Файл: Зелонджев О.М. Монтаж вентиляторов и дымососов тепловых электростанций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.07.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
пусков и остановок механизма |
между трущимися поверх |
|
ностями слои |
смазки может |
оказаться недостаточным |
и возникнет |
так называемое |
полужидкостное (полусу |
хое) трение, которое вызывает значительный износ со
прикасающихся |
поверхностей |
и их большой |
нагрев. От |
||
качества и типа смазки во |
многом |
зависит |
надежная |
||
и |
долговечная |
работа подшипников |
и валов |
дымососов |
|
и |
вентиряторов. |
|
|
|
|
Смазка должна обладать хорошей вязкостью и сма чивающей способностью (липкостью). Вязкая смазка не растекается свободно в пространстве между шейкой ва ла и поверхностью вкладыша подшипника и удержи вается на нем в виде слоя, что обеспечивает создание условий для жидкого трения. В связи с тем что с повы шением температуры вязкость смазки уменьшается, по вышение температуры подшипников при работе ограни чивается 60—70 °С, для чего в их конструкциях для ох лаждения циркуляционного масла и самих подшипников предусматриваются специальные устройства.
Смачивающая способность—-это способность |
жидкости |
прочно |
||||||
сцепляться с металлической поверхностью и |
одновременно |
прони |
||||||
кать в мельчайшие поры металла. Смачивающая способность |
(лип |
|||||||
кость) в |
сочетании |
с вязкостью |
обеспечивает |
настолько |
прочное |
|||
сцепление |
смазки |
с |
металлической |
поверхностью, что слой |
смазки, |
|||
непосредственно |
прилегающий к поверхности |
подшипника,-скользит |
||||||
по соседнему слою смазки вместе с движущейся |
поверхностью |
шей |
||||||
ки вала. Эти два свойства смазки |
обеспечивают |
надежное жидкост |
||||||
ное трение даже |
при кратковрменных перерывах в подаче |
смазки. |
Во время вращения шейка вала захватывает налипшую на ее по верхность смазку, увлекает ее и поднимает под себя с такой силой, что сам вал воплывает «а слое смазки.
Смазка в подшипник должна вводиться с ненагруженной стороны, т. е. со стороны, противоположной обла сти соприкосновения шейки вала с подшипником. Для создания условий для жидкостного трения необходимо обеспечить зазор между шейкой вала и вкладышем под шипника: меньший зазор выбирается для большей на грузки вала и для небольшого числа оборотов. Кроме того, с увеличением числа оборотов вала улучшаются условия для поддержания жидкостного трения, так как количество смазки, поступающей в зазор между шейкой вала и вкладышем, увеличивается.
В подшипниках качения возникает трение качения, отличающееся от трения скольжения, но так же как и при жидкостном трении скольжения, для преодоления
4—370 |
49 |
Сил трения качения требуется относительно небольшое количество энергии.
Подшипники скольжения и подшипники качения имеют несколько различных модификаций, конструктив но отличающихся одна от другой.
Подшипники скольжения выполняются с подвижны ми (рис. 22) и неподвижными вкладышами. Подвижные вкладыши могут проворачиваться в шаровых опорах корпуса подшипника, и, следуя за изгибом вала, такие вкладыши займут положение, параллельное шейке вала.
Рис. 22. Подшипники с подвижными самоустаиавливагащнмися вкла дышами.
а — подача смазки масленкой; |
б — подача |
смазки кольцом; |
а — перекос вала |
||
в неподвижном вкладыше; / — корпус подшипника; |
2 — вкладыш; 3— |
отвер |
|||
стие для масленки; 4 — пробка |
смотрового |
отверстия; 5 — смазочное |
кольцо; |
||
6 — масляная ванна; |
О,—Ог — величина |
перекоса |
вала. |
|
В этом случае сохранится опирание шейки вала по всей опорной плоскости вкладыша, а не на отдельных его участках.
Наиболее благоприятные условия для образования жидкостного трения создает кольцевая смазка с разъ емным смазочным кольцом (рис. 22,6), свободно вися щим на шейке вала. Разъемное смазочное кольцо, вра щаясь с меньшей скоростью, чем вал, захватывает смаз ку и обеспечивает подачу ее по всей поверхности вкла дыша.
На рис. 23 представлен подшипник, применяющийся для крупных центробежных дымососов, с самоустанав ливающимися вкладышами, кольцевой смазкой и водя ным охлаждением масляной ванны с помощью воды, циркулирующей в двух змеевиках. Как видно из рисун ка, в конструкции -подшипника предусмотрены два сма зочных кольца, обеспечивающих более равномерное распределение смазки по всей длине вкладыша.
50
Подшипники качения отличаются друг от друга в за висимости от следующих факторов:
направления действующей нагрузки — р а д и а л ьн ы е о с е в ы е и к о м б и и- и р о ;в а « н ы е;
геометрической |
формы тел вращения — ш а р и к о |
в ы е и р о л и к о в ы е; |
|
конструктивных |
особенностей — с а м о у с т а н а в л и |
в а ю щ и е с я и ж е с т к и е; числа рядов тел вращения — о ди о р я д н ы е <я д в у х-
р я д и ы е.
Рис. 23. Подшипник с самоустанавливающимися вкладышами и кольцевой смазкой.
/ — смотровое |
стекло; |
2 — смазочное |
кольцо; |
3 — шпилька |
для |
крепления |
||||
крышки |
к основанию; |
4 — ось |
центрирующей |
шпильки |
крепления |
вкладышей; |
||||
5 — смотровая |
пробка; |
6 — режимная |
пробка; |
7,— рым; |
8 — крышка; 9 — линия |
|||||
разъема |
корпуса |
подшипника |
и вкладышей;-^ /0— основание |
корпуса: / / — |
||||||
крышка |
лючка; |
/2 — в е р х н и й |
вкладыш; 13—нижний |
вкладыш; |
14— змеевик |
охлаждения |
масла; 15 — баббитовая заливка; 16 — маслоотбойное кольцо; |
|
17 — уплотнение вала. |
Различают следующие зазоры между деталями под |
|
шипников |
качения: |
р а д и а л ь н ы й — представляющий сумму зазоров между телами качения и обоймами, измеренную по од ному диаметру (рис. 24,а и б ) ; радиальный зазор иногда называют люфтом.
о с е в о й (разбег) — равный величине полного пере мещения в обе стороны одно-го из.колец при закреплен ном другом кольце (рис. 24,в);
у г л о в о е п е р е м е щ е н и е — величина угла поворо та в ту и другую стороны одного кольца относительно другого.
Для сохранения качества смазки .и предотвращения абразивного износа шеек вала, вкладышей, смазываю-
4» |
51 |
щих колец, роликов и шариков подшипников скольже ния и качения необходимо исключить попадание в них запыленного воздуха з местах прохода вала через кор пус подшипника.
Наиболее часто для этого в корпусе подшипника
устанавливают |
уплотнения из фетровых |
колец трапецие |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
видного |
сечения, |
предвари |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
тельно |
|
пропитанных |
горя |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
чим |
|
(с |
температурой |
80— |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
90 °С) |
минеральным маслом. |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Для |
повышения |
надежности |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
работы |
|
этих |
уплотнений |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
фетровые |
|
кольца |
|
ставят |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
в два |
ряда |
и |
прижимают" |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
их с |
помощью |
специальной |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
крышки на резьбе. В неко |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
торых |
случаях |
применяют |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
•сочетания |
из фетровых |
ко |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
лец |
|
и лабиринтовых |
уплот |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
нений— это |
|
дает |
наиболее |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
благоприятные |
результаты. |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Фетр |
может |
быть |
заменен |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
войлоком, |
|
но |
войлочные |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
уплотнения |
|
менее |
долговеч |
|||||||
Рис. 24. Схемы измерения за |
ны |
и надежны. |
|
|
|
|
|||||||||||
|
Непр е м ени ы м и |
усл ов i i я - |
|||||||||||||||
зоров |
в |
подшипниках качения. |
ми |
||||||||||||||
а — измерение |
радиального |
зазора |
надежности |
работы |
уп |
||||||||||||
щупом: |
б — измерение радиального |
лотнений |
являются |
правиль |
|||||||||||||
зазора |
индикатором: |
в — измерение |
|||||||||||||||
осевого |
зазора |
индикатором; / — |
ная |
|
цилиндрическая |
форма |
|||||||||||
радиальный зазор (люфт): |
2 — осе |
шейки |
вала |
|
и отсутствие по |
||||||||||||
вой |
зазор |
(разбег): |
3—индикатор. |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
вреждений |
или |
шероховато |
||||||||
сти |
на |
ее |
поверхности. В |
подшипниках |
качения |
вал не |
является трущейся деталью, однако чистота и точность обработки посадочных участков в этом случае имеет важное значение, так как посадка подшипников качения на вал практически всегда выполняется с натягом. При грубой обработке шейки вала, независимо от способа посадки подшипника, имеющиеся неровности приведут в процессе эксплуатации к ослаблению посадки, прово рачиванию обоймы подшипника и повреждению поса дочного участка вала. Вследствие этого обработка по садочного участка вала при установке подшипников ка чения, как и внутренней поверхности обоймы, должна соответствовать 7-му или 8-му классу чистоты. При