Файл: Вайнштейн Б.С. Применение автоматизированных систем управления в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.07.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
(1971 г.) сформулирована задача органически связать соревнование с главными направлениями экономичес кой политики партии. В новых условиях хозяйствования соревнование ведется не только за рост количественных показателей, но также за ускорение научно-техническо го прогресса, за решение социальных вопросов.
Вторая группа социологических функций охватывает подбор II расстановку кадров, повышение их квалифи кации, включая профессиональную подготовку, эконо мическое образование, пропаганду политических и на учных знаний. Значимость этого комплекса вопросов связана с тем, что ускоренный научно-технический про гресс предъявляет повышенные требования к кадрам, начиная от низовых производственных звеньев до руко водителей предприятий. «Специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура челове ка превращаются в обязательное условие успешного труда...»1. Повышение квалификации кадров, расшире ние их кругозора являются наиболее существенными предпосылками эффективной работы предприятия п вме сте с тем отвечают стремлению советских люден к зна ниям, к творческому участию в производстве и общест венной жизни.
Экономическое образование становится важнейшим условием повышения эффективности производства. В по становлении ЦК КПСС «Об улучшении экономического образования трудящихся» (1971 г.) поставлена задача охватить в ближайшие годы экономическим обучением широкие слои советских людей, привить им навыки эко номического мышления и таким путем еще больше рас ширить возможности их реального участия в управле нии.
«Ошибочно думать, будто с экономическими закона ми имеют дело только большие ученые и руководители. Эти законы, если их понять правильно, диктуют логику поведения не только администратору, инженеру, учено му, технику, но и каждому рядовому рабочему, колхоз нику» 2.
Третья группа социологических функций связана с улучшением условий труда, снижением профессиональ
ных |
вредностей, улучшением |
техники безопасности, |
1 |
Материалы XXIV съезда КПСС, стр. 41. |
|
2 |
Л. И. Б р е ж н е в . Речь на XV |
съезде ВЛКСМ. М., Политиз |
дат, 1970, стр. 383.
76
полным устранением травматизма, организацией меди цинской помощи на производстве. Сюда же можно от нести и вопросы производственной эстетики, организа цию отдыха в перерывах между работой и в нерабочие дни.
Организованное управление требуется при регулиро вании таких сторон жизни коллектива, как получение и распределение путевок и мест в санатории, дома от
дыха, пионерские |
лагеря, детские ясли. |
Систематичес |
|||
кое внимание |
к |
организации |
службы |
быта |
особен |
но важно в нестационарных условиях |
работы |
строи |
|||
телей. |
художественной |
самодеятельности, ли |
|||
Организация |
|||||
тературных кружков и других |
форм клубной |
работы, |
а также туризма и физкультурных комплексов — все это служит действенным средством борьбы с текучестью кадров, способствует росту производительности труда и в то же время создает оптимистическое настроение в коллективе, развивает дух товарищества и взаимного доверия.
Особый вопрос управления — улучшение жилищных условий коллектива. Острота вопроса заключается в том, что радикальное решение его требует больших затрат, а значит, и известного времени. Пути улучшения жилищ ных условий разнообразны — трест имеет для этого не мало источников: собственное жилищное строительство за счет государственных капитальных вложений и за счет фонда предприятия, получение жилой площади от заказчиков в соответствии с действующим законода тельством, организация жилищных кооперативов, полу чение жилой площади от местных Советов.
Социологические функции управления в строитель ном предприятии этим не исчерпываются. Вряд ли их вообще можно исчерпать. В жизни коллектива происхо дят самые разнообразные события: надо проводить за служенного работника на пенсию, отметить свадьбу, по мочь заболевшему и т. д.
Все эти социологические функции так или иначе вы полняются в строительных организациях и в настоящее
время |
при |
сложившемся |
порядке управления |
и |
зача |
||
стую |
очень |
неплохо, в меру опытности руководителей |
|||||
и активности |
коллектива. |
Новое |
заключается |
в |
том, |
||
чтобы выполнять их на научной |
основе, т. е. планомер |
||||||
но, в |
увязке |
с производственными и экономическими |
77
функциями и с отражением в принципиальном проекте системы управления.
При этом необходимо учесть особые черты социоло гических функций, отличающие их выполнение от эко номических и производственных. Почти все социологи ческие функции принадлежат к числу неформалпзуемых, что определяет особый характер подготовки и принятия решений. Далее, почти все социологические функции имеют многокритериальный характер, отражая, с одной стороны, непосредственные производственно-экономиче ские задачи предприятия, а с другой, высшую цель со ветского общества — повышение благосостояния народа II всестороннее развитие каждого члена общества.
Поэтому выполнение социологических функций под разумевает увязку с экономическими и производствен ными функциями, подготовку и обработку социологиче ской информации на основе систематического изучения коллектива, структуры неформальных связей и взаимо действий.
Системный подход означает, что социологические функции управления подлежат регламентации и вклю чению в состав принципиального проекта АСУС, хотя и относятся к категории неформалпзуемых функций. Этот термин требует некоторых пояснений.
Формализовать функцию управления — значит пере числить все операции, включаемые в ее состав, указать типовые ситуации и правила поведения при управле нии. Содержательное, хотя и не вполне строгое, опре деление гласит, что формализация —это установление (на основе опыта, привычек п правил) процедуры, обес печивающей разумное постоянство поведения при пов торении ситуации.
В этом смысле можно считать полностью формали зованными такие, например, операции, как монтаж сборных железобетонных конструкций, поскольку пра вила монтажа зафиксированы в технологических кар тах; формализовано определение сдельного заработка бригады рабочих строителей по единым нормам выра ботки с применением аккордно-премиальных надбавок
имногие другие аналогичные функции, где поведение людей определяется их связями со средствами произ водства. Однако в системе автоматизированного управ ления далеко не все функции подлежат формализации
итем более автоматизации. Некоторые из них вообще
78
(или пока) |
невозможно формализовать, а |
другие, |
хотя |
и можно, |
но нецелесообразно, поскольку |
человек |
или |
коллектив исполняет такие функции лучше машины. Но невозможность или нецелесообразность формализации ни в коей мере не снимает требования о принятии обос нованных и целесообразных решений.
Неформализованные методы управления требуются, как было сказано, главным образом при управлении социологическими процессами и отношениями в коллек тиве, а кроме того, в условиях неопределенности, при возникновении конфликтных ситуаций при необходимо сти выбора вариантов, которые не вполне поддаются количественной оценке, например рационализация, но вая техника и др.
Неопределенность наступает при дефиците информа ции (например, нарушение каналов связи), а также при возникновении непредвиденных ситуаций (аварии, сти хийные бедствия). Возможна неопределенность как ре зультат изменения сроков и размеров поставки ресурсов, изменения плановых заданий.
Конфликтные ситуации возникают при получении противоречивой информации, а также при спорах звень ев предприятия между собой или с внешними органами,
например, по поводу соблюдения |
правил, |
договоров и |
т. д. Не поддаются формализации |
творческие процес |
|
сы— разработка проектов новой |
техники, |
построение |
организационной структуры, обучение, инструктаж, про паганда.
Управление социологическими процессами и отноше ниями— наиболее тонкий вопрос, который почти полно стью лежит за пределами возможной и целесообразной формализации.
В отношениях с людьми формализация, как правило, неприменима и во всяком случае мало эффективна. Здесь требуется психологическая совместимость, гиб кость и индивидуальный подход с учетом характера данного человека. Вместе с тем надо соблюдать прин ципиальность в отношении с людьми, требуя строго со блюдения порядка и ограждая интересы коллектива и предприятия от недисциплинированности отдельных его членов. Самодисциплина — форма участия трудя щихся. в управлении.
Важный вопрос в методике и практике управле ния— органы и структурные звенья, призванные выпол
79
нять неформализованные функции. В условиях неопре деленности, если ситуация носит острый характер, дис петчер принимает управление на себя, а руководителизвеньев, если они лишены связи со своими управляющи ми органами, действуют самостоятельно. Одновременно' все они принимают меры к восстановлению связи н уве домляют о сложившейся ситуации управляющего тре стом по любым каналам.
В других случаях неопределенности управление бе
рет на себя старший руководитель. |
бло |
|
Конфликтные |
ситуации в хозяйстве решаются |
|
ком «правовое |
обеспечение», а трудовые — в |
блоке |
«труд и кадры». |
|
|
При решении социологических вопросов в коллекти ве важная роль принадлежит профсоюзу, комсомоль ской организации, научно-техническому обществу и дру гим общественным организациям. Чтобы принимать правильные решения, нужно в системе управления пре дусмотреть постоянное изучение и подготовку инфор мации о неформальной структуре коллектива, о его со циально-психологических характеристиках.
Важными структурными элементами, как бы моле кулами социального коллектива предприятия, являются малые группы и неформальные лидеры.
Малые (неформальные) группы возникают под вли янием общности производственных интересов, взглядов на жизнь, эмоциональных реакций, способов принятия решений, психологической совместимости людей. Неред ко людей объединяет спорт, туризм, художественная самодеятельность. Одна из задач управления заключа ется в том, чтобы поддерживать позитивно направлен ные неформальные группы, по возможности поручая им совместное выполнение производственных заданий и по ощряя совместное участие в общественной жизни. Вме сте с тем надо препятствовать формированию отрица тельно окрашенных малых групп путем воспитательных мер, структурных изменений или перевода неформаль ных лидеров таких групп на другую работу.
Административные руководители — мастера, произ
водители работ — назначаются вышестоящим |
органом |
и обычно рассматриваются членами группы |
как «на |
чальники», поскольку они обязаны проводить в . жизнь задачи, поставленные руководством. Неформальный ли дер выдвигается членами группы как личность, которая
80