подшипников |
качения. |
|||
а — сборка подшипников |
с валом; |
б — |
сня |
||
тие |
подшипника с вала; |
/ — труба |
из |
мяг |
|
кого |
металла; 2 — стальная |
наставка; |
3 — |
||
съемная скоба; 4—разрезное |
кольцо. |
57
тем после остывания, проверяют зазоры и легкость 'вра щения от руки.
Затем ©ал вместе с собранными на нем подшипника ми устанавливают в механизм и выверяют по расстоя нию между опорами, высотным отметкам и горизонталь ности плоскости.
Для этого применяют, как и при монтаже .подшипни ков скольжения, стальные подкладки. Завершающими монтаж подшипников операциями являются измерение осевых зазоров вала и заполнение их смазкой.
П. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ МУФТЫ
Валы дымососов и вентиляторов соединяются с ва
лами |
электродвигателей |
с |
помощью |
|
соединительных |
|||||
муфт, которые должны допускать некоторые |
отклонения |
|||||||||
|
|
|
|
|
от геометрического по |
|||||
|
|
|
|
|
ложения |
осей |
соеди |
|||
|
|
|
|
|
няемых |
валов |
(рис. |
|||
|
кг3 |
|
|
|
27,а), |
а |
именно: |
|
||
|
|
|
|
параллельное |
сме |
|||||
|
|
|
|
|
щение |
валов |
относи |
|||
|
|
|
|
|
тельно |
|
друг |
|
друга |
|
|
|
|
|
|
(рис. 27,6); |
|
|
|||
|
|
|
|
|
угловое |
|
смещение |
|||
|
|
|
|
|
(•перекос) |
валов |
(рис. |
|||
|
|
|
|
|
27,6); |
|
|
|
|
|
Рис. 27. Возможные положения ва |
параллельное |
и уг |
||||||||
ловое |
смещение |
валов |
||||||||
лов |
и соединительных |
муфт. |
|
одновременно |
|
(рис. |
||||
а — нормальное положенно; |
б — п а р а л |
|
||||||||
лельное |
смещение; о — перекос |
(угловое |
27,г). |
|
|
|
|
|
||
смещение);' г — параллельное |
смещение |
и |
Наибольшее |
рас |
||||||
|
одновременно перекос. |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
пространение |
в |
конст |
рукциях тяго-дутьевых машин получили зубчатые муфты
и упругие втулочно-пальцевые |
муфты. |
|
|
|
|
|
|||||
|
Зубчатые муфты (рис. 28} применяют в осевых дымососах. |
||||||||||
Муфта -состоит из двух ступиц, насаживаемых «а |
валы |
электродви |
|||||||||
гателя и дымососа и закрепляемых |
шпонками. На |
наружной по |
|||||||||
верхности |
ступиц |
нарезаны |
зубья, |
образующие |
зубчатый |
венец. |
|||||
В |
зависимости от |
размеров |
муфты количество |
зубьев |
может |
быть |
|||||
от |
40 до |
80. |
На |
каждую |
ступицу |
надеты |
венцовые |
полумуфты |
|||
с зубья!ми иа |
внутренней поверхности, которые входят в зацепление |
||||||||||
с |
зубьями ступиц. Венцовые |
полумуфты соединены |
между |
собой |
|||||||
болтами, |
установленными в |
отверстия фланцев. |
Наружные |
торцы |
|||||||
полумуфт |
закрыты крышками и закрепляемыми болтами. В гсрыш- |
58