Файл: Вайнштейн Б.С. Применение автоматизированных систем управления в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.07.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(1971 г.) сформулирована задача органически связать соревнование с главными направлениями экономичес­ кой политики партии. В новых условиях хозяйствования соревнование ведется не только за рост количественных показателей, но также за ускорение научно-техническо­ го прогресса, за решение социальных вопросов.

Вторая группа социологических функций охватывает подбор II расстановку кадров, повышение их квалифи­ кации, включая профессиональную подготовку, эконо­ мическое образование, пропаганду политических и на­ учных знаний. Значимость этого комплекса вопросов связана с тем, что ускоренный научно-технический про­ гресс предъявляет повышенные требования к кадрам, начиная от низовых производственных звеньев до руко­ водителей предприятий. «Специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура челове­ ка превращаются в обязательное условие успешного труда...»1. Повышение квалификации кадров, расшире­ ние их кругозора являются наиболее существенными предпосылками эффективной работы предприятия п вме­ сте с тем отвечают стремлению советских люден к зна­ ниям, к творческому участию в производстве и общест­ венной жизни.

Экономическое образование становится важнейшим условием повышения эффективности производства. В по­ становлении ЦК КПСС «Об улучшении экономического образования трудящихся» (1971 г.) поставлена задача охватить в ближайшие годы экономическим обучением широкие слои советских людей, привить им навыки эко­ номического мышления и таким путем еще больше рас­ ширить возможности их реального участия в управле­ нии.

«Ошибочно думать, будто с экономическими закона­ ми имеют дело только большие ученые и руководители. Эти законы, если их понять правильно, диктуют логику поведения не только администратору, инженеру, учено­ му, технику, но и каждому рядовому рабочему, колхоз­ нику» 2.

Третья группа социологических функций связана с улучшением условий труда, снижением профессиональ­

ных

вредностей, улучшением

техники безопасности,

1

Материалы XXIV съезда КПСС, стр. 41.

2

Л. И. Б р е ж н е в . Речь на XV

съезде ВЛКСМ. М., Политиз­

дат, 1970, стр. 383.

76


полным устранением травматизма, организацией меди­ цинской помощи на производстве. Сюда же можно от­ нести и вопросы производственной эстетики, организа­ цию отдыха в перерывах между работой и в нерабочие дни.

Организованное управление требуется при регулиро­ вании таких сторон жизни коллектива, как получение и распределение путевок и мест в санатории, дома от­

дыха, пионерские

лагеря, детские ясли.

Систематичес­

кое внимание

к

организации

службы

быта

особен­

но важно в нестационарных условиях

работы

строи­

телей.

художественной

самодеятельности, ли­

Организация

тературных кружков и других

форм клубной

работы,

а также туризма и физкультурных комплексов — все это служит действенным средством борьбы с текучестью кадров, способствует росту производительности труда и в то же время создает оптимистическое настроение в коллективе, развивает дух товарищества и взаимного доверия.

Особый вопрос управления — улучшение жилищных условий коллектива. Острота вопроса заключается в том, что радикальное решение его требует больших затрат, а значит, и известного времени. Пути улучшения жилищ­ ных условий разнообразны — трест имеет для этого не­ мало источников: собственное жилищное строительство за счет государственных капитальных вложений и за счет фонда предприятия, получение жилой площади от заказчиков в соответствии с действующим законода­ тельством, организация жилищных кооперативов, полу­ чение жилой площади от местных Советов.

Социологические функции управления в строитель­ ном предприятии этим не исчерпываются. Вряд ли их вообще можно исчерпать. В жизни коллектива происхо­ дят самые разнообразные события: надо проводить за­ служенного работника на пенсию, отметить свадьбу, по­ мочь заболевшему и т. д.

Все эти социологические функции так или иначе вы­ полняются в строительных организациях и в настоящее

время

при

сложившемся

порядке управления

и

зача­

стую

очень

неплохо, в меру опытности руководителей

и активности

коллектива.

Новое

заключается

в

том,

чтобы выполнять их на научной

основе, т. е. планомер­

но, в

увязке

с производственными и экономическими

77


функциями и с отражением в принципиальном проекте системы управления.

При этом необходимо учесть особые черты социоло­ гических функций, отличающие их выполнение от эко­ номических и производственных. Почти все социологи­ ческие функции принадлежат к числу неформалпзуемых, что определяет особый характер подготовки и принятия решений. Далее, почти все социологические функции имеют многокритериальный характер, отражая, с одной стороны, непосредственные производственно-экономиче­ ские задачи предприятия, а с другой, высшую цель со­ ветского общества — повышение благосостояния народа II всестороннее развитие каждого члена общества.

Поэтому выполнение социологических функций под­ разумевает увязку с экономическими и производствен­ ными функциями, подготовку и обработку социологиче­ ской информации на основе систематического изучения коллектива, структуры неформальных связей и взаимо­ действий.

Системный подход означает, что социологические функции управления подлежат регламентации и вклю­ чению в состав принципиального проекта АСУС, хотя и относятся к категории неформалпзуемых функций. Этот термин требует некоторых пояснений.

Формализовать функцию управления — значит пере­ числить все операции, включаемые в ее состав, указать типовые ситуации и правила поведения при управле­ нии. Содержательное, хотя и не вполне строгое, опре­ деление гласит, что формализация —это установление (на основе опыта, привычек п правил) процедуры, обес­ печивающей разумное постоянство поведения при пов­ торении ситуации.

В этом смысле можно считать полностью формали­ зованными такие, например, операции, как монтаж сборных железобетонных конструкций, поскольку пра­ вила монтажа зафиксированы в технологических кар­ тах; формализовано определение сдельного заработка бригады рабочих строителей по единым нормам выра­ ботки с применением аккордно-премиальных надбавок

имногие другие аналогичные функции, где поведение людей определяется их связями со средствами произ­ водства. Однако в системе автоматизированного управ­ ления далеко не все функции подлежат формализации

итем более автоматизации. Некоторые из них вообще

78

(или пока)

невозможно формализовать, а

другие,

хотя

и можно,

но нецелесообразно, поскольку

человек

или

коллектив исполняет такие функции лучше машины. Но невозможность или нецелесообразность формализации ни в коей мере не снимает требования о принятии обос­ нованных и целесообразных решений.

Неформализованные методы управления требуются, как было сказано, главным образом при управлении социологическими процессами и отношениями в коллек­ тиве, а кроме того, в условиях неопределенности, при возникновении конфликтных ситуаций при необходимо­ сти выбора вариантов, которые не вполне поддаются количественной оценке, например рационализация, но­ вая техника и др.

Неопределенность наступает при дефиците информа­ ции (например, нарушение каналов связи), а также при возникновении непредвиденных ситуаций (аварии, сти­ хийные бедствия). Возможна неопределенность как ре­ зультат изменения сроков и размеров поставки ресурсов, изменения плановых заданий.

Конфликтные ситуации возникают при получении противоречивой информации, а также при спорах звень­ ев предприятия между собой или с внешними органами,

например, по поводу соблюдения

правил,

договоров и

т. д. Не поддаются формализации

творческие процес­

сы— разработка проектов новой

техники,

построение

организационной структуры, обучение, инструктаж, про­ паганда.

Управление социологическими процессами и отноше­ ниями— наиболее тонкий вопрос, который почти полно­ стью лежит за пределами возможной и целесообразной формализации.

В отношениях с людьми формализация, как правило, неприменима и во всяком случае мало эффективна. Здесь требуется психологическая совместимость, гиб­ кость и индивидуальный подход с учетом характера данного человека. Вместе с тем надо соблюдать прин­ ципиальность в отношении с людьми, требуя строго со­ блюдения порядка и ограждая интересы коллектива и предприятия от недисциплинированности отдельных его членов. Самодисциплина — форма участия трудя­ щихся. в управлении.

Важный вопрос в методике и практике управле­ ния— органы и структурные звенья, призванные выпол­

79



нять неформализованные функции. В условиях неопре­ деленности, если ситуация носит острый характер, дис­ петчер принимает управление на себя, а руководителизвеньев, если они лишены связи со своими управляющи­ ми органами, действуют самостоятельно. Одновременно' все они принимают меры к восстановлению связи н уве­ домляют о сложившейся ситуации управляющего тре­ стом по любым каналам.

В других случаях неопределенности управление бе­

рет на себя старший руководитель.

бло­

Конфликтные

ситуации в хозяйстве решаются

ком «правовое

обеспечение», а трудовые — в

блоке

«труд и кадры».

 

 

При решении социологических вопросов в коллекти­ ве важная роль принадлежит профсоюзу, комсомоль­ ской организации, научно-техническому обществу и дру­ гим общественным организациям. Чтобы принимать правильные решения, нужно в системе управления пре­ дусмотреть постоянное изучение и подготовку инфор­ мации о неформальной структуре коллектива, о его со­ циально-психологических характеристиках.

Важными структурными элементами, как бы моле­ кулами социального коллектива предприятия, являются малые группы и неформальные лидеры.

Малые (неформальные) группы возникают под вли­ янием общности производственных интересов, взглядов на жизнь, эмоциональных реакций, способов принятия решений, психологической совместимости людей. Неред­ ко людей объединяет спорт, туризм, художественная самодеятельность. Одна из задач управления заключа­ ется в том, чтобы поддерживать позитивно направлен­ ные неформальные группы, по возможности поручая им совместное выполнение производственных заданий и по­ ощряя совместное участие в общественной жизни. Вме­ сте с тем надо препятствовать формированию отрица­ тельно окрашенных малых групп путем воспитательных мер, структурных изменений или перевода неформаль­ ных лидеров таких групп на другую работу.

Административные руководители — мастера, произ­

водители работ — назначаются вышестоящим

органом

и обычно рассматриваются членами группы

как «на­

чальники», поскольку они обязаны проводить в . жизнь задачи, поставленные руководством. Неформальный ли­ дер выдвигается членами группы как личность, которая

80