Файл: Вайнштейн Б.С. Применение автоматизированных систем управления в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.07.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и плановых документов, которые в условиях АСУС долж­ ны обеспечить сбалансированность и экономическую оп­ тимальность, устойчивость, ускоренный научно-техниче­ ский прогресс и рост производительности труда как осно­ ву экономических результатов и социального развития коллектива. Главное место в плане занимают оценочные показатели, которые отражают конечные результаты уп­ равляемых процессов, а именно ввод в действие, при­ быль, качество.

Для того чтобы блок «сводное планирование» начал функционировать, требуется базовая информация — ана­ лиз деятельности строительной организации за прошлый период, данные об имеющихся ресурсах типа мощности, система нормативов, систематизированные данные о дей­ ствующих государственных установлениях, относящихся к сфере деятельности строительной организации, методи­ ческие и инструктивные материалы по вопросам плани­ рования, а также утвержденный пятилетний план как основа годового планирования.

В процессе функционирования АСУС блок «сводное планирование» имеет на входе информацию, поступаю­ щую от вышестоящих организаций-заказников, от других блоков и подразделений, и периодически обновляемую текущую информацию, часть которой служит для попол­ нения долговременной базовой информации.

К текущей информации на входе относятся: контрольные цифры и утвержденные показатели пла­

на, поступающие от вышестоящего органа; предложения от структурных звеньев треста и блоков

АСУС по проектам планов; предложения трудящихся, а также общественных ор­

ганизаций по использованию имеющихся резервов, уст­ ранению узких мест в производстве;

данные о выполнении плана и производственно-хозяй­ ственной деятельности по тресту в целом и отдельным его подразделениям за прошлый период;

проект и предложения заказчиков по перечню строя­ щихся объектов, объему работ и срокам ввода объектов, в действие.

На выход блока «сводное планирование» выдается следующая основная информация:

проекты сводных планов треста (варианты), пред­ ставляемые для обсуждения, а затем на утверждение руководства;

59


утвержденные плановые задания и показатели по подразделениям треста;

расчеты и обоснования к сводным планам; периодический анализ деятельности треста и его под­

разделений с предложениями по улучшению работы и устранению узких мест.

Главная цель блока «экономическое стимулирование» заключается в том, чтобы, воздействуя на. участников строительного процесса, способствовать установлению и поддержанию оптимального режима деятельности строительной организации применительно к критерию эффективности. Чтобы планомерно выполнять эту функ­ цию, требуется найти и применять для каждого структур­ ного звена показатели и методы воздействия, направ­ ленные на выполнение конкретных задач на том участке производства или хозяйства, который поручен данному звену. Это достигается путем декомпозиции главной цели треста на локальные задачи, адресованные каждому зве­ ну (или группе однородных звеньев), и установления по­ казателей и размеров премирования, а также других стимулов и санкций в соответствии со значимостью этих локальных задач.

Система стимулирования, будучи по форме направ­ лена на решение конкретных задач каждого звена, по существу способствует достижению конечных результа­ тов процесса — ускорению ввода в действие, получению прибыли и повышению качества строительной продук­ ции. Таким путем создается интерес к решению как ло­ кальных задач СМУ, участка, треста, отдельного работ­ ника, так и к достижению главной цели треста.

Базовая часть блока «экономическое стимулирова­ ние» должна содержать сводное положение о примене­ нии стимулов и санкций и его обоснование с указанием задач каждого звена. Далее в базе содержатся указания о системах оплаты труда (включая ставки, оклады и рас­ ценки), инструкции о премировании, а также о формах материальной и административной ответственности по основным структурным звеньям треста.

Вработе блока используются нормативы отчислений

вфонды экономического стимулирования.

Таким образом, функции экономического стимулиро­ вания в тресте охватывают установление и совершенст­ вование систем оплаты труда применительно к задачам отдельных звеньев треста, мер материального поощре-

60

ния, включая показатели, условия н размеры премиро­ вания, а также виды премий; мер морального поощрения

вразличных его формах, включая перевод иа более от­ ветственную и лучше оплачиваемую работу, выдвижение

вобщественные органы, присвоение почетных званий; санкций — материальных и административных, а также мер общественного воздействия за невыполнение плано­ вых задач, нарушение порядка работы, нанесение ущерба

предприятию.

Функции экономического стимулирования в известной мере принадлежат к числу неформализуемых, поскольку возможно поощрение в нестандартных формах, а также в случаях, не предусмотренных инструкциями и положе­ ниями, например за умелые действия в аварийных ситу­ ациях, за выполнение отдельных заданий и т. д. Но при всех условиях поощрение за установленные показатели должно быть твердо гарантировано, оно не может зави­ сеть от посторонних влияний.

Заранее следует указать круг премируемых работни­ ков и коллективов — рабочие, бригада, мастер, участок и т. д. Усиливая материальное поощрение, следует соче­ тать его с постоянным расширением моральных стиму­ лов к труду. На предприятиях промышленности и на стройках применяют разнообразные формы морального стимулирования отличившихся в труде в сочетании с ма­ териальным поощрением. На Белгородском комбинате асбестоцементных изделий размер вознаграждения по итогам года повышается на 10—15% тем, кто награжден значком «Отличник социалистического соревнования» или'занесен в книгу Почета предприятия. На Одесском заводе прессов рабочим, завоевавшим звания «Отличник труда» и «Отличник качества», ежеквартально начисля­ ется премия.

Интересные формы поощрения практикуются одним ■из крупных строительных предприятий Венгерской На­ родной Республики. Работникам выдаются нагрудные знаки «За верность предприятию» — бронзовые, серебря­ ные и позолоченные, в зависимости от стажа непрерыв­ ной безупречной работы. Владелец такого знака при вы­ плате в конце года премий по результатам работы пред­ приятия получает надбавку 20—50%.

Текущая деятельность блока «экономическое стиму­ лирование» складывается в осңрциом ңз следующих опе­ раций:

61


подготовка предложений о формах и методах мораль­ ного поощрения с проведением в необходимых случаях экоиомическиX зкспериментов;

подготовка материалов для организации социалисти­ ческого соревнования в трестах и для подведения его итогов, а также для участия треста в социалистическом соревновании с другими строительными организациями; анализ эффективности применяемых стимулов и

санкций; участие в предложениях по распределению премий;

составление приходо-расходных смет по фондам мате­ риального поощрения и на социально-культурные меро­ приятия и жилищное строительство;

подготовка предложений по распределению средств этих фондов и об индивидуальном поощрении работни­ ков по кругу, подлежащему утверждению руководством треста.

Всложившейся структуре трестов в большинстве слу­ чаев нет звена, ответственного за экономическое стиму­ лирование в целом. Практически эта функция выполня­ ется отделами труда и заработной платы, техническим, плановым и производственным, а также руководством треста при участии партийных и профсоюзных органов.

Вусловиях АСУС экономическое стимулирование как импульс для выполнения плановых заданий приобретает столь важное значение, что целесообразно в аппарате треста иметь специальное подразделение, непосредствен­ но подчиненное управляющему. Вместе с тем функция экономического стимулирования должна осуществлять­ ся во всех производственно-хозяйственных блоках по кругу их деятельности.

Основная цель блока «финансирование и кредитова­ ние»— обеспечить выполнение денежных операций, соот­

ветствующих оптимальной производственно-хозяйствен­ ной деятельности строительного предприятия. Блок отве­ чает за своевременные платежи в бюджет и поддержание финансовой дисциплины при выполнении всех денежных операций. Дополнительным локальным критерием слу­ жит минимум суммы платы за оборотные средства и про­ центов за кредит.

Для функционирования блока и декомпозиции его це­ лей на операции требуется составить блок-схему цирку­ ляции денег в тресте. На входе блок-схемы — выручка за реализованную строительную продукцию, а также за

62

реализованное имущество, авансы заказчика, поступле­ ния из бюджета, из кредитных источников, по претензиям треста к внешним организациям и др. На выходе — пла­ тежи по издержкам производства (заработная плата, поставщики и контрагенты), плата за фонды, платежи субподрядчикам, погашение кредитов и проценты за кре­ дит, платежи в бюджет, премии и затраты из фондов экономического стимулирования, платежи за материалы и оборудование, приобретаемые в пополнение основных фондов и оборотных средств, штрафные платежи при невыполнении договорных обязательств и др.

Внутренними элементами блок-схемы, моделирующи­ ми аккумуляцию и распределение денег, служат при­ быль, фонды экономического стимулирования, касса, оборотные средства и др.

Основные операции, выполняемые блоком, можно разделить на четыре группы.

Планово-расчетные:

калькулирование себестоимости и планирования при­ были;

определение размера оборотных средств; составление сводного финансового плана; определение отчислений от прибыли в фонды предпри­

ятий; установление планово-расчетных цен;

планирование заданий структурным подразделением по финансовым показателям.

Контрольные — по размерам прибыли, оборотных средств, погашению кредитов, выполнению заданий по финансовым показателям, взаимоотношениям с бюдже­ том.

Аналитические — анализ финансовой деятельности треста и его структурных подразделений;

Платежно-кредитные — расчеты с заказчиками, обос­ нование, получение, распределение кредитов и уплата процентов, расчеты с бюджетом, включая плату за фон­ ды и другие операции.

Ответственным структурным подразделением может быть главная бухгалтерия, которая в этом случае выпол­ няет две функции —учетную и финансовую, или само­ стоятельный финансовый отдел в составе аппарата треста.

Главная цель блока «правовое обеспечение» («дого­ ворно-претензионная работа»)— обеспечение правомер-

63


мости и устойчивости процессов, выполняемых данной строительной организацией путем эффективного эконо­ мического воздействия на ее структурные звенья и на внешние хозяйственные организации. При выполнении этой цели дополнительным локальным критерием служит положительное сальдо поступлений и платежей по взаим­ ным претензиям, вытекающим из заключенных дого­ воров, пли минимум платежей.

Для функционирования блока требуется базовая ин­ формация в виде перечня всех подлежащих заключению договоров — с заказчиками, субподрядчиками, постав­ щиками материалов и оборудования, контрагентами по оказанию услуг, а также положение о хозрасчетных от­ ношениях по внутренним структурным звеньям данной организации.

Основные операции, выполняемые блоком: заключение договоров, включая преддоговорные

. споры; контроль за выполнением договорных обязательств

своей организации и внешними организациями; реализация договорных санкций при нарушении обя­

зательств; реализация договорных санкций при нарушении обя­

зательств внешними организациями, включая проведение арбитражных дел;

ответ по арбитражным искам и другим претензиям внешних организаций;

расчет потерь, обусловленных невыполнением догово­ ров внешними организациями;

внутренний арбитраж по взаимным претензиям звень­ ев данной организации.

Организация и выполнение договорно-претензионной работы требует психологической перестройки некоторых сложившихся навыков и традиций. Дело в том, что в на­ стоящее время договоры и вытекающие из них хозрас­ четные отношения зачастую принимают формальный ха­ рактер, а договорные санкции за невыполнение обяза­ тельств, как правило, не соблюдаются. Несбалансирован­ ность планов приводила в прошлом к ситуациям, которые по правовым нормам следует трактовать как конфликт­ ные, но ни одна сторона не имела интереса предъявлять санкции.

Например, проектная документация не представлена, что задерживает работы и в дальнейшем не позволяет

64

подрядчику сдать законченный объект в назначенный срок. Строительная организация не предъявляет санкции за несвоевременную передачу проектной документации, при молчаливом допущении, что заказчик не будет тре­ бовать возмещения потерь при нарушении сроков ввода объекта в действие.

Другая ситуация — поставщик не отгрузил в срок ма­ териалы или отгрузил не в заказанном ассортименте; организация не делает даже попытки реализовать дого­ ворные санкции или, тем более, потребовать возмещения убытков. Поставщик, отвечая по иску, вероятно, докажет, что он выполнял административные указания своей вы­ шестоящей организации или органов Госснаба о перво­ очередной отгрузке другим потребителям.

Сходные ситуации возникают и в отношениях гене­ рального подрядчика с субподрядными организациями.

Вторая причина непредъявления исков по возмеще­ нию потерь заключается в том, что в арбитраже нужно доказать связь убытков строительной организации с не­ выполнением контрагентом его договорных обязательств и обосновать размер этих убытков. Кроме того, истец должен доказать, что он сделал все возможное, чтобы в создавшейся обстановке все же избежать убытков.

Строительные организации не имеют опыта в подоб­ ного рода расчетах и обоснованиях, а органы арбитража имеют мало прецедентов удовлетворения крупных исков, связанных с невыполнением договорных обязательств. Эти причины в прошлом и приводили к тому, что хозрас­ четные отношения между участниками инвестиционного процесса зачастую принимали формальный характер. Иное дело теперь, когда все строительно-монтажные ор­ ганизации переходят на новую систему планирования и экономического стимулирования, причем многие опера­ ции блока «правовое обеспечение» допускают формали­ зацию и алгоритмическую подготовку материалов для претензий.

Блок «правовое обеспечение» («договорно-претензи­ онная работа») должен поддерживать постоянные кон­ такты со всеми другими блоками, выполняющими хозяй­ ственные функции, он должен организовать пропаганду юридических знаний, информировать коллектив о резуль­ татах своей работы по возмещению потерь, понесенных строительной организацией из-за невыполнения договор­ ных обязательств. Вместе с тем этот блок должен пре-

5—283

65


Дупреждать потери строительной организации, которые могли бы возникнуть вследствие нарушения своих обя­ зательств ее производственными и хозяйственными бло­ ками.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров

СССР «Об улучшении правовой работы в народном хо­ зяйстве» отмечается, что значение правовой работы в но­ вых условиях хозяйствования значительно возросло. Министерства, предприятия, организации и учреждения стали шире использовать правовые средства, оказывая этим существенное влияние на улучшение хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Вместе с тем в ряде случаев правовая работа недооценивается и ве­ дется еще неудовлетворительно. Министерства зачастую не принимают должных мер для борьбы с нарушениями государственной и договорной дисциплины, а органы арбитража недостаточно используют имущественные санкции для воздействия на предприятия и организации, не выполняющие заданий и договорных обязательств.

Таким образом, неуклонное выполнение своих дого­ ворных обязательств, а также своевременное предъ­ явление претензий, вытекающих из договоров с другими организациями, становится теперь государственной обя­ занностью строительных предприятий и важнейшим условием их оптимального функционирования. Имевшее место в прошлом бесконтрольное отношение к договорам несовместимо с новой системой планирования и экономи­ ческого стимулирования.

Из числа блоков обеспечения нормативно-справочный блок имеет ярко выраженную экономическую окраску. Главная его цель — обеспечить функциональные блоки базовой информацией, необходимой для нормальной ра­ боты системы управления.

Базовая информация системы включает данные, пред­ ставляющие интерес для нескольких функциональных блоков. Специальная информация хранится в базе каж­ дого отдельного блока, но если трест пользуется вычис­ лительным центром, то не исключается совместное хра­

нение всей информации.

Нормативно-справочный блок отвечает за информа­ цию трех видов — нормативную, справочную и о техни­ ческом прогрессе.

Современная наука рассматривает нормативы как объективные соотношения между отдельными элемента-

6 6

ми материального производства. Нормативы использу­ ются в строительстве как инструмент единой технической политики и как средство централизованного государст­ венного регулирования экономических отношений. Таким образом, в системе нормативов планомерно реализуется принцип пропорциональности элементов общественного производства.

Нормативы применяются в блоках «сводное планиро­ вание» (удельные капитальные вложения, затраты ресур­ сов, продолжительность строительства, заделы и др.); «экономическое стимулирование» (нормативы оплаты труда, премирования, отчисления в фонды экономическо­ го стимулирования); кроме того, используются также нормы расхода материалов, нормы потерь, заготовитель­ но-складских расходов, наценок снабжающих организа­ ций, нормы затрат материальных и трудовых ресурсов, машинного времени, нормативы продолжительности вы­ полнения производственных процессов.

Единая нормативная база в АСУС необходима для обеспечения системного подхода, т. е. единства цели, пол­ ноты охвата всех функций управления и видов производ­ ственно-хозяйственной деятельности, взаимосвязи между различными нормативными комплексами, применяемыми в блоках АСУС, а также между нормативами данной системы и внешних организаций. Велика роль нормати­ вов при формировании альтернативных вариантов реше­ ния производственно-технических задач и выборе лучше­ го варианта.

В строительстве в настоящее время действует ряд нормативных комплексов: единые районные единичные расценки, единые нормы выработки, нормы продолжи­ тельности строительства, нормы заделов, нормы удель­ ных капитальных вложений и др.

Наряду с государственными нормативами, примене­ ние которых обязательно, для АСУС требуются и другие нормативы, подлежащие разработке министерствами и самими строительными трестами — производственные нормы затрат материалов, затрат труда и машинного времени на выполнение укрупненных конструктивных элементов или комплексов работ применительно к соста­ ву работ, принятому в сетевых графиках. Требуются так­ же нормы продолжительности выполнения этих работ в различных возможных вариантах технологии.

Во многих случаях придется определять затраты ре-

5*

67