Файл: Вайнштейн Б.С. Применение автоматизированных систем управления в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.07.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
и плановых документов, которые в условиях АСУС долж ны обеспечить сбалансированность и экономическую оп тимальность, устойчивость, ускоренный научно-техниче ский прогресс и рост производительности труда как осно ву экономических результатов и социального развития коллектива. Главное место в плане занимают оценочные показатели, которые отражают конечные результаты уп равляемых процессов, а именно ввод в действие, при быль, качество.
Для того чтобы блок «сводное планирование» начал функционировать, требуется базовая информация — ана лиз деятельности строительной организации за прошлый период, данные об имеющихся ресурсах типа мощности, система нормативов, систематизированные данные о дей ствующих государственных установлениях, относящихся к сфере деятельности строительной организации, методи ческие и инструктивные материалы по вопросам плани рования, а также утвержденный пятилетний план как основа годового планирования.
В процессе функционирования АСУС блок «сводное планирование» имеет на входе информацию, поступаю щую от вышестоящих организаций-заказников, от других блоков и подразделений, и периодически обновляемую текущую информацию, часть которой служит для попол нения долговременной базовой информации.
К текущей информации на входе относятся: контрольные цифры и утвержденные показатели пла
на, поступающие от вышестоящего органа; предложения от структурных звеньев треста и блоков
АСУС по проектам планов; предложения трудящихся, а также общественных ор
ганизаций по использованию имеющихся резервов, уст ранению узких мест в производстве;
данные о выполнении плана и производственно-хозяй ственной деятельности по тресту в целом и отдельным его подразделениям за прошлый период;
проект и предложения заказчиков по перечню строя щихся объектов, объему работ и срокам ввода объектов, в действие.
На выход блока «сводное планирование» выдается следующая основная информация:
проекты сводных планов треста (варианты), пред ставляемые для обсуждения, а затем на утверждение руководства;
59
утвержденные плановые задания и показатели по подразделениям треста;
расчеты и обоснования к сводным планам; периодический анализ деятельности треста и его под
разделений с предложениями по улучшению работы и устранению узких мест.
Главная цель блока «экономическое стимулирование» заключается в том, чтобы, воздействуя на. участников строительного процесса, способствовать установлению и поддержанию оптимального режима деятельности строительной организации применительно к критерию эффективности. Чтобы планомерно выполнять эту функ цию, требуется найти и применять для каждого структур ного звена показатели и методы воздействия, направ ленные на выполнение конкретных задач на том участке производства или хозяйства, который поручен данному звену. Это достигается путем декомпозиции главной цели треста на локальные задачи, адресованные каждому зве ну (или группе однородных звеньев), и установления по казателей и размеров премирования, а также других стимулов и санкций в соответствии со значимостью этих локальных задач.
Система стимулирования, будучи по форме направ лена на решение конкретных задач каждого звена, по существу способствует достижению конечных результа тов процесса — ускорению ввода в действие, получению прибыли и повышению качества строительной продук ции. Таким путем создается интерес к решению как ло кальных задач СМУ, участка, треста, отдельного работ ника, так и к достижению главной цели треста.
Базовая часть блока «экономическое стимулирова ние» должна содержать сводное положение о примене нии стимулов и санкций и его обоснование с указанием задач каждого звена. Далее в базе содержатся указания о системах оплаты труда (включая ставки, оклады и рас ценки), инструкции о премировании, а также о формах материальной и административной ответственности по основным структурным звеньям треста.
Вработе блока используются нормативы отчислений
вфонды экономического стимулирования.
Таким образом, функции экономического стимулиро вания в тресте охватывают установление и совершенст вование систем оплаты труда применительно к задачам отдельных звеньев треста, мер материального поощре-
60
ния, включая показатели, условия н размеры премиро вания, а также виды премий; мер морального поощрения
вразличных его формах, включая перевод иа более от ветственную и лучше оплачиваемую работу, выдвижение
вобщественные органы, присвоение почетных званий; санкций — материальных и административных, а также мер общественного воздействия за невыполнение плано вых задач, нарушение порядка работы, нанесение ущерба
предприятию.
Функции экономического стимулирования в известной мере принадлежат к числу неформализуемых, поскольку возможно поощрение в нестандартных формах, а также в случаях, не предусмотренных инструкциями и положе ниями, например за умелые действия в аварийных ситу ациях, за выполнение отдельных заданий и т. д. Но при всех условиях поощрение за установленные показатели должно быть твердо гарантировано, оно не может зави сеть от посторонних влияний.
Заранее следует указать круг премируемых работни ков и коллективов — рабочие, бригада, мастер, участок и т. д. Усиливая материальное поощрение, следует соче тать его с постоянным расширением моральных стиму лов к труду. На предприятиях промышленности и на стройках применяют разнообразные формы морального стимулирования отличившихся в труде в сочетании с ма териальным поощрением. На Белгородском комбинате асбестоцементных изделий размер вознаграждения по итогам года повышается на 10—15% тем, кто награжден значком «Отличник социалистического соревнования» или'занесен в книгу Почета предприятия. На Одесском заводе прессов рабочим, завоевавшим звания «Отличник труда» и «Отличник качества», ежеквартально начисля ется премия.
Интересные формы поощрения практикуются одним ■из крупных строительных предприятий Венгерской На родной Республики. Работникам выдаются нагрудные знаки «За верность предприятию» — бронзовые, серебря ные и позолоченные, в зависимости от стажа непрерыв ной безупречной работы. Владелец такого знака при вы плате в конце года премий по результатам работы пред приятия получает надбавку 20—50%.
Текущая деятельность блока «экономическое стиму лирование» складывается в осңрциом ңз следующих опе раций:
61
подготовка предложений о формах и методах мораль ного поощрения с проведением в необходимых случаях экоиомическиX зкспериментов;
подготовка материалов для организации социалисти ческого соревнования в трестах и для подведения его итогов, а также для участия треста в социалистическом соревновании с другими строительными организациями; анализ эффективности применяемых стимулов и
санкций; участие в предложениях по распределению премий;
составление приходо-расходных смет по фондам мате риального поощрения и на социально-культурные меро приятия и жилищное строительство;
подготовка предложений по распределению средств этих фондов и об индивидуальном поощрении работни ков по кругу, подлежащему утверждению руководством треста.
Всложившейся структуре трестов в большинстве слу чаев нет звена, ответственного за экономическое стиму лирование в целом. Практически эта функция выполня ется отделами труда и заработной платы, техническим, плановым и производственным, а также руководством треста при участии партийных и профсоюзных органов.
Вусловиях АСУС экономическое стимулирование как импульс для выполнения плановых заданий приобретает столь важное значение, что целесообразно в аппарате треста иметь специальное подразделение, непосредствен но подчиненное управляющему. Вместе с тем функция экономического стимулирования должна осуществлять ся во всех производственно-хозяйственных блоках по кругу их деятельности.
Основная цель блока «финансирование и кредитова ние»— обеспечить выполнение денежных операций, соот
ветствующих оптимальной производственно-хозяйствен ной деятельности строительного предприятия. Блок отве чает за своевременные платежи в бюджет и поддержание финансовой дисциплины при выполнении всех денежных операций. Дополнительным локальным критерием слу жит минимум суммы платы за оборотные средства и про центов за кредит.
Для функционирования блока и декомпозиции его це лей на операции требуется составить блок-схему цирку ляции денег в тресте. На входе блок-схемы — выручка за реализованную строительную продукцию, а также за
62
реализованное имущество, авансы заказчика, поступле ния из бюджета, из кредитных источников, по претензиям треста к внешним организациям и др. На выходе — пла тежи по издержкам производства (заработная плата, поставщики и контрагенты), плата за фонды, платежи субподрядчикам, погашение кредитов и проценты за кре дит, платежи в бюджет, премии и затраты из фондов экономического стимулирования, платежи за материалы и оборудование, приобретаемые в пополнение основных фондов и оборотных средств, штрафные платежи при невыполнении договорных обязательств и др.
Внутренними элементами блок-схемы, моделирующи ми аккумуляцию и распределение денег, служат при быль, фонды экономического стимулирования, касса, оборотные средства и др.
Основные операции, выполняемые блоком, можно разделить на четыре группы.
Планово-расчетные:
калькулирование себестоимости и планирования при были;
определение размера оборотных средств; составление сводного финансового плана; определение отчислений от прибыли в фонды предпри
ятий; установление планово-расчетных цен;
планирование заданий структурным подразделением по финансовым показателям.
Контрольные — по размерам прибыли, оборотных средств, погашению кредитов, выполнению заданий по финансовым показателям, взаимоотношениям с бюдже том.
Аналитические — анализ финансовой деятельности треста и его структурных подразделений;
Платежно-кредитные — расчеты с заказчиками, обос нование, получение, распределение кредитов и уплата процентов, расчеты с бюджетом, включая плату за фон ды и другие операции.
Ответственным структурным подразделением может быть главная бухгалтерия, которая в этом случае выпол няет две функции —учетную и финансовую, или само стоятельный финансовый отдел в составе аппарата треста.
Главная цель блока «правовое обеспечение» («дого ворно-претензионная работа»)— обеспечение правомер-
63
мости и устойчивости процессов, выполняемых данной строительной организацией путем эффективного эконо мического воздействия на ее структурные звенья и на внешние хозяйственные организации. При выполнении этой цели дополнительным локальным критерием служит положительное сальдо поступлений и платежей по взаим ным претензиям, вытекающим из заключенных дого воров, пли минимум платежей.
Для функционирования блока требуется базовая ин формация в виде перечня всех подлежащих заключению договоров — с заказчиками, субподрядчиками, постав щиками материалов и оборудования, контрагентами по оказанию услуг, а также положение о хозрасчетных от ношениях по внутренним структурным звеньям данной организации.
Основные операции, выполняемые блоком: заключение договоров, включая преддоговорные
. споры; контроль за выполнением договорных обязательств
своей организации и внешними организациями; реализация договорных санкций при нарушении обя
зательств; реализация договорных санкций при нарушении обя
зательств внешними организациями, включая проведение арбитражных дел;
ответ по арбитражным искам и другим претензиям внешних организаций;
расчет потерь, обусловленных невыполнением догово ров внешними организациями;
внутренний арбитраж по взаимным претензиям звень ев данной организации.
Организация и выполнение договорно-претензионной работы требует психологической перестройки некоторых сложившихся навыков и традиций. Дело в том, что в на стоящее время договоры и вытекающие из них хозрас четные отношения зачастую принимают формальный ха рактер, а договорные санкции за невыполнение обяза тельств, как правило, не соблюдаются. Несбалансирован ность планов приводила в прошлом к ситуациям, которые по правовым нормам следует трактовать как конфликт ные, но ни одна сторона не имела интереса предъявлять санкции.
Например, проектная документация не представлена, что задерживает работы и в дальнейшем не позволяет
64
подрядчику сдать законченный объект в назначенный срок. Строительная организация не предъявляет санкции за несвоевременную передачу проектной документации, при молчаливом допущении, что заказчик не будет тре бовать возмещения потерь при нарушении сроков ввода объекта в действие.
Другая ситуация — поставщик не отгрузил в срок ма териалы или отгрузил не в заказанном ассортименте; организация не делает даже попытки реализовать дого ворные санкции или, тем более, потребовать возмещения убытков. Поставщик, отвечая по иску, вероятно, докажет, что он выполнял административные указания своей вы шестоящей организации или органов Госснаба о перво очередной отгрузке другим потребителям.
Сходные ситуации возникают и в отношениях гене рального подрядчика с субподрядными организациями.
Вторая причина непредъявления исков по возмеще нию потерь заключается в том, что в арбитраже нужно доказать связь убытков строительной организации с не выполнением контрагентом его договорных обязательств и обосновать размер этих убытков. Кроме того, истец должен доказать, что он сделал все возможное, чтобы в создавшейся обстановке все же избежать убытков.
Строительные организации не имеют опыта в подоб ного рода расчетах и обоснованиях, а органы арбитража имеют мало прецедентов удовлетворения крупных исков, связанных с невыполнением договорных обязательств. Эти причины в прошлом и приводили к тому, что хозрас четные отношения между участниками инвестиционного процесса зачастую принимали формальный характер. Иное дело теперь, когда все строительно-монтажные ор ганизации переходят на новую систему планирования и экономического стимулирования, причем многие опера ции блока «правовое обеспечение» допускают формали зацию и алгоритмическую подготовку материалов для претензий.
Блок «правовое обеспечение» («договорно-претензи онная работа») должен поддерживать постоянные кон такты со всеми другими блоками, выполняющими хозяй ственные функции, он должен организовать пропаганду юридических знаний, информировать коллектив о резуль татах своей работы по возмещению потерь, понесенных строительной организацией из-за невыполнения договор ных обязательств. Вместе с тем этот блок должен пре-
5—283 |
65 |
Дупреждать потери строительной организации, которые могли бы возникнуть вследствие нарушения своих обя зательств ее производственными и хозяйственными бло ками.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров
СССР «Об улучшении правовой работы в народном хо зяйстве» отмечается, что значение правовой работы в но вых условиях хозяйствования значительно возросло. Министерства, предприятия, организации и учреждения стали шире использовать правовые средства, оказывая этим существенное влияние на улучшение хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Вместе с тем в ряде случаев правовая работа недооценивается и ве дется еще неудовлетворительно. Министерства зачастую не принимают должных мер для борьбы с нарушениями государственной и договорной дисциплины, а органы арбитража недостаточно используют имущественные санкции для воздействия на предприятия и организации, не выполняющие заданий и договорных обязательств.
Таким образом, неуклонное выполнение своих дого ворных обязательств, а также своевременное предъ явление претензий, вытекающих из договоров с другими организациями, становится теперь государственной обя занностью строительных предприятий и важнейшим условием их оптимального функционирования. Имевшее место в прошлом бесконтрольное отношение к договорам несовместимо с новой системой планирования и экономи ческого стимулирования.
Из числа блоков обеспечения нормативно-справочный блок имеет ярко выраженную экономическую окраску. Главная его цель — обеспечить функциональные блоки базовой информацией, необходимой для нормальной ра боты системы управления.
Базовая информация системы включает данные, пред ставляющие интерес для нескольких функциональных блоков. Специальная информация хранится в базе каж дого отдельного блока, но если трест пользуется вычис лительным центром, то не исключается совместное хра
нение всей информации.
Нормативно-справочный блок отвечает за информа цию трех видов — нормативную, справочную и о техни ческом прогрессе.
Современная наука рассматривает нормативы как объективные соотношения между отдельными элемента-
6 6
ми материального производства. Нормативы использу ются в строительстве как инструмент единой технической политики и как средство централизованного государст венного регулирования экономических отношений. Таким образом, в системе нормативов планомерно реализуется принцип пропорциональности элементов общественного производства.
Нормативы применяются в блоках «сводное планиро вание» (удельные капитальные вложения, затраты ресур сов, продолжительность строительства, заделы и др.); «экономическое стимулирование» (нормативы оплаты труда, премирования, отчисления в фонды экономическо го стимулирования); кроме того, используются также нормы расхода материалов, нормы потерь, заготовитель но-складских расходов, наценок снабжающих организа ций, нормы затрат материальных и трудовых ресурсов, машинного времени, нормативы продолжительности вы полнения производственных процессов.
Единая нормативная база в АСУС необходима для обеспечения системного подхода, т. е. единства цели, пол ноты охвата всех функций управления и видов производ ственно-хозяйственной деятельности, взаимосвязи между различными нормативными комплексами, применяемыми в блоках АСУС, а также между нормативами данной системы и внешних организаций. Велика роль нормати вов при формировании альтернативных вариантов реше ния производственно-технических задач и выборе лучше го варианта.
В строительстве в настоящее время действует ряд нормативных комплексов: единые районные единичные расценки, единые нормы выработки, нормы продолжи тельности строительства, нормы заделов, нормы удель ных капитальных вложений и др.
Наряду с государственными нормативами, примене ние которых обязательно, для АСУС требуются и другие нормативы, подлежащие разработке министерствами и самими строительными трестами — производственные нормы затрат материалов, затрат труда и машинного времени на выполнение укрупненных конструктивных элементов или комплексов работ применительно к соста ву работ, принятому в сетевых графиках. Требуются так же нормы продолжительности выполнения этих работ в различных возможных вариантах технологии.
Во многих случаях придется определять затраты ре-
5* |
67 |