Файл: Зелонджев О.М. Монтаж вентиляторов и дымососов тепловых электростанций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.07.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пусков и остановок механизма

между трущимися поверх­

ностями слои

смазки может

оказаться недостаточным

и возникнет

так называемое

полужидкостное (полусу­

хое) трение, которое вызывает значительный износ со­

прикасающихся

поверхностей

и их большой

нагрев. От

качества и типа смазки во

многом

зависит

надежная

и

долговечная

работа подшипников

и валов

дымососов

и

вентиряторов.

 

 

 

 

Смазка должна обладать хорошей вязкостью и сма­ чивающей способностью (липкостью). Вязкая смазка не растекается свободно в пространстве между шейкой ва­ ла и поверхностью вкладыша подшипника и удержи­ вается на нем в виде слоя, что обеспечивает создание условий для жидкого трения. В связи с тем что с повы­ шением температуры вязкость смазки уменьшается, по­ вышение температуры подшипников при работе ограни­ чивается 60—70 °С, для чего в их конструкциях для ох­ лаждения циркуляционного масла и самих подшипников предусматриваются специальные устройства.

Смачивающая способность—-это способность

жидкости

прочно

сцепляться с металлической поверхностью и

одновременно

прони­

кать в мельчайшие поры металла. Смачивающая способность

(лип­

кость) в

сочетании

с вязкостью

обеспечивает

настолько

прочное

сцепление

смазки

с

металлической

поверхностью, что слой

смазки,

непосредственно

прилегающий к поверхности

подшипника,-скользит

по соседнему слою смазки вместе с движущейся

поверхностью

шей­

ки вала. Эти два свойства смазки

обеспечивают

надежное жидкост­

ное трение даже

при кратковрменных перерывах в подаче

смазки.

Во время вращения шейка вала захватывает налипшую на ее по­ верхность смазку, увлекает ее и поднимает под себя с такой силой, что сам вал воплывает «а слое смазки.

Смазка в подшипник должна вводиться с ненагруженной стороны, т. е. со стороны, противоположной обла­ сти соприкосновения шейки вала с подшипником. Для создания условий для жидкостного трения необходимо обеспечить зазор между шейкой вала и вкладышем под­ шипника: меньший зазор выбирается для большей на­ грузки вала и для небольшого числа оборотов. Кроме того, с увеличением числа оборотов вала улучшаются условия для поддержания жидкостного трения, так как количество смазки, поступающей в зазор между шейкой вала и вкладышем, увеличивается.

В подшипниках качения возникает трение качения, отличающееся от трения скольжения, но так же как и при жидкостном трении скольжения, для преодоления

4—370

49



Сил трения качения требуется относительно небольшое количество энергии.

Подшипники скольжения и подшипники качения имеют несколько различных модификаций, конструктив­ но отличающихся одна от другой.

Подшипники скольжения выполняются с подвижны­ ми (рис. 22) и неподвижными вкладышами. Подвижные вкладыши могут проворачиваться в шаровых опорах корпуса подшипника, и, следуя за изгибом вала, такие вкладыши займут положение, параллельное шейке вала.

Рис. 22. Подшипники с подвижными самоустаиавливагащнмися вкла­ дышами.

а — подача смазки масленкой;

б — подача

смазки кольцом;

а — перекос вала

в неподвижном вкладыше; / — корпус подшипника;

2 — вкладыш; 3—

отвер­

стие для масленки; 4 пробка

смотрового

отверстия; 5 — смазочное

кольцо;

6 — масляная ванна;

О,—Ог — величина

перекоса

вала.

 

В этом случае сохранится опирание шейки вала по всей опорной плоскости вкладыша, а не на отдельных его участках.

Наиболее благоприятные условия для образования жидкостного трения создает кольцевая смазка с разъ­ емным смазочным кольцом (рис. 22,6), свободно вися­ щим на шейке вала. Разъемное смазочное кольцо, вра­ щаясь с меньшей скоростью, чем вал, захватывает смаз­ ку и обеспечивает подачу ее по всей поверхности вкла­ дыша.

На рис. 23 представлен подшипник, применяющийся для крупных центробежных дымососов, с самоустанав­ ливающимися вкладышами, кольцевой смазкой и водя­ ным охлаждением масляной ванны с помощью воды, циркулирующей в двух змеевиках. Как видно из рисун­ ка, в конструкции -подшипника предусмотрены два сма­ зочных кольца, обеспечивающих более равномерное распределение смазки по всей длине вкладыша.

50


Подшипники качения отличаются друг от друга в за­ висимости от следующих факторов:

направления действующей нагрузки — р а д и а л ьн ы е о с е в ы е и к о м б и и- и р о ;в а « н ы е;

геометрической

формы тел вращения — ш а р и к о ­

в ы е и р о л и к о в ы е;

конструктивных

особенностей — с а м о у с т а н а в л и ­

в а ю щ и е с я и ж е с т к и е; числа рядов тел вращения — о ди о р я д н ы е д в у х-

р я д и ы е.

Рис. 23. Подшипник с самоустанавливающимися вкладышами и кольцевой смазкой.

/ — смотровое

стекло;

2 — смазочное

кольцо;

3 — шпилька

для

крепления

крышки

к основанию;

4 — ось

центрирующей

шпильки

крепления

вкладышей;

5 — смотровая

пробка;

6 — режимная

пробка;

7,— рым;

8 — крышка; 9 — линия

разъема

корпуса

подшипника

и вкладышей;-^ /0— основание

корпуса: / / —

крышка

лючка;

/2 — в е р х н и й

вкладыш; 13—нижний

вкладыш;

14— змеевик

охлаждения

масла; 15 — баббитовая заливка; 16 — маслоотбойное кольцо;

 

17 — уплотнение вала.

Различают следующие зазоры между деталями под­

шипников

качения:

р а д и а л ь н ы й — представляющий сумму зазоров между телами качения и обоймами, измеренную по од­ ному диаметру (рис. 24,а и б ) ; радиальный зазор иногда называют люфтом.

о с е в о й (разбег) — равный величине полного пере­ мещения в обе стороны одно-го из.колец при закреплен­ ном другом кольце (рис. 24,в);

у г л о в о е п е р е м е щ е н и е — величина угла поворо­ та в ту и другую стороны одного кольца относительно другого.

Для сохранения качества смазки .и предотвращения абразивного износа шеек вала, вкладышей, смазываю-

51


щих колец, роликов и шариков подшипников скольже­ ния и качения необходимо исключить попадание в них запыленного воздуха з местах прохода вала через кор­ пус подшипника.

Наиболее часто для этого в корпусе подшипника

устанавливают

уплотнения из фетровых

колец трапецие­

 

 

 

 

 

 

 

видного

сечения,

предвари­

 

 

 

 

 

 

 

тельно

 

пропитанных

горя­

 

 

 

 

 

 

 

чим

 

температурой

80—

 

 

 

 

 

 

 

90 °С)

минеральным маслом.

 

 

 

 

 

 

 

Для

повышения

надежности

 

 

 

 

 

 

 

работы

 

этих

уплотнений

 

 

 

 

 

 

 

фетровые

 

кольца

 

ставят

 

 

 

 

 

 

 

в два

ряда

и

прижимают"

 

 

 

 

 

 

 

их с

помощью

специальной

 

 

 

 

 

 

 

крышки на резьбе. В неко­

 

 

 

 

 

 

 

торых

случаях

применяют

 

 

 

 

 

 

 

•сочетания

из фетровых

ко­

 

 

 

 

 

 

 

лец

 

и лабиринтовых

уплот­

 

 

 

 

 

 

 

нений— это

 

дает

наиболее

 

 

 

 

 

 

 

благоприятные

результаты.

 

 

 

 

 

 

 

Фетр

может

быть

заменен

 

 

 

 

 

 

 

войлоком,

 

но

войлочные

 

 

 

 

 

 

 

уплотнения

 

менее

долговеч­

Рис. 24. Схемы измерения за­

ны

и надежны.

 

 

 

 

 

Непр е м ени ы м и

усл ов i i я -

зоров

в

подшипниках качения.

ми

а — измерение

радиального

зазора

надежности

работы

уп­

щупом:

б — измерение радиального

лотнений

являются

правиль­

зазора

индикатором:

в — измерение

осевого

зазора

индикатором; / —

ная

 

цилиндрическая

форма

радиальный зазор (люфт):

2 — осе­

шейки

вала

 

и отсутствие по­

вой

зазор

(разбег):

3—индикатор.

 

 

 

 

 

 

 

 

вреждений

или

шероховато­

сти

на

ее

поверхности. В

подшипниках

качения

вал не

является трущейся деталью, однако чистота и точность обработки посадочных участков в этом случае имеет важное значение, так как посадка подшипников качения на вал практически всегда выполняется с натягом. При грубой обработке шейки вала, независимо от способа посадки подшипника, имеющиеся неровности приведут в процессе эксплуатации к ослаблению посадки, прово­ рачиванию обоймы подшипника и повреждению поса­ дочного участка вала. Вследствие этого обработка по­ садочного участка вала при установке подшипников ка­ чения, как и внутренней поверхности обоймы, должна соответствовать 7-му или 8-му классу чистоты. При