Файл: Головин В.И. Мировое морское судоходство и судостроение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.07.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 7

Примерный объем перевозок "генеральных, лесных и прочих сухих грузов" за І968-І97І гг.

(млн.т)

Годы

Всего перевезено

Навалочно­

Генеральных,

сухих грузов

насыпных

лесных и

 

 

 

 

прочих

1968

970

443

527

1969

1030

485

545

1970

1170

568

602

;„71

1170

570

600

Из анализа этих цифр следует, что рост морских меж­ дународных перевозок "генеральных, лесных и прочих сухих грузов" с 1968 по 1971 г. был более чем вдвое меньшим по сравнению с перевозками навалочно-насыпных грузов и составил в среднем только около 4,5%.

По оценкам,объем перевозок только штучных генераль­ ных грузов составлял приблизительно 236 млн.т в 1968 г., 298 млн.т в 1969 г., 315 млн.т в 1970 г. и 332 млн.т в 1971 г. х

Распределение морских перевозок по регионам и стра­ нам мира свидетельствует о том, что экономически развитые государства по-прежнему сохраняют положение поставщиков промышленных товаров высокой стоимости в развивающиеся страны и получают взамен огромное количество сырья по низким ценам.

Б 1971 г. в портах развитых капиталистических стран было выгружено более 2 шрд . т грузов и погружено для экс-

"Prognose der Entwiclung yon Welt - Seehandel und WeltFlotte bis zum Jahre 2000".Seeverkehrs -information, RostOB., 1 ? /2, No. 7.

13

порта только 815 млн.т (в 2,5 раза меньше). Развивающиеся же страны выгрузили в своих портах 466 млн.т, а погрузили для экспорта более 1,7 млрд.т, т.е. в 3,8 раза больше (табл.8).

 

 

 

 

 

 

Таблица 8

Распределение

морских международных

 

перевозок

по основным регионам и странам в 1971 г.

 

 

(млн.т) *

 

 

 

 

Регионы и

 

Погружено

 

 

Выгружено

 

страны

 

Всего

Нефть

Сухие

Всего

Нефть

Сухие

 

 

 

 

 

и неф­

грузы

 

и неф­

грузы

 

 

 

тепро­

 

 

тепро­

 

 

 

 

дукты

 

 

дукты

 

Весь мир . . .

2710

1540

1170

2642

1492

И Б О

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

Развитые капи­

 

 

 

 

 

 

талистические

 

 

 

 

 

 

 

страны и ре­

 

815

II7

698

2079

II9I

888

гионы .......

 

Из них:

 

 

 

 

 

 

 

Европа . . . .

 

336

97

239

1184

732

452

С Ш А .........

 

186

3

183

306

173

133

Япония . . . .

 

52

I

51

461

223

238

Развивающиеся

 

 

 

 

 

 

 

страны и ре­

 

1727

1349

378

466

274

192

гионы .......

 

Из них:

 

 

 

 

 

 

 

Средний Восток**

656

647

9

32

12

20

Америка 395 •

404

250

154

175

128

47

Африка **. . .

398

291

107

71

32

39

*United Nation. Monthly Bulletin of Statistics,No.I. January 1973i p. xxli-xxvi.

** Цифры относятся к 1970 г.

14


II. ТОННАЖ И СТРУКТУРА МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ФЛОТА

Морской транспортный флот мира * в 60-х годах раз­ вивался высокими темпами вследствие бурного развития ми­ ровой торговли и международных перевозок. Особенно увели­ чился спрос на суда с 1967 г. после закрытия Суэцкого ка­ нала и вызванной этим потребности в дополнительном тонна­ же для транспортировки грузов вокруг Африки. Необычайно большой рост заказов на постройку судов наблюдался до кон­ ца 1971 г., когда наступил некоторый спад. К этому момен­ ту был ликвидирован разрыв между потребностью в тоннаже и его наличием, и судоходные компании начали испытывать зат­ руднения с подысканием грузов для танкеров, балкеров и универсальных судов, часть которых пришлось поставить на прикол. Фрахтовые ставки для судов, предназначенных для перевозки нефти и особенно навалочных грузов, удержива­ лись на очень низком уровне. Наблюдался также избыток кон­ тейнерного тоннажа, особенно на северо-атлантических ли­ ниях. В то же время остался неудовлетворенным спрос на суда для перевозки сжиженных газов.

С I960 по 1972 г. включительно дедвейт транспортно­ го флота мира (суда 300 бр.рег.т и свыше)увеличился более чем в 2,3 раза (с 176 млн.т до 417 млн.т): наливного фло­ та - более чем в 3,1 раза (с 62,7 до 197,0 млн.т) и сухо­ грузного - более чем в 1,9 раза(с 113,0 до 220 млн.т). Среднегодовой рост дедвейта за 13 лет составил: всего флота - около 6,5$, в том числе наливного - 9,2$ и сухо- . грузного - 5$ (табл.9).

*Все наливные, сухогрузные и грузо-пассажирские суда, предназначенные для перевозки коммер­ ческих грузов.

15

ж

мира

 

іка развития морского транспортного флота

(Суда вместимостью 300 бр.рег.т и более)

I I

1

Я

O S

О

EH • •

f f l K

1 О 1

ООЧ

н г о о з я о я г а

о сяя a S H P 1

4

1 EH

ff)

О SS 4 = S 1

O HS

03 03 Pr> 0 EH

о к ч я о ч О -

I(=0І5 К (DCD4‘ ЧЯ S E4

CO

1

 

 

1

 

ffT

EH

о

 

 

о

 

ен

• •

s>

g я га

1

о я

я

Я

го го s

я о ч

га

И РЧЯ Е< S 2 Ol

Й

1

 

1

 

ff)

 

 

 

S Ен

 

О

 

 

 

о

g o

 

Ч

 

 

 

 

О га О >>

 

 

 

ИРЙІО

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

pq

 

 

«

«

І

Й

 

 

 

 

о

 

Wife 1

 

 

C ftS

О

03 > ) 0

EH

 

О Я ЧЯ О 4

 

 

 

 

•ч

 

 

 

 

 

1 в

 

 

 

 

о

ң

«

я

 

 

 

 

ф

О) Ң

 

 

 

 

ЧЯ S Ен

 

 

 

- g

I

 

 

1

 

Л

 

Ен

ЗЯ

О

 

 

О

 

Е-»

• •

g

g я га

1

о я

я

га га г

s

о g о

u

ff) Я tq Ен S

5

ся

<D

1 1

 

 

Я

 

 

Я

ЕН

О

 

 

 

Ы

д о

 

ч

 

 

 

о

га о

>>

 

 

 

 

к я я о

 

 

 

 

1

 

 

1

Ен

 

 

 

 

Ч

 

 

 

я

 

 

га»Я 4 «

1

 

 

сяя

га га

>5

о ен

 

о я ч я

о ч

 

 

1

ЕН

 

 

 

 

О

Ч’Я я

 

 

 

 

Ф Ф

Ң

ЕН

 

 

 

Ä

ЧЯ

S

 

 

 

L

 

 

1

 

Я

Ен

О

о

 

 

о

 

ен

д Ч

га

1

о я я

0)

го га s

я о ч я

fj-r

Я Я Я

ЕН

s

Е Оч

 

1

 

1

 

я

 

 

 

 

Я

ЕН

 

О

 

 

 

 

Ч

О

 

Ч

 

 

 

 

о

го о

>>

 

 

 

 

И Я я о

 

 

 

м

1

 

ш

 

 

 

 

го

 

 

 

 

 

 

я

 

ч

 

 

 

 

COЭ к о

 

 

 

 

 

«

S3 â fn

 

 

 

 

 

о

03

ю

НН

со

CD

со

ю

со о

ы

CD о

НН

Гч)

сѵ со гѵ

Гѵ)

сѵ

со

CQ

со

СО СО СО со

со со со

о

О

о

О о

о

о

о

о

о

о

С 3

сз

С І

С 3

С і С 3

Сі

с і

о

ни

СО

со

си

гѵ

со

U)

ІО

о

со

со

<о со

о

1>

о

со

со

CD

о

U5

ю

СѴ

СО

о

U i

U5

ю

о

со НН

СО

 

U i

со

со

CD

сѵ

о

ни

СО

со

 

со

о

си

о

сѵ

ни

Ы

1—1 НН

НН

НН

НН

НН

сѵ

сѵ

CD

(D со

СѴ

CD

CD

сѵ

о

о

со

Сі

ч*

CJ

СО

CD

СО

со

0)

1>

сГ

О)

05

0?

о

О

НН

сѵ

сѵ

0*5

НН

 

 

 

ни

ни НН НН НН НН

£>-

ю

м

 

со

 

со со

о

£>

Ч4

Ч4

ГЧ? О}

со

 

U i

о

из

со

ю

U i

С4-

м

LO 05

Ч4

а)

гч?

со

00

о

с_з

НН

НН

НН

(V сѵ

со

со

1 СѴ

сѵ

СѴ

сѵ

сѵ

сѵ сѵ сѵ сѵ

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

С І о

с?

о

С 3 С 3 С і С 3

о

ю

а )

0>

U i

U i

05 о

U i

а )

CD

С 3

НН

со

сѵ

со

со

о

м

ни

НН

СѴ

сѵ сѵ

■гѵ

сѵ

со

о

со о

СО со ю

ю U i о о

СѴ

со со

НН

о

о

о

со о

о

. со

О)

CD

о

НН

сѵ

НН

U i

и з

0 5

 

 

 

НН

нН

НН

НН

НН

НН

CD

СО

СО

ю

гѵ

со

ч*

НН

to

СО

СО

со

ш

|>

о

гч? С"

гѵ

г-

сѵ

НН

Ч4

LO LTD со

со

 

(JU

CD

со о

о

о

со СП

а)

ю

со

СО

СѴ

U i

о

LO О

(D

НН

со

со

 

 

 

 

U i

U i

U i

о

О

о

о

о

о

о

ю

ю

о

о

LQ

ю

U i

г -

ю

с?

Ч4

0 )

U5

сѵ

 

00

0>

0 ?

CD

о

НН

 

 

 

 

 

НН

НН

 

о

сѵ

СО

С і

о

НН

CD

0)

о

о

 

нн НН

и з

со

Ч4

со

со

05

сѵ

со

U i

СІІ

со

о

о

о

о

С і

о

НН

С і

со

сѵ

со

со

НН

НН

НН

о ю о

сѵ о о U i ю о

 

о

со

ч 4

CD

ю

U i

о

г ~

си

со

г>

о -

1—1

гч>

Ч4

со

а з

НН

Ч4

си НН

ни

СѴ

СѴ

Сч?

со

сѵ

со

а і

со

 

11

ч 4

CD

оэ

сѵ

со

0 5

со

о

 

U i

•ч

•Ч

Ѵч

«ч

•ч

■к

 

•ч V.

ы

г-

ю

ю

г-

05

Ч4

о

оо

со

сѵ

Ч4

ю

со

о

си

о

сѵ

со

U5

м

м

м

НН

НН

НН

сѵ

СЧ)

сѵ сѵ

ОТ) ы

ш

ш

сѵ

НН

о

со ы

со

CD

С 3

U i

о

Ч4

88

НН

гѵ

СО

О

ю

с?

СО

НН

U i

о

ГѴ

ю

U i

со

со

о

а з

а з 05

о

сѵ

СѴ

СѴ

сѵ

сѵ

сѵ

03

сѵ

сѵ

со

о

ІО

СО

С4-

со

CD

о

НН

сѵ

со

СО

СО

СО

со

со

СО

о-

05

і>

г>

05

05

(D

CD

(D

05

05

0 )

CD

м

нн

НН

НН

нН

НН

м

НН

НН

НН

Statistik der Schiffahrt,1972,No. 4, s.14-15; ТО же1973. No, 2, s. 2-13.

16


Среднегодовой абсолютный прирост дедвейта мирового

 

транспортного флота за последние' 5 лет составил более

 

30 млн.т, в том числе танкерного.флота 17,3 мпн.т и сухо­

 

грузного 13,1

млн.т

 

 

 

 

Темпы роста дедвейта флота с 1965 по

1972 г. приве­

 

дены в

табл.10.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

10

 

Годы

 

Рост флота,

%

 

 

всего

танкерного

сухогрузного

 

 

 

 

1965

6,5

' 11,0

3,5

 

 

1966

7,0

9,0

5,0

 

 

1967

7,8

9,0

7,0

 

 

1968

8,2

9,0

7,5

 

 

1969

10,5

16,5

6,5

 

1970

10,5

13,0

7,0

 

 

1971

9,8

13,5

7,0

 

 

1972

8,5

9,3

8,5

 

 

В

1972 г.

вследствие избытка тоннажа (в конце

 

 

1971 г. на приколе находилось 533 судна общим дедвейтом

 

около 5 млн.т) и снижения общего уровня экономической ак­

 

тивности в капиталистическом мире в предшествующие два

 

года

несколько уменьшился мировой портфель заказов на но

 

вые суда и общий объем производства судов. Однако умень­

 

шение это было сравнительно небольшим, так как судострои­

 

тельная промышленность была загружена на 1972 г. почти

 

полностью заказами, полученными еще до начала снижения

 

спроса на суда. Общий дедвейт морского транспортного фло­

 

та в 1972 г. увеличился на 34 млн.т, в том числе на

 

 

17 млн.т танкерного флота и на 17,5 млн.т сухогрузного.

 

Общий дедвейт

мирового

транспортного флота на I января

 

 

 

 

 

Гѳспубличности

I

 

 

 

 

,чно-7й;;нм .»

 

 

 

 

кауч:

'

1

 

 

 

 

6'лб•блаоѵ***

 

 

 

 

....

 

1


1973 г. достиг 417 шш.т, в том числе 197 млн.т танкерно­ го флота и 220 млн.т сухогрузного (учтены только суда 300 бр.рег.т и более).

Необычайно высокие темпы роста общего дедвейта ми­ рового транспортного флота в последние годы обеспечива­ лись не только за счет увеличения численного состава фло­ та, но, главным образом, за счет увеличения его среднего дедвейта.

В то время как за пять последних лет мировой транс­ портный флот вырос количественно только на 12,5$, средний дедвейт судов увеличился на 37$. Этот скачок стал возмож­ ным благодаря достижениям судостроительной науки и техни­ ки в 60-х годах, обеспечившим возможность строительства крупнотоннажных судов, в том числе танкеров дедвейтом до 500 тыс.т и судов для перевозки навалочно-насыпных гру­ зов - до 250 тыс.т. Средний дедвейт танкеров (каждый 2000 т и более), заказанных на начало 1963 г., равнялся 45000 т. В начале 1973 г. он достиг уже 138 тыс.т, т.е. за десять лет увеличился более чем в 3 раза. Средний дед­ вейт сухогрузных судов в портфеле заказов (каждое 2000 т и более) за это время увеличился более чем в 2,2 раза - с 12,3 тыс.т до 27,3 тыс.т.

По основным морским странам транспортный флот мира в настоящее время распределяется так, как указано в табл.II Как следует из анализа этой таблицы, под флагами первых по тоннажу десяти стран мира (без СССР) зарегистрировано 76$ всего дедвейта мирового транспортного флота, в том числе около 83$ танкерного флота и около 70$ сухогрузного На долю остальных приблизительно 125 стран, имеющих морс­ кой флот, приходится только 24$ всего тоннажа, в том чис­ ле 17$ танкерного и 30$ сухогрузного.

18

странам

 

 

по

*

 

мирового транспортного флота

состоянию на I января 1973 г.

300 бр.рег.т и более)

Распределение тоннажа

регистрации по

(Суда

 

1

 

 

~

 

 

8

о

с

 

о

о

о о о о

 

о

о

 

И

 

1 Ей

 

 

о

 

с

 

о

С3

С 3

С 3

С3

 

 

с :

с э

 

Я з Я

Ч :Я

 

 

 

СО

о?

со

 

о

а>

гѵ.

ьч

m

03

р -

сл

 

f t К

CD О) Ен

 

 

CD

со

CD

 

ОЗ

о**

С Э

ОЗ LO из UD 0D

 

о

я

н

я

 

 

 

 

ОЗ

 

 

ЬЧ

ьч

ьч

ьч

 

 

 

 

 

 

1

-

 

E-«

 

 

о

о

 

нф

 

о

Е>-

ьч

со

03

03

CD

оо

’Ш

ЕН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•к

 

 

 

 

№ Я

 

Я

 

 

 

О

03

о

 

о

Р -

0 -

ьч

со

CD

 

со

tc

О О

 

Ң

 

 

 

03

СО

со

 

ОЗ

ьч

ьч

ьч

 

 

 

 

 

£

Н Я

 

S

 

 

 

сч?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

я

 

Ей

со

03

оо

 

ОЗ

со

нф

со

ю

03

^f4

а з

&

 

 

 

Ьч

О

 

О

 

Ен

£ >

 

•к

•к

 

•к

 

•к

•к

 

•к •к

•к

«к

s

Ч Ц ф

1

о

5

Рн

оо

CD

 

1—1

ьч

ьч

со

Я 4

со

со

03

t>a

со я

S

Я

О

=3 со

нф

ьч

ьч

 

ьч

ьч

 

 

 

 

 

 

 

Я

Я

Я

ЕН s

Ё

Рз

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

я

 

 

 

О-

CD сП

 

 

CD о з Я 4

о

о о -

 

 

1 1

 

 

 

 

 

ю

8

 

Р5 Е*

 

о

 

 

 

со

І'-

і >

 

05

о

ьч

03

из

S

 

5

°

о

Р

 

 

 

со

со

о?

 

из

CD

СО

о

СО

из

со

 

о

я

>5

 

 

со

ьч

со

 

м

 

 

ьч

ьч

 

ьч

 

 

 

К

Я

Я

О

 

 

 

02

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

I

Ен

 

 

о

о о

 

о

о

 

о

о

о

о

 

о

о

 

И

 

 

 

о

с D сэ

 

о

С3

о

с_э

CD

CD

о

CD

 

О ЗЯ Н ’Я

Ен

 

 

OD

СЭ

г\з

 

0 -

из

со

 

 

с 3

о

 

сэ

о

 

0 < Я Я Я

 

 

 

о С Э о

 

 

о из

ОЗ

о - сп со ьч

 

О

Я

Н Я

 

 

 

OJ

со

ОЗ

 

 

Я 4

со

ьч

03

со

UD

 

 

-

Ен

 

 

 

о *

ю •к ОЗ

 

СО

о -«к ьч•к

ОЗ

ю

03

 

со

со

 

( k l *

я

 

 

 

о

нф

со

 

UD

ьч

о

CD

•к

со

 

•к

•к

' S

ИЗО)

ч

 

 

 

CD

ОЗ

 

ОЗ

ОЗ

ьч

со

 

о -

со

ч

я

S

 

 

 

ьч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Он

1

 

1

 

я

 

Ен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

03

 

 

ОЗ

о

 

НН

 

ьч

LO

со

со

00

о

 

LO

ЕѴ

О

 

О

1

Ен

 

 

 

 

Ч И Ф

О

Я

Гн

сгГ

ІО

со

 

нф

ь ч

ю

^jT

со

ь ч

 

 

•к

 

3

3

s

a

o « 0

 

 

 

•^4

EH

Я

Я

Я

Ен S

S

Оз

о

сч

ьч

 

ьч

ьч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

і

1

 

PQ

 

 

і—I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со

 

о

с -

с -

0 -

 

CD

CD

0,3

 

Я

ЕН

 

О

 

 

 

со

03

 

£ 8

 

g

o

 

Н

 

 

 

ы

 

о

из

СО

со

со

 

03

со

 

О

03 О

І>>

 

 

со

L>

 

со

Я 4

СЧ

со

со

ьч

 

сч

ьч

 

я

Я

Я

о

 

 

 

СО

 

 

ьч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 _

 

-

 

 

 

о

о

 

о

 

о

о

 

о о о о

 

о о

 

Н »Я Н Ен

 

 

 

о CD

о

 

о С 3 с Э о С Э о CD CD

 

Я Я Я ®

ЕН

 

 

а ) о

 

ь ч

 

03 ьч ^ 4 из а з со СО

ьч

 

Р н Я

Ң Я

 

 

со

со

ОЗ

 

ьч

О

 

ьч

из

ьч

о -

 

ьч

03

 

О

 

 

я

 

 

 

ьч

со

ьч

 

ОЗ

ОЗ

ьч

ьч

 

 

ьч

03

 

1 е

^

 

 

 

о

ю

•к

LO

 

со

ю

•к

ОЗ

о

а,

о - я * о - ьч

 

Ң зй

 

 

 

 

«к

 

•к

 

«к

 

Р -

 

•к

•к

•к

«к

EH

аэ оз

Я

 

 

 

£>- CD со

 

ю

CD

ьч

оз

о?

 

03

о з

И Я

§

 

 

 

ьч

 

 

из

 

нф

со

03

ОЗ

ьч

ьч

 

ьч

ьч

О

 

 

S

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

&

1

 

1

 

я

Ен

LO

ОЗ

оо

 

со

со

CD

со

со

05

 

СП

UD

О

Я

О

 

ЕН

•к

 

•к

е»

 

•к

 

•к

•к

 

«к

«к

«к

•к

•к

ьЦ

Ч

Я

1

о

Я

я

со

со

о ?

 

со

03

со

со

со

 

 

о

о -

о

СО Си 2

Я

О

=3 CD

ю

 

 

ОЗ

 

ОЗ

сч

ьч

ьч

 

 

 

 

 

03

Я

Я

Я

Ен S

І

Оз

ОЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

я

 

 

 

1—1

со

ОЗ

 

нф

СО

CD

ьч

оз

 

 

со

оо

 

Я

Ен

 

О

 

 

 

 

ж

 

 

g o

 

И

 

 

ОЗ

ЬЧ

 

 

LO

из

а>

из

о -

 

о>

ІЗ

 

О 0 ) О > >

 

 

 

о

 

 

ьч

со

со

о

СО

 

сэ

 

«

Я

Я

О

 

 

 

о

ОЗ

 

 

ОЗ

м

 

ы

ьч

ьч

ьч

 

ьч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CTJ

 

 

 

 

 

 

Оз

 

 

 

 

tcj

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оз

 

 

 

 

 

 

Я

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

CO Ен

 

 

 

 

 

 

§

te

я

Э

Ö

 

 

W

 

 

a

я

сэ

 

 

 

 

 

 

3

 

р

 

я

 

 

 

 

 

со Я

Я

 

 

 

 

 

 

Рз a

 

аз

я

 

 

я

 

 

3 f-f

Р І Ч

 

 

 

 

 

А а> s

Я ЕН

я

д

 

 

в

 

 

со

н

EH 0)

5J.

 

 

 

 

 

о

чо

CD

ч

я

Рз

аэ

2 j

 

со

Рз

 

55

то

СЭ Р н Я

 

 

 

 

 

<D

я

Я аз f t о из

 

FH Эн ш и .

 

 

 

 

 

 

 

 

сч

HS

«

Я ) чо

W

 

Рн

о Я !

Ѳі

 

а в

Statistik der Schiffahrt, 1973, No. 2, а.2-13

*;

19